Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды научных исследований




 

По целевому назначению выделяют три вида исследований: фундаментальные, прикладные и разработки.

Фундаментальные исследования - направленные на разработку и развитие теоретических концепций науки, ее научного статуса, истории и методологии (методология науки - учение о принципах построения, формах и спосо­бах научного познания), т.е. призваны разрешать задачи стратеги­ческого характера. Их основными отличительными признаками являются:

§ тео­ретическая актуальность, выражающаяся в выявлении закономерностей, прин­ципов или фактов, имеющих принципиально важное значение,

§ концептуальность, историзм,

§ критический анализ научно несостоятельных положений,

§ ис­пользование методик, адекватных природе познаваемых объектов действитель­ности,

§ новизна и научная достоверность полученных результатов.

Результаты фундаментальных исследований, как правило, не находят прямого выхода в практику, а служат обогащению теории и методологии самой науки.

Прикладные исследования - решают в большей мере практические задачи или теоретические вопросы практической направленности. Обычно прикладные иссле­дования являются логическим продолжением фундамен­тальных исследований и по отношению к ним носят вспомогательный харак­тер. Решая оперативные задачи, прикладные исследования, таким образом, опираются на иссле­дования фундаментальные, которые вооружают их общей ориентацией в част­ных проблемах, теоретическими и логическими знаниями, помогают опреде­лить наиболее рациональную методику исследования. В свою очередь, при­кладные исследования дают ценный материал для фундаментальных исследо­ваний. Основными признаками прикладных исследований являются:

§ прибли­женность их к актуальным запросам практики,

§ сравнительная ограниченность выборки исследования,

§ оперативность в проведении и внедрении результатов и др.

Разработки - служат для непосредственного обслу­живания практики. Они опираются на прикладные исследования и передовой опыт. Отличительными чертами разработок являются:

§ целеустрем­ленность,

§ конкретность,

§ определенность

§ сравнительно небольшой объем.

По характеру решаемых задач выделяют обзорно-аналитическое, обзорно-критическое, теоретическое, методическое, описательно-эмпирическое, объяснительно-эмпирическое и экспериментальное исследования.

1. Обзорно-аналитическое исследование (ОАИ). Если цель исследования состоит в том, чтобы лишь предварительно, но основательно ознакомиться с состоянием дел в науке и практике по исследуемой педагогической проблеме, то обычно ограничиваются организацией и проведением ОАИ.

Данное исследование является наиболее трудоемким и предполагает подбор и изучение литературы по проблеме с последующим систематическим изложением и анализом проработанного материала (что уже сделано в науке, что предстоит сделать для того, чтобы ответить на возникшие вопросы, связанные с проблемой исследования). Результатом ОАИ выступает констатация фактического состояния дел по проблеме исследования.

К данному виду педагогического исследования обычно предъявляются следующие основные требования:

* соотнесенность содержания анализируемой литературы с избранной проблемой и темой исследования;

* полнота списка изученной литературы;

* глубина проработки литературных источников;

* систематичность изложения имеющихся данных;

* краткость и точность формулировки выводов;

* грамотность текста, аккуратность его оформления и правильность с точки зрения имеющихся на данный день библиографических требований.

Информация, накопленная в результате изучения литературы, представляется либо в виде реферата, либо в виде параграфа или главы курсовой или дипломной работы.

2. Обзорно-критическое исследование (ОКИ). Если в качестве дополнительной цели перед студентом ставится задача критически оценить сложившееся состояние дел по исследуемой проблеме, то обращаются к обзорно-критическому исследованию, которое, разумеется, в качестве первого шага на пути его осуществления предполагает внимательный анализ сложившегося состояния дел. Поэтому в данном исследовании представлены обзорно-аналитическая часть, подробная и аргументированная критика того, что и как уже сделано по проблеме исследования, и соответствующие выводы. Критический анализ может содержать и собственные размышления (предположения, идеи) автора, касающиеся возможного решения поставленной проблемы. Такие размышления могут перемежать текст или быть выделены в отдельный раздел, который явится переходным между аналитической, критической и конструктивно-теоретической частями работы. Результатом ОКИ является критическая оценка того, что сделано по проблеме исследования.

К исследованию критического типа, кроме уже описанных выше, предъявляются следующие требования:

· аргументированность критики;

· непротиворечивость рассуждений и обоснованность выводов.

Результаты работы представляются либо в виде реферата, либо в виде параграфа или отдельной главы курсовой или дипломной работы.

