Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Должностные лица в римском праве.




Понятие римского частного права, его составные части.

Понятием римского права обозначают право античного Рима, право римского государства рабовладельческой формации.

Частное право защищает интересы частных лиц, субъектов права, которые считаются равными перед законом. Сюда относится владение, право собственности, обязательства, выраженные в договорах, семейные правоотношения, право наследования. В новое время под частным стали понимать гражданское плюс торговое право либо только гражданское право.

Римское частное право представлено тремя ветвями, которые появились в различное время. Первую составляли нормы квиритского (цивильного) права(ius Quiritium), 6-3 века до н.э. Нормы древнейшего права регулировали отношения исключительно между квиритами – римскими гражданами.

Рядом с квиритским появилось преторское право (ius praetorium) как вторая ветвь частного права. Она выросла из эдиктов магистратов, в особенности преторских эдиктов. Основой преторского права являлись принципы доброй совести, справедливости, гуманности, рационалистическое учение о естественном праве (ius natural).

В республиканский период в силу этого появилась еще одна система права – «право народов» (ius gentium). Эта система впитала в себя институты римского права и нормы права Греции, Египта. Они регулировали отношения между римскими гражданами на территории Римского государства.

Периодизация истории римского частного права и его источники.

Древнейший период 6 в. До н.э. середина 3 в. До н.э.

Древнейшее право (квиритское, цивильное) соответствовало ранней ступени государственности. Можно выделить основные черты этого периода:

1)Пронизанность права нормами религии, обычаями, нормами нравственности.

2) Архаичность и экзотичность

3) Неразвитость институтов права, основных понятий

4) Этническая самобытность права

5) Коллективизм – общинные отношения, коллективные формы собственности

6) Сословные различия

7) Строгость закона и суровость наказания.

Римское право данного периода представляло собой смесь племенных обычаев, царских постановлений и жреческих повелений.

Второй период римского частного права – классический. Он начался с середины 3 в. До н.э. и закончился в конце 3 в н.э. Характерны:

1) Рационализм и универсализм права

2) Мобильность права

3) Развитость структуры, институтов права

4) Светский характер

5) Индивидуализм права

6) Четкость, лаконизм изложения правовых норм, основных понятий

7) Нивелирование прав групп свободного населения

Римское классическое право было вызвано к жизни зрелым состоянием общества, развитостью его культуры, товаро-денежных отношений.

В третьем периоде истории римского частного права – постклассическом (конец 3 в. – 6 в. Н.э.) – были исчерпаны творческие потенции римского права. Стирание граней между отдельными ветвями римского права позволило осуществить систематизацию права.

Можно выделить две тендценции:

1) Это поступательное движение права, получившее выражение в повышении теоретического и технического уровня, в складывании единой системы римского права, усилении социальных мотивов права.

Постклассическое право право прежде всего включает в себя основные результаты предшествующего развития.

2) Одновременно наблюдаются и другая, отрицательная тенденция, затронувшая все отрасли права. Это разложение правовой системы, проявление реакционных тенденций.

Источники римского права.

1) Самым древним неписанным источником права Рима было обычное право как совокупность правовых обычаев. Обычаи, или правила поведения, сложившиеся исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени были распространены еще до образования государства. Однако их соблюдение не связывалось с государственным принуждением.

2) Наряду с обычным правом, уже в древнейший период появились законы как вторая форма источников права. В качестве закона понималось не всякое нормативное предписание. Для того чтобы получить статус закона, оно должно было обладать, по мнению римлян, соответствующим внутренним содержанием. Закон должен представлять оформленное выражение общей воли римского народа.

Самым принципиальным моментом в становлении римского законодательства стало издание в середине 5 в. До н.э. Законов 12 таблиц – свода всего публичного и частного права.

3) Наибольшее значение для развития права имели эдикты магистратов и, в первую очередь, преторов. Это была особая система римского права – преторского права или ius honorarium - права, сформулированного должностными лицами.

