Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заключительный (итоговый) период смены




Подведение итогов прожитой смены, реадаптация детей к возвращению домой.

Вожатый в это время - работает по намеченному ранее плану; привлекает к коллективным делам каждого ребёнка; продумывает программу прощального вечера.

Задачи:

§ Организация подведения итогов смены;

§ Закрепление приобретенных знаний и умений (общаться, сотрудничать и т. д.);

§ Реализация вышеперечисленных знаний и умений;

§ Организация личной рефлексии;

§ Организация групповой рефлексии.


Предлагаемые формы работы:

§ Формы подведения итогов смены: вечерний разговор «Расскажи мне обо мне»; забор; награждение;

§ Выставки творческих работ;

§ Фестивали, гала-концерты (награждение по различным творческим номинациям).

Основной вид деятельности вожатого:

§ Пожинание «плодов» организованной работы

Отрядная работа:

§ Конкурсы творческих дел, прощальный отрядный огонёк...


Итоговый период - это период подведения итогов смены. Ребята активно применяют полученные знания, умения и навыки.

Наибольшим успехом пользуются общелагерные дела, в том числе и организационно сложные, наряду с этим возрастает потребность во внутриотрядном общении. Роль вожатого становится второстепенной, многие задания ребята могут выполнять самостоятельно, но все-таки исполнение необходимо контролировать.

Дети чувствуют отъезд задолго до окончания смены. Вожатому в эти дни нужно не потерять бдительность, нельзя расслабляться («ну вот уже и конец!»), нужно быть предельно внимательными. Чувствуя приближение отъезда, ребята начинают нарушать правила, если вожатые ослабляют требовательность, стараются увеличить объем «свободы». Поэтому программу последних дней необходимо сделать максимально насыщенной, так чтобы не оставалось ни минуты свободного времени на то, чтобы «оставить о себе память» или настроиться на горечь расставания с отрядом.

Важно провести анализ смены, накопленного опыта и поставить задачи на дальнейшую самореализацию.


Показатели успешной работы.

1. Уверенность в своих силах.

2. Терпение друг к другу, принятие друг друга, какие есть.

3. Есть тенденция к творческому отношению к делам.

4. Организационная структура срабатывает и в отсутствие вожатого.

Отряд переживает несколько кризисных периодов:

1. «Пик трудности» - этот кризисный период, приходящийся на первые 3-4 дня. Дети переживают свой отъезд из дома, а так же то, что теперь они вынуждены жить в большом коллективе. Соответственно им нужно наладить взаимоотношения с другими ребятами.

Действия вожатого: конечно ребят в отряде много, но вы сразу заметите ребят активных и ярких, которые с легкостью вливаются в коллектив, а еще увидите детей, которые скучают по дому. Этих ребят стоит активно привлекать к деятельности в отряде. Узнайте, какие у них таланты и интересы. Может они, и не будут участвовать в концерте, но помогут оформлять отрядный уголок. Главное разговаривайте с ними, пусть ребята чувствуют свою значимость и важность для вас.

Для коллектива вожатых это тоже трудные и насыщенные дни, требующие полной эмоциональной отдачи. Особенно тяжело приходится новеньким вожатикам, их стоит особенно поддерживать.

2. «Пик привыкания» - он приходится на 13-14 день смены. Новизна для ребятишек пропадает, они начинают уставать от режима и постоянных мероприятий.

Действия вожатого: В это время нужно планировать самые интересные и увлекательные мероприятия. Можно запускать параллельные игры развлекалочки такие как:

«РАБ» - играют два человека. Они договариваются о том, что запускают игру. Теперь им нельзя друг другу говорить числа. Если кто-то прокалывается, то получает первую букву «Р» и так до составления слова. Игроки стараются, друг друга подловить для этого придумывают хитрые вопросы и задают их в неожиданное время: «Который час?», «Сколько принести фломастеров?». Проигравший исполняет желание. Можно играть одновременно с несколькими людьми.

«Тайный друг» - на бумажках пишутся имена ребят из отряда, и каждый вытягивает имя того, кому будет тайным другом. Теперь нужно выпавшему вам человеку делать приятности. Записочки, подарочки, главное, чтобы вас не разгадали.

«Тип-Топ» - играют два человека. Они договариваются о начале игры. Теперь как только видишь своего противника к нему нужно обратиться по имени со словами тип-топ. К примеру, «Ира, Тип-Топ!». И противник должен (в какой бы ситуации он не находился) подпрыгнуть и сказать: «Я тебя вижу!». Если человек не прыгает, то ему засчитывается «прокол». Тот кого подловили три раза исполняет желание.