3. Теоретическое исследование (ТИ). Если перед студентом ставится задача найти новое решение проблемы (без чего, кстати, невозможно правильно сформулировать гипотезу экспериментальной части исследования), то проводится теоретическое исследование. В этом исследовании речь идет не о констатации сложившегося положения дел и не о его критике, а о поиске и предложении способов нового теоретического решения возникшей проблемы. Предложенное решение проблемы (гипотеза) - это авторский вклад в теорию решаемой проблемы, новое ее видение, оригинальная точка зрения. Теоретическое исследование может иметь и прикладной характер, если цель исследования - для конкретных областей педагогической действительности (для конкретной школы, конкретного содержания образования, конкретных видов деятельности и т.д.) разработать технологию внедрения уже предложенных наукой и практикой идей решения проблемы.

По своей структуре теоретическое исследование обязательно содержит аналитическую, критическую и конструктивно-теоретическую части. В аналитической части дается обзор состояния дел по проблеме исследования (кто занимался проблемой, какие вопросы решены, что осталось не решенным), в критической - дается аргументированная оценка предложенных способов решения проблемы, в теоретической - излагаются основные идеи (концепция) автора по решению проблемы (новые способы решения проблемы или новая технология внедрения уже имеющихся способов) и дается их теоретическое обоснование.

К исследованию теоретического типа, кроме указанных выше, предъявляют следующие требования:

* обоснованность выбора темы исследования (общественная, теорети-ческая и практическая значимость);

* четкость формулировки методологических компонентов исследования (объект, предмет и т.д.);

* точность определения используемых понятий;

* логичность и смысловая стройность работы;

* оригинальность и теоретическая обоснованность предложенного ре-шения проблемы (новых способов или технологии внедрения имеющихся).

Результаты работы представляются либо в виде курсовой работы, либо теоретической главой дипломной работы.

4. Методическое исследование (МИ). Методическое исследование проводится в том случае, если перед студентом ставится задача - разработать, обосновать и проверить на практике некоторую новую диагностическую методику или методику формирования ЗУН, качеств, способностей учащихся. При этом, если создается диагностическая методика, то она должна: 1) содержать теоретическое обоснование необходимости ее создания, доказательство преимущества по отношению к имеющимся диагностическим методикам; 2) подчиняться критериям валидности, надежности, точности и однозначности; 3) содержать описание цели и методики ее использования в педагогической практике, технологию обработки и интерпритации получаемых с ее помощью данных. Если создается формирующая методика, то: 1) должно быть представлено ее развернутое теоретическое обоснование; 2) дано подробное описание того, что и как с помощью этой методики формируется; 3) указано, где, как и когда на практике эту методику можно применять.

Результаты методического исследования оформляются в виде курсовой работы, главы, параграфа или части параграфа дипломной работы.

5. Эмпирические (опытные) исследования. В основу эмпирического, или опытного, исследования положены не литературные данные, не понятия, а реальные достоверные факты. Такое исследование, как правило, содержит в себе методическое, которое связано с использованием определенных методов сбора и анализа фактов. Эмпирическое исследование может быть описательным и объяснительным.

Задачей описательно-эмпирического исследования (ОпЭИ) является сбор, описание и анализ фактов, касающихся изучаемых объекта и предмета проблемы исследования. В ходе исследования студент просто наблюдает, фиксирует, описывает и анализирует то, что происходит в реальной педагогической действительности, без какого-либо вмешательства. Результат исследования - собраны, описаны и проанализированы факты, реально существующие в педагогическом процессе.

В задачу объяснительно-эмпирического исследования (ОбЭИ) входит не только сбор, описание и анализ фактов, но и их объяснение, которое должно содержать в себе выявление причин и причинно-следственных зависимостей между фактами, при котором неизвестное объясняется через известное. Результат исследования - научное объяснение известных фактов.

К эмпирическим исследованиям предъявляются следующие требования:

* адекватность выбранных критериев и признаков изучаемому предмету и объекту исследования;

* адекватность диагностических методик состояниям исследуемого объекта и предмета;

* правильный подбор методов обработки результатов исследования;

* краткость и точность формулировки выводов, их доказательность и обоснованность (непротиворечивость объяснения фактов).

Результаты эмпирического исследования оформляются либо в виде реферата, либо в виде параграфа или его отдельной части курсовой или дипломной работы.

6. Экспериментальное исследование (ЭИ). Самым сложным и наиболее трудоемким является экспериментальное исследование, которое, во-первых, предполагает предварительное проведение всех вышеперечисленных исследований (без них организовать и провести настоящий эксперимент, рассчитанный на получение новых и ценных результатов, практически невозможно), во-вторых, требует значительных затрат сил и ресурсов на подготовку и проведение самого эксперимента. В научно-педагогичес-кой литературе различают два типа экспериментального исследования: теоретико-прикладное и прикладное.

