Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование целей угольного предприятия




В настоящее время угольная отрасль России испытывает значительные финансовые трудности, вызванные изменяющимися мировыми экономическими кризисами. Это в оп-ределенной мере налагает отпечаток на деятельность горнодобывающих предприятий. Широкомасштабные рыночно ориентированные структурные преобразования в отрасли существенно изменили экономические связи горных предприятий.

Из-за изменения собственности на средства производства нарушились связи в фор-мировании и распределении финансовых ресурсов. Непосредственному участнику про-изводства отводится лишь достижение высоких технико-экономических показателей при слабой связи с конечными финансовыми результатами.

По мере перехода к динамичным рыночным отношениям в условиях ожесточив-шейся конкуренции и нестабильности прогнозов состояния топливно-энергетического рынка перед собственником предприятия возникает задача распределения ресурсов по тем направлениям, где они могут обеспечить наиболее высокое расширенное воспроиз-водство и создать условия для развития предприятия. В ходе ее решения формируется набор вариантов или сценариев развития, выбор наиболее предпочтительного из которых должен определяться на основе установленных критериев с учетом целей и задач пред-приятия и может стать основой разработки процесса подготовки вновь вводимых очист-ных забоев в стратегии развития предприятия.

На угольных предприятиях Кузбасса в результате реструктуризации проведены существенные изменения в технической и экономической политике. Основные направ-ления реструктуризации позволили на горных предприятий исключить убыточность, повысить производительность труда, но привело к резкому сокращению численности работающих. Особенно это коснулось районов, где технология и механизация подзем-ных горных работ не отвечало современным требованиям. Возникла необходимость в создании новых рабочих мест. Для снижения социальной напряженности наибольший вклад внес филиал ОАО "СУЭК-КУЗБАСС", который постоянно совершенствует тех-ническую и экономическую политику. Строительство новых шахт позволило трудо-устроить большинство рабочих.

На горных предприятиях филиала более 80 % угля добываются подземным способом на шахтах, работающих по системе "Шахта-пласт" с высоким уровнем механизации [1]. В этих условиях возникают нестабильные потребности в материальных, трудовых и финан-совых ресурсах. Модель экономической системы горного предприятия базируется на ре

 

сурсах, формируемых за счет внешних и внутренних источников и направленных на глав-ную цель − постоянное пополнение доходов от производства и реализации основной про-дукции деятельности и их использование для текущего и инвестиционного финансирова-ния (рис.1).

Рисунок 1. Модель функционирования экономической системы предприятия.

В условиях частной собственности основные цели шахт формируются угольной компанией. Для осуществления главной цели она направляет деятельность структур-ных единиц на увеличение объемов производства с минимальными затратами всех ви-дов ресурсов. Поэтому для шахты все цели направлены на экономию поставленных компанией ресурсов. Для повышения объемов прибыли необходимо снижать себестои-мость за счет улучшения использования основных фондов (ОФ), оборотных средств (ОС), экономии затрат живого труда, повышения производительности труда. Это может быть достигнуто посредством принятия эффективных решений в управлении производ-ственными процессами (рис.2).

 

 

Рисунок 2. Цели горного предприятия в системе компании.

Таким образом, формирование и распределение целей среди структурных подраз-делений позволяет угольной компании достигать высоких экономических и финансо-вых показателей.

Инновационные площадки

Решение существующих проблем требует реализации с помощью программных методов системы мер, направленных на превращение инновационной составляющей в ведущий фактор конкурентоспособности всех сегментов региональной экономики. Положительный эффект возможен только при инициировании и поддержке стратегии инновационного развития Кемеровской области органами государственной власти и координации усилий всех участников инновационного процесса.

Участниками инновационного процесса в Кемеровской области, способными при этом выступить в качестве субъектов реализации Концепции инновационного развития Кемеровской области, являются:

1) предприятия - субъекты инновационной деятельности: высокотехнологичные компании, ассоциации фирм наукоемкого бизнеса (Кузбасская ассоциация переработчиков отходов), клубы инноваторов;

2) органы государственной власти Кемеровской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области; федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере <4>, ОАО "Российская венчурная компания", а также иные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, зарегистрированные в порядке, предусмотренном законодательством;

3) организации региональной инновационной инфраструктуры, включая перспективно заявляемые структуры: венчурный фонд, Фонд посевного инвестирования, Кузбасский технопарк, центры трансфера технологий, а также фонды поддержки малого и среднего бизнеса, поддержки молодежных инициатив, инвестиционные агентства, организации банковского сектора, представительства крупных иностранных компаний и фирм;

4) субъекты научной и научно-технической деятельности: научные организации, образовательные учреждения, ЦНТИ и прочие.

