Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Национальный вопрос в деятельности Временного правительства




В национальных регионах, как и в центре страны, в первые недели месяца были созданы и Советы и органы власти Временного правительства.

Однако параллельно формировалась и национальная власть - Центральная рада на Украине, Белорусская рада, Сфатул цэрий в Молдавии и др. С весны 1917 г. начал развиваться процесс распада империи, ликвидации централизованного унитарного государства и перехода к федерации.

17 марта Временное правительство объявило декларацию о вопросе независимости Польши. Финляндии было гарантировано осуществление ее конституционных прав. 20 марта был издан Декрет "Об отмене вероисповедных и национальных ограничений". Он отменял ограничения в выборе места жительства, передвижений, приобретении собственности, занятиях торговлей и ремеслами, поступлении в учебные заведения, на государственную службу, в употреблении местных языков. Правительство было сторонником сохранения исторически сложившегося полиэтнического Российского государства. Русские либералы (прежде всего кадеты) выступали за территориальную автономию Польши и Финляндии, а всем прочим предлагали культурно-национальную автономию.

В ст. 20-25 программы правящей партии кадетов проблема рассматривалась во взаимосвязи с вопросом местного самоуправления (см. раздел "Местное самоуправление и автономия"). В регионах же, где национальные меньшинства составляли компактное большинство, местное самоуправление почти неизбежно (при наличии всеобщего избирательного права) перерастало бы в национально-территориальную автономию. Либеральный вариант был рассчитан на компромисс и взаимопонимание между различными национальностями, представляя реальный шанс избежать насильственного решения, а следовательно, и распада Российской империи.

 

Вопросы государственного строительства в деятельности Временного правительства

После Февральской революции правовая система не подверглась слому. Продолжали действовать основные государственные законы и Свод законов Российской империи, сохраняли силу и многие царские указы. В ряде случаев Временное правительство издавало свои правовые акты в развитие или дополнение дореволюционных законов. Были отменены самые одиозные акты, касающиеся прав и компетенции власти монарха. Вместе с тем Временное правительство стремилось развернуть активную законодательную деятельность, для чего постановлением от 22 марта было создано Юридическое совещание, состоявшее из профессиональных юристов, как правило, членов партой кадетов. Юридическое совещание должно было разрабатывать проблемы публичного права, возникающие в связи с установлением нового государственного строя, давать предварительные юридические заключения по законодательным и иным предположениям Временного правительства.

В первое время после Февральской революции 1917 г. граждане России приобрели весьма широкие политические права и свободы. Некоторые из политических свобод предусматривались и старым законодательством, но их осуществление было крайне затруднительным. Теперь же реально стала действовать свобода слова, печати, собраний, демонстраций, митингов и т.д. Впервые было утверждено демократическое Положение о выборах в Учредительное собрание, исходившее из принципов всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Оно имело конституционное значение, но это еще не была Конституция.

Для разработки новой Конституции была создана особая комиссия, которая действовала пассивно, поэтому проект Конституции даже не был вынесен для обсуждения в печати. По проекту, Россия должна была стать республикой во главе с президентом, которого должно было избрать само Учредительное собрание. Правовое положение президента очень напоминало статус императора по Основным законам 1906 г. Предусматривалось и создание двухпалатного парламента с положением палат, аналогичным бывшей Госдуме и Госсовету. Однако этот проект так и не стал законом.

Большое внимание правительство уделяло вопросам демократизации местного управления и самоуправления. На это была нацелена деятельность Министерства внутренних дел во главе с министром Г.Е. Львовым. Однако главное внимание Львов уделял политической борьбе, а не конкретным направлениям работы министерства. При правительстве было создано Особое совещание по реформе местного управления и самоуправления. Деятельность совещания была весьма плодотворной, в результате чего было подготовлено значительное число законопроектов. Из 100 законодательных актов, изданных Временным правительством за 236 дней его существования, 44 акта касались вопросов местного управления и самоуправления. Основными актами являлись положения о волостном земстве, о поселковом управлении, о городском и земском самоуправлении. В них имелись действительно демократические положения с точки зрения буржуазного права.

Временное правительство признавало на словах необходимость отмены сословного деления общества и связанных с ним привилегий и ограничений. Под давлением Советов в Министерстве юстиции была образована комиссия для проведения «великой реформы». Однако буржуазная печать решительно протестовала против данных реформ под предлогом их утопичности и несвоевременности. В юридическом журнале кадетов говорилось, что отменять сословия недопустимо, поскольку в таком случае пришлось бы пересмотреть все 16 томов Свода законов Российской империи. Журнал полагал это совершенно немыслимым и невозможным мероприятием.

Данный вопрос рассматривало Юридическое совещание, которое признаю необходимость этой реформы, но постановило, что практически осуществить эту меру невозможно, поскольку все гражданское законодательство основано на сословном строе, и его отмена приведет к хаосу и гибели установленного порядка распоряжения огромным имуществом, которым ведают сословные учреждения. 27 июля Временное правительство образовало специальную комиссию «для глубокого и всестороннего» изучения данного вопроса. Но она так и не приступила к работе.

Временное правительство приняло многочисленные нормативные акты по второстепенным вопросам, а решение коренных вопросов демократизации общественной и политической жизни откладывалось до созыва Учредительного собрания. Сам же созыв Учредительного собрания постоянно переносился по срокам. Первый срок был установлен на 30 сентября, затем выборы были перенесены на 12 ноября, а созыв — на 28 ноября 1917 г. Такая оттяжка в решении неотложных задач сработала против самого Временного правительства, а лозунг Учредительного собрания стал средством обмана общественного мнения. На Государственном совещании, созванном в Москве 12 августа 1917 г.. Временное правительство заявило о том, что оно отказывается от социальных и земельных реформ, от каких бы то ни было посягательств на частную собственность отдельных групп и сословий и будет продолжать войну до победного конца.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...