Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А также Исма'иля, аль-Яса', Юнуса и Люта. Всех их Мы превознесли над мирами.




Сура 6 «Скот», аяты 83-86

 

А Посланник Аллаха сообщил нам о том, что «не всходило и не заходило солнце после посланников при человеке, лучшем, чем Абу Бакр». Из хадиса следует, что пророки и посланники — лучшие из людей, а лучший человек после них — Абу Бакр ас-Сыддик.

Есть ещё один хадис с похожим смыслом: Посланник сказал об Абу Бакре и 'Умаре: «Это два господина зрелых людей Рая из первых и последних, кроме пророков и посланников». А Всевышний Аллах разделил Своих счастливых рабов, которых Он облагодетельствовал, на четыре категории.

 

Глава 8. Достоинства пророков и их превосходство 197


Всевышний сказал:

 

Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, вместе с пророками, правдивыми и искренне верующими мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники!

Сура 4 «Женщины», аят 69

 

Лучшая из этих четырёх категорий — пророки. За ними следуют искренние и правдивые, за ними — мученики, а за ними — праведники.

 

Случайности быть не могло

Некоторые считают, что здесь может иметь место случайность: то есть кто-то из пророков может стать таковым совершенно случайно, не будучи достойным этого. Пречист Аллах! Конечно же, это полностью исключено. Ведь Аллах — Знающий, Мудрый, Осведомлённый обо всём, и Он посмотрел на сердца рабов Своих и избрал самых совершенных и самых лучших из них. Истину сказал Всевышний: «Аллах лучше знает, кому доверить Своё Послание» (сура 6 «Скот», аят 124).

Мудрость Всевышнего и его знание предполагают, что посланником или пророком может стать лишь тот, кто подготовлен к этой миссии должным образом и способен быть носителем послания Всевышнего86. Если мы посмотрим на то, каким был жизнен-

 

86 Руководствующиеся Кораном и Сунной убеждены в том, что посланники — лучшие и самые совершенные из людей, — ведь их избрал Знающий, Ведающий для того, чтобы они были Его посланниками к Его творениям. Мы должны отличать достоинства и особенности, которыми их наделил Всевышний, и Откровение, которое было внушено им. То, что было им внушено, они не знали прежде, и их ум и проницательность не имеют к этому никакого отношения. Поэтому Аллах сказал Своему Посланнику. «Таким же образом Мы внушили тебе в Откровении дух из Нашего повеления. Ты не знал, что такое Писание и что такое вера» (сура 42 «Совет», аят 52). Это — ответ тем, кто утверждает, что возвеличивает Посланника и признаёт его одарённость, а потом списывает абсолютно всё на эту одарённость, даже принесённое им знание. А это — подлый обман, который они используют в качестве повода

 

ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 198


ный путь пророков Аллаха и Его посланников, мы увидим, что они были самыми благородными и чистосердечными, самыми знающими, умными и проницательными людьми, и в то же время — самыми выносливыми, терпеливыми, кроткими и тонко чувствующими... И нет ничего удивительного в том, что именно их избрал Всевышний для того, чтобы они были Его доверенными и хранителями Его Откровения, и теми, кому поручено возвышать, распространять и укреплять Его религию. Эти люди были неприступными вершинами, до которых никогда не подняться обычным людям.

 

 

Превознесение имамов над пророками

Однако некоторые группы тех, кто называет себя мусульманами, противоречат согласному мнению мусульман. Это, например, шииты-имамиты. Вот что говорит об этом один из их известных современных учёных87: «Одно из необходимых требований нашего мазхаба — чтобы никого не превозносили до уровня имамов и никому не приписывали столь же высокий духовный авторитет, каким обладают они, — ни приближённому ангелу, ни посылаемому к людям пророку» [Хомейни. Аль-Хукумат аль-ислямиййа, с. 52].

