Основание города Анандпура
Покинув Амритсар, Гуру проехал через местности Маджха и Малва и прибыл в Киратпур в мае 1665 года. Он присутствовал на погребальной церемонии биласпурского раджи Дип Сингха и выразил желание построить недалеко от Киратпура новый город. Кроме того, Гуру выказал намерение купить для этой цели подходящие земли. Рани Биласпура предложила ему в качестве пожертвования местность под названием Макховал. Предложение было принято, символическая цена — примерно пятьсот рупий — уплачена. Первый камень, названный Чак Нанаки в честь матери Гуру, был заложен в основание нового города в июне 1665 года. С течением времени вокруг него вырос красивый город, который получил название Анандпур.
ГУРУ В МИССИОНЕРСКОЙ ПОЕЗДКЕ После основания нового города Гуру не остался там надолго. Он поручил достойным доверия ученикам вести строительные работы. Говорят, что Гуру предпринял свою миссионерскую поездку на восток в ответ на приглашение тамошних сикхов — Бхаи Булаки Даса и Бхаи Хулас Чанда из Дакки, а также Бхаи Дарбара и Бхаи Чаин Сукха из Патны. Эти сикхи встретились с Гуру в Киратпуре и умоляли его посетить вместе со своей семьей их восточные земли. В августе 1665 года Гуру покинул Анандпур. Выехав из Анандпура, он проехал через Гханаули, Рупар, Дадумаджру, селение Лунг и достиг Муловала в штате Патиала. Жители Муловала пожаловались ему на то, что поблизости нет питьевой воды и им приходится за ней ходить на большое расстояние. Правда, неподалеку находился колодец, но вода в нем была солоноватая и непригодная для питья. Гуру посоветовал им, прежде чем зачерпнуть воды, повторить Имя Бога, и тогда вода окажется чистой и сладкой. С этого дня колодец давал сладкую воду и стал известен как колодец Гуру.
Далее Гуру посетил Пхарвали, Хандиая, Бхандехар, Кхиву и Бхикки. Повсюду, где бы ни останавливался, он давал религиозные наставления, уча людей поклоняться не идолам и гробницам, но лишь Единому Богу, Не имеющему форм. Гуру проехал через селения Дхалео, Алишейр, Кхиала и достиг Маура, где его ожидало огромное скопление людей, которых он научил истинному Имени. Он также посоветовал народу вырыть здесь колодец. Затем Гуру направился в Майсаркхану, оттуда в Сабо ки Талванди, ныне Дамдама Сахиб, побывал в Кот Дхармвала, Бачхоане, Гобиндпуре, Сангхери, Гурне и прибыл в Дхамдхан на Бангарской дороге. Он подарил местному населению и старосте средства на сооружение колодца и дхармсалы для приема путешествующих. В поездке Гуру сопровождал сикх по имени Рамдев, всецело преданный служению Учителю. Он добывал воду, приносил из леса дрова для кухни и оказывал Гуру все необходимые услуги. Рамдев никогда не снимал с головы подушечку для переноски грузов. Она была постоянно мокрой от ношения воды, и из-за этого его голова покрылась гнойниками. Однажды, когда Рамдев спустил с головы свой кувшин с водой, его подушечка и тюрбан свалились и стала видна гнойная рана на его голове, полная личинок червей. Этот случай довели до сведения Гуру, и тот послал за Рамдевом. Растроганный его преданностью своему служению, Гуру подарил Рамдеву почетное одеяние, дал ему имя Бхаи Михан и пообещал, что он станет Махантом, то есть главой религиозного ордена. По поручению Гуру Михан проповедовал религию сикхов. Его потомки сейчас носят имя Михан Шахи или Михан Дасиай. Затем Гуру направился в Текпур и остановился на несколько дней в доме плотника, который проводил его до самого Каитхала. Прибыв в Барну, он прочел там проповедь против употребления табака.
ГУРУ В КУРУКШЕТРЕ
Гуру прибыл в Курукшетру в связи с солнечным затмением. Он был встречен с великим почетом и уважением всеми находившимися там святыми людьми. Во время своего пребывания в Курукшетре Гуру проповедовал истинное Имя. Из Курукшетры он направился в Бани Бадарпур, где сделал денежный взнос на сооружение колодца. Затем Гуру переправился через реку Джамна. По дороге он занялся охотой. Убив какое-то животное, он прикрепил его к своему седлу и так въехал в Кара Манак, где жил святой по имени Малук Дас. Услыхав, что Гуру охотился и убивал животных, последний отказался от встречи с ним. Рассказывают, что когда на следующий день Малук Дас положил пищу перед идолом, которому поклонялся, оказалось, что еда вдруг превратилась в мясо. Малук ощутил, что это было чудо, сотворенное Гуру. Тогда он возжелал увидеться с Гуру и склониться перед ним, но счел, что Гуру, читающий в сердцах, сам пошлет за ним. Гуру было известно, что происходит в душе Малук Даса, и он послал своих сикхов с палки (носилками), чтобы они привезли его к нему. Малук Дас посетил Гуру, получил от него религиозные наставления и посвящение и стал одним из его наиболее преданных последователей.
