Посланники: собирательный образ
Когда мы желаем узнать, что у человека в душе, и понять, насколько он правдив и надёжен, мы смотрим на его лицо, а также на его слова и дела, наблюдаем за ним в движении и в покое. Есть люди, чей характер и истинная сущность остаются сокрытыми от нас: это люди, которых мы видели лишь однажды, и то мельком, а также те, которые скрывают то, что у них в душе, ведут себя неестественно и постоянно «играют роль». Пророки и посланники находились среди своих соплеменников, общались, жили рядом с ними, и между ними существовали определённые связи и отношения. То есть у людей была возможность узнать посланников достаточно близко, понять, кто они и какие они, изучить их натуру и их характер. Курайшиты называли Посланника Аллаха до начала его пророческой миссии Амин — — 'верный, надёжный, честный' — за его надёжность, честность и верность слову. И когда он сказал им в самом начале своего призыва: «Если бы я сообщил вам о том, что за этой долиной — всадники, которые хотят напасть на вас, вы поверили бы мне?» — они ответили: «Мы никогда не слышали от тебя лжи». Коран указывает на этот способ подтверждения и обоснования:
Скажи: «Если бы Аллах пожелал, то я не стал бы читать его вам и Он не стал бы обучать вас ему. Прежде я прожил с вами целую жизнь. Неужели вы не разумеете?» Сура 10 «Юнус», аят 16 ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 186 Он говорит: я пробыл среди вас немало времени прежде, чем сообщить вам о том, что я — пророк, и какой была моя жизнь и моё поведение среди вас? И какой была моя правдивость и честность всё это время? Так неужели же я, ни разу не солгав людям, стану возводить ложь на Господа людей? Неужели вы не уразумеете? Неужели вы не задействуете свой разум, чтобы он привёл вас к истине?!
Хороший, ценный металл говорит сам за себя, и так же добрый плод: его цвет, вид, запах и вкус указывают на его спелость и качество. И свет хорошего светильника ведёт к нему: «Его масло готово светиться даже без соприкосновения с огнём. Один свет поверх другого! Аллах направляет к Своему свету, кого пожелает» (сура 24 «Свет», аят 35). Некоторым людям не нужны были доказательства и подтверждения правдивости Посланника ,потому что его жизнь — величайшее доказательство. К таким людям относился Абу Бакр ас-Сыддик, и, когда Посланник обратился к нему с призывом, он не поколебался ни секунды. И 'Абдаллах ибн Салям один только раз взглянул на его лицо, однако этого взгляда оказалось достаточно для того, чтобы понять: это лицо правдивого человека, а не лжеца. Посланник прибыл в Медину, и 'Абдаллах ибн Салям, учёный иудеев, вышел ему навстречу вместе с остальными людьми. Взглянув на лицо Посланника Аллаха ,он сказал: «Когда я увидел его лицо, я понял, что это не лицо лжеца» [Ахмад; Тирмизи; Ибн Маджа; Ибн Касир. Бидайа]. И Хадиджа, для которой Посланник много лет был мужем и которая знала его очень близко ещё до того, как он предстал перед ней в новом качестве — в качестве посланника, нисколько не сомневалась в том, что Аллах никогда не опозорит и не унизит его, потому что такова традиция Аллаха в отношении подобных Посланнику : Он оказывает им почёт и возвеличивает их. Именно поэтому, когда он пришёл к ней после внезапно ниспосланного ему в пещере Хира Откровения, говоря: «Поистине, я испугался за свою жизнь!» — она сказала ему: «Нет, клянусь Аллахом! Аллах никогда не опозорит и не унизит тебя. Поистине, ты поддерживаешь родственные связи, помогаешь утомлённому нести его ношу, оделяешь неимущего, оказываешь почёт гостю и помогаешь людям в беде» [Фатх аль-Бари, т. 1, с. 22].
Ираклий и Абу Суфьян Ираклий, византийский император, воспользовался своим разумом и задействовал своё мышление и всё, что он знал о приметах послан-
ников и их положении, и разум его привёл его к выводу о том, что Мухаммад — Посланник Господа, однако он не стал верующим, опасаясь за свою власть и боясь лишиться своего царства. Посланник направил гонцов к великим владыкам своего времени, призывая их к принятию ислама. И Ираклий, византийский император, был одним из этих владык. Когда к нему было доставлено послание Пророка ,он велел позвать к себе арабов, которые в то время находились в его царстве, — а там был Абу Суфьян с группой курайшитов, которые совершали путешествие в Шам по торговым делам. Ираклий расспросил их о Пророке . При этом он спрашивал у Абу Суфьяна, а остальным велел сообщить о том, что он лжёт, если он солжёт. Они же стояли молча, выражая своё согласие с тем, что он говорил. Вот диалог, состоявшийся между ними. Его передаёт сам Абу Суфьян: «Затем Ираклий задал мне о нём первый вопрос: "Каково его происхождение и место среди вас?" Я ответил: "Он благородного происхождения". Он спросил: "Утверждал ли кто-нибудь из вас нечто подобное78 раньше?" Я ответил: "Нет". Он спросил: "Был ли кто-нибудь из его предков правителем?" Я ответил: "Нет". Он спросил: "А кто следует за ним, знатные люди или простые?" Я ответил: "Скорее простые". Он спросил: "Число их увеличивается или уменьшается?" Я ответил: "Увеличивается". Он спросил: "А отступает ли кто-нибудь из принявших его религию из-за недовольства ею?" Я ответил: "Нет". Он спросил: "Приходилось ли вам обвинять его во лжи до того, как он заявил об этом79?" Я ответил: "Нет". Он спросил: "Не свойственно ли ему вероломство?" Я ответил: "Нет, но у нас с ним сейчас перемирие, и мы не знаем, что он будет делать", и больше ничего не смог добавить к сказанному80. Он спросил: "Приходилось ли вам сражаться с ним?" Я ответил: "Да". Он спросил: "И чем же заканчивались ваши сражения?" Я ответил: "Война между нами шла с переменным успехом: он побеждал нас, и мы побеждали его". Он спросил: "Что он велит вам делать?"
