Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовое регулирование обращения наличности




Наличное обращение регулирует Положение о порядке ведения кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержден­ное Постановлением Правления Национального банка Украины


оТ 19.02.2001 г. № 72, и Инструкция Национального банка Ук­раины «Об организации работы по наличному обращению учреж­дениями банков Украины» от 19.02.2001 г. № 69.

Эти нормативно-правовые акты устанавливают определенные ограничения в обращении наличности.

Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине (далее — Положение) утверждено Постановле­нием Правления Национального банка Украины от 19.02.2001 г.

№ 72.

Требования Положения распространяются на юридических лиц (кроме учреждений банков и предприятий почтовой связи) неза­висимо от их организационно-правовых форм и форм собствен­ности, их обособленные подразделения, представительства ино­странных организаций и фирм, которые осуществляют предпри­нимательскую деятельность (далее — предприятия), а также на зарегистрированных в установленном порядке физических лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности без создания юридического лица (далее — предприниматели), кото­рые осуществляют операции с наличностью в национальной ва­люте и являются обязательными для исполнения ими.

Требования Положения не распространяются на расположен­ные на территории Украины иностранные дипломатические, кон­сульские и другие официальные представительства, международ­ные организации и их филиалы, пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также на те представитель­ства других иностранных организаций и филиалов, которые не осуществляют предпринимательской деятельности.

Предприятия (предприниматели), которые открыли текущие счета в учреждениях банков, хранят на этих счетах свои денеж­ные средства на договорных условиях и осуществляют расчеты по своим обязательствам в безналичной и наличной форме в по­рядке, установленном нормативно-правовыми актами Националь­ного банка Украины.

Расчеты наличностью предприятий между собой и с предпри­нимателями и физическими лицами проводятся как за счет де­нежных средств, полученных из касс банков, так и за счет налич­ной выручки им осуществляются через кассу предприятий с ве­дением кассовой книги установленной формы.

Предприниматели осуществляют учет движения наличности согласно порядку и документам, установленными Государствен­ной налоговой администрацией Украины.

Сумма наличного расчета одного предприятия (предпринима­теля) с другим предприятием (предпринимателем) не должна пре­вышать трех тысяч гривен в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам. Платежи сверх установлен­ной предельной суммы проводятся исключительно в безналичном


порядке. Количество предприятий (предпринимателей), с которыми проводятся расчеты, в течение дня не ограничивается.

Указанные ограничения касаются также расчетов наличностью предприятий в оплату за товары, приобретенные на производствен­ные (хозяйственные) нужды за счет денежных средств, получен­ных по корпоративным карточкам.

Указанные ограничения не касаются расчетов предприятий (предпринимателей) с физическими лицами, бюджетами и госу­дарственными целевыми фондами малых и средних предприя­тий при использовании наличных денежных средств, получен­ных ими за счет кредитной линии Европейского банка реконст­рукции и развития для развития малых и средних предприятий. Ограничения также не распространяются на добровольные по­жертвования, благотворительную помощь, изъятую органами го­сударственной налоговой службы наличность, на расчеты за по­требленную электроэнергию, а также в случае использования де­нежных средств, выданных на командировки.

В случае осуществления предприятиями наличных расчетов с другими предприятиями (предпринимателями) сверх установлен­ной предельной суммы денежных средств в размере превышения установленной суммы расчетно прибавляются к фактическим остаткам наличности в кассе на конец дня плательщика налич­ности одноразово в день осуществления этой операции, с даль­нейшим сравнением полученной расчетной суммы с утвержден­ным лимитом кассы.

Расчеты наличностью предприятий (предпринимателей) меж­ду собой и с физическими лицами проводятся с применением приходных и расходных кассовых ордеров, кассовых и товарных чеков, расчетных квитанций, проездных документов и др., кото­рые подтверждали бы факт продажи (возврата) товаров, предос­тавления услуг, получения возврата денежных средств, а также счетов-фактур, договоров, соглашений, контрактов, актов закупки товаров и др.