«Шарик, ты балбес!» - на бумажках пишутся имена ребят из отряда, и каждый вытягивает имя того, на кого будет охотиться. Убить человека можно, если вокруг вас нет людей и словами «Шарик, ты балбес!». Убитый отдает имя своей жертвы. Если же вы произнесли заветные слова, а из-за угла вышел какой-нибудь человек, то ваш противник может сказать «вижу» и останется жив, а также уже будет знать, что вы на него охотитесь. Цель – найти свое имя, а значит стать бессемртным. Убивать во время сна нельзя.

Эти игры так же можно проводить в вожатском коллективе для поднятия тонуса и заряда хорошего настроения. Ведь вожатые тоже устают.

3. «Пик усталости» - он приходится на конец смены. Ребята устают от большого количества людей вокруг. В этот период возможно возникновение конфликтов.

Действия вожатого: нужно проводить больше игр и спортивных мероприятий. Не забудьте помочь ребятам обменяться контактными данными для продолжения общения.


 

Образ вожатого.

1. Доброжелательный. Ни в коем случае нельзя "воевать" с детьми, уходить от конфликта вожатому необходимо всеми способами. И, конечно же, ребенку важно чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.

2. Внимательный и тактичный. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.

3. Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У "добреньких" вожатых дешевый авторитет. Если вы будете детям слишком много позволять, они сядут вам на шею.

4. Справедливый. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.

5. Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого. Вам необходимо подавать детям пример, и он должен быть правильным. Если пионеры почувствуют, что вы их в чём-то обманываете, вы потеряете их доверие и уважение.

6. Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатому важно быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей. Какое настроение у вожатого, такое и у отряда; проверено многолетним опытом.

7. Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться не существенными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права на срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.

8. Забота о детях (особенно о маленьких) На 18 дней вы становитесь для ребёнка всем: и мамой, и папой, и няней, и другом. Поэтому вы должны следить за такими (на первый взгляд очевидными и не требующими внимания) моментами в жизни детей:

§ Утром и вечером необходимо умываться и чистить зубы, а на ночь полезно мыть ноги.

§ Расстилая или застилая кровать, необходимо стряхнуть простынь (летом у детей песок даже в ушах).

§ Одеваться нужно опрятно, по погоде и желательно во все чистое (особенно касается малышей). Грязные вещи желательно стирать.

§ Все дырки, прорехи и оторванные пуговицы на одежде можно пришить с помощью иголки и нитки. Все когда - то учились с нуля. (Кстати, лучше будет, если вы не сами будете зашивать или заштопывать, а научите этому ребёнка).

§ Промокшие во время дождя или купания вещи и влажные банные принадлежности не надо запихивать в шкаф, сначала их стоит просушить на батарее или на веревке.

§ Не забывайте, что медицинскую помощь должны оказывать врачи. Если вам кажется, что ребенок болен, лучше перестраховаться и отправить его в медпункт. Если дети на 18 дней оторваны от родителей, это не значит, что они не должны умываться, расчесываться и следить за собой и за своей комнатой. Кроме вожатого, о детях позаботиться некому - помните об этом.

Необходимые качества для Вожатого:

§ Способность деликатно руководить группой детей в быту, дороге, спорте. Умение и ЖЕЛАНИЕ чутко, внимательно и терпеливо решать детские проблемы.

§ Личный успех в предлагаемой детям деятельности либо непоколебимая вера в собственную успешность.

§ Общечеловеческая внятность. Это способность оперативно, инициативно и результативно действовать в интересах детей в любой ситуации.

§ Терпение, терпение, и снова терпение - главное качество любого педагога. Сохранять спокойствие, уравновешенность, бодрость в любой ситуации, безмерно любить детей даже в тот момент, когда они этого совсем не заслуживают.

§ Уверенность в себе, находчивость. Умение быстро найти выход из любого трудного положения.

§ Яркость натуры. Помогает завоевать уважение детей.

§ Не быть ребёнком. Психологи выделяют несколько состояний человеческого я: Ребёнок, Взрослый, Родитель. Вкратце: взрослый - мыслит здраво и трезво, способен пожертвовать своей мелкой радости ради общего блага. Ребёнок - капризный, эгоистичный думает лишь о своей радости. Увы, зачастую неопытные вожатые едут в лагерь с детскими мотивами. Вы должны сделать всё, чтобы принести радость детям, и уже через это получить своё море положительных эмоций. При этом вожатому необходимо быть ребёнком в плане активности, фантазии, умения понять детей. Вожатый - это рыцарь детства, который служит ему, но не впадает в него.

