Сущность рентабельности активов
Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена. Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы 1) показатели рентабельности капитала (активов), 2) показатели рентабельности продукции; 3) показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, ид которых наиболее важными являются; все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал Чистая ■ прибыльЧистая ■ прибыль Чистая • прибыль Все ■ активы Инвестиционный ■ капитал Акционерный • капитал
Несовпадение уровней и рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств, Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам все участников бизнеса предприятия. Например, администрацию рацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей -доходность акции и т.д.
Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям Рассмотрим следующую очевидную зависимость: Чистая ■ прибыль Чистая ■ прибыль Объем ■ продаж: Все ■ активы Объем ■ продаж: Все • активы Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов, рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов Экономически связь, заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов. Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности. Чистая ■ прибыль Чистая ■ прибыль Объем ■ продаж: Сов • капитал " X X ■ Акционерный ■ капитал Объем ■ продаж: Сов ■ капитал Акц • капитал как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала Изучение, подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости, следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала. Вгорая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий. Например, Прибыль ■ от • реализ. Балансовая ■ прибыль, налогооблагаемая ■ прибыль Чистая ■ прибыл Объем ■ продаж Объем ■ продаж Объем ■ продаж Объем - продаж Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного (Ко) и отчетного (/С,) периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации
Или где - Р^Р0 -прибыль от реализации отчетного и базисного периодов; N ^ N 0 - реализация продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов; S ^ Sq - себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов; АК- изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом. Влияние фактора изменения объема реализации определяется расчетом (по методу цепных подстановок) Соответственно влияние изменения себестоимости составит -5, JV, - Sn АК, = Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом; АК = АКп - АКх Третья группам показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств. 41ЩС -чистый приток денежных средств ч пдс чпдс чпдс______ Объем ■ продпж совокупный ■ капитал Собственный ■ капитал Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия. Рентабельность активов показывает прибыль, приносимую всеми без исключения средствами предприятия, независимо от их вида или источника формирования. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к общей величине активов. Служит для оценки эффективности бизнеса в целом (а не только эффективности собственного капитала). Па уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно - хозяйственных факторов: уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников; степень использования производственных ресурсов; объем,качество и структура продукции; затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления ее использования.
Методология факторного анализа показателей рентабельности предусматривает разложение исходных формул расчета показателя по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности. Например, для анализа общей рентабельности (рентабельности активов) можно использовать -трех- или пятифакторную модель. Чтобы упростить модель, затраты на производство и реализацию В основе всех используемых моделей лежит следующее соотношение: 16 P P = jy = N {N N Ny К N + JV JV IV AX NX N где /? - рентабельность активов (капитала); Р - прибыль от реализации; К - средняя за период стоимость активов; F - средняя за период стоимость вне оборотных активов; Е — средние остатки оборотных активов; — - затраты на 1 рубль продукции по полной себестоимости; yv и — зарплатоемкость продукции; N М — материалоемкость продукции; N А - амортизациеемкость продукции; N -- фондоемкость продукции по внеоборотным активам; — фондоемкость продукции по оборотным активам (коэффициент N закрепления оборотных активов). Рентабельность активов тем выше, чем выше прибыльность продукции, чем выше отдача внеоборотных актинов и скорость оборота оборотных активов, чем ниже общие затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов, труда). Числовая оценка влияния отдельных факторов на уровень рентабельности определяется по методу цепных подстановок или по интегральному методу оценки факторных влияний.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|