Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели успешной работы.




ЛОГИКА РАЗВИТИЯ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ.

Стандартная летняя смена в лагере длится 21 день, так же бывают смены:

10-14дней – оздоровительная;

7 дней – каникулярная;

24 дня – санаторная.

. Независимо от содержания, профиля она делится на три периода - организационный, основной и заключительный, сочетающие все направления социальной, культурно - досуговой, воспитательной и оздоровительной деятельности коллектива лагеря.

Динамика развития смены

1. оргпериод, 3 дня - знакомство, привыкание, адаптация.

2. основной период

3. завершающий период, 2-3 дня, когда есть итоговое дело, логическое завершение концепции смены, подарки, время для подведения итогов.

 

По содержанию мероприятий смена может быть:

· Линейной (дни очень насыщенны, но не связаны одной общей идеей),

· Тематической (все дни подчинены общей идее – любви к Родине – смена «Моя Россия», преодолению испытаний - смена «Таежный герой», развитию толерантности – смена «Кругосветное путушествие»),

· Ролевой (вся смена – это игра, где каждый вожатый и ребенок играет свою роль – Хоббитские игры; смены по произведениям о Гарри Поттере и др.).

· профильная

Организационный период

Основная цель этого периода — адаптация ребёнка к условиям и особенностям летнего лагеря. Дети знакомятся друг с другом, педагоги и воспитатели узнают об их интересах, определяют лидера, дают детям возможность проявить себя.

Задачи:

Для ребенка важно Для педагога важно
· Знакомство детей друг с другом, с взрослыми и условиями проживания. · Научится ориентироваться в лагере · Узнать план смены · Сориентироваться в режимных моментах · Почувствовать себя нужным, быть принятым в коллективе сверстниками и взрослыми. · Определить свое место (статус) в коллективе · Сформировать умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов · Сформировать чувство «Мы», доверия друг к другу. · Запомнить имена всех детей. · Выявить лидера · Сплочения коллектива · Выработать стиль общения и поведения с детьми отряда · Предъявление ЕПТТ · Выстроить с напарником: формирование групповых норм ценностей традиций · Обеспечить детям чувства защищенности, самостоятельности  

Предлагаемые формы работы:

§ Игры на знакомство;

§ Экскурсия по лагерю;

§ КТД;

§ Формы работы с группами переменного состава;

§ Выбор названия и других отличительных особенностей отряда;

§ Установление традиций в отряде.

Советы вожатому:

§ индивидуальные беседы проводите только наедине;

§ больше отрядных дел — это главный фактор формирования коллектива;

§ больше перегруппировок в творческих делах в оргпериод;

§ трудную работу — лучшим;

§ название, песня, девиз, эмблема — лицо отряда;

§ дисциплина — главное условие благополучного пребывания в лагере. Именно поэтому, особенно в оргпериод, требуйте, чтобы чётко выполнялись все законы, нормы, режим дня, санитарно-гигиенические правила.

Основной вид деятельности вожатого:

§ Разъясняю, требую, добиваюсь выполнения требований. Инициатива исходит от вас. Показываю себя, сотрудников лагеря

Адаптация детей имеет два аспекта: психологическая адаптация и биологическая.

Оргпериод - это период адаптации. Он включает в себя заезд в лагерь, знакомство с новым окружением, с предстоящей деятельностью.

Оргпериод – это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод – это переход из одной жизни в другую. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же появлении в лагере родителей устраивают «концерт» со слезами, заявлениями «здесь все плохо» и требованием сейчас же уехать домой. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в «дом родной».

В этот период только формируется актив отряда, происходит выявление лидеров, распределение ролей. Поэтому основные функции пока придется взять на себя вожатому. Поскольку основные механизмы работы отряда еще не сформированы, необходимо постоянно контролировать все этапы деятельности отряда, не пускать все на самотек, всегда находиться рядом.

В оргпериод необходимо ориентироваться на отрядную (внутриотрядную) деятельность, формирование отряда, как сплоченного коллектива, готового и способного эффективно работать.

Хорошо если в первые дни после заезда организуются мероприятия информационно-рекреативного характера, не требующие напряжения сил и особых способностей. В этот период целесообразно отдавать предпочтение игровым формам, которые всегда доставляют ребенку радость, несут определенную смысловую нагрузку и не удручают своим однообразием.

Чтобы все это осуществить, нужно спланировать первые три дня буквально по минутам. Если не будет плана — будет суматоха и неразбериха, раздражение и разочарование. Причем, спланировать оргпериод желательно в спокойной обстановке вместе с напарником накануне смены, не страшно, если план будет меняться в зависимости от ситуации. Очень важно, чтобы в первые дни у ребят не было времени для безделья, чтобы все было четко и организованно.

