Отрасли, подотрасли, институты и субинституты права.
Правовые институты — относительно обособленные группы взаимосвязанных между собой юридических норм, регулирующих конкретную разновидность качественно однородных общественных отношений (институт собственности и наследования в гражданском праве, институт наказания и освобождения от наказания в уголовном праве и т. д.). Крупные правовые институты могут подразделяться на субинституты, представляющие собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения, находящиеся в рамках определенного правового института. Взаимосвязанные между собой правовые институты образуют главный элемент системы права — отрасль. Подотрасли входят в состав крупных правовых отраслей и объединяют несколько институтов отрасли. Например, в гражданском праве выделяют авторское, наследственное, обязательственное право, в конституционном праве — избирательное право. Институт права — это объективно обособившаяся внутри одной отрасли или нескольких отраслей права совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определенный вид общественных отношений. Институт — составная часть, звено отрасли. Различие института и отрасли права заключается втом, что институт регулирует не род общественных отношений, а лишь их отдельные виды. Например, институт купли-продажи в гражданском праве, институт гражданства в конституционном праве, институт брака в семейном праве. Институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми. Отраслевой институт состоит из норм одной конкретной отрасли права. Межотраслевой институт состоит из норм двух отраслей и более, например институт опеки и попечительства, который включает нормы гражданского, семейного, административного, муниципального права.
Простой институт не содержит структурных подразделений, а сложный имеет в своем составе мелкие самостоятельные образования. Определенные части крупного института образуют порой самостоятельные подразделения - субинституты. Например, субинституты розничной купл и-продажи, поставки, энергоснабжения в институте купли-продажи. Правовые нормы (а также отрасли и институты) можно подразделить на материальные, которые регулируют отношения, связанные с обычными материальными и нематериальными благами, и процессуальные, направленные на то, чтобы упорядочить процесс реализации этих норм и прежде всего создать механизм привлечения к ответственности лиц, нарушающих материально-правовые нормы, а также на разрешение споров по поводу материальных субъективных прав и обязанностей. При этом материальные отрасли составляют большой объем отраслей, поскольку к числу процессуальных на данный момент можно отнести гражданское процессуальное, арбитражное процессуальное и уголовное процессуальное право; административный и конституционный процесс пока не выделились в самостоятельные отрасли права. Все отрасли права подразделяют на фундаментальные, базовые, которые сложились исторически достаточно давно и регулируют наиболее важные, определяющие группы отношений, например конституционное, административное, гражданское и уголовное право, и предметные, которые выделились из базовых отраслей, напри м с р земельное, финансовое, трудовое, семейное, экологическое, уголовно-исполнительное, а также процессуальные отрасли (гражданское процессуальное, уголовное процессуальное, арбитражное процессуальное). В последнее время в системе российского права наряду с традиционными появился ряд новых отраслей: налоговое право, таможенное, банковское. Существует тенденция к выделению исполнительного права (исполнение решений судов и иных органов по гражданским, семейным, трудовым, административным и другим делам), образовательного, спортивного и т.д.
Международное право занимает особое место. Оно не является внутригосударственным, так как его нормы содержатся в договорах и соглашениях, заключаемых государствами, международными организациями. В то же время общепризнанные нормы и принципы международного права в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются частью ее правовой системы. Более того, установлен приоритет норм международных договоров над нормами законов. Однако при этом международный договор должен быть ратифицирован, т.е. утвержден Федеральным Собранием РФ в виде федерального закона. Вопрос о критериях деления права на отрасли и институты являлся предметом обсуждения ряда научных дискуссий ученых юристов. Итак, в основе деления системы российского права на отрасли лежат предмет и метод правового регулирования. Если предмет позволяет ответить на вопрос, что регулирует отрасль права, то метод — каким образом осуществляется процесс регулирования. Предмет правового регулирования — обособленная часть качественно однородных общественных отношений, регулируемых нормами права. Предметом правового регулирования являются общественные отношения в сфере гражданского права, в сфере конституционного права, в сфере уголовного права и т. д. Метод правового регулирования — совокупность юридических приемов, способов, процессуальных норм воздействия права на общественные отношения. При регулировании общественных отношений используются различные методы: поощрительный (стимулирующий социально-полезное поведение), рекомендательный (предлагающий наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения), предупредительный, дозволительный, запретительный и т. д. Их применение зависит от содержания регулируемых общественных отношений, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правосознания и др. В наиболее общем виде все методы правового регулирования могут быть отнесены либо к императивным, либо к диспозитивным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|