ГУРУ В УТТАР-ПРАДЕШЕ
Из Кара Манака Гуру проследовал в Матхуру и далее прибыл в Агру. В ознаменование его посещения здесь есть гурдвара. Через Итаву Гуру проехал в Канпур, где также есть гурдвара на берегу Ганга. Затем он прибыл в Прияг (Аллахабад). Мать Гуру рассказала ему, как ее супруг, Гуру Хар Гобинд, обещал, что в доме Гуру Тегх Бахадура родится великий человек, и сказала, что она ожидает этого события. Гуру ответил, что ее желание вскоре исполнится, но она должна постоянно медитировать на Гуру Нанака. В Прияге он оставался около шести месяцев, и, к великой радости его матери, супруга Гуру забеременела. Из Прияга Гуру поехал в Мирзапур, где также имеется гурдвара на берегу Ганга. Он посетил Бенарес (Каши) и сделал остановку в Решам Катра, где в память о нем находится гурдвара. Сотни людей приходили, чтобы увидеть его.
ГУРУ В ПРОВИНЦИИ БИХАР
Гуру прибыл в селение Сасрам, где жил один очень преданный ему ученик по имени Чача Пхагу. Он построил дом и приготовил в нем роскошное ложе для Гуру. Чача Пхагу имел обыкновение каждое утро курить в доме благовония, а затем закрывать двери, заявляя, что он не поселится в этом доме до тех пор, пока Гуру не приедет, не войдет в него, не освятит его своими шагами. Мечта Чача Пхагу исполнилась: он имел счастье принять Гуру в своем доме.
Гуру продолжил свой путь в направлении Гаи. Там его толпой встретили брахманы и объяснили ему значение паломничества в Гаю. Они сказали, что если брахманам Гаи пожертвовать для духов предков ячменные шарики, предки попадут на небеса, хотя бы они даже уже находились в преисподней. Аргументируя так, они стали убеждать Гуру сделать денежное пожертвование на проведение этой церемонии для него. Гуру отказался принять их аргументы, напротив, он убеждал их медитировать на Бога и наставлял их в духовном знании. Далее Гуру прибыл в Патну и расположился поначалу в загородном саду. Это место называется Гуру ка Баг. Бхаи Джаита, преданный ученик Гуру, пригласил его в свой дом. Учитель давал народу религиозные поучения. Однажды он сказал своей матери, Мата Нанаки, что множество сикхов ждут его в отдаленной местности и он должен ехать к ним. Ему хотелось, чтобы его семья оставалась в Патне. В ответ на все возражения Гуру сказал своей жене: “Предсказание моего отца сейчас близится к исполнению. У тебя родится сын, который станет великим и могущественным, широко распространит веру, укрепит величие сикхизма, искоренит порок и уничтожит врагов истины и истинной религии. Ты будешь испытывать большие трудности в пути, так что лучше поживи счастливо здесь.” Обратившись со словами утешения к своей матери и жене, он поручил их заботам своего зятя Кирпал Чанда, попрощался и уехал в Мунгер, Бхагалпур и Раджмахал.
ГУРУ ЕДЕТ В БЕНГАЛИЮ
Гуру приехал в Малдах, где остановился у одного сикха - кондитера. Оттуда он проследовал в Муршидабад. Следующая остановка была в Дакке. Там жил преданный масанд, Булаки Дас, мать которого приготовила для Гуру роскошное ложе. Зная о ее преданности, Гуру посетил ее дом. Она была преисполнена радости и упала к его ногам. Он благословил ее за ее преданность. Местные сикхи толпами приходили, чтобы увидеть Гуру и получить его наставления и благословения. Гуру предложил им построить в их городе дхарамсал (гурдвару), чтобы воспевать там гимны Богу.
