Раздел V. Защита прав на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий
Подраздел 1. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий Субъекты права на фирменное наименование. Исключительное право на фирменное наименование. Действие исключительного права на фирменное наименование на территории Российской Федерации. Соотношение прав на фирменное наименование с правами на коммерческое обозначение, товарный знак и знак обслуживания. Обладатель исключительного права на товарный знак (знак обслуживания). Исключительное право на товарный знак (знак обслуживания). Срок действия исключительного права на товарный знак (знак обслуживания). Действие исключительного права на товарный знак на территории Российской Федерации. Субъекты права на наименование места происхождения товара. Содержание исключительного права на наименование места происхождения товара. Действие исключительного права на наименование места происхождения товара. Обладатели права на коммерческое обозначение. Понятие и содержание исключительного права на коммерческое обозначение. Действие исключительного права на коммерческое обозначение. Соотношение права на коммерческое обозначение с правами на фирменное наименование и товарный знак.
1. Обладатели исключительного права на фирменное наименование и коммерческое обозначение. Содержание исключительного права, его действие на территории Российской Федерации. 2. Обладатели исключительного права на товарный знак (знак обслуживания). Содержание исключительного права, его действие на территории Российской Федерации. 3. Субъекты права на наименование места происхождения товара. Содержание и действие исключительного права на наименование места происхождения товара.
Литература 1. Гульбин Ю.Т. Интеллектуальные права на результаты интеллектуальной деятельности. М.: Проспект, 2014. 2. Кондратьева Е.А. Объекты интеллектуальных прав: особенности правовой охраны. М.: Статут, 2014. 3. Кондратьева Е.А. Правовая природа фирменного наименования и коммерческого обозначения // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2009. № 4. 4. Право интеллектуальной собственности: актуальные проблемы: монография / С.М. Михайлов, Е.А. Моргунова, А.А. Рябов и др.; под общ. ред. Е.А. Моргуновой. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2014. 5. Сергеев А.П. Право на фирменное наименование и товарный знак. СПб., 2005. 6. Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности: учебник. М.: Проспект, 2010. В результате изучения темы студент должен: Знать · обладателей прав на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий; · понятие и содержание исключительного права на охраняемые средства индивидуализации; · сроки действия исключительных прав на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Уметь · различать средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Владеть · навыками глубокого и всестороннего анализа сложившихся в цивилистической науке концепций и доктрин относительно правовой охраны средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий; · навыками юридической квалификации средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. 1. Обладатели исключительного права на фирменное наименование и коммерческое обозначение. Содержание исключительного права, его действие на территории Российской Федерации. Помимо результатов интеллектуальной деятельности к охраняемым объектам интеллектуальных прав относятся средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий: фирменные наименования, коммерческие обозначения, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров. Область общественных отношений, возникающих в связи с правовой охраной и использованием обозначений, индивидуализирующих самих субъектов гражданских правоотношений, принадлежащих им предприятий, а также результатов их деятельности, образует один из институтов права интеллектуальной собственности (интеллектуального права).
Долгое время отождествлявшиеся понятия фирменного наименования и коммерческого обозначения впервые разграничены Гражданским кодексом РФ. Под фирменным наименованием понимается наименование, под которым предприниматель выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует его среди других участников гражданского оборота. Это средство индивидуализации юридического лица – коммерческой организации, которая должна иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также одно полное фирменное наименование и (или) одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Субъектами права на фирменное наименование не могут быть структурные подразделения юридических лиц, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица. Наименования некоммерческих организаций не являются средством индивидуализации юридических лиц и на них не распространяется правовая охрана, установленная частью 4 Гражданского кодекса РФ. В настоящее время правовая охрана наименованиям некоммерческих организаций предоставляется на основании общих норм гражданского законодательства Российской Федерации. В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, возмещения убытков. Однако объем правовой охраны, предоставляемый фирменному наименованию в силу § 1 главы 76 ГК РФ, и наименованию некоммерческой организации в соответствии с Федеральный законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"1, различен. Этот объем является более узким для наименования некоммерческой организации. Так, в соответствии с п. 3 статьи 1474 ГК РФ не допускается использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, тогда как согласно п. 1 статьи 23.1 ФЗ "О некоммерческих организациях" в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием, то есть, нужно полагать, тождественным.