Он также сказал: «Они сами сказали: "Между нами и Аллахом такая связь и такие дела, о которых не осведомлён ни приближённый ангел, ни посылаемый пророк, и такое же положение занимает Фатыма88 аз-Захра"»[1] [там же].

Аль-Алюси говорит в книге «Мухтасар ат-тухфа» (с. 100), разъясняя мнение шиитов в этом вопросе: «Имамиты согласны в том, что имам лучше пророков и посланников, кроме самых терпеливых и богобоязненных из них (улю аль-'азм), но не лучше последнего из пророков Мухаммада . Что же касается остальных улю аль-'азм, то некоторые учёные воздержались от высказывания какого-либо мнения относительно них, как Ибн аль-Мутаххар

 

 
 


для того, чтобы не признавать Откровение и отнести это Божественное знание, дарованное Всевышним Мухаммеду ,на счёт одарённости самого Мухаммада . Отвечая им, мы не отрицаем достоинств Посланника , мы лишь опровергаем их ложь и утверждаем истину: Мухаммад не только талантливый и одарённый человек — он ещё и Посланник Господа миров.

87 Имеется в виду аль-Хомейни, руководитель Иранской революции.

88 Дочь Пророка .

 

Глава 8. Достоинства пророков и их превосходство 199


аль-Хилли и другие. А некоторые считают, что эти посланники и имамы равны по своему положению, а это противоречит тому, что передаётся от имамов. Например, аль-Кулайни передаёт со слов Хишама аль-Ахваля, который слышал от Зайда ибн 'Али, что пророки лучше имамов и что тот, кто утверждает обратное, пребывает в заблуждении. А Ибн Бабавейхи аль-Кумми передаёт от ас-Садика сообщение, из которого следует, что Аллах любит пророков больше, чем 'Али».

Аль-Алюси опроверг их утверждения при помощи текстов Корана и Сунны, а также умозрительных доказательств. Кроме того, он доказывает слабость текстов, на которые опираются они, доказывая, что у этих текстов слабые передатчики и что они противоречат другим текстам, имеющимся в книгах самих шиитов. Его ответ им поистине исчерпывающий, и его вполне достаточно для тех, кто желает знать истину и следовать ей, и кто желает, пусть обратится к этому ответу.

Указаний на превосходство имамов в книгах шиитов немало. Например, 'Али Муса аль-Бахбахани в своей книге «Мисбах аль-хидайат фи исбат аль-виляйа» говорит, что имам выше по своему положению, чем пророк [с. 61-62].

Исходя их этих своих убеждений, они считают неверующим того, кто отрицает имамство их имамов или хотя бы одного из них. Ибн Бабавейхи аль-Кумми (ас-Садук) говорит: «Согласно нашим убеждениям, человек, отрицающий имамство повелителя верующих 'Али ибн Абу Талиба и последующих имамов, подобен тому, кто отрицает пророчество одного из пророков. А тот, кто признаёт повелителя верующих, однако при этом отвергает одного из последующих имамов, подобен тому, кто признаёт всех пророков и при этом отвергает нашего Пророка Мухаммада ».

А аль-Муфид говорит: «Шииты-имамиты согласны относительно того, что отрицающий имамство одного из имамов и отвергающий вменённое Всевышним Аллахом в обязанность послушание и покорность, является неверующим, заслуживающим вечного пребывания в Огне» [Маджлиси. Бихар аль-анвар, т. 23, с. 390]. Аль-Маджлиси приводит это высказывание аль-Муфида для подтверждения своего мнения.