Расчеты за наличность предприятий сферы торговли, обще­ственного питания и услуг осуществляются с применением РРО согласно Закону Украины от 01.06.2000 г. № 1776 «О внесении изменений в Закон Украины «О применении электронных конт­рольно-кассовых аппаратов и товарно-кассовых книг при расче­тах с потребителями в сфере торговли, общественного питания и услуг». Перечень отдельных форм и условий проведения деятель­ности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регист­раторов расчетных операций с использованием расчетных кни­жек и книг учета расчетных операций, утвержден Постановлени­ем Кабинета Министров Украины от 23.08.2000 г. № 1336 (с из­менениями и дополнениями).


Расчеты наличностью физических лиц с предприятиями за при­обретенные товары (выполненные работы, предоставленные услуги) могут также проводиться через учреждения банков в порядке, опре­деленном Инструкцией по организации эмиссионно-кассовой рабо­ты в учреждениях банков. Указанные расчеты осуществляются без поступления денежных средств в кассу предприятия и отражения этой операции в кассовой книге, а проводятся физическими лицами путем внесения наличности на внутренние банковские счета и даль­нейшего перечисления учреждением банка этих денежных средств на текущие счета предприятий и являются для физических лиц (плательщиков денежных средств) — наличными, а для предприя­тий (получателей денежных средств) — безналичными.

Лимит кассы устанавливается предприятиям, имеющим счета в учреждениях банков и осуществляющим операции с наличностью. Такие предприятия могут хранить в своей кассе наличность на конец дня в пределах утвержденного лимита кассы.

При открытии текущего счета (в период заключения договора на расчетно-кассовое обслуживание) вновь созданное предприя­тие подает учреждению банка заявку-расчет для установления общего лимита кассы, порядка и сроков сдачи наличной выруч­ки. Действующие предприятия, которые имеют текущие счета в разных учреждениях банков, подают указанную заявку-рас­чет на свое усмотрение в любые учреждения банка, в которых открыты его текущие счета, а другим учреждениям банков — копии заявки-расчета с установленным лимитом кассы. Заяв­ка-расчет подается и в случае пересмотра по инициативе пред­приятия или банка ранее установленного лимита кассы.

Порядок установления предприятиям лимита кассы, порядка и сроков сдачи наличной выручки регулируется Инструкцией об организации работы по наличному обращению учреждениями банков Украины.

Предприятия обязаны сдавать наличную выручку сверх ус­тановленного лимита кассы в порядке и сроки, определенные учреждением банка для зачисления на их текущие счета. Если лимит кассы предприятию вообще не установлен, то вся имеюща­яся наличность в его кассе на конец дня должна сдаваться в банк (независимо от причин, вследствие которых лимит кассы не уста­новлен).

Наличные средства могут сдаваться предприятиями в днев­ные и вечерние кассы учреждений банков, через службы инкас­сации, предприятиям почтовой связи для переводов на их теку­щие счета в учреждениях банков.

Наличные средства не считаются сверхлимитными в день их поступления, если они поступили в кассы предприятий сферы торговли, общественного питания и услуг (не имеющих договорен-


ности с учреждением банка на инкассацию либо сдачу наличной выручки в вечернюю кассу банка) при проведении расчетов с при-менением регистраторов расчетных операций (с зафиксированным РРО временем поступления средств) в конце рабочего дня и были сданы (в сумме, превышающей установленный лимит кассы) в об­служивающие учреждения банков не позднее следующего рабочего дня банка (в течение операционного времени его работы) и пред­приятия или были использованы предприятием (без предваритель­ной сдачи их в банк и одновременного получения из кассы банка на указанные нужды) на следующий день на необходимые хозяй­ственные нужды.

Если аналогичная ситуация возникает на предприятиях, кото­рые при проведении наличных расчетов используют приходные кассовые ордера или расчетные книжки, содержащие расчетные квитанции, и точное время поступления наличности не может быть зафиксировано, то такие наличные поступления не счита­ются сверхлимитными в день их поступления не более четырех раз в месяц. При постоянном поступлении наличности в кассы в конце рабочего дня и соответствующего превышения лимита кассы такие предприятия должны обратиться в обслуживающие учреж­дения банков относительно пересмотра сроков сдачи наличной выручки и лимита кассы.

