Правовое регулирование обращения наличности
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Наличное обращение регулирует Положение о порядке ведения кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное Постановлением Правления Национального банка Украины оТ 19.02.2001 г. № 72, и Инструкция Национального банка Украины «Об организации работы по наличному обращению учреждениями банков Украины» от 19.02.2001 г. № 69. Эти нормативно-правовые акты устанавливают определенные ограничения в обращении наличности. Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине (далее — Положение) утверждено Постановлением Правления Национального банка Украины от 19.02.2001 г. № 72. Требования Положения распространяются на юридических лиц (кроме учреждений банков и предприятий почтовой связи) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их обособленные подразделения, представительства иностранных организаций и фирм, которые осуществляют предпринимательскую деятельность (далее — предприятия), а также на зарегистрированных в установленном порядке физических лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности без создания юридического лица (далее — предприниматели), которые осуществляют операции с наличностью в национальной валюте и являются обязательными для исполнения ими. Требования Положения не распространяются на расположенные на территории Украины иностранные дипломатические, консульские и другие официальные представительства, международные организации и их филиалы, пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также на те представительства других иностранных организаций и филиалов, которые не осуществляют предпринимательской деятельности.
Предприятия (предприниматели), которые открыли текущие счета в учреждениях банков, хранят на этих счетах свои денежные средства на договорных условиях и осуществляют расчеты по своим обязательствам в безналичной и наличной форме в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Национального банка Украины. Расчеты наличностью предприятий между собой и с предпринимателями и физическими лицами проводятся как за счет денежных средств, полученных из касс банков, так и за счет наличной выручки им осуществляются через кассу предприятий с ведением кассовой книги установленной формы. Предприниматели осуществляют учет движения наличности согласно порядку и документам, установленными Государственной налоговой администрацией Украины. Сумма наличного расчета одного предприятия (предпринимателя) с другим предприятием (предпринимателем) не должна превышать трех тысяч гривен в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам. Платежи сверх установленной предельной суммы проводятся исключительно в безналичном порядке. Количество предприятий (предпринимателей), с которыми проводятся расчеты, в течение дня не ограничивается. Указанные ограничения касаются также расчетов наличностью предприятий в оплату за товары, приобретенные на производственные (хозяйственные) нужды за счет денежных средств, полученных по корпоративным карточкам. Указанные ограничения не касаются расчетов предприятий (предпринимателей) с физическими лицами, бюджетами и государственными целевыми фондами малых и средних предприятий при использовании наличных денежных средств, полученных ими за счет кредитной линии Европейского банка реконструкции и развития для развития малых и средних предприятий. Ограничения также не распространяются на добровольные пожертвования, благотворительную помощь, изъятую органами государственной налоговой службы наличность, на расчеты за потребленную электроэнергию, а также в случае использования денежных средств, выданных на командировки.
В случае осуществления предприятиями наличных расчетов с другими предприятиями (предпринимателями) сверх установленной предельной суммы денежных средств в размере превышения установленной суммы расчетно прибавляются к фактическим остаткам наличности в кассе на конец дня плательщика наличности одноразово в день осуществления этой операции, с дальнейшим сравнением полученной расчетной суммы с утвержденным лимитом кассы. Расчеты наличностью предприятий (предпринимателей) между собой и с физическими лицами проводятся с применением приходных и расходных кассовых ордеров, кассовых и товарных чеков, расчетных квитанций, проездных документов и др., которые подтверждали бы факт продажи (возврата) товаров, предоставления услуг, получения возврата денежных средств, а также счетов-фактур, договоров, соглашений, контрактов, актов закупки товаров и др. Расчеты за наличность предприятий сферы торговли, общественного питания и услуг осуществляются с применением РРО согласно Закону Украины от 01.06.2000 г. № 1776 «О внесении изменений в Закон Украины «О применении электронных контрольно-кассовых аппаратов и товарно-кассовых книг при расчетах с потребителями в сфере торговли, общественного питания и услуг». Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 23.08.2000 г. № 1336 (с изменениями и дополнениями). Расчеты наличностью физических лиц с предприятиями за приобретенные товары (выполненные работы, предоставленные услуги) могут также проводиться через учреждения банков в порядке, определенном Инструкцией по организации эмиссионно-кассовой работы в учреждениях банков. Указанные расчеты осуществляются без поступления денежных средств в кассу предприятия и отражения этой операции в кассовой книге, а проводятся физическими лицами путем внесения наличности на внутренние банковские счета и дальнейшего перечисления учреждением банка этих денежных средств на текущие счета предприятий и являются для физических лиц (плательщиков денежных средств) — наличными, а для предприятий (получателей денежных средств) — безналичными.