Несмотря на отсутствие определения фирменного наименования, установлены требования к его структуре. Фирменное наименование состоит из основной (обязательной – корпус фирмы) части, определяющей организационно-правовую форму юридического лица, и вспомогательной (отличительной) части, которая представляет собой "собственно наименование юридического лица". Именно последняя отличительная часть фирменного наименования несет в себе основную индивидуализирующую функцию. Входящий в фирменное наименование различительный элемент не должен обозначать только род деятельности юридического лица, например "финансовая компания", "строительный трест", "кирпичный завод" и т.д. В отдельных нормативных актах к фирменным наименованиям предъявляются дополнительные требования. Так, фирменное наименование кредитной организации помимо прочих слов должно включать в себя слова "банк" или "небанковская кредитная организация"1, а фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества, например "муниципальное унитарное предприятие", "федеральное государственное предприятие"2.
На фирменное наименование возникает только один вид интеллектуальных прав – исключительное право использования фирменного наименования. Оно не является оборотоспособным, неотчуждаемо, реализовать его может только сам субъект права. Исключительное право дает возможность использовать фирменное наименование любым не противоречащим закону способом, в частности, путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети Интернет. Такой перечень способов не является исчерпывающим. Использование фирменного наименования или его элементов возможно в составе коммерческого обозначения или товарного знака. Исключительное право распространяется не только на фирменное наименование в целом, но и на сокращенные фирменные наименования, а также на фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках при условии их включения в Единый государственный реестр юридических лиц. Какой-либо специальной регистрации фирменного наименования, указанного в учредительных документах юридического лица, закон не устанавливает. Исключительное право возникает на это средство индивидуализации после регистрации самого юридического лица в ЕГРЮЛ и напрямую связано с деятельностью юридического лица – при прекращении существования юридического лица в качестве субъекта оборота это право прекращается. В научной литературе правовая природа права на фирменное наименование понимается по-разному: одни авторы признают его личным неимущественным правом3, указывая на то, что фирменное наименование является элементом правосубъектности юридического лица. Другие же, напротив, утверждают, что это право носит имущественный характер, подчеркивая связь и зависимость материального положения предпринимателя от известности его фирмы и отношения к ней контрагентов и потребителей4. Гражданский кодекс вводит правила, направленные на предотвращение или на разрешение столкновения принадлежащих разным юридическим лицам прав на фирменные наименования. Во внимание должны приниматься: 1) тождественность или сходство до степени смешения "конфликтующих" фирменных наименований – исключается полное тождество или ассоциация обозначений друг с другом в целом, когда возникает опасность их смешения; 2) аналогичность (однородность) деятельности двух юридических лиц; 3) дата возникновения правовой охраны фирменных наименований.
Юридическое лицо, нарушившее исключительное право на фирменное наименование, по требованию правообладателя обязано по своему выбору или прекратить использование фирменного наименования в отношении однородных видов деятельности или изменить свое фирменное наименование, а также возместить правообладателю причиненные убытки. Органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, предоставлено право предъявить в суд только иск о понуждении к изменению фирменного наименования и только в том случае, если фирменное наименование юридического лица не соответствует установленным ограничениям на использование отдельных наименований и обозначений в фирменном наименовании. Средства индивидуализации охраняются обособленно друг от друга, в связи с чем прекращение исключительного права на один из объектов не влечет прекращения исключительного права на другой объект. Несмотря на различия в объектах индивидуализации между фирменным наименованием и товарным знаком, коммерческим обозначением при наличии между ними сходства и одновременной принадлежности разным лицам сфера их коммерческого использования часто пересекается, что приводит к возникновению споров. Для разрешения таких конфликтов в статье 1252 ГК РФ был закреплен принцип "старшинства" прав на средства индивидуализации: преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Коммерческое обозначение образовалось путем разделения обозначения торгового предприятия на фирменное наименование и собственно коммерческое обозначение. Первоначально фирма рассматривалась и как средство индивидуализации участника предпринимательской деятельности (купца, торговца), и как средство индивидуализации принадлежащего такому участнику предприятия (дела)1. В дальнейшем стало формироваться представление о двух разных средствах индивидуализации. И если в Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 года2 нет еще четкого разделения на фирменное наименование и коммерческое обозначение, то в Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, 1967 года3 коммерческое обозначение уже упоминается наряду с фирменным наименованием. В настоящее время общепризнано различие фирменного наименования как средства индивидуализации предпринимателя и коммерческого обозначения как средства индивидуализации его предприятия, т.