Каждый новый городской претор издавал преторский эдикт, который обнародовался на форуме глашатаем и записывался на стене; в этом документе провозглашались те принципы, опираясь на которые претор намеревался отправлять свои судебные функции.

4) Самостоятельной формой правообразования в классический период являлась деятельность юристов. Юристы вырабатывали формулы для юридических действий, давали консультации частным лицам по юридическим вопросам и ведению дел в судах. Осуществляя консультационную деятельность, они решали казусы и восполняли проблемы в праве.

Должностные лица в римском праве.

ВЫСШИЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (МАГИСТРАТЫ)
Смыслом организации власти древние римляне видели обеспечение гражданских прав и свобод.
Главную опасность гражданской свободе они усматривали в единоличной и в исполнительной власти.
Поэтому исполнительная власть строилась по принципу: лицо или группа лиц в исполнительной власти неизбежно заворуется или узурпирует власть, если государственное устройство не препятствует этому.

Все высшие должностные лица Римской республики были выборными. (В России выбираются только президент и парламент, остальные назначаются президентом и утверждаются парламентом.)
Срок избрания - 1-1,5 года, избрание на два срока подряд было категорически запрещено (всякое засиживание в должности рассматривалось как стремление к узурпации власти, короткий избирательный срок не давал во власти возможности "снюхаться",т.е. соэдать групповые связи на основе общих преступлений).

Претендент выставлял свою кандидатуру сам (в России для регистрации в качестве кандидата в президенты претенденту необходимо, чтобы его выдвинула партия, которая прошла в Госдуму, или надо собрать 2 млн. подписей в свою поддержку).

Все высшие должности были коллегиальными:
2 цензора (должность по смыслу близкая председателю центральной избирательной комиссии),,
2 консула (должность по смыслу близкая президенту),
4 претора (должность по смыслу близкая верховному судье),
4 эдила (должность по смыслу близкая премьер-министру),
4 квестора (должность по смыслу близкая главному казначею),
10 народных трибунов (должность по смыслу близкая генеральному прокурору).

Коллегиальное управление заключалось в следующем:
2 консула (президента) выбирались вдвоем на один срок в 1 год и правили по очереди: месяц - один, месяц - второй, опять, месяц - один, месяц - второй, и т.д., причем каждый имел право отменить любое распоряжение своего коллеги.
Чтобы не парализовать работу друг друга, они были вынуждены советоваться друг с другом (лат."consulo" - совещаюсь).
(Такая система защищала государственные интересы следующим образом.

Также была построена работа других коллегий.
Коллегии не могли вмешиваться в дела друг друга: ими руководил Сенат, они отчитывались перед народным собранием ("сделал, что мог, и пусть,кто может, сделает лучше", - заканчивал консул свое выступление в народном собрании).

Высшие должностные лица имели только право наложить запрет на действия равных им или нижестоящих должностных лиц в соответствии со строгой иерархией:
цензоры,
консулы,
преторы,
эдилы,
квесторы.
В соответствии с нею устанавливался ранг сенаторов (см. выше).
(В Римской республике первым лицом в государстве был цензор, в переложении на современность - председатель центральной избирательной комиссии, он избирался из бывших консулов (президентов).

Его решение не мог отменить никто. Римляне понимали смысл выражения Сталина "Неважно, как голосуют, важно, как считают.")

Кандидаты на должность могли участвовать в выборах, если отвечали установленным законом требованиям: возраст - для низших должностей - 30 лет, для претора - 40 лет, для консула - 42 года, цензора - 45 лет,
для избрания в более высокую должность нужно было пройти предыдущие должности, соблюдая не менее, чем двухлетний срок между избраниями,
требовались необходимое для должности образование и практика, год службы в армии, знатное происхождение и богатство.

Такая система делала невозможным попадание во власть демагогов, авантюристов и непрофессионалов.
(Гитлер из ефрейторов попал в премьер-министры и уничтожил 50 миллионов человек.)
Невозможно было воровать и узурпировать власть, сколачивать кланы и вообще действовать не в государственных интересах.

Консулы (президенты) и преторы (верховные судьи) обладали правом созы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...