Не считаются сверхлимитными в день их поступления и на­личные средства, поступившие в кассы предприятий (не имею­щих договоренности на инкассацию и сдачу наличной выручки в вечернюю кассу банка) в выходные и праздничные дни и сдан­ные в сумме, превышающей установленный лимит кассы, в об­служивающие учреждения банков на следующий рабочий день банка (в течение операционного времени его работы) и предпри­ятия или использованные предприятием на следующий рабочий день на необходимые хозяйственные нужды.

Вся наличность, поступающая в кассы предприятий, должна своевременно и в полной сумме приходоваться в их кассах.

Приходованием наличности в кассе предприятия является осу­ществление предприятием учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений с оформлением этой операции в уста­новленном порядке приходным кассовым ордером и отражением в кассовой книге в день получения предприятием наличных де­нежных средств.

При проведении расчетов наличностью предприятий в сфере торговли, общественного питания и услуг с применением РРО или использованием РК оприходованием является осуществле­ние предприятиями учета наличности через РРО либо РК с со­ставлением в тот же день на основании расчетных документов, отчетов в КУРО и оформления наличности в установленном по-


рядке приходным кассовым ордером и соответствующей записью в кассовой книге в день поступления денежных средств. Указанная последовательность оприходования также распространяется на обо­собленные подразделения, работающие в сфере торговли, общест­венного питания и услуг с применением РРО либо использовани­ем РК и самостоятельно сдают в кассы учреждений банка или через инкассаторов полученную ими наличную выручку. Эти под­разделения должны также вести кассовую книгу и оприходовать наличность в своих кассах.

Наличная выручка предприятий (предпринимателей) может использоваться ими для обеспечения нужд, возникающих в про­цессе их функционирования, а также для проведения расчетов с бюджетами и государственными целевыми фондами по налогам и сборам (обязательным платежам). Предприятия, имеющие на­логовый долг, осуществляют выплаты, связанные с оплатой труда (кроме выплат в связи с экстренными (неотложными) обстоя­тельствами), исключительно за счет денежных средств, получен­ных из учреждений банков.

Предприятия не должны накапливать наличную выручку в своих кассах сверх установленного лимита кассы для осуществ­ления необходимых расходов до наступления сроков их выплат.

Предприятия (предприниматели), имеющие текущие счета в уч­реждениях банков, получают наличность с этих счетов по денеж­ному чеку (с четкой формулировкой сути осуществляемой опера­ции) в пределах имеющихся денежных средств и расходуют ее исключительно на цели, определенные в денежном чеке и не про­тиворечащие действующему законодательству Украины.

Для своевременного получения в учреждении банка необходи­мой суммы наличности предприятия (предприниматели) в уста­новленным банком сроки должны предупредить (письменно или устно) учреждение банка о необходимой сумме денежных средств 'в банкнотах и разменной монете.

Предприятия имеют право хранить наличность в своей кассе, полученную в учреждении банка для выплат, связанных с опла­той труда, пенсий, стипендий, дивидендов (дохода), сверх уста­новленного лимита кассы в течение трех рабочих дней, включая день получения наличности в учреждении банка. Суммы на­личности, полученные в учреждении банка и не использованные по назначению в течение установленных выше сроков, возвраща­ются предприятием в учреждение банка не позднее следующего рабочего дня учреждения банка и предприятия или могут оста­ваться в его кассе (в пределах установленного ■ лимита) и выда­ваться на те же цели.

Предприятие имеет право хранить в кассе наличность для выплат, связанных с оплатой труда, осуществляемых за счет вы-

■ 371


ручки, сверх установленного ему лимита кассы в течение трех рабочих дней со дня наступления сроков этих выплат в сумме указанной в переданных в кассу платежных (расчетно-платеж-ных) ведомостях.

Выдача наличности под отчет проводится из касс предприя­тий при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданным под отчет суммам, то есть в случае представ­ления в бухгалтерию авансового отчета об израсходованных (ча­стично израсходованных) денежных средствах и одновременно­го возврата в кассу предприятия остатка наличности, выданной под отчет.