Лимит кассы устанавливается предприятиям, имеющим счета в учреждениях банков и осуществляющим операции с наличностью. Такие предприятия могут хранить в своей кассе наличность на конец дня в пределах утвержденного лимита кассы. При открытии текущего счета (в период заключения договора на расчетно-кассовое обслуживание) вновь созданное предприятие подает учреждению банка заявку-расчет для установления общего лимита кассы, порядка и сроков сдачи наличной выручки. Действующие предприятия, которые имеют текущие счета в разных учреждениях банков, подают указанную заявку-расчет на свое усмотрение в любые учреждения банка, в которых открыты его текущие счета, а другим учреждениям банков — копии заявки-расчета с установленным лимитом кассы. Заявка-расчет подается и в случае пересмотра по инициативе предприятия или банка ранее установленного лимита кассы. Порядок установления предприятиям лимита кассы, порядка и сроков сдачи наличной выручки регулируется Инструкцией об организации работы по наличному обращению учреждениями банков Украины. Предприятия обязаны сдавать наличную выручку сверх установленного лимита кассы в порядке и сроки, определенные учреждением банка для зачисления на их текущие счета. Если лимит кассы предприятию вообще не установлен, то вся имеющаяся наличность в его кассе на конец дня должна сдаваться в банк (независимо от причин, вследствие которых лимит кассы не установлен). Наличные средства могут сдаваться предприятиями в дневные и вечерние кассы учреждений банков, через службы инкассации, предприятиям почтовой связи для переводов на их текущие счета в учреждениях банков.
Наличные средства не считаются сверхлимитными в день их поступления, если они поступили в кассы предприятий сферы торговли, общественного питания и услуг (не имеющих договорен- ности с учреждением банка на инкассацию либо сдачу наличной выручки в вечернюю кассу банка) при проведении расчетов с при-менением регистраторов расчетных операций (с зафиксированным РРО временем поступления средств) в конце рабочего дня и были сданы (в сумме, превышающей установленный лимит кассы) в обслуживающие учреждения банков не позднее следующего рабочего дня банка (в течение операционного времени его работы) и предприятия или были использованы предприятием (без предварительной сдачи их в банк и одновременного получения из кассы банка на указанные нужды) на следующий день на необходимые хозяйственные нужды. Если аналогичная ситуация возникает на предприятиях, которые при проведении наличных расчетов используют приходные кассовые ордера или расчетные книжки, содержащие расчетные квитанции, и точное время поступления наличности не может быть зафиксировано, то такие наличные поступления не считаются сверхлимитными в день их поступления не более четырех раз в месяц. При постоянном поступлении наличности в кассы в конце рабочего дня и соответствующего превышения лимита кассы такие предприятия должны обратиться в обслуживающие учреждения банков относительно пересмотра сроков сдачи наличной выручки и лимита кассы. Не считаются сверхлимитными в день их поступления и наличные средства, поступившие в кассы предприятий (не имеющих договоренности на инкассацию и сдачу наличной выручки в вечернюю кассу банка) в выходные и праздничные дни и сданные в сумме, превышающей установленный лимит кассы, в обслуживающие учреждения банков на следующий рабочий день банка (в течение операционного времени его работы) и предприятия или использованные предприятием на следующий рабочий день на необходимые хозяйственные нужды. Вся наличность, поступающая в кассы предприятий, должна своевременно и в полной сумме приходоваться в их кассах. Приходованием наличности в кассе предприятия является осуществление предприятием учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений с оформлением этой операции в установленном порядке приходным кассовым ордером и отражением в кассовой книге в день получения предприятием наличных денежных средств. При проведении расчетов наличностью предприятий в сфере торговли, общественного питания и услуг с применением РРО или использованием РК оприходованием является осуществление предприятиями учета наличности через РРО либо РК с составлением в тот же день на основании расчетных документов, отчетов в КУРО и оформления наличности в установленном по-
