Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень примерных тем контрольных работ




1. Место и роль философии в науке и практике.

2. Типы и формы мировоззрения, философия как мировоззрение.

3. Объективные и субъективные основания возникновения и развития философии.

4. Главные философские направления и школы – критерии различия и классификации.

5. Диалектика и метафизика как противоположные методы познания и преобразования действительности.

6. Предпосылки становления Античной философии.

7. Философия Милетской школы.

8. Философская школа элеатов.

9. Философия Пифагора и его школа.

10. Философия Гераклита Эфесского.

11. Философия Сократа.

12. Философия Платона.

13. Философия Аристотеля.

14. Философия Демокрита.

15. Философия Эпикура.

16. Борьба номинализма и реализма в философии позднего средневековья.

17. Социальная философия Т.Мора, Т.Кампанеллы.

18. Гуманизм Эразма Роттердамского.

19. Философские искания Б.Паскаля.

20. Скептическая философия П.Гассенди

21. Философия Ф. Бэкона.

22. «Монадология» Г. Лейбница.

23. Социальная философия Ж.–Ж. Руссо.

24. Философский пантеизм Б. Снинозы.

25. Субъективный идеализм Дж. Беркли и агностицизм Д. Юма.

26. Механика и натурфилософия И.Ньютона

27. Французский материализм VIII столетия.

28. Философия Канта.

29. Философия Гегеля.

30. Основные черты марксистской философии.

31. Эволюция позитивизма.

32. Волюнтаризм Шопенгауэра и Ницше.

33. Основные черты русской религиозной философии XIX – XX в.в.

34. Анализ языка и значения: аналитическая философия, структурализм, герменевтика.

35. Технократизм и технократические утопии.

36. Феноменология Э. Гуссерля.

37. Философия экзистенциализма.

38. Философия неотомизма.

39. Основания метафизики, язык и бытие в философии М. Хайдеггера.

40. Современные представления о материи и её уровнях организации.

41. Пространство, время и движение – атрибутивные и релятивные трактовки.

42. Закон единства и борьбы противоположностей – мировоззренческое и методологическое значения.

43. Закон единства количественных и качественных изменений – мировоззренческое и методологическое значения.

44. Закон отрицания отрицания - – мировоззренческое и методологическое значения.

45. Основные принципы диалектики.

46. Детерминизм и индетерминизм.

47. Объективные основания возникновения и сущность сознания.

48. Отражение как атрибут материи.

49. ознание как отражение – различные уровни и формы познания.

50. Истина – сущность и критерии.

51. Основные методы и формы научного познания.

52. Информация – атрибут или модус?

53. Диалектика и синергетика.

54. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Проблема бессмертия.

55. Проблема человека в западной философии XX века.

56. Феномен человека в русской философии.

57. Проблема смысла жизни в произведениях А.Камю.

58. Человек и машина. Научный прогноз.

59. Религиозные концепции бытия человека.

60. Общественное бытие и общественное сознание, их структура и взаимодействие, материальное производство.

61. Специфика законов общественного развития.

62. Материальное и идеальное в обществе.

63. Формационный и цивилизационный подходы к истории общества.

64. Свобода и ответственность человека.

65. Концепции общественного прогресса в истории философии.

66. Теория информационного общества

67. Самосознание и самоопределение личности.

68. Ценностная иерархия личности.

69. Свобода как ценность.

70. Духовное состояние современного общества.

71. Кризис гуманизма в условиях индустриального общества.

72. Стихийность и сознательность в историческом процессе.

73. Личность и общество.

74. Смысл и цель человеческого существования.

75. Объективно-идеалистические концепции истории общества.

76. Субъективно-идеалистические концепции истории общества.

77. Концепция социальной стратификации и мобильности П.Сорокина.

78. Единство чувственного и рационального в познании.

79. Понятие и критерий истины в современных философских концепциях.

80. Взаимосвязь языка, мышления и мозга.

81. Функции практики в процессе познания.

82. Исторические формы взаимодействия теории, науки и практики.

83. Истина, правда и правильность в познании.

84. Специфика социального познания.

85. Моделирование как метод научного познания.

86. Философские основания науки.

87. Современный техногенный мир и природа человека.

88. Сущность и перспективы НТР.

89. Философия как проект возможных вариантов общественного развития.

90. Философский анализ техники М. Хайдеггера.

91. Философский анализ техники К.Ясперса.

92. Философский анализ техники Х. Ортега-и-Гассета.

93. Современная философия техники: Л. Мамфорд, Ж.Эллюль.

94. Темы технологической агрессии в творчестве Н.А. Бердяева.

95. Технократическая концепция Т. Веблена и его последователей.

96. Концепция «постиндустриального общества» Д. Белла.

97. Концепции исторического прогресса.

98. Критерии общественного прогресса и будущее человечества.