е. определенного имущественного комплекса, предназначенного для осуществления торговой, промышленной и иной деятельности. Объектом индивидуализации выступают разного рода имущественные комплексы (торговые – магазины, рынки, торговые центры; промышленные или производственные – фабрики, заводы, развлекательные – кинотеатры, театры, казино и т.д.). Одно коммерческое обозначение может использоваться для индивидуализации нескольких предприятий, принадлежащих субъекту, осуществляющему предпринимательскую деятельность (например, сеть магазинов под одним коммерческим обозначением). Однако для индивидуализации одного имущественного комплекса, используемого для предпринимательской деятельности, запрещается использовать одновременно несколько коммерческих обозначений. Круг субъектов права на коммерческое обозначение включает юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность; юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями, но обладающих правом на осуществление предпринимательской деятельности; индивидуальных предпринимателей. В отличие от субъектов права на фирменное наименование, юридические лица, а равно индивидуальные предприниматели не несут обязанности по индивидуализации принадлежащих им предприятий посредством использования коммерческого обозначения. Право на коммерческое обозначение – это аналог известного мировой практике права на вывеску. Основная особенность коммерческих обозначений заключается в том, что они не подлежат регистрации, и территориальная сфера их действия ограничена местом нахождения предприятия, для индивидуализации которого они используются. Исключительное право возникает на коммерческое обозначение, которое (1) обладает достаточными различительными признаками, (2) не вводит в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу и (3) активно используется и в силу этого является известным в качестве обозначения, употребляемого правообладателем в пределах определенной территории. Таким образом, право на коммерческое обозначение возникает с момента начала фактического использования такого обозначения для индивидуализации предприятия. Защита права на коммерческое обозначение носит локальный характер и ограничивается территорией, на которой осуществляется предпринимательская деятельность, потому допускается сосуществование двух схожих наименований, если хозяйствующие субъекты находятся в разных регионах или в пределах одного региона, но осуществляют разные виды деятельности1. В отличие от других средств индивидуализации, исключительное право на которые возникает только при условии государственной регистрации, для возникновения исключительного права использования коммерческого обозначения выполнения формальностей не предусмотрено. С одной стороны, отсутствие обязательной государственной регистрации упрощает процесс "пользования" им – правообладателю нужно лишь подобрать оригинальное обозначение и начать его активно использовать, чтобы оно приобрело известность у потребителей на определенной территории. С другой стороны, указанные признаки известности и различительной способности имеют оценочный характер, и потому может возникнуть спор о правообладателе, разрешаемый лишь в судебном порядке. В связи с этим в доктринальной литературе высказываются мнения о необходимости введения процедуры государственной регистрации для данного объекта2. Гражданский кодекс РФ определяет, что правообладатель может использовать коммерческое обозначение в целях индивидуализации своего предприятия способами, предусмотренными законом, – в счетах, на вывесках, в рекламе, бланках, на иной документации, в объявлениях, на товарах или их упаковках, т.е. в своей предпринимательской деятельности. Исключительное право на коммерческое обозначение является ограниченно оборотоспособным. Оно может перейти к другому лицу (в порядке универсального правопреемства, по иным основаниям, установленным законом, в том числе предоставлено по договору) только в составе того предприятия, для индивидуализации которого используется. Без перехода (передачи) права на имущественный комплекс невозможен и переход (предоставление) права на коммерческое обозначение. Право использования коммерческого обозначения может быть предоставлено правообладателем другому лицу на условиях, предусмотренных договором аренды предприятия или коммерческой концессии. При использовании коммерческого обозначения в отношении нескольких предприятий и передавая права на часть таких предприятий, продавец предприятия должен решать вопрос о судьбе права на коммерческое обозначение. Правообладатель может либо оставить это право за собой, для того чтобы продолжить его использование в отношении оставшихся у него предприятий, либо передать новому владельцу предприятия по договору купли-продажи предприятия. Не установив срока действия исключительного права на это средство индивидуализации, законодатель предусмотрел возможность его досрочного прекращения без обращения в суд или иные органы. Таким основанием является неиспользование коммерческого обозначения непрерывно в течение года. Исключительное