рядке приходным кассовым ордером и соответствующей записью в кассовой книге в день поступления денежных средств. Указанная последовательность оприходования также распространяется на обособленные подразделения, работающие в сфере торговли, общественного питания и услуг с применением РРО либо использованием РК и самостоятельно сдают в кассы учреждений банка или через инкассаторов полученную ими наличную выручку. Эти подразделения должны также вести кассовую книгу и оприходовать наличность в своих кассах. Наличная выручка предприятий (предпринимателей) может использоваться ими для обеспечения нужд, возникающих в процессе их функционирования, а также для проведения расчетов с бюджетами и государственными целевыми фондами по налогам и сборам (обязательным платежам). Предприятия, имеющие налоговый долг, осуществляют выплаты, связанные с оплатой труда (кроме выплат в связи с экстренными (неотложными) обстоятельствами), исключительно за счет денежных средств, полученных из учреждений банков. Предприятия не должны накапливать наличную выручку в своих кассах сверх установленного лимита кассы для осуществления необходимых расходов до наступления сроков их выплат. Предприятия (предприниматели), имеющие текущие счета в учреждениях банков, получают наличность с этих счетов по денежному чеку (с четкой формулировкой сути осуществляемой операции) в пределах имеющихся денежных средств и расходуют ее исключительно на цели, определенные в денежном чеке и не противоречащие действующему законодательству Украины. Для своевременного получения в учреждении банка необходимой суммы наличности предприятия (предприниматели) в установленным банком сроки должны предупредить (письменно или устно) учреждение банка о необходимой сумме денежных средств 'в банкнотах и разменной монете. Предприятия имеют право хранить наличность в своей кассе, полученную в учреждении банка для выплат, связанных с оплатой труда, пенсий, стипендий, дивидендов (дохода), сверх установленного лимита кассы в течение трех рабочих дней, включая день получения наличности в учреждении банка. Суммы наличности, полученные в учреждении банка и не использованные по назначению в течение установленных выше сроков, возвращаются предприятием в учреждение банка не позднее следующего рабочего дня учреждения банка и предприятия или могут оставаться в его кассе (в пределах установленного ■ лимита) и выдаваться на те же цели. Предприятие имеет право хранить в кассе наличность для выплат, связанных с оплатой труда, осуществляемых за счет вы- ■ 371 ручки, сверх установленного ему лимита кассы в течение трех рабочих дней со дня наступления сроков этих выплат в сумме указанной в переданных в кассу платежных (расчетно-платеж-ных) ведомостях. Выдача наличности под отчет проводится из касс предприятий при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданным под отчет суммам, то есть в случае представления в бухгалтерию авансового отчета об израсходованных (частично израсходованных) денежных средствах и одновременного возврата в кассу предприятия остатка наличности, выданной под отчет. Подотчетные лица обязаны представить в бухгалтерию предприятия вместе с неиспользованным остатком наличности авансовый отчет о расходовании полученных в кассе сумм в следующие сроки: по командировкам — в течение трех рабочих дней после возврата из командировки; на закупку сельскохозяйственной продукции, продуктов ее переработки и заготовку вторичного сырья, кроме металлолома — в течение десяти рабочих дней со дня выдачи наличности под отчет; на все другие производственные (хозяйственные) нужды — на следующий день после выдачи наличности под отчет. К предприятиям (предпринимателям) применяются штрафные санкции согласно действующему законодательству: превышение установленных лимитов кассы; неоприходование (неполное оприходование) в кассах наличности; превышение установленных сроков использования выданной под отчет наличности, а также за выдачу денежных средств под отчет без полной отчетности по ранее выданным денежным средствам; израсходование наличности из выручки на выплаты, связанные с оплатой труда, при наличии налогового долга; использование полученных в учреждениях банка наличных денежных средств не по целевому назначению; проведение наличных расчетов без представления получателем денежных средств платежного документа, который подтверждал бы уплату покупателем наличных денежных средств. Лимит остатка наличности в кассе (лимит кассы) для каждого предприятия определяется учреждениями банков с учетом режима и специфики работы предприятия, его отдаленности от учреждения банка, объема кассовых оборотов (поступлений и расходов) по всем счетам, установленных сроков и порядка сдачи наличной выручки, продолжительности операционного времени учреждения банка, наличия договоренности предприятия с учреж- пением банка на инкассацию и сдачу наличной выручки в вечернюю кассу банка и др.: для предприятий, имеющих наличную выручку со сроком сдачи ее в банк ежедневно в день поступления в кассу предприятия, — в размерах, необходимых для обеспечения их работы утром следующего дня; для предприятий, имеющих наличную выручку со сроком сдачи ее на следующий день, — в пределах среднедневной наличной выручки; для предприятий, имеющих наличную выручку с другим сроком сдачи ее в банк, — в размерах, зависящих от установленных сроков сдачи выручки и ее суммы; для предприятий, лимиты кассы которым устанавливаются согласно фактическим расходам наличности (кроме вьи.