Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Правоприменительная практика организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора




Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного пожарного надзора на территории Республики Коми

Общие положения

Анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Коми (далее – Главное управление) включает вопросы правоприменительной практики соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты, принятии предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в области обеспечения пожарной безопасности, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

Настоящим обзором обобщена и проанализирована деятельность Главного управления в области осуществления федерального государственного пожарного надзора, исходя из задач, установленных законодательством о пожарной безопасности, законодательством об административных правонарушениях, об организации контроля и защиты прав юридических лиц.

В соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69), постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее – постановление Правительства РФ № 290), приказа МЧС России от 06.08.2004 № 372 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации» Главное управление наделено полномочиями по осуществлению федерального государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности (далее - государственная функция)

Государственную функцию осуществляют следующие органы государственного пожарного надзора и должностные лица органов государственного пожарного надзора:

1. Главное управление, в лице:

1.1. Главного государственного инспектора Республики Коми по пожарному надзору - начальника Главного управления.

1.2. Структурное подразделение Главного управления, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора – управление надзорной деятельности и профилактической работы, в лице:

заместителя главного государственного инспектора Республики Коми по пожарному надзору – начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы и его заместителей;

государственных инспекторов Республики Коми по пожарному надзору - сотрудников управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления.

1.3. Отделы (отделения) надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления в лице:

главных государственных инспекторов городов (районов) Республики Коми по пожарному надзору и их заместителей - начальников отделов (отделений) надзорной деятельности и профилактической работы городов (районов) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления, и их заместителей;

государственных инспекторов городов (районов) Республики Коми по пожарному надзору - сотрудников отделов (отделений) надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления.

I. Правоприменительная практика организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора

 

При организации и осуществлении федерального государственного пожарного надзора на территории Республики Коми органы государственного пожарного надзора руководствуются следующими нормативными правовыми актами:

Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294);

Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69);

Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее – постановление Правительства РФ № 290);

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее-постановление Правительства РФ № 489);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок»;

приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности» (далее – Административный регламент);

приказом МЧС России от 05.04.2012 N 176 «Об утверждении Перечня должностных лиц органов федерального государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Деятельность должностных лиц органов государственного пожарного надзора осуществляется в соответствии с:

ежегодными планами проведения проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

ежегодными планами проведения проверок органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

ежегодными планами проведения проверок объектов защиты и (или) территорий (земельных участков), правообладателями которых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели;

ежегодными планами проведения проверок объектов защиты и (или) территорий (земельных участков) физических лиц – правообладателей.

Указанные планы оформлены в соответствии с требованиями Федерального закона № 294, постановления Правительства РФ № 489, постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», утверждены начальником Главного управления – главным государственным инспектором Республики Коми по пожарному надзору 19.10.2016 и размещены на официальном сайте Главного управления в сети интернет (http://11.mchs.gov.ru/dejatelnost/Nadzornaya_deyatelnost_i_profilaktichesk/Plan_provedenija_planovih_proverok).

Плановые и внеплановые проверки в 2016 году и в 2017 году проводились в соответствии с положениями Федерального закона № 294, Федерального закона № 69, постановлением Правительства РФ № 290, Административным регламентом.

Органами государственного пожарного надзора республики за 2016 год проведено 4305 проверок, из которых 2186 плановых (АППГ- 3071, - 28,8%) и 2119 внеплановых проверок (АППГ – 3312, - 36%). Выполнение плана проверок составило 100% (АППГ – 100%).

По итогам проверок вручено 1979 предписаний (АППГ – 2571, -29,9%), предложено к исполнению 8913 мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности, устранено 8637 (АППГ – 14210, -39,2%) нарушений, процент устранения нарушений составил 96,9% (АППГ – 96,4%).

В органы прокуратуры и местного самоуправления направлена 601 информация о противопожарном состоянии объектов надзора (АППГ –968, -37,9%).

Возбуждено 2366 дел об административных правонарушениях (4231 за АППГ, - 44,08 %), в том числе в отношении физических лиц составлено 1485 административных протоколов (3216 за АППГ, - 53,8 %), в отношении юридических лиц составлено 881 административных протоколов (1015 за АППГ, - 13,2 %).

По результатам рассмотрения материалов административных дел, государственными инспекторами по пожарному надзору назначено 241 административный штраф (669 за АППГ, - 63,9 %) на сумму 5962,5 тыс. рублей (13173,6 тыс. рублей за АППГ), из них 200 штрафов в отношении физических лиц (615 за АППГ, - 67,5 %), 41 в отношении юридических лиц (54 за АППГ, - 24,07 %).

