Требования к речи учителя. Гигиена голоса учителя
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Риторика как наука, искусство, научный предмет. Рито́рика (реторика) (др.-греч. «ораторское искусство» от «оратор») — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие. Первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии иногда понималась шире, как теория прозы или теория аргументации. Риторика (греч. «ораторское искусство»), научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста. Предметом традиционной риторики, в отличие от поэтики, являлись только прозаическая речь и прозаические тексты. В традиционном понимании риторикой называют ораторское искусство, искусство убеждать с помощью слов. Его синоним - красноречие «Красноречие, - учил великий греческий философ Платон, - мастер убеждения». Итак, риторика - искусство. Но она не была никогда только искусством. Она была и наукой, и недаром «отец риторики» Марк Фабий Квинтиллиан называл ее и («искусство хорошо говорить») и («наука хорошо говорить»). Как и все другие виды искусства, риторика уже при зарождении нуждалась в эстетическом освоении мира, в представлении об изящном и неуклюжем, красивом и уродливом, прекрасном и безобразном. У истоков риторики стояли артист, танцор и певец, восхищавшие и убеждавшие людей своим искусством. Но одновременно молодая риторика базировалась и на рациональном знании, на отличии реального от нереального, действительного от мнимого, истинного от ложного. И мы можем по праву говорить, что в создании риторики участвовал не только артист, но также и логик, философ, ученый. И больше того. Уже древние остро ощущали, что, как всякое искусство, риторическое мастерство дается талантом. Но они также хорошо понимали, что мастерство развивается во многих опытах, совершенствуется благодаря знаниям, которые многократно умножают талант и сокращают число опытов, и что сумму таких знаний дает наука.
Итак, риторика была триедина. Она была искусством убеждать с помощью слов, наукой об искусстве убеждать с помощью слов и процессом убеждения, основанным на моральных принципах.
Звучащая речь и ее особенности. (речевой аппарат, тренировка дыхания, дикция, интонация) Для всех, кто по своей профессии «работает» голосом, речевой аппарат — своеобразный музыкальный инструмент, созданный природой и поэтому совершенный, который необходимо знать во всех тонкостях, чтобы успешно пользоваться им. Ученые определили, что звук голоса — одна из форм энергии. Энергия эта, порожденная голосовым аппаратом человека, распространяясь с большой скоростью, приводит в колебание молекулы воздуха с определенной частотой и силой. От частоты колебания зависит высота звука, а от амплитуды колебания — его сила. Для образования звуков прежде всего необходим воздух. С помощью дыхательных органов (мускулатуры) воздух втягивается в легкие и выталкивается наружу. От объема легких, от того, сколько воздуха они могут вместить, а затем вытолкнуть, зависит сила звука и его продолжительность. Однако при вдохе и выдохе воздуха не всегда образуется звук. Чтобы жить, человек должен дышать, даже во сне. С прекращением дыхания наступает смерть. Воздух превращается в звук, когда у человека появляется необходимость поделиться своими мыслями. Высказать их вслух. Тогда и совершается образование звука. Процесс этот сложный и протекает так: на пути прохождения воздуха через гортань находятся голосовые связки-вибраторы. Они — источник звука. Именно в гортани рождается звуковая волна. Затем она попадает в резонаторы (носоглотка, носовая полость, ротовая полость), которые усиливают и обогащают звук голоса. Работу завершают артикуляторы, находящиеся в ротовой полости: язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.