право на коммерческое обозначение носит самостоятельный характер и не зависит от исключительных прав на иные средства индивидуализации. Обладатели исключительного права на товарный знак (знак обслуживания). Содержание исключительного права, его действие на территории Российской Федерации. Под товарным знаком (знаком обслуживания) понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, выполняемых ими работ или оказываемых услуг, на которое признается исключительное право, удостоверяемое охранным документом – свидетельством. Круг лиц, которые могут реализовать принадлежащие им права на использование указанных средств индивидуализации, в современном российском законодательстве очерчен весьма широко. Согласно статье 1478 ГК РФ обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Среди юридических лиц, занимающихся производством товаров, выполнением работ и оказанием услуг и чья продукция требует индивидуализации для целей ее успешной реализации на рынке, выделяются коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Правом на товарные знаки и знаки обслуживания могут обладать и юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, которые могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Субъектами прав на товарный знак могут быть объединения лиц. Такая возможность допускается благодаря легализации коллективных обозначений, предназначенных для индивидуализации товаров, производимых и (или) реализуемых участниками объединения и обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Эти коллективные обозначения известны под названием коллективных товарных знаков. Действующее гражданское законодательство использует понятие "объединение" по отношению к ассоциациям (союзам), которые представляют собой объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей. Участники, входящие в состав объединений, выступают в качестве субъектов права пользования коллективным знаком. При этом указанные участники должны иметь статус юридического лица либо статус индивидуального предпринимателя. Каждый из участников объединения вправе быть обладателем исключительного права и на индивидуальный товарный знак, служащий целям индивидуализации товаров, работ или услуг, не обладающих едиными характеристиками с товарами, работами и услугами иных лиц, входящих в объединение. Наряду с ассоциациями и союзами юридических лиц, зарегистрировать коллективный товарный знак признаются способными некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные палаты. Что касается таких договорных форм предпринимательства, как простые товарищества, консорциумы, формально также можно считать объединениями лиц, преследующих цели реализации тех либо иных проектов. Однако подобная интеграция не приводит к появлению новой юридической личности, что лишает подобные коллективные структуры возможности выступать в качестве правообладателей. Не являются субъектами прав на товарные знаки и знаки обслуживания филиалы и представительства юридических лиц как их обособленные подразделения. От субъектов "коллективного" обладания товарным знаком, имеющим специальный режим использования, следует отличать субъектов "совместного" обладания исключительным правом на товарный знак (п. 3 ст. 1229 ГК РФ). Режим "совместного" обладания возникает в случае отчуждения исключительного права на товарный знак в отношении части обозначаемых этим знаком товаров. В этом случае будет иметь место множественность независимых субъектов исключительного права на один товарный знак, каждый из которых вправе его применять для своего класса товаров и (или) услуг1. Физические лица могут быть обладателями исключительного права на товарный знак при условии их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. В случае прекращения предпринимательской деятельности физического лица – обладателя права на товарный знак правовая охрана такого товарного знака прекращается на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности (п.1 ст. 1514 ГК РФ). Обладателями исключительного права на товарный знак или знак обслуживания способны выступить и правопреемники юридических лиц, появившиеся в результате реорганизации последних, и наследники индивидуальных предпринимателей. Очевидно, что наследники индивидуальных предпринимателей могут реализовать унаследованное право только при условии обретения ими соответствующего статуса, т.е. при условии государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Исключительное право на товарный знак охраняется законом и действует на территории Российской Федерации на основании его государственной регистрации в России, и в силу международного договора. Это означает недопустимость использования товарного знака другими юридическими лицами или предпринимателями без разрешения правообладателя, а также применения сходных товарных знаков, допускающих их смешение или нечеткое отграничение, что увеличивает риск введения в заблуждение потребителей и (или) контрагентов. Исключительное право может осуществляться путем размещения товарного знака на товарах, этикетках, упаковке товаров при введении их в гражданский оборот. Знаки обслуживания могут размещаться на одежде персонала, выполняющего работы и оказывающего услуги. Для индивидуализации товаров и услуг товарный знак может использоваться в рекламе, а также в предложениях о продаже товаров, которые еще не введены в гражданский оборот. Осуществление