За указанный период к административной ответственности в виде предупреждений государственными инспекторами по пожарному надзору привлечено 1220 лиц (1520 за АППГ, - 19,7 %), из них – 758 физических и 462 юридических лиц (за АППГ 1109 и 411 соответственно).

В соответствии с частью 5 статьи 20.4 КоАП РФ составлено и направлено в суды 12 протоколов для принятия решения о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (18 за АППГ, - 33,3 %). По результатам рассмотрения судами дел, назначено 10 административных наказаний, из них 2 в виде административного приостановления деятельности или 17 % от рассмотренных (8 за АППГ, - 75 %) и 8 в виде административного штрафа (67 %) от общего числа рассмотренных материалов административных дел, 2 административных дела (16 %) прекращено.

За два месяца 2017 года проведено 372 проверки, из которых 144 плановых (АППГ- 364, - 60,4%) и 228 внеплановых проверок (АППГ – 322, - 29,2%). Выполнение плана проверок составило 100% (АППГ – 100%).

По итогам проверок вручено 108 предписаний (АППГ – 227, -52,4%), предложено к исполнению 554 мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, устранено 529 нарушений (АППГ – 897, -41%), процент устранения нарушений составил 95,5% (АППГ – 93,2%).

В органы прокуратуры и местного самоуправления направлена 38 информаций о противопожарном состоянии объектов надзора (АППГ –73, -48%).

Возбуждено 199 дел об административных правонарушениях (360 за АППГ, - 44,7 %), в том числе в отношении физических лиц составлено 117 административных протоколов (255 за АППГ, - 54,1 %), в отношении юридических лиц составлено 82 административных протоколов (105 за АППГ, - 21,9 %).

По результатам рассмотрения материалов административных дел, государственными инспекторами по пожарному надзору назначен 21 административный штраф (29 за АППГ, - 27,6 %) на сумму 650,5 тыс. рублей (690 тыс. рублей за АППГ), из них 17 штрафов в отношении физических лиц (25 за АППГ, - 32 %), 4 в отношении юридических лиц (4 за АППГ).

За указанный период к административной ответственности в виде предупреждений государственными инспекторами по пожарному надзору привлечены 93 лица (209 за АППГ, - 55,5 %), из них – 55 физических и 38 юридических лиц (за АППГ 144 и 65 соответственно).

Работа в Главном управлении с обращениями граждан организована и ведется в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции по работе с обращениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС России от 31.03.2015 № 145.

Обращения граждан и юридических лиц, поступающие в Главное управление, регистрируются в соответствии с требованиями. Сроки и порядок рассмотрения поступающих обращений граждан, соблюдаются.

В 2016 году по вопросам нарушений требований пожарной безопасности Главным управлением рассмотрено 361 обращение, в том числе, 52 обращения, поступившее на телефон доверия. 37 обращений перенаправлено по подведомственности в другие органы.

Анализ поступивших обращений граждан, рассмотрение которых относится к компетенции органов государственного пожарного надзора, показывает, что наиболее распространенными вопросами являются:

а) неудовлетворительное противопожарное состояние жилых зданий и помещений, нарушение противопожарных разрывов земельных участков;

б) несоблюдение требований пожарной безопасности организациями.

По результатам рассмотрения обращений 42 признано обоснованным (факты подтвердились). Выдано 42 предписания, возбуждено 54 дела об административных правонарушениях.

Обращений на неправомерные действия (бездействие) должностных лиц органов ГПН от граждан не поступало.

Информация о номере единого «телефона доверия» постоянно размещается в сети Интернет. Вместе с этим, номер единого «телефона доверия» размещен на бланках писем управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления, информационных стендах отделов (отделений) управления надзорной деятельности и «бегущей строке», размещенной на здании Главного управления.

Внедрение новых подходов к осуществлению надзорной деятельности предполагает замену мероприятий по контролю мерами разъясняющего, консультативного, обучающего характера, а также проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений требований в области пожарной безопасности.

Организация и проведение указанных мероприятий в 2017 году проводились в соответствии с «Программой профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории Республики Коми на 2017 год», противопожарная пропаганда, информирование населения, обеспечение обучения населения мерам пожарной безопасности на территории Республики Коми осуществляется в соответствии с приказом Главного управления 10.04.2014 № 213.