лат, связанных с оплатой труда, стипендий, пенсий, дивидендов), — в пределах среднедневной выдачи наличности. Лимит кассы предприятиям (кроме предприятий торговли, общественного питания и услуг) устанавливается учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий на основании расчета среднедневного поступления наличной выручки либо среднедневной выдачи наличности. В некоторых случаях в соответствии с особенностями деятельности предприятий и на основании их соответствующих обоснований по письменному решению (приказу, распоряжению) руководителей учреждений банков этим предприятиям может устанавливаться лимит кассы в размерах, превышающих среднедневную наличную выручку или среднедневную выдачу наличности. Предприятиям — юридическим лицам, в состав которых входят обособленные подразделения, учреждение банка устанавливает общий лимит кассы с учетом кассовых оборотов по всем этим подразделениям, а также порядок и сроки сдачи наличной выручки. Руководители указанных подразделений приказом (распоряжением) сообщают размер установленного лимита кассы, порядок и сроки сдачи наличной выручки своим обособленным подразделениям, учитывая при этом обеспечение своевременного поступления наличности от обособленных подразделений в кассы таких предприятий и учреждений банков (в том числе и тех, в которых открыты текущие счета этих обособленных подразделений). Предпринимателям (зарегистрированным в установленном порядке физическим лицам, которые являются субъектами предпринимательской деятельности без создания юридического лица) лимит кассы не устанавливается. Для вновь созданных предприятий, начинающих свою деятельность на первые три месяца их работы, лимит кассы должен
устанавливаться обслуживающими учреждениями банков (в течение пяти рабочих дней после открытия счета), исходя из предоставленных этими предприятиями прогнозных расчетов. Установленный лимит кассы с учетом предоставленных расчетов пересматривается и утверждается по фактическим показателям деятельности предприятия за три календарных месяца в установленном порядке. Наличные денежные средства не считаются сверхлимитными в день их поступления, если они поступили в кассы предприятий сферы торговли, общественного питания и услуг (тех, которые не имеют договоренности с учреждением банка на инкассацию или сдачу наличной выручки в вечернюю кассу банка) при проведении расчетов с применением регистраторов расчетных операций (с зафиксированным РРО временем поступления денежных средств) в конце рабочего дня и были сданы в сумме, превышающей установленный лимит кассы, в обслуживающие учреждения банков не позднее следующего рабочего дня банка (в течение операционного времени его работы) и предприятия. Если аналогичная ситуация возникает на предприятиях, которые при проведении наличных расчетов используют приходные кассовые ордера либо расчетные книжки, содержащие расчетные квитанции, и точное время поступления наличности не может быть зафиксировано, то такие наличные поступления не считаются сверхлимитными в день их поступления не более четырех раз в месяц. В случае постоянного поступления наличности в кассы предприятий в конце рабочего дня и соответствующего превышения лимита они должны обратиться в обслуживающие учреждения банков относительно пересмотра сроков сдачи наличной выручки и лимита кассы. Не считаются сверхлимитными в день их поступления и те наличные денежные средства, которые поступили в кассы предприятий (не имеющих договоренности на инкассацию и сдачу наличной выручки в вечернюю кассу банка) в выходные и праздничные дни и сданы в сумме, превышающей установленный лимит кассы, в обслуживающие учреждения банков на следующий рабочий день банка (в течение операционного времени его работы) и предприятия. Указ Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по урегулированию обращения наличности» от 12.06.95 г. № 436 (в редакции от 11.05.99 г. № 491/99) устанавливает, что в случае нарушения юридическими лицами всех форм собственности, физическими лицами — гражданами Украины, иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые являются субъектами предпринимательской деятельности, а также постоянными представительствами нерезидентов, через кото- ые полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность, норм по регулированию обращения наличности в национальной валюте, устанавливаемых Национальным банком Украины, к ним применяются финансовые санкции в виде штрафа: за превышение установленных лимитов остатка наличности в кассах — в двукратном размере сумм выявленной сверхлимитной наличности за каждый день; за неоприходование (неполное и/или несвоевременное оприходование) в кассах наличности — в пятикратном размере неопри-ходованной суммы; за расходование наличности с выручки от реализации продукции (работ, услуг) и других кассовых поступлений (кроме средств, полученных из касс учреждений банков), на выплаты, связанные с оплатой труда (за исключением экстренных (безотлагательных) обстоятельств — социальных выплат гражданам на погребение, пособия при рождении ребенка, одиноким и многодетным матерям, на лечение в случае болезни, ксмпенсаций лицам, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы), при наличии налоговой задолженности — в размере осуществленных выплат; за превышение установленных сроков использования выданной под отчет наличности, а также за выдачу