Внешний вид

§ Вожатому всегда необходимо быть аккуратным и опрятным. Дети, особенно старшие, следят за внешним видом вожатых, тем более - в первые три дня, когда присматриваются. Ведь никуда не денешься: встречают по одежке. Ни в коем случае нельзя злоупотреблять своей столь любимой полинявшей футболкой. Но не нужно бросаться в крайности - в вечернем платье сражать десятилетних мальчишек или выказывать свою индивидуальность жутко стильным нарядом а-ля "хиппи". Но следить за собой просто необходимо!

§ Еще одним немаловажным атрибутом является галстук. Дети проникаются уважением к нему, как к знаку отличия "загадочного" единства вожатых.

§ Вожатый должен быть интересным человеком, и выглядеть тоже любопытно. На каждую смену привозите какие-либо фишки, которые помогут вам индивидуально выделиться.

§

Кружковая деятельность.

Кружковая деятельность объединяет детей по интересам в малые группы

Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период каждой смены работают постоянные кружки.

Цель кружковой деятельности: развитие познавательных интересов и творческих способностей детей, развитие их физических возможностей, расширение кругозора

Кружки могут быть разной направленности:

§ - физкультурно-оздоровительной;

§ - экологической;

§ - познавательной;

§ - краеведческой;

§ - эстетической;

§ - художественно-творческой;

§ - патриотической;

§ - социальной;

§ - гражданской.

§ Задачи кружка эстетической направленности: пробуждать в детях чувство прекрасного; формировать навыки культурного поведения и общения; прививать детям эстетический вкус. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских лагерей. В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец, общение с книгой, природой, искусством.

§ Задачи художественно-творческой направленности кружка: приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области искусства, воспитание у детей потребности вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт, формирование художественно-эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать произведения искусства.

§ Образовательная деятельность расширяет знания детей об окружающем мире, удовлетворяет потребности ребенка в реализации своих знаний и умений. Данный вид деятельности реализуется через поездки, экскурсии, посещение концертов и спектаклей, организацию лекций, бесед, деловых игр и психологических тестов.

§ Деятельность гражданско-патриотической направленности предполагает воспитание чувства гражданского достоинства россиянина, чувства ответственности перед собой и другими, чувства гордости за достижения своих сограждан, земляков, родителей, уважения к памяти защитников Отечества, героической истории государства и своей малой Родины, воспитание правовой культуры.

§ Одно из направлений патриотической деятельности в лагерях с дневным пребыванием является приобщение детей к духовным ценностям российской истории, что проявляется через участие в интеллектуальном конкурсе «Россия – Родина моя!», деловой игре «Россия – моя страна!», социальных проектах: «Гражданин», «Новая цивилизация», «Мой выбор», отрядных часах: «Отечество», «Семья» и др.

 

 

Приложение 2.

День 1

10-00 Заезд, размещение

11-00 Общий сбор

11-30 Отрядная работа: Игры на знакомство. Подвижные игры

13-00 Обед

14-00 Сон час

16-00 Полдник

16-15 Игры на взаимодействие

17-15 Отрядное время

18-00 РВС

19-00 Ужин

19-30 Дискотека

21-00 Огонек знакомства

22-30 ВЛГ (время личной гигиены)

23-00 ОТБОЙ

День 2

8-00 Подъём

8-15 Зарядка

8-30 УИСО (утренний информационный сбор отряда)

9-00 Завтрак

9-30 Дежурство по территории

10-00 Интеллектуальная игра "Мозаика"/Спорт/Бассейн/

11-00 Отрядное время, кружки

12-00 Отрядная работа

13-00 Обед

14-00 Сон час

16-00 Полдник

16-15 Верртушка

17-15 Оформление районов города и представление улиц

19-00 Ужин

20-00 Общелагерное мероприятие

21-00 Огонек – анализ дня

22-30 ВЛГ (время личной гигиены)

23-00 ОТБОЙ

День 3

8-00 Подъём

8-15 Зарядка

8-30 УИСО (утренний информационный сбор отряда)

9-00 Завтрак

9-30 Выборы представителей в Департаменты

10-00 Бумажная пластика (по отрядам) /Спорт/Бассейн/ Кружки

11-00 Интеллектуальная игра /Спорт/Бассейн/

12-00 Спорт/Бассейн/ Кружки

13-00 Обед

14-00 Сон час

16-00 Полдник

16-15 Веревочный курс

18-15 «Верю – не верю…»

19-00 Ужин

19-30 Музчас

20-00 Общелагерное мероприятие

21-00 Дискотека

22-30 ВЛГ (время личной гигиены)

23-00 ОТБОЙ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...