Некоторые из них считают, что отрицание имамства имама даже хуже, чем отрицание пророчества пророка. Аль-Хилли, прозванный джа'фаритами аль-'Алляма, говорит: «Имамство — благоволение общее, а пророчество — благоволение частное,
ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 200

 


поскольку могут быть такие периоды времени, в которые не будет живого пророка, однако не может быть такого времени, в которое не было бы живого имама. А отрицание общего благоволения хуже, чем отрицание благоволения частного» [Хасан ибн Юсуф аль-Мутаххар аль-Хилли. Китаб аль-алифин фи имамат амир аль-му'минин]. Один из их учёных прокомментировал эти слова так: «Сказанное им замечательно» — и добавил: «На это указал ас-Садук, сказав, что отрицающий имамство — худший из трёх категорий людей. Вот его слова: "Насыбий89 хуже иудея". Люди спросили: "Как это, о потомок Посланника Аллаха?" Он ответил: "Иудей отрицает благоволение пророчества, а это благоволение частное, а насыбий отвергает благоволение имамства, которое есть благоволение общее"» [Джамалюддин аль-Микдад ибн 'Абдаллах ас-Суюри. Ан-Нафи' йаум аль-хашр, с. 43].

Печать приближённых Аллаха (вали)

и печать пророков Аллаха90

Некоторые представители суфизма считают, что праведник или приближённый Аллаха (вали) лучше пророка, а печать вали лучше печати пророков. Среди сторонников этого утверждения — аль-Хаким ат-Тирмизи и Ибн 'Араби, выдвинувший теорию единства бытия (вахдат аль-вуджуд). Это утверждение, конечно же, ложное, и в Книге Аллаха и Сунне Его Посланника мы не обнаруживаем никаких указаний на существование упомянутого ими «последнего вали» или «печати вали», и тем более там нет никаких указаний на то, что этот «последний вали» в чём-то превосходит остальных вали, не говоря уже о том, что он — лучший из них. И ни один признанный и уважаемый учёный не говорил ничего подобного.

А теперь о том, что подтолкнуло их к подобному ошибочному мнению. Они увидели, что Мухаммад последний из посланников и лучший из них, и решили, что он — лучший как раз потому, что он — последний из них, а это утверждение несостоятельно и безосновательно, поскольку превосходство не определяется «порядко-

 

 
 


89 Презрительное название суннитов.

90 По: [Лявами' аль-анвар аль-бахиййа, т. 2, с, 300; Маджму' аль-фатава,
т. 2, с. 222].

 

Глава 8. Достоинства пророков и их превосходство 201


вым номером». Например, Ибрахим жил раньше Мусы и при этом он лучше Мусы. И тот и другой жили раньше 'Исы, однако при этом они лучше 'Исы. К тому же Посланник сообщил нам о том, что лучшими представителями мусульманской общины были сподвижники, которые жили в одно время с самим Посланником ,и что, если даже мусульманин потратит золото размером с гору Ухуд, он не достигнет того, чего достигли они, и даже половины этого. Посланник сказал: «Лучшее из поколений — моё поколение, а затем — поколения, которые следуют за ним, а затем — поколения, которые следуют за ними».

И в науках те, кто жил позже, обычно не достигают уровня тех, кто жил до них. В качестве примера можно привести уникальные знания Сибавейхи в области арабской грамматики. Конечно, в области каких-то современных наук этот принцип может быть верным, и каждое следующее поколение знает больше предыдущего, проводя новые исследования и делая новые открытия. Что же касается пророчества и посланничества, то с ними дело обстоит совсем по-другому. Ведь пророчество и знание, которое является его необходимым приложением, — это дар Всевышнего, и они не приобретаются путём приложения определённых усилий или совершения определённых действий...

Это утверждение распахнуло врата зла, и каждый, кто о себе очень хорошего мнения, и каждый, кто желает зла мусульманской общине, стал заявлять о том, что он и есть этот «последний вали» или «печать вали» и что он получает знание прямо от Всевышнего Аллаха без всяких посредников. А это — великое заблуждение, и никто в мусульманской общине не имеет права утверждать, что он лучше любого из пророков, и никто из тех, кто демонстрирует праведность и благочестие, не имеет права поклоняться Аллаху способами, противоречащими тому, как поклонялся Ему Посланник .

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...