78 Ираклия интересует, объявлял ли себя пророком кто-нибудь из курайшитов раньше. 79 То есть до того, как он объявил себя пророком. 80 Абу Суфьян указывает, что больше он ничего не мог сказать против Пророка .
ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 188
Я ответил: "Он говорит: <Поклоняйтесь одному лишь Аллаху, не поклоняйтесь больше никому наряду с Ним и отрекитесь от того, что говорили ваши предки>, и ещё он велит нам молиться, говорить правду, быть добродетельными и поддерживать связи с родственниками". Тогда он велел толмачу сказать мне: "Я спросил тебя о его происхождении, и ты ответил, что он принадлежит к знатному роду, но и все прежние посланники принадлежали к знатным родам своих народов. И я спросил тебя, не говорил ли кто-нибудь из вас подобного до него, ты же ответил, что нет, и я подумал, что если бы кто-нибудь уже заявлял об этом до него, то я решил бы, что этот человек просто повторяет сказанное до него кем-то. Ещё я спросил тебя, был ли кто-нибудь из его предков правителем. Ты ответил, что нет, и я подумал, что если бы он был потомком владык, то я решил бы, что этот человек стремится вернуть себе свои родовые владения. Ещё я спросил тебя, не приходилось ли вам обвинять его во лжи, прежде чем он стал говорить то, что говорит, а ты ответил, что нет, и мне стало ясно, что если он не клеветал на людей, то не станет возводить ложь и на Аллаха. Ещё я спросил тебя, знатные люди последовали за ним или простые, и ты сказал, что простые, но именно они и становятся последователями посланников. Ещё я спросил тебя, увеличивается их число или уменьшается, и ты сказал, что увеличивается, но именно таким и должно быть положение веры, пока оно не достигнет совершенства. Ещё я спросил тебя, отступается ли от его религии кто-нибудь из принявших её из-за недовольства ею, и ты ответил, что нет, но так и бывает, когда истинная вера проникает в сердца. Ещё я спросил тебя, не свойственно ли ему вероломство, и ты ответил, что нет, но и посланники никогда не поступают вероломно. Ещё я спросил тебя о том, что он велит вам делать, и ты ответил, что он велит вам поклоняться Аллаху и не поклоняться никому больше наряду с Ним, и запрещает вам поклоняться идолам, и велит вам молиться, говорить правду и быть добродетельными, и, если ты говоришь правду, это значит, что он обязательно овладеет тем, что ныне принадлежит мне. Я знал, что он должен появиться81, но не предполагал, что он окажется одним из вас. Если бы я был уве-
81 Ираклий имеет в виду, что о появлении Пророка сообщается в Евангелии.
Глава 7. Признаки пророчества 189 рен, что сумею добраться до него82, то обязательно постарался бы встретиться с ним, а если бы встретился, то непременно омыл бы ему ноги83!"» [Фатх аль-Бари, т. 1, с. 31-36].
Неприхотливость посланников и их умеренность в пользовании мирскими благами На правдивость посланников указывает и то, что они всегда были самыми воздержанными и непритязательными людьми в том, что касается благ и преходящих наслаждений этого бренного мира. Их никогда не ослеплял его блеск, и они никогда не требовали от людей, которых призывали к религии Всевышнего, награды и богатства. Напротив, они делали людям добро, не прося и не ожидая ничего взамен и не требуя от них благодарности. Так, первый из посланников сказал своему народу: «О мой народ! Я не прошу у вас за это богатства, ибо вознаградит меня один лишь Аллах» (сура 11 «Худ», аят 29). И последнему из посланников Аллах велит сказать нечто подобное: Скажи: «Я не прошу у вас за это никакого вознаграждения, кроме того, чтобы тот, кто желает, вступил на путь, ведущий к Господу его». Сура 25 «Различение», аят 57
А в суре «Аш-Шу'ара = Поэты» Всевышний Аллах поведал нам часть истории Нуха, Худа, Салиха, Люта и Шу'айба. Каждый из них говорил своему народу:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|