Раджа Рам Сингх пришел к Гуру и сказал: “Население Камрупа и Ассама подняло мятеж против делийского правительства. Недавно император послал на усмирение их Мир Джумлу. Поначалу он имел некоторый успех, но на обратном пути погиб, не доехав до Дакки. Теперь император приказал мне отправиться на покорение округи Камрупа. Если мне удастся завоевать эту местность, она будет присоединена к владениям императора; но если я буду убит, император может забрать себе мое собственное княжество Раджпутана. О истинный Царь, я пришел искать защиты у твоих святых стоп.” Гуру ответил: “Имя Бога — вот лекарство от всех болезней; итак, постоянно медитируй на Имя. Гуру Нанак поможет тебе и ты покоришь Камруп.” Раджа Рам Сингх и Гуру покинули Дакку и прибыли в Дхубри. Гуру остался там, а раджа Рам Сингх направился в город Рангмати на правом берегу Брахмапутры. Вскоре произошло сражение между войском раджи Рам Сингха и войском царя Камрупа. Силам раджи было нелегко одержать победу из-за сложности горного ландшафта, климата и сезона дождей. Помимо военных действий царь Камрупа занялся заговорами и заклинаниями, созвав со всего княжества женщин, владевших приемами магии, но ничего не добился. Тогда он отправился на поклонение в храм богини Камакхши. Мать его жены имела видение; ей явилась богиня и сказала: “В эту эпоху был рожден Гуру Нанак. Сейчас его трон занимает Гуру Тегх Бахадур. Раджа Рам Сингх стал его учеником. Гуру — верховный владыка; противостоять ему не в силах никто. Иди, принеси ему обет послушания и проси прощения, иначе твое царство погибнет.” Царь направился в лагерь Гуру и, склонившись перед ним, сказал, что приехал по приказу богини, чтобы просить прощения и защиты. Он умолял Гуру не дать ему оказаться под властью мусульман. Гуру ответил, что раджа Рам Сингх — очень религиозный человек, и что царь должен встретиться с ним. Тем не менее он посоветовал царю не тревожиться, ибо его царство будет сохранено. Гуру послал за раджей Рам Сингхом, и оба они были встречены царем весьма дружелюбно. Гуру сел, посадив царственных собеседников по обе стороны от себя, и добился их примирения. Воткнув свой кинжал в землю, он провозгласил: “Да будет территория по эту сторону принадлежать императору, а по ту сторону — царю Камрупа. И пусть оба монарха оставят вражду.” Обе стороны согласились с этим предложением, и серьезное кровопролитие с обеих сторон было предотвращено.
Гуру рассказал радже Рам Сингху, что Гуру Нанак посетил Дхубри и освятил его своими стопами. Он попросил, чтобы каждый солдат принес пять полных щитов земли и был насыпан высокий курган в память основателя религии сикхов. На вершине кургана был воздвигнут павильон. Там Гуру привел несколько дней. Услышав о его славе, отовсюду стекались толпы людей, чтобы увидеть его и получить от него наставления в вере. Раджа Рам из Ассама, слышавший восхваления Гуру, пришел к нему, чтобы засвидетельствовать свое почтение. Раджа не имел потомства и мечтал о сыне. Он привел с собой своих рани (цариц) и, упав к ногам Гуру, обратился к нему: “О истинный царь, приведи этот тонущий корабль к берегу.” Гуру снял свой перстень с печатью, наложил им оттиск на бедро раджи и сказал: “Оттиск моей печати будет виден на лбу твоего сына. Тогда знай: это Гуру Нанак своей милостью даровал тебе потомство.” В Ассаме Гуру посетил также Куч Бехара, Чандр Бхангу, Кишен Ганджа и Пурнеа.
РОЖДЕНИЕ СЫНА
Во время пребывания Гуру в Дакке к нему прибыл гонец из Патны с вестью о рождении сына. Он родился на седьмой день светлой половины лунного месяца Пох 1723 Самбата (26 декабря 1666 года) в Патне. Перед отъездом Гуру повелел своей жене дать ребенку, который должен был родиться в его отсутствие, имя Гобинд Рай. Гуру написал сикхскому сангату Патны письмо, преисполненное благодарности за заботу о его семье. В городе Кухрам жил мусульманский святой Бхикан Шах. Утром того дня, когда родился Гобинд Рай, Бхикан Шах кланялся, обратившись к востоку (в сторону Патны). Ученики спросили его, почему он кланяется, повернувшись к востоку, вопреки исламской традиции. Он ответил, что на востоке только что родился духовный и мирской владыка, который должен установить истинную религию и уничтожить зло. Бхикан Шах вместе со своими учениками отправился в Патну, чтобы увидеть юного принца. Достигнув Патны, мусульманский святой попросил позволения увидеть даршан (облик) новорожденного. Когда принесли младенца, Бхикан Шах склонился к ногам юного принца. Он поставил перед ним два глиняных сосуда, обернутых шелковой тканью. В одном сосуде было молоко, а в другом — вода. Ребенок дотронулся до обоих сосудов. Тогда Бхикан Шах поблагодарил за предоставленную ему возможность повидать младенца и собрался уходить. Его спросили, что он имел в виду, принеся два сосуда. Бхикан Шах объяснил, что один сосуд символизирует индуизм, а второй — ислам. Он хотел узнать, кому принц будет больше симпатизировать — индуистам или мусульманам. То, что ребенок прикоснулся к обоим сосудам, означало, что он будет одинаково терпим к индуистам и мусульманам, принимая в свою веру и тех, и других. В начале 1670 года Гуру покинул Ассам и через Бангайгаон, Силигури и Катхиар прибыл в Патну. Оттуда, дав инструкции своему зятю Кирпал Чанду, он отбыл в Панджаб. Проехав через Джаунпур, Аюдхью, Лукноу, Шах Джаханпур, Мурадабад, Гуру достиг Чак Нанаки (Анандпура). Вскоре он послал за своей семьей, которая позднее соединилась с ним в Анандпуре.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|