Подотчетные лица обязаны представить в бухгалтерию пред­приятия вместе с неиспользованным остатком наличности аван­совый отчет о расходовании полученных в кассе сумм в следую­щие сроки:

по командировкам — в течение трех рабочих дней после воз­врата из командировки;

на закупку сельскохозяйственной продукции, продуктов ее пе­реработки и заготовку вторичного сырья, кроме металлолома — в течение десяти рабочих дней со дня выдачи наличности под отчет;

на все другие производственные (хозяйственные) нужды — на следующий день после выдачи наличности под отчет.

К предприятиям (предпринимателям) применяются штрафные санкции согласно действующему законодательству:

превышение установленных лимитов кассы;

неоприходование (неполное оприходование) в кассах налич­ности;

превышение установленных сроков использования выданной под отчет наличности, а также за выдачу денежных средств под отчет без полной отчетности по ранее выданным денежным сред­ствам;

израсходование наличности из выручки на выплаты, связан­ные с оплатой труда, при наличии налогового долга;

использование полученных в учреждениях банка наличных денежных средств не по целевому назначению;

проведение наличных расчетов без представления получате­лем денежных средств платежного документа, который подтвер­ждал бы уплату покупателем наличных денежных средств.

Лимит остатка наличности в кассе (лимит кассы) для каж­дого предприятия определяется учреждениями банков с учетом режима и специфики работы предприятия, его отдаленности от учреждения банка, объема кассовых оборотов (поступлений и рас­ходов) по всем счетам, установленных сроков и порядка сдачи наличной выручки, продолжительности операционного времени учреждения банка, наличия договоренности предприятия с учреж-


пением банка на инкассацию и сдачу наличной выручки в вечер­нюю кассу банка и др.:

для предприятий, имеющих наличную выручку со сроком сдачи ее в банк ежедневно в день поступления в кассу предприятия, — в размерах, необходимых для обеспечения их работы утром сле­дующего дня;

для предприятий, имеющих наличную выручку со сроком сда­чи ее на следующий день, — в пределах среднедневной наличной выручки;

для предприятий, имеющих наличную выручку с другим сро­ком сдачи ее в банк, — в размерах, зависящих от установленных сроков сдачи выручки и ее суммы;

для предприятий, лимиты кассы которым устанавливаются согласно фактическим расходам наличности (кроме вьи.лат, свя­занных с оплатой труда, стипендий, пенсий, дивидендов), — в пре­делах среднедневной выдачи наличности.

Лимит кассы предприятиям (кроме предприятий торговли, об­щественного питания и услуг) устанавливается учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий на осно­вании расчета среднедневного поступления наличной выручки либо среднедневной выдачи наличности.

В некоторых случаях в соответствии с особенностями деятель­ности предприятий и на основании их соответствующих обоснова­ний по письменному решению (приказу, распоряжению) руково­дителей учреждений банков этим предприятиям может устанав­ливаться лимит кассы в размерах, превышающих среднедневную наличную выручку или среднедневную выдачу наличности.

Предприятиям — юридическим лицам, в состав которых вхо­дят обособленные подразделения, учреждение банка устанавли­вает общий лимит кассы с учетом кассовых оборотов по всем этим подразделениям, а также порядок и сроки сдачи наличной выручки. Руководители указанных подразделений приказом (распоряжением) сообщают размер установленного лимита кас­сы, порядок и сроки сдачи наличной выручки своим обособлен­ным подразделениям, учитывая при этом обеспечение своевре­менного поступления наличности от обособленных подразделе­ний в кассы таких предприятий и учреждений банков (в том числе и тех, в которых открыты текущие счета этих обособлен­ных подразделений).

Предпринимателям (зарегистрированным в установленном порядке физическим лицам, которые являются субъектами пред­принимательской деятельности без создания юридического лица) лимит кассы не устанавливается.