наличных средств под отчет без полного отчета относительно ранее выданных средств — в размере 25 % выданных под отчет сумм; за проведение наличных расчетов без представления получателем средств платежного документа (товарного или кассового чека, квитанций к приходному ордеру, другого письменного документа), который бы подтверждал уплату покупателем наличных средств, — в размере уплаченных средств; за использование полученных в учреждении банка наличных средств не по целевому назначению — в размере израсходованной наличности. Штрафные санкции, предусмотренные Указом, применяются к указанным лицам органами государственной налоговой службы на основании материалов проведенных ими проверок и представлений государственной контрольно-ревизионной службы, финансовых органов и органов Министерства внутренних дел в установленном законодательством порядке и в размерах, действующих на день завершения проверок или на день получения органами государственной налоговой службы указанных представлений. Применение санкций за нарушение правил обращения наличности нередко оспаривается в суде. Так, решением арбитражного суда области признано недействительным решение налогового органа (далее — Ответчик) о применении к предприятию (далее — Истец) финансовых санк- ций за превышение остатка наличности в кассе. Судебное решение мотивировано тем, что актом проведенной Ответчиком проверки не подтверждено превышение остатков наличности. Истцом представлены доказательства того, что выданные под отчет денежные средства возвращались или расходовались им в сроки, установленные Указом Президента Украины от 12.06.95 г. № 436 «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» и Постановлением Национального банка Украины от 13.10.97 г. № 334. Надзорной инстанцией судебное решение оставлено без изменений по тем же основаниям. Не согласившись с решением и постановлением арбитражного суда области, Ответчик обратился в судебную коллегию Высшего арбитражного суда Украины по пересмотру решений, определений, постановлений с заявлением об их отмене, ссылаясь на то, что Истцом нарушены требования названных Указа Президента Украины и постановления Национального банка Украины, о чем составлен соответствующий акт. Судебная коллегия, рассмотрев материалы дела, установила следующее. Проведенной Ответчиком проверкой соблюдения Истцом требований налогового и валютного законодательства выявлено нарушение требований п.2 Порядка ведения кассовых операций в народном хозяйстве Украины, утвержденного Постановлением Правления Национального банка Украины от 02.02.95 г. № 21 (в редакции Постановления Правления Национального банка Украины от 13.10.97 г. № 334). В связи с этим к Истцу применены финансовые санкции на основании ст. 1 Указа Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.95 г. № 436 (в редакции Указа Президента Украины от 11.05.99 г. № 491/99). Как указано в акте проверки, Истцу установлен лимит остатка наличности в кассе. Наличность, выданная под отчет, но не израсходованная в течение десяти рабочих дней и не возвращенная в кассу, включается в сумму фактического остатка наличности в кассе, а полученная в результате сумма сравнивается с установленным лимитом остатка наличности. В связи с этим к истцу применены финансовые санкции в двукратном размере. В соответствии с п.7 Постановления Национального банка Украины от 13.10.97 г. № 334 выданные под отчет наличные деньги, не израсходованные полностью или частично, должны быть возвращены в кассу предприятия одновременно с авансовым отчетом не позднее десяти рабочих дней со дня их выдачи под отчет, а по командировкам — не позднее трех рабочих дней по возвращении из командировки. Истцом были представлены, доказательства в подтверждение соблюдения им требований Указа Президента Украины от 12.06.95 г. «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности», а именно: расходные и приходные кассовые ордера, авансовые отчеты, командировочные удостоверения, что указано в приложении к акту проверки. Кроме того, как правомерно указано в постановлении арбитражного суда области, за превышение установленных сроков использования выданной под отчет наличности, а также за выдачу под отчет наличности при отсутствии полного отчета за ранее выданные денежные средства штраф начисляется в размере 25 % выданных сумм. При таких условиях судебная коллегия Высшего арбитражного суда Украины по пересмотру решений, определений, постановлений не нашла оснований для изменения или отмены решения и постановления арбитражного суда области [1]. Используемые понятия и термины аккредитив вексель выдача наличности под отчет гарантия депозитный (вкладной) счет закрытие счета в банке инкассовое поручение лимит остатка наличности в кассе мемориальный ордер обращение наличности переоформление счета платежное поручение платежное требование платежное требование-поручение принудительное списание средств со счеща приостановление операций на банковских счетах расчетный чек сдача выручки счет в банке текущий счет
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|