исключительного права возможно путем размещения товарного знака на деловой документации, сопроводительных к товару документах. Важное значение имеет использование товарного знака в сети Интернет, на различных сайтах, а также в доменном имени и при других способах адресации. Гражданский кодекс РФ провозглашает принцип обязательного использования охраняемого товарного знака как условия сохранения права на него. Это требование об обязательном использовании товарного знака представляется вполне обоснованным, и призвано обеспечивать интенсивное и неформальное функционирование товарных знаков в гражданском обороте, способствует "очищению" реестра от "мертвых" знаков, которые не используются правообладателями для маркировки производимых товаров, и снятию препятствий для производителей, готовых производить и реализовывать товары под сходными обозначениями. Рассмотрение заявлений о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака по основанию его неиспользования производится Судом по интеллектуальным правам, входящим в систему арбитражных судов. Заявление может быть подано не ранее чем через три года после регистрации товарного знака в государственном реестре, то есть закон предоставляет владельцу товарного знака льготный срок для налаживания производства, проведения рекламных кампаний, маркировки товаров и т.д. В качестве субъекта отношений, связанных с досрочным прекращением регистрации, признается "заинтересованное лицо" – лицо, имеющее законный интерес в прекращении правовой охраны неиспользуемого товарного знака1. К таким лицам могут быть отнесены: 1) производители однородных товаров (работ, услуг), в отношении которых подано заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака, имеющие намерение реального использования в гражданском обороте этого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения для индивидуализации своих товаров, работ и услуг; 2) юридические лица, обладающие исключительным правом на фирменное наименование, а также некоммерческие организации в случае, если собственное наименование юридического лица тождественно или сходно до степени смешения с товарным знаком, в отношении которого подано заявление о досрочном прекращении правовой охраны, и юридическое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность в той области, к которой относятся товары, услуги, в отношении которых подано заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака; 3) субъекты хозяйственной деятельности, которым принадлежат исключительные права использования коммерческих обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с товарным знаком, в отношении которого подано заявление о досрочном прекращении правовой охраны, и которые осуществляют предпринимательскую деятельность в той области, к которой относятся товары, услуги, в отношении которых подано заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака; 4) обладатели исключительных прав на тождественные или сходные до степени смешения товарные знаки, правовая охрана которым предоставлена на территории иностранных государств в отношении однородных товаров, услуг, имеющие намерение распространить действие принадлежащего им исключительного права на территорию Российской Федерации. Предусматривая возможность досрочного прекращения правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием, в Гражданском кодексе РФ названы действия, которые признаются использованием товарного знака. Это любые действия, которые непосредственно связаны с введением товаров в гражданский оборот. Бремя доказывания использования товарного знака лежит на правообладателе, который может ссылаться на не зависящие от него обстоятельства как на причины, приведшие к неиспользованию товарного знака. Такими обстоятельствами могут признаваться ограничения по импорту продукции, срыв поставок сырья, изменение условий реализации продукции и т.п. Исключительное право на товарный знак включает правомочие распоряжения, реализация которого может осуществляться посредством договора об отчуждении исключительного права на товарный знак, лицензионного договора, договора коммерческой концессии, купли-продажи, аренды предприятия. Переход исключительного права без заключения договора с правообладателем допускается в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) и при обращении взыскания на имущество правообладателя. Статья 18 Соглашения ТРИПС1 предусматривает, что срок действия охраны товарного знака и срок его продления должны составлять не менее семи лет. В России срок действия исключительного права на товарный знак составляет 10 лет и может продлеваться неограниченное число раз. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 года2 определяет период регистрации знака в Международном бюро продолжительностью в 20 лет с возможностью продления на тот же срок, считая с момента истечения предшествующего периода. Правообладатель товарного знака для оповещения о своем праве может размещать рядом с товарным знаком предупредительную маркировку в виде латинской буквы "R" или этой буквы в окружности ®, либо слов "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак". Упомянутый знак не является условием правовой охраны, а лишь указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории Российской Федерации. Латинская буква "R" – аббревиатура английского слова "registered", что означает "зарегистрировано".