Самый активный артикулятор — язык. Он во рту чувствует себя хозяином: то к зубам прижмется, то отступит от них, то к нёбу начнет подниматься, то в глубь ротовой полости уйдет. От его движений зависит характер большинства звуков русского языка. Не случайно вербальный (словесный, звуковой) способ общения назвали языком. Голосовой аппарат связан с внутренней жизнью человека, обусловлен его характером, психикой, желаниями, тончайшими движениями сферы чувств. Тренировка дыхания исходит из двух важнейших факторов — психического и двигательного. 1. Глубокий, энергичный, короткий вдох, в основном через нос, направленный в нижние доли легких; 2. Равномерный, активный, не ослабевающий к концу («незатухающий») выдох; 3. Организационный выдох, «фокусировку» его на кончиках чуть собранных (как бы для свиста) губ. Только отработав эти элементы, можно переходить к следующей серии упражнений, развивающих речевое дыхание. Важнейшей особенностью регуляции у человека является его способность произвольно, в соответствии со стоящей перед ним задачей, в том числе и речевой, менять темп, ритм, активность, амплитуду дыхательных движений. Произвольное изменение темпа, ритма дыхания широко используется в практике физического воспитания и спорта. Однако не менее важным следует считать умелую и точную регуляцию дыхания в процессе публичной речи. Дикция — четкое произношение звуков речи, соответствующее фонетической норме данного языка. Четкая артикуляция звуков речи (установка речевого аппарата в позицию, позволяющую образовать нужный звук) зависит от степени тренированности активных речевых органов — губ, языка. Поэтому отработка четкой дикции всегда начинается с мышечной тренировки — артикуляционной гимнастики, позволяющей сознательно управлять нужными группами мышц. Интонация — сложное явление. Она включает в себя четыре акустических компонента: тон голоса, интенсивность или силу звучания, его длительность и тембр.
Требования к речи учителя. Гигиена голоса учителя Голос – важнейший элемент техники речи. Для учителя он является основным средством труда. К голосу учителя предъявляется ряд требований, которые определяются условием педагогического общения и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности. - Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должен обладать благозвучностью. - Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения. - Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять -его, “отдавать” слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т.е. голос должен обладать полетностью. - Голос, – как уже было сказано, – основное орудие педагогического воздействия, поэтому с его помощью учитель должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения. - Учителю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым. Исходя из данных требований, можно сказать, что важнейшим профессиональными качествами голоса учителя являются благозвучность, гибкость, полетность, выносливость. Развитие всех качеств голоса представляет собой комплексный процесс, который называется постановкой голоса. Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи, особенно важна для учителя, поскольку его речь является образцом. Кроме того, без дикции просто невозможна нормальная коммуникация. Нечеткая артикуляция приводит к неявной речи и затрудняет понимание слушателями говорящего. Работа над дикцией учителя заключается в изучении артикуляционных характеристик звуков и тренировочных упражнениях, позволяющих выработать хорошую дикцию. (Скороговорки, упражнения для губ) Речь педагога должна быть обязательно наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, которое можно назвать выразительностью. Она является таким же обязательным элементом, как, например, техничность, дикция. Это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика условие контакта собеседников и т.д.
Постановка голоса тесно связана с воспитанием правил гигиены голоса и их соблюдением. Необходимо постоянно помнить о неблагоприятном влиянии на качество звучания голоса курения спиртных напитков и острой раздражающей пищи. Ø Соблюдение гигиенических норм голосовой нагрузки - не более трех часов без перерыва. Ø После трех часов работы обязательно должен быть перерыв не менее часа для восстановления мышечной aктивности голосовых складок. Ø Следует избегать длительных телефонных разговоров (20 минут телефонного общения равнозначны часу голосовой нагрузки). Ø Г'олосовая нагрузка должна распределяться равномерно в течение всей рабочей недели. Ø Следует посещать врача ЛОР-фониатра как при выборе речевой профессии, так и периодически, особенно при неравномерной речевой нагрузке и даже незначительных нарушениях голоса. Ø Отсутствие ориентации в выработке навыков правильного фонационного дыхания может быть одной из причин проявлений голосового дискомфорта. Ø Следует помнить, что только бережное отношение к своему голосовому аппарату, слуху, систематические занятия по выработке навыков правильного голосообразования, голосоведения, расширению динамического рабочего диапазона, позволяет сохранить комфортную звучность голоса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|