 

________________

<4> Региональным представителем Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере является Кузбасский технопарк.

Кроме того, специфическими игроками на региональном уровне выступают такие организации, как Кузбасская торгово-промышленная палата, общественная палата Кемеровской области, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области (Кемеровостат) и др.

В качестве предпринимательских субъектов инновационной деятельности в Кемеровской области выступают несколько категорий внедренческих предприятий.

В соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" в вузах Кемеровской области на 01.01.2013 было создано 46 малых инновационных предприятий.

Инновационная система Кемеровской области обеспечена достаточно развитой инновационной инфраструктурой: с 2008 года действует Кузбасский технопарк, который включает центр трансфера технологий, экспертный совет, молодежный экспертный совет. Кузбасский технопарк является официальным представителем Фонда развития малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника) и венчурным партнером ОАО "Российская венчурная компания".

В реестр резидентов Кузбасского технопарка на 01.01.2014 внесено 27 инновационных организаций.

Кроме того, в здании бизнес-инкубатора Кузбасского технопарка, официальное открытие которого состоялось 15.04.2011 при участии Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, размещено 34 инновационных компании, не считая сервисных организаций. В бизнес-инкубаторе инновационным компаниям на стадии инкубирования офисные помещения и значимые для бизнеса элементы материально-технической базы предоставляются на льготных условиях. К услугам сервисных организаций резиденты имеют доступ по ценам на 20 - 30 процентов ниже рыночных.

Всего же в здании (общей площадью более 11 тыс. квадратных метров) созданы все необходимые условия для размещения порядка 100 инновационных и сервисных компаний.

Таким образом, с учетом носителей официального статуса резидентов Кузбасского технопарка, инновационных компаний, базирующихся в бизнес-инкубаторе, и предприятий, созданных в рамках Федерального закона от 02.08.2009 N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности", в Кемеровской области насчитывается порядка 110 высокотехнологичных внедренческих компаний.

Рост численности инновационных предприятий во многом стал результатом работы исполнительных органов государственной власти Кемеровской области, бизнес-сообществ и общественности в целом в направлении создания благоприятной инновационной среды в регионе.

Действующая в Кемеровской области система законов и иных нормативных правовых актов, посвященная государственной поддержке инновационной деятельности, позволяет говорить о наличии гибкого пакета мер содействия и защиты интересов инноваторов.

Помимо мер, предусмотренных областными законами, региональный бюджет осуществляет поддержку внедрения инновационных технологий через реализацию ряда специально разработанных и принятых программ.

Программа научного и технологического обеспечения социально-экономического развития Кемеровской области принята 03.02.2009 на совместном заседании Коллегии Администрации Кемеровской области и президиума СО РАН, одобрена распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2009 N 68-р "О содействии в реализации Программы научного и технологического обеспечения социально-экономического развития Кемеровской области" и включает 118 проектов разной степени готовности по 16 приоритетным направлениям. Тематика представленных проектов:

глубокая переработка угля;

научное и технологическое обеспечение развития химии и углехимии;

развитие Западно-Сибирского металлургического комплекса, обеспечение производства машин и оборудования для добычи полезных ископаемых;

проекты развития городских агломераций Кемеровской области;

анализ состояния и выработка рекомендаций для решения демографических и экологических проблем Кемеровской области;

вопросы повышения эффективности фундаментальной и прикладной науки Кузбасса.

Порядка 35 проектов принадлежат к группе "А" - разработки высокой инновационной готовности для реализации в опытно-промышленном и промышленном масштабе.

В целях обеспечения взаимосвязи мероприятий по созданию благоприятной среды для субъектов инвестиционной и инновационной деятельности и обеспечению проведения последовательной и эффективной инновационной политики исполнительными органами государственной власти Кемеровской области и органами местного самоуправления в качестве комплексного плана действий разработана подпрограмма Государственной программы "Стимулирование инноваций".

Основные мероприятия подпрограммы:

разработка и совершенствование мер стимулирования проведения научно- исследовательских и проектно-изыскательных работ;

создание технопарка в сфере высоких технологий на территории Кемеровской области;

создание инновационно-образовательного комплекса в рамках технопарка в сфере высоких технологий на территории Кемеровской области;

организация разработки проектной документации инновационных проектов.

Реализация подпрограммы позволит сконцентрировать ресурсы на решении ключевых научных и технологических проблем, а также будет способствовать повышению роли науки и технологий в развитии Кемеровской области.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...