Основными направлениями профилактической работы являются:

предупреждение нарушений населением и подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;

создание мотивации к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;

повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения;

снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты, и как следствие снижение издержек как контрольно-надзорных органов, так и подконтрольных субъектов;

повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора) в целом и деятельности контрольно-надзорных органов Министерства;

сохранение эффективности контроля за соблюдением обязательных требований на подконтрольных объектах с учетом внедрения риск-ориентированного подхода в деятельность контрольно-надзорных органов Министерства;

разъяснение населению и подконтрольным субъектам системы обязательных требований, правил безопасного поведения в быту и при возникновении чрезвычайной ситуации, пожара;

развитие негосударственной оценки соответствия объектов, установленным требованиям посредством проведения независимого пожарного аудита и декларирования.

За 12 месяцев 2016 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество публикаций в СМИ увеличилось более на 75% – 4293 публикаций (АППГ - 2447), в том числе 729 публикации в печатных СМИ (АППГ – 661, +10,3%), в электронных СМИ - 3564 (АППГ – 1786, +99,6%).

Как положительный опыт необходимо отметить организацию информирования населения через социальные сети и интернет ресурсы, так аккаунты в социальных сетях, либо интернет сайты (созданы во всех подразделениях надзорной деятельности (18 страниц в социальной сети «В контакте» и 2 интернет сайта (ОНДПР г. Сыктывкара и Троицко-Печорского района).

За 2016 года на территории Республики Коми проведено 3990 массовых мероприятий (АППГ – 2040, +95,6%).

В ходе профилактических мероприятий за истекший период 2016 года сотрудниками ФГПН проинструктировано 329 212 человек (АППГ – 75 691, увеличение в 3,4 раза), в том числе 46 143 человека неработающего населения и 279 346 человек – работающего населения.

Количество дружин юных пожарных, кадетских классов, детских пожарных частей по республике увеличилось на 23% (в 2016 году функционирует 229, АППГ – 186).

Воспитание детей, организации их повседневного быта, охрана их жизни и здоровья, прежде всего возложена на родителей и опекунов. Участие в проведении родительских собраний, является одной из важных форм работы с родителями и опекунами. Должностными лицами надзорной деятельности принято участие в проведении 1035 родительских собраний в образовательных организациях (АППГ – 745, +39%).

На территории Республики Коми 8 организаций, имеющих лицензию Министерства образования Республики Коми, осуществляют деятельность по обучению мерам пожарной безопасности работающего населения.

За 2016 год на территории Республики Коми вышеуказанными организациями пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства обучено 5417 человек, в том числе в учебных центрах ФПС ГПС 1012.

В 2016 году в рамках внедрения новых подходов при осуществлении контрольно-надзорной деятельности проведена работа по обеспечению функционирования системы независимой оценки пожарного риска. В соответствии с Планом работы Главного управления на 2013-2018 годы по исполнению поручений, содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596-606 запланировано 59 объектов экономики, внедривших систему независимой оценки рисков и новые подходы к безопасности, поступило 62 заключения (из них 5 отрицательные), что составляет 105 %.

На сегодняшний день в Республике Коми аудит пожарной безопасности проводят 9 организаций, аккредитованных на право проведения работ, по независимой оценке, пожарного риска.

В целях реализации приказа МЧС России от 25.11.2009 № 660, приказами Главного управления создана соответствующая комиссия по добровольной аккредитации аудиторов, а также квалификационная комиссия по проверке соответствия экспертов. Всего комиссией Главного управления аккредитовано 6 организаций и 23 эксперта.

Исходя из анализа правоприменительной практики организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, в целях совершенствования законодательства в области организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора необходимо:

1. Определить единый подход к порядку согласования с заинтересованными надзорными органами предложений органов прокуратуры о проведении совместных плановых проверок в отношении юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, с внесением изменений в статью 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

2. Предусмотреть основания для проведения внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления (должностных лиц местного самоуправления) с целью контроля исполнения ранее выданных предписаний, путем внесения изменений в ч. 2.6 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

3. Предусмотреть возможность внесения в ФГИС «Единый реестр проверок» информации о распоряжении, продлевающем проверку, что установлено п. 55 Административного регламента (приказ МЧС России от 30.11.2016 № 644) в случае болезни (иного непредвиденного отсутствия) должностного лица органа ГПН, либо отсутствия его на рабочем месте по уважительной причине.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...