3. Субъекты права на наименование места происхождения товара. Содержание и действие исключительного права на наименование места происхождения товара. В Российской Федерации правовая охрана наименования места происхождения товара впервые была установлена только в 1992 году, а намного раньше подобной возможностью воспользовались страны – участницы Лиссабонского соглашения об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации, заключенного 31.10.1958 г.3, в котором Россия не является договаривающимся государством. Как и товарный знак, наименование места происхождения товара является средством индивидуализации товара, призванным не только его отличать, но и указывать на специфические свойства последнего, обусловленные местом происхождения продукта и традициями производства. На основании определения наименования места происхождения товара (статья 1516 ГК РФ) можно выделить следующие его специфические черты: 1) наименование места происхождения товара представляет собой обозначение, посредством которого индивидуализируют товар; 2) наименование места происхождения товара выражает или обозначает географический объект, содержит прямое или косвенное указание на то, что товар происходит из конкретной страны, области или местности; 3) наименование места происхождения товара олицетворяет в товаре особые "природные и (или) людские факторы" географического объекта производства1. Наименование места происхождения товара выполняет функции по индивидуализации производимой продукции, сходные с функциями товарных знаков, знаков обслуживания. Однако между ними существует ряд принципиальных различий. В отличие от товарных знаков и знаков обслуживания, наименование места происхождения индивидуализирует не любые товары одного производителя, отличая их от товаров других производителей, а только уникальные товары, производимые в определенном месте и обладающие особыми свойствами. Таким образом, товарный знак служит для обозначения связи товара с определенным производителем, а наименование – для характеристики свойств товара, связанных с его происхождением из определенной местности. Этими отличиями предопределены и особенности, характеризующие правовой режим наименования места происхождения товара, – неограниченный круг субъектов исключительного права на наименование, отсутствие требования новизны при его регистрации, неотчуждаемость и непередаваемость права. Исключительное право на наименование места происхождения товара охраняется на территории страны при условии регистрации наименования Роспатентом. В том случае, если охрана наименования места происхождения товара возникла за рубежом и Роспатентом такое наименование не зарегистрировано, исключительное право не охраняется на территории Российской Федерации независимо от того, кто выступает правообладателем. Правом на подачу заявки на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование обладают граждане и юридические лица. В отличие от правообладателей товарных знаков, правообладателем в данном случае может выступать не только индивидуальный предприниматель, но и гражданин, не зарегистрированный в качестве такового. Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано на имя иностранного гражданина, лица без гражданства. Граждане, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, и иностранные юридические лица могут подавать заявки через патентных поверенных, зарегистрированных в Роспатенте, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное. Исключительное право на наименование места происхождения товара, зарегистрированное одним или несколькими лицами, может быть предоставлено в отношении того же наименования любому лицу, производящему товар, обладающий теми же особыми свойствами в границах того же географического объекта. Однако это право предоставляется не на основе лицензионного договора правообладателем, зарегистрировавшим наименование, а по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Таким образом, исключительное право на наименование места происхождения товара может быть приобретено лицом как при государственной регистрации наименования, включающей заявление о регистрации наименования места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на использование наименования, так и в дальнейшем другими лицами, которые получили свидетельство путем подачи заявки о предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара. Гражданский кодекс РФ называет способы использования наименования места происхождения товара правообладателем, оставляя при этом их перечень открытым. Рассматриваемое средство индивидуализации может быть использовано при введении обладающего особыми свойствами товара в гражданский оборот в самых разных формах: при продаже товара и его хранении, выставлении для продажи, предложении к продаже, на бланках, в рекламе, при демонстрации на выставках или ярмарках, в сети Интернет. Исключительное право использования наименования места происхождения товара в силу прямого указания закона является неотчуждаемым, правомочие распоряжения в его составе отсутствует. Правообладатель может определять юридическую судьбу исключительного права только путем принятия решения о продлении срока действия свидетельства об исключительном праве, о регистрации охраняемого в Российской Федерации наименования места происхождения товара в иностранном государстве, путем отказа от исключительного права
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|