Показатели успешной работы.

1. Сформирована официальная структура, у каждого есть поручения, выработаны законы жизни, составлен план.

2. Все знают имена друг друга.

3. Знают территорию.

4. Обеспечена узнаваемость отряда.

5. Налажено межличностное общение, в отряде нет отверженных ребят.

6. Принятие норм и правил жизни, налажен быт.

7. Существует атмосфера заинтересованности, готовности участия в общих делах.

Результатом прохождения оргпериода является сложившийся коллектив, принявший законы существования в условиях лагеря, с принятым отрядом комплексом этических установок (что круто - что «отстой»), комфортной для ребенка психологической атмосферой. Все это формирует своеобразный «туннель реальности» в рамках которого, Лагерь- отличное место, то что мы делаем – это здорово, для нас нет слов «трудно», «я не буду, не хочу», «круто» быть творческим и ярким, здесь я могу получить то, что не получу нигде (перспективы личностного роста), выполнение правил поведения – условие существования «нашего отличного мира» и т.д.

 

Основной период

Основной период – это период выполнения основных задач поставленных перед сменой:

· Организация разнообразной деятельности, для самореализации ребенка.

· Развитие самоорганизации и самоуправления детей.

· Оздоровление детей.

Задачи основного периода:

Для ребенка важно: Для педагога важно:
· Не поссориться, продолжать дружить, контактировать. · Бодро пересечь «экватор» смены. · Участвовать во всех мероприятиях · Реализовывать собственные идеи · Чему-то научится · Отдохнуть · Дышать свежим воздухом · Проявить себя в необычных формах проведения свободного времени · Возможность проявить себя лидером. · Мотивировать детей на активное участие в смене. · Дать возможность каждому ребенку реализоваться. · Сплотить отряд. · Обсуждать проведенные дела с детьми, учить анализировать собственную деятельность, делать самоанализ. · Через анализ проведенных дел подводить детей к созданию творческих дел. · Заложить основы самоуправления. · Создание положительного эмоционального настроя · Поддержание положительного эмоционального настроя. · Стремиться увеличить время пребывания детей на природе.

Основной период состоит из:

1. Этап делового сотрудничества. Главная потребность ребят на этом этапе реализовать себя в отряде.

Задачи педагога:

· Забота друг о друге.

· Реализация ребенка через общественные отношения.

· Деятельность должна быть интересной, соответствовать возрастным особенностям или проводится по возрастным подгруппам.

· Налаживаются основы самоуправления.

· Подводя итоги дня, мероприятия, (обязательно отмечайте успехи и неудачи 9как общие в отряде, так и у отдельных ребят).

 

2. Этап скрытых внутренних конфликтов. Зачатки этого периода лежат еще в оргпериоде, так как одни были удовлетворены жизью в коллективе, другие – нет.

 

3. Этап морально-волевого напряжения. Главная потребность детей - преодолеть существование в отряде разобщения.

Задачи:

· Укрепить единство в отряде.

· Оказать помощь организационно и творчески усилиям в общей деятельности.

· Деятельность обязательно должна быть обязательно коллективной, творческой, личностно и общественно значимой, подчеркивающей единство отряда.

 

4. Этап творческого союза. Главная характеристика – желание успеха в творчестве, поиск своего места в общем творческом процессе.

Задачи:

· Поддерживать организационно-творческих лидеров и содействовать их утверждению.

· Добиваться осознания всеми качественного роста коллектива на основе успеха в творческой деятельности.

Предлагаемые формы работы:

§ Многообразие предлагаемых форм деятельности с различным содержанием, составом участников;

§ Совместное планирование, проведение дел;

§ Организация равноправного диалога с детьми;

§ Совместное обсуждение возникающих проблем.

Отрядная работа:

§ Вечерние мероприятия, спортивные, ролевые, деловые игры, прогулки в лес, творческие конкурсы...

Основной период - это период активной деятельности, реализации целей и задач смены. Отряд уже сформирован, основные обязанности распределены, налажен быт и ребята готовы к тому, чтобы расширять свои возможности и контакты.

На этом этапе можно переходить к межотрядным и общелагерным мероприятиям (не забывая, конечно, о своем отряде надолго). В этот период происходит активное усвоение знаний и накопление опыта ребятами. Постепенно роль вожатого становится менее значимой, некоторые обязанности он может делегировать, назначать ответственных.

Показатели успешной работы.

1. Способность к оценке деятельности и самооценке.

2. Достаточно много лидеров.

3. Не должно быть замкнутых групп.

4. Четкая организационная работа в отряде наравне с вожатыми.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...