Для вновь созданных предприятий, начинающих свою дея­тельность на первые три месяца их работы, лимит кассы должен


 


устанавливаться обслуживающими учреждениями банков (в те­чение пяти рабочих дней после открытия счета), исходя из пре­доставленных этими предприятиями прогнозных расчетов. Уста­новленный лимит кассы с учетом предоставленных расчетов пе­ресматривается и утверждается по фактическим показателям деятельности предприятия за три календарных месяца в уста­новленном порядке.

Наличные денежные средства не считаются сверхлимитными в день их поступления, если они поступили в кассы предприятий сферы торговли, общественного питания и услуг (тех, которые не имеют договоренности с учреждением банка на инкассацию или сдачу наличной выручки в вечернюю кассу банка) при проведе­нии расчетов с применением регистраторов расчетных операций (с зафиксированным РРО временем поступления денежных средств) в конце рабочего дня и были сданы в сумме, превышающей уста­новленный лимит кассы, в обслуживающие учреждения банков не позднее следующего рабочего дня банка (в течение операционного времени его работы) и предприятия.

Если аналогичная ситуация возникает на предприятиях, кото­рые при проведении наличных расчетов используют приходные кассовые ордера либо расчетные книжки, содержащие расчетные квитанции, и точное время поступления наличности не может быть зафиксировано, то такие наличные поступления не счита­ются сверхлимитными в день их поступления не более четырех раз в месяц. В случае постоянного поступления наличности в кассы предприятий в конце рабочего дня и соответствующего превышения лимита они должны обратиться в обслуживающие учреждения банков относительно пересмотра сроков сдачи на­личной выручки и лимита кассы.

Не считаются сверхлимитными в день их поступления и те наличные денежные средства, которые поступили в кассы пред­приятий (не имеющих договоренности на инкассацию и сдачу наличной выручки в вечернюю кассу банка) в выходные и праз­дничные дни и сданы в сумме, превышающей установленный ли­мит кассы, в обслуживающие учреждения банков на следующий рабочий день банка (в течение операционного времени его рабо­ты) и предприятия.

Указ Президента Украины «О применении штрафных санк­ций за нарушение норм по урегулированию обращения налич­ности» от 12.06.95 г. № 436 (в редакции от 11.05.99 г. № 491/99) устанавливает, что в случае нарушения юридическими лицами всех форм собственности, физическими лицами — гражданами Украины, иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые являются субъектами предпринимательской деятельности, а также постоянными представительствами нерезидентов, через кото-


ые полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность, норм по регулированию обращения наличности в на­циональной валюте, устанавливаемых Национальным банком Ук­раины, к ним применяются финансовые санкции в виде штрафа:

за превышение установленных лимитов остатка наличности в кассах — в двукратном размере сумм выявленной сверхлимитной наличности за каждый день;

за неоприходование (неполное и/или несвоевременное оприхо­дование) в кассах наличности — в пятикратном размере неопри-ходованной суммы;

за расходование наличности с выручки от реализации про­дукции (работ, услуг) и других кассовых поступлений (кроме средств, полученных из касс учреждений банков), на выплаты, связанные с оплатой труда (за исключением экстренных (безот­лагательных) обстоятельств — социальных выплат гражданам на погребение, пособия при рождении ребенка, одиноким и мно­годетным матерям, на лечение в случае болезни, ксмпенсаций лицам, которые пострадали вследствие Чернобыльской катаст­рофы), при наличии налоговой задолженности — в размере осу­ществленных выплат;

за превышение установленных сроков использования выданной под отчет наличности, а также за выдачу наличных средств под отчет без полного отчета относительно ранее выданных средств — в размере 25 % выданных под отчет сумм;

за проведение наличных расчетов без представления получате­лем средств платежного документа (товарного или кассового чека, квитанций к приходному ордеру, другого письменного документа), который бы подтверждал уплату покупателем наличных средств, — в размере уплаченных средств;

за использование полученных в учреждении банка наличных средств не по целевому назначению — в размере израсходованной наличности.

Штрафные санкции, предусмотренные Указом, применяются к указанным лицам органами государственной налоговой службы на основании материалов проведенных ими проверок и представ­лений государственной контрольно-ревизионной службы, финан­совых органов и органов Министерства внутренних дел в установ­ленном законодательством порядке и в размерах, действующих на день завершения проверок или на день получения органами госу­дарственной налоговой службы указанных представлений.