Эссе является традиционным философским жанром, позволяющим наиболее полно отразить внутренний мир автора. Студентам предлагается попробовать написать философское эссе, в котором он должен продемонстрировать понимание поставленной проблемы, умение использовать необходимую, но достаточную теоретическую и фактическую аргументацию в защиту своего мнения по рассматриваемой проблеме. Для облегчения студентам предлагаются вопросы, отвечая на которые он сможет глубже проникнуть в сущность текста. Анализируя первоисточники студенты приобретают и развивают навыки аналитического мышления. Материалы для практических работ изложены в учебных пособиях: «Огородников В.П., Ильин В.В. Философия. – СПб. ПГУПС, 2010», «Философия ХХ века. - Спб., ПГУПС, 2009

 

ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТАМ НА ЗАЧЕТЕ ПО ФИЛОСОФИИ

(Дневное отделение)

Знание обязательного понятийного аппарата

Знание. Наука. Философия. Натурфилософия. Материа­лизм. Идеализм. Агностицизм. Дуализм. Рационализм. Эмпи­ризм. Сенсуализм. Иррационализм. Диалектика. Метафизика. Гносеология. Бытие. Материя. Движение. Пространство. Время. Закон. Противоречие. Качество. Количество. Мера. Отрицание. Возможность. Действительность. Детерминизм. Причинность. Необходимость. Случайность. Мышление. Познание. Практика. Опыт. Истина. Заблужде­ние. Теоретический уровень научного познания. Эмпирический уровень научного познания. Общество. Гражданское общество и государство. Культура. Человек. Индивид. Личность. Сознание. Инди­видуальное и общественное сознание. Свобода. Смысл жизни. Ци­вилизация. Глобальные проблемы современности.

Навыки и умения

1. Уметь давать определения философских понятий, проблем и принципов.

2. Иметь навыки изложения философских вопросов и проблем по изученным темам (устно и письменно).

3. Обладать навыком выделения философских аспектов науч­ных и практических проблем.

4. Уметь сравнивать различные позиции и точки зрения по из­учаемым философским вопросам и выделять общее и специ­фическое в каждой из них.

Вопросы к зачету

1. Социально-экономические основания возникновения философии.

2. Специфика философии, ее сходство и различие с религией, наукой, мифом, идеологией.

3. Основные типы философских направлений.

4. Философские учения Древней Греции (Милетская школа, диалектика Гераклита, Пифагор, Сократ).

5. Становление оснований европейской философии в Древней Греции (философия Демокрита и философия Платона).

6. Философия Аристотеля.

7. Формирование христианской философии. Патристика

8. Номинализм и реализм.

9. Доказательства бытия бога в средневековой философии

10. Ф.Бэкон - основоположник философии Нового времени.

11. Рационализм Р. Декарта.

12. Сенсуализм Д. Локка.

13. Философия Д. Беркли.

14. Философия И. Канта.

15. Философия Г. Гегеля.

16. Философия Л. Фейербаха.

17. Причины возникновения, основные идеи и сущность марк­систской философии.

18. Позитивизм и его эволюция.

19. Иррационализм и его эволюция.

20. Неотомизм.

21. Экзистенциальная философия

22. Герменевтика.

23. Категории "бытие", "объективная реальность", "материя".

24. Атрибуты и категории. Диалектика единичного и общего.

25. Простран­ство, время, движение – перцептуальное, концептуальное и реальное.

26. Диалектика как учение о развитии и метод познания дей­ствительности.

27. Диалектика и метафизика.

28. Закон единства и борьбы противоположностей и его мировоззренческое и методологической значение.

29. Закон единства количественных и качественных изменений. Диалектика связи эволюции и революции в развитии.

30. Закон отрицания отрицания как основа научного прогнозирования.

31. Принцип детерминизма – метафизическая и диалектическая интерпретации.

32. Возможность и действительность. Необходимость и случайность.

33. Сознание, его происхождение, сущность и структура.

34. Современная наука о происхождении человека.

35. Природное и социальное в человеке.

36. Проблема познания в философии. Агностицизм.

37. Сущность процесса познания, его структура.

38. Чувственное познание и его формы.

39. Рациональное познание и его формы.

40. Проблема истины и её критерия.

41. Уровни и формы научного познания (опытное и теоретическое познание, научная проблема, на­учный факт, гипотеза, научная теория).

42. Методы научного познания (опыт, наблюдение, эксперимент, индукция, дедукция, аналогия и др.).

43. Материализм и идеализм в философии общества.

44. Диалектика и метафизика в интерпретации исторических процессов.

45. Специфика общества как большой социальной системы. Структура, элементы и иерархические уровни общества.

46. Проблема социальной динамики.

47. Материальная жизнь общества. Роль техники в развитии общества.

48. Формационный и цивилизационный подходы к периодизации истории.

49. "Информационное общество – новая утопия или реальность?

50. Природа и общество, основные этапы их взаимодействия.

51. Общественное сознание, ее сущность и структура, законо­мерности изменения.

52. Сущность личности как социально-культурного явления.

53. Тип общества и тип личности.

54. Проблема свободы, различные философские решения.

55. Проблема смысла жизни.

56. Виды, типы, критерии социального прогресса.

57. Философский аспект глобальных проблем современности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...