1.Составить сравнительную таблицу «Отличие философии от науки, искусства, религии, идеологии»;
Задание:
1.Составить сравнительную таблицу«Отличие философии от науки, искусства, религии, идеологии» используя следующие критерии.
философия
наука
искусство
религия
идеология
1) что изучает
Философия - дисциплина, изучающая фундаментальные принципы реальности, наиболее существенные признаки развития природы, мышления, общества; наука об отношениях человека и мира.
Нау́ка — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования.
Иску́сство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей
Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.
Основное назначение любой религии, это обучение людей оптимальным способам взаимоотношений между собой, и с окружающим миров, что в первую очередь выраженно в Заповедях, содержащим в себе основные принципы Морали, и Нравственности.
«Идеология представляет собой сложное понятие и соответствующий феномен, который обозначает совокупность идей, мифов, преданий, политических лозунгов, программных документов политических партий, философских концепций. Ядром идеологии выступает круг идей, связанных с вопросами захвата, удержания и использования политической власти субъектами политики»4
2) как сочетает разум и чувства
философия призвана выполнять двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению.
Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой.
Разуму нужна ориентировка, и большую часть информации ему предоставляют чувства — и внешние, и внутренние. В ситуацияхопасности, где требуется мгновенное реагирование, могут включаться рефлексы, срабатывающие еще до включения головы.
Разуму нужна ориентировка, и большую часть информации ему предоставляют чувства - и внешние, и внутренние. Все главные решения принимаются разумом, а чувства и эмоции - служат разуму, но не затмевают его, не мешают его работе.
Всякому человеку присуще некое врожденное религиозное чувство, особое стремление, тяготение к Богу и что это религиозное чувство отличается от всех других эмоциональных процессов, которые испытывает человек, своей уникальностью. Богословы и философы-идеалисты подчеркивают при этом, что религиозное чувство по существу своему непостижимо для разума. Источник религиозного чувства они видят в Боге.
Чувства ведут человека не смотря ни на что,не важно, что за этой стеной... А разум взвешивает все за и против. Но это не значит, что чувства нас всегда обманывают, далеко не так. Так же как без разума, так и без чувств человек просто превратился бы в животное. Противеречия между разумом и чувством как были так и будут. Почему? Обясняется очень просто. Человеку, как бы он не хотел, не удастся управлять своими чувсвами, если они искренни. А разум как обычно, если его не затмят чувства, будет противоречить чувствам.
3) каковы средства выражения
Основа философии -мировоззрение. Генетика закладывает качества человека, а человеческие качества порождают индивидуальное мировоззрение. Оно всегда есть, даже если не осознаётся и проявляется в отношении к людям и окружающему миру. «Каков человек -такова его философия».
Зародившись в древнем мире, начала складываться в ходе исторического развития превратилась вважнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру вцелом. Объем научной деятельности с 17 в. удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост числа открытий,научной информации, числа научных работников). В развитии науки чередуются экстенсивные иреволюционные периоды - научные революции, приводящие к изменению ее структуры, методов познания,а также форм ее организации; для науки характерно сочетание процессов ее дифференциации иинтеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований
Точные науки бесстрастны, в отличие от музыки или живописи, которые способны вызвать массу эмоций и переживаний. Только истинные шедевры могут способствовать формированию особенного мировоззрения и восприятия окружающей действительности. Отдельного внимания заслуживают выразительные средства искусства (ритм, пропорция, форма, тон, фактура и т.д.), которые позволяют в полной мере оценить то или иное произведение. -
Это — совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в бога, этот мир и самого человека сотворившего и давшего ему в “откровении” знание, которое должно принимать на веру, не требуя доказательств; религиозные верования составляют мировоззренческий, интеллектуальный компонент религии. Это совокупность действий, составляющих культ, в которых религиозный человек выражает свое отношение к богу и вступает с ним в связь в молитве, жертвоприношении и т. д. Это объединения религиозных людей в те или иные организации, такие, как церковь или секта, монашеский орден, особые группы профессиональных служителей культа
это готовый «мыслительный товар», распространяемый прессой, ораторами, идеологами для того, чтобы манипулировать массой людей с целью, ничего общего не имеющей с идеологией и очень часто совершенно ей противоположной.
4) что источник
главным источником философии признаются идеи ума, а пособием к раскрытию оных служат свидетельства внутреннего и внешнего чувства... разум же есть только способность формальная, коей свойство разнообразное в чувственных впечатлениях приводить в единство сознания, неопределенное и неясное, доставляемое идеею ума, перелагать в чистые и ясные свои понятия.
Вещественные: посуда, мебель, одежда, оружие и т.д.
Письменные: дневники, письма, книги, указы,
Устные:мифы, легенды, сказания и т.д.
На основе всемирно-истерической практики человечества, в процессе жизнедеятельности людей возникло богатство человеческого духа, развились эстетические чувства человека, его музыкальное ухо, глаз, умеющий наслаждаться красотой.
человек был создан Богом, и до грехопадения общался с ним напрямую. После грехопаденияобщение с Богом было нарушено, но Бог открывал себя в откровениях, через ангелов, пророков и в богоявлениях. Человек, в свою очередь, имеет возможность обращаться к невидимому Богу (в молитвах) как непосредственно, так и через посредников. Политеизм рассматривается как результат постепенного отхода от изначального монотеизма.
Идеология имеет три источника, заключенные в трех прекрасных словах свобода, равенство, братство.
5) сколько критична
Критическая философия — опирающаяся на критику познавательной способности, отправляющаяся из рассмотрения законов познания.
Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиции логики, уметь выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты к стандартным и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам
критика перестала быть чисто художественною, что с произведениями искусства связываются для нее общественные, психологические, исторические интересы,-- одним словом, интересы самой жизни.
Критика ложного, как бы зла она не была, есть акт справедливости. И в борьбе за истину должно быть пристрастным. Без такого пристрастия, без критики и самокритики, без умения решительно порвать с неоправданным, несостоятельным, изжившим себя - нет движения вперед.
Особую роль критика идеологий играла в эпоху Просвещения. Главной целью Просвещения было освобождение человеческого сознания от суеверий, заблуждений и предрассудков, которые согласно просвещенческим воззрениям были нужны средневековым властителям для легитимации их господства. Французские материалисты, среди них Гольбах и Гельвеций, критиковали в особенности католическую церковь и характеризовали её догматы (по их мнению, направленные на удержание власти) как «клерикальный обман». Деятели Просвещения требовали практической реализации политических принципов «