Цель теоретико-прикладного экспериментального исследования (ТПЭИ) - найти новое решение проблемы и проверить его эффективность в реальной педагогической практике. Цель прикладного экспериментального исследования (ПЭИ) - для конкретных условий разработать технологию внедрения в педагогическую практику уже найденных и предложенных наукой и передовой практикой решений определенной педагогической проблемы. Как правило, такие исследования выполняются по прямому заказу органов образования. Например, разработать программу внедрения личностно- ориентированного подхода в практику работы конкретного образовательного учреждения.

К экспериментальному исследованию, кроме перечисленных выше, предъявляются следующие требования:

* непротиворечивость и убедительность логики доказательства того, что эксперимент прошел успешно;

* обоснованность теоретической и практической значимости результатов эксперимента;

* характеристика области научного и практического применения результатов эксперимента;

* четкая формулировка практических выводов и конкретных методических рекомендаций.

Отличие экспериментального исследования от эмпирического состоит в следующем. Эмпирическое исследование не предполагает создания искусственной (экспериментальной) ситуации для выявления и сбора необходимых фактов. В исследовании подобного типа студент (ученый, практик) просто наблюдает, фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы из того, что происходит в реальной педагогической практике без какого-либо вмешательства. Если же исследователь изменяет обычное течение реальной педагогической действительности (создает искусственную ситуацию), то такое исследование становится экспериментальным.

 

4.8. Формы представления результатов исследования

 

Представление исследования имеет решающее значение во всей работе. На­личие стандартов представления является характерным атрибутом исследователь­ской деятельности и выражено достаточно жестко. Таких стандартов в науке не­сколько:

§ тезисы,

§ научная статья,

§ устный доклад,

§ диссертация,

§ автореферат диссертации,

§ рецензия,

§ монография,

§ популярная статья (эссе),

§ реферат,

§ курсовая работа,

§ квалификационная работа.

В каждом из стандартов определены характер языка, объем, структура.

Тезисы научных докладов, опубликованные в печати, - это краткое из­ложение определенных идей и положений, отраженных в научном труде. Эти идеи четко формулируются, кратко, но содержательно и аргументировано рас­крываются, представляя читателю основные направления работы над исследуе­мой темой.

Научная статья раскрывает конкретные вопросы теоретической и при­кладной работы исследователя. Ее структура обычно такова: актуальность ос­вещаемых вопросов, подходы других ученых к решению данной научной зада­чи, перспективы развития конкретных направлений научного поиска, описание теоретической и экспериментальной работы, выводы и практические рекомен­дации по решению исследуемой проблемы.

Монография - научная работа одного автора или коллективный труд ав­торского коллектива, в котором более или менее подробно излагается одна на­учная проблема. Если монографическая работа по объему составляет менее че­тырех печатных листов, она называется брошюрой.

Рецензия - критическое рассмотрение одного или нескольких (обзорная рецензия) произведении в свете требований, представляющихся рецензенту обязательными. Рецензия может содержать советы и конструктивные предло­жения о путях разработки обсуждаемых проблем

Эссе - это жанр, имеющий непосредственную близость с научной, публи­цистической и художественной литературой, однако не относящийся целиком ни к одной из них. С научной литературой эссе роднит его тематика, которая объединяет все объекты мысли преимущественно гуманитарных наук, однако его подход к объекту отличается от научного ведущей ролью личности автора, которая полностью определяет принципы анализа объекта. Помимо этого, для эссе характерна особая связь со временем, повышенная актуализированность, в которой преимущественно выражено родство эссеизма и публицистики, а также экспрессивность. Эссеистический подход обязательно предполагает универ­сальное значение трактовки даже частной темы и характеризуется в функцио­нальном плане доминированием функции убеждения.

Следует отметить, что написание таких работ требует наличия опреде­лённых навыков исследовательской деятельности, которые отрабатываются при выполнении таких учебно-исследовательских работ, как реферат, курсовая и квалификационная работа.

Реферат - краткое изложение содержания научного труда или трудов, посвященных какой-либо проблеме.

Курсовые и квалификационные (дипломные) работы - формы учеб­но-исследовательской деятельности студентов.

Диссертация (лат. рассуждение, исследование). Рассмотрим общую характеристику и отличительные особенности магистерской, кандидатской и докторской диссертаций.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...