Применение санкций за нарушение правил обращения налич­ности нередко оспаривается в суде.

Так, решением арбитражного суда области признано недей­ствительным решение налогового органа (далееОтветчик) о применении к предприятию (далее — Истец) финансовых санк-


       
   
 
 


ций за превышение остатка наличности в кассе. Судебное реше­ние мотивировано тем, что актом проведенной Ответчиком про­верки не подтверждено превышение остатков наличности. Ист­цом представлены доказательства того, что выданные под отчет денежные средства возвращались или расходовались им в сроки, установленные Указом Президента Украины от 12.06.95 г. № 436 «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» и Постановлением На­ционального банка Украины от 13.10.97 г. № 334.

Надзорной инстанцией судебное решение оставлено без из­менений по тем же основаниям.

Не согласившись с решением и постановлением арбитражно­го суда области, Ответчик обратился в судебную коллегию Выс­шего арбитражного суда Украины по пересмотру решений, опре­делений, постановлений с заявлением об их отмене, ссылаясь на то, что Истцом нарушены требования названных Указа Прези­дента Украины и постановления Национального банка Украи­ны, о чем составлен соответствующий акт.

Судебная коллегия, рассмотрев материалы дела, установила следующее.

Проведенной Ответчиком проверкой соблюдения Истцом тре­бований налогового и валютного законодательства выявлено на­рушение требований п.2 Порядка ведения кассовых операций в народном хозяйстве Украины, утвержденного Постановлением Правления Национального банка Украины от 02.02.95 г. № 21 (в редакции Постановления Правления Национального банка Украины от 13.10.97 г. № 334). В связи с этим к Истцу при­менены финансовые санкции на основании ст. 1 Указа Прези­дента Украины «О применении штрафных санкций за нару­шение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.95 г. № 436 (в редакции Указа Президента Украины от 11.05.99 г. № 491/99).

Как указано в акте проверки, Истцу установлен лимит ос­татка наличности в кассе. Наличность, выданная под отчет, но не израсходованная в течение десяти рабочих дней и не воз­вращенная в кассу, включается в сумму фактического остатка наличности в кассе, а полученная в результате сумма сравнива­ется с установленным лимитом остатка наличности. В связи с этим к истцу применены финансовые санкции в двукратном размере.

В соответствии с п.7 Постановления Национального банка Украины от 13.10.97 г. № 334 выданные под отчет наличные деньги, не израсходованные полностью или частично, должны быть возвращены в кассу предприятия одновременно с авансовым от­четом не позднее десяти рабочих дней со дня их выдачи под


отчет, а по командировкамне позднее трех рабочих дней по возвращении из командировки.

Истцом были представлены, доказательства в подтвержде­ние соблюдения им требований Указа Президента Украины от 12.06.95 г. «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности», а именно: рас­ходные и приходные кассовые ордера, авансовые отчеты, коман­дировочные удостоверения, что указано в приложении к акту проверки.

Кроме того, как правомерно указано в постановлении арбит­ражного суда области, за превышение установленных сроков ис­пользования выданной под отчет наличности, а также за выда­чу под отчет наличности при отсутствии полного отчета за ранее выданные денежные средства штраф начисляется в раз­мере 25 % выданных сумм.

При таких условиях судебная коллегия Высшего арбитраж­ного суда Украины по пересмотру решений, определений, поста­новлений не нашла оснований для изменения или отмены реше­ния и постановления арбитражного суда области [1].

Используемые понятия и термины

аккредитив

вексель

выдача наличности под отчет

гарантия

депозитный (вкладной) счет

закрытие счета в банке

инкассовое поручение

лимит остатка наличности в кассе

мемориальный ордер

обращение наличности

переоформление счета

платежное поручение

платежное требование

платежное требование-поручение

принудительное списание средств со счеща

приостановление операций на банковских счетах

расчетный чек

сдача выручки

счет в банке

текущий счет

 


 



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...