Ранние риторики в России. Ломоносовский п-д
Сведения о риторике на Руси до 17 века очень скудны, нет данных об учебниках риторики. Риторические знания входили на Русь вместе с сочинениями христианско-византийской учености. В древнерусском красноречии преобладают два жанра: учительное "Поучение" и торжественное хвалебное "Слово". "Поучение" имеет целью формирование идеалов, воспитание человеческой души, а "Слово" трактует высокие и общие темы: духовные, политические, государственные. В.П.Вомперский отмечает формирование 4 ареалов, в которых создавались первые отечественные ранние риторики: Северо-восточная и центральная Россия с центрами в Вологде (Кирилло-Белозерский монастырь), Ростове Великом, позднее в Москве. Именно в границах этого ареала дошла до нас самая ранняя "Риторика" Макария (1617-1619), который был новгородским митрополитом. В 1699 году появляется "Риторика" М.И.Усачева, что связано со вторым ареалом: северо-западным -- Новгород и монастыри вокруг него. Северный ареал сформировался позднее -- к началу 18 века. Он был создан старообрядцами в Выгорецком общежительстве. Этот ареал располагался на юго-западе: Киев с Киево-Могилянской академией и Чернигов. Риторические сочинения этого ареала написаны на латинском, иногда на польском языках. Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) Выдающийся деятель российского просвещения, языковед и литературовед, поборник развития самобытной русской науки. Большое значение имела разработанная ученым теория трех "штилей", разрабатывающая языковые правила для высокого, посредственного и низкого стилей. М.В.Ломоносов написал первые риторики на русском языке: краткую (1743) и пространную (1748). Это были первые общедоступные руководства по красноречию. Само определение риторики традиционно: "Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем приклонять других к своему об оной мнению".
В Риторике выделены три традиционных раздела: об изобретении, украшении, расположении. В своем труде он выделяет собственно риторику — учение о красноречии вообще; ораторию — наставление к сочинению речей в прозе; поэзию — наставление к сочинению поэтических произведений. М.В.Ломоносов изложил немало новаторских идей: о взаимоотношении русского и церковно-славянского языков, о классификации стилей, о проблеме языкового мастерства оратора. Академик В.В.Виноградов писал: "Можно без преувеличения утверждать, что Ломоносовым были не только заложены основы стилистики русского языка, но и предначертан проект ее будущего величественного здания".
6.Риторика в России 19в. Первый учебник на русском языке был написан М.В. Лермонтовым и напечатан 1848 году под названием «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторик, общие правила обоего красноречия, то есть о ритории и поэзии сочиненная в пользу любящих словесные науки» Ломоносов определяет риторику, как науку о письменной и устной речи; это свод правил, ему предлагалось следовать в тех устных и письменных случаях, в которых затрагивались государственные, общественные и религиозно- философские темы. В своем труде он выделяет собственно риторику, то есть учение о красноречии вообще, касающиеся прозы и стихов; Ораторию, то есть наставление к сочинению речей в прозе; поэзию, то есть наставление к сочинению стихов. Работа, оказавшая влияние на развитие риторики в России, это «Правила высшего красноречия», написанные известным государственным деятелем М.М. Сперанским (1772 – 1839). В этой работе детально рассмотрены вопросы культуры публичного выступления, аргументации, композиции, выразительности речи. Много внимания уделено способам воздействия на слушателей, достижение поставленной оратором цели.
Русское судебное красноречие во второй половине 19 века выдвинулась на первый план. Его расцвет связан с судьбой судебной реформы, которая была начата в 60-х годах, а также с введением суда присяжных.
Риторика в России в 20 в 1917/20-1985/90 гг. – советский период с господством коммунистической идеологии, агитации и пропаганды. Коммунизм победил в России благодаря яркой риторике партии большевиков, а проиграл через 70 лет вследствие отсутствия риторики в советское время, потому что не умел защитить и объяснить себя речью. В 20-е годы у России существовал огромный интерес к теории и практике ораторского искусства, но он закончился в 30-е годы со временем сталинских репрессий. Наша перестройка возродила риторическую борьбу и дала яркие фигуры новых ораторов. К сожалению, у неё не было ясной философско-этической основы. Каждый современный оратор-политик идет к вершинам своей политической карьеры через убеждающее и влиятельное слово.
С 1990 г. – начало нового стиля жизни, который связан с новым информационным обществом (радио, телевидение, компьютер, интернет). С 2000 года начинается утверждение этого стиля мысли, речи и жизни, которое сопровождается реформами в образовании, появлением целого ряда новых речевых наук (связи с общественностью, информатика, имиджелогия, коммуникативистика и мн. др.). Развивается и риторика, приобретая очертания всеобъемлющей фундаментальной науки о мысли и речи, всей совокупности видов слова в развитом постинформационном обществе. Попытки возрождения риторики в России можно отнести еще к 20-м годам нашего столетия. К сожалению, многие высказанные тогда замечательными отечественными филологами и философами идей, касающиеся предмета и объекта риторики, методов риторических исследований — идеи, способные придать нашей древней науке новую жизнь, так и остались неосуществленными. Большинство этих ученых стали жертвами террора — погибли в лагерях, как, например, известный философ профессор Г. Г. Шпет (1879—1937), или были высланы за пределы страны. «Область риторического» — область свободной, выразительной, культурной, воздействующей, убеждающей речи — стала запретной. Вот как определял существо риторической речи Г.Г. Шпет: это речь экспрессивная, эмоциональная, где «пафос вовлекается в самое аргументацию, где последняя перемежается воплем, мольбою, жалобою, угрозою, где чередуется обращение ad rem (к сути) с обращением ad hominem (к человеку)» Ораторская речь не могла в этот период стать «неотложной темой русской филологической науки», к чему призывал академик В. В. Виноградов.(Возрождение риторики не состоялось. Начало не получило продолжения. Отечественная риторическая традиция, научная и практическая, была прервана на долгие десятилетия.
Именно к этой традиции возвращаемся мы сегодня. Поэтому современная риторика в России не столько создается заново, сколько возрождается на новом уровне.
Роды и виды красноречия Роды и виды ораторского искусства формировались постепенно. Так, например, в России XVII—XVIII веков авторы риторик выделяли пять основных типов (родов) красноречия: придворное красноречие, развивающееся в высших кругах дворянства; духовное (церковно-богословское); военное красноречие — обращение полководцев к солдатам; дипломатическое; народное красноречие, особенно развивавшееся в периоды обострения борьбы, во время которой вожаки крестьянских восстаний обращались с пламенными речами к народу. Роды и виды красноречия выделяются в зависимости от сферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи: общению, сообщению и воздействию. Существует несколько сфер коммуникации: научная, деловая, информационно-пропагандистская и социально-бытовая. К первой, например, можно отнести вузовскую лекцию или научный доклад, ко второй — дипломатическую речь или выступление на съезде, к третьей — военно-патриотическую речь или речь митинговую, к четвертой — юбилейную (похвальную) речь или застольную речь (тост). Каждое выступление соответствует своей ситуации, происходит в определенной сфере человеческой деятельности. В ораторской деятельности выделяют отдельные роды и виды.
В настоящее время роды и виды красноречия соответствуют сферам коммуникации и выделяют академическое, социально-политическое, судебное, духовное, социально-бытовое красноречие. Академическое красноречие - род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. В России академическое красноречие сложилось в первой половине XIX в. Университетская трибуна была средством пропаганды научной мысли, передовых научных идей. Характерными чертами академического красноречия являются: высокий уровень научности, логика, доступность изложения, наглядность, яркость и эмоциональность. Особое место отводится научности изложения. Оно предполагает знакомство лектора с новыми разработками и открытиями не только в данной области науки, но и в соседних областях, свободное владение всем материалом, умение разъяснить отдельные положения, умение делать выводы, обобщения. Судебное красноречие - род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Русское судебное красноречие начинает развиваться после судебной реформы 1864 г., когда слушание дел стало гласным. На процессах могли присутствовать журналисты и просто любопытные. Социально-бытовая речь самая распространенная. В настоящее время даже неподготовленному человеку приходится выступать перед коллегами, родственниками, друзьями. Традиции социально-бытовой речи в России восходят к придворному красноречию XVIII в. Для придворного красноречия было характерным использование сравнений, метафор, образность и витиеватость. В XIX в. слог меняется, становясь все более свободным и простым. В настоящее время сложились традиции произнесения социально-бытовой речи с использованием определенных речевых клише. Духовное (церковно-богословское) красноречие имеет в России давние традиции. В Киевской Руси выделяли два его подвида: дидактическое, имеющее целью наставление, поучение, и панегирическое, торжественное, посвященное торжественным событиям или датам. Проповедники Древней Руси избирали для своих проповедей философские, политические, нравственные темы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|