Современное состояние дел. Что же теперь?
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Хороший вопрос. Без иронии, хороший. Потому, что потребность в нашем виде киноискусства в стране растёт. Но кадров, отвечающих современному уровню развития научно-познавательного кино у нас недостаточно. К сожалению, так уж сложилось, что в 90-е годы старые, «советские» мастера с классическим ВГИКовским кинообразованием (режиссура научно-популярного и учебного кино) в силу объективных причин (очень многие сменили профессию во времена безработицы) не смогли создать достойной смены. Как, впрочем, и в науке (прервалась преемственность в большинстве научных школ), многих других областях жизни страны. С другой стороны, мир настолько стремительно меняется, что дух захватывает! Интернет и другие технические изобретения дают такой простор для мысли и собственного творчества, что мы, как страна генерирующая творческие идеи (это как бы всеми сейчас признаётся), не можем сидеть сложа руки. Мы не можем остаться в стороне от мировой тенденции стремительного познания мира средствами кино. И тут потребность в режиссёрах-исследователях, пытливых авторах с новым мышление огромна. А ниша пуста! Здесь мы должны пропеть дифирамбы нашему телевидению. Медийная машина ТВ работает с многомиллионной аудиторией зрителей и очень остро чувствует её потребности. Неспроста открываются и успешно работают всё новые программы, рубрики и целые телеканалы, такие, как «Галилео», «Моя планета», «Наука.2.0» и многие другие, работающие на поле науки, культуры, истории, естествознания, образования. И эта тенденция нарастает. Сейчас уже успешно работают познавательные и образовательные телеканалы (см. Википедия): «24Техно», «24Док», «Моя планета», «Страна», 365Дней ТВ», «РамблерТВ».
Будут открываться новые российские познавательные телеканалы («Мир Знаний», «Просвещение» и другие). Вот мнение Сергея Капицы, выдающегося учёного, главного редактора журнала «В мире науки», бессменного ведущего научно-популярной телепрограммы «Очевидное — невероятное»: «Мы недостаточно используем телевидение для влияния на общественное сознание через распространение знаний, однако, поворот в общественном сознании сегодня просто необходим. Без ясной научной картины мира невозможно строить современную передовую страну». Будущее научно-популярного телевещания лежит в сфере активного освоения новых информационных технологий и предполагает трансформацию эстетического пространства данного направления, расширение спектра форматов проектов, освоение возможностей эффективной интерактивности.
Телевидение смогло сохранить, и будет приумножать ту черту российской духовной традиции, которая проявляется в беспокойстве о судьбах мира, заставляя познавать его. Можно ли назвать это «способностью к планетарному мышлению», не знаем. Оставим это на рассмотрение наших философов. Итак, у нашей профессии огромные перспективы. Нас ждут! Колоссальные перспективы открываются для создания образовательных проектов в Интернете. Зарубежные коллеги многие годы заняты активным освоением сетевого пространства. В Интернете давно существуют десятки телеканалов образовательного назначения. Сотни фирм производят для них контент в виде познавательных видеофильмов и телепрограмм. Интернет, производство мультимедийной продукции – это тоже области, где востребован режиссёр нашего вида кино. Вместо заключения. Способны ли мы конкурировать с мировыми монстрами производителями познавательного кино? Вопрос не праздный. Вот мнение продюсера одного из российских телеканалов:
«На рынок же научно-популярного кино попасть невозможно. Такого рода продукция на Западе создается в промышленных масштабах мейджорами, вроде Travel или National Geografic, да еще и с высоченным профессиональным качеством. Такие фильмы покупаются на килограммы, но и платят за них другие цены – на порядок меньше. Это настолько развитая и массовая индустрия, что любой программный директор может позвонить своему дистрибьютору и заявить: срочно нужно заткнуть дырку в сетке на 18 минут фильмом про уточек. И моментально получит ленту ровно на 18 минут без титров, без звука и с черными дырками для диктора. Остается вписать титры, озвучить на родном языке и вставить голос диктора. Западный "научпоп" имеет международные стандарты качества – съемка на Ariflex, компьютерная обработка, звук dolby. А Европе большинство полнометражных неигровых фильмов сегодня уже на стадии развития имеют интернет-составляющую. Таковы реалии. И если вновь говорить о перспективах нашей профессии – интернет-перспектива познавательного кино неисчерпаема. Был бы креатив, творчество, полёт фантазии! Остаётся всё тот же вопрос: чем мы интересны? Не зрелищными эффектами (тут нам пока не угнаться), а оригинальностью и креативностью мышления. Собственного, ни на что не похожего мышления и видения картины мира. Вспомним о нашей ментальности. На каких трёх китах (слонах, черепахах) она стоит? Национальная культура. Открытость миру. И (не побоимся быть банальными) то, что называется духовностью…
Литература: 1.Научно-популярный фильм. Сб. статей. Вып.1.2. М., «Искусство», 1959. 1964. 2. Васильков И. Научно-популярный фильм. Его предмет и функция. М.,1960. 3.Вейцман Е. Очерки философии кино. М., 1978. 4.Гурова Л. Кино о науке. М., «Знание», 1980. 5. 3гуриди А., Экран. Наука. Жизнь, М., 1983. 6. Пудовкин В. Собрание сочинений. В 3-х т. М., «Искусство», 1974-76. 7. История советского кино. 1917-1967. в 4-х т. М., «Искусство», 1969-78. 8.Советский энциклопедический словарь 4-е изд. М., «Советская энциклопедия», 1986.. 9. Кино: энциклопедический словарь. Под ред. Юткевича С. М., «Советская энциклопедия», 1987. 10. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. IV. СПб, Сеанс, 2002) Интернет-ресурсы: http://media-shoot.ru/load/50; http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/45403 http://evartist.narod.ru/text6/23.htm http://www.kinocafe.ru/theory/ http://tfile.ru/forum/viewforum.php?f=1019 http://www.zoomby.ru/films/documentary?page=1 http://www.lennauchfilm.ru; http://www.cnf.ru; http://www.cnfilm.ru; http://rgakfd.ru http://www.cinedoc.ru; http://www.newstube.ru/films; http://www.torrent-xzona.ru/browse.php?incldead=1&cat=22 http://media-shoot.ru/load/50 http://www.smartvideos.ru/all-videos; http://www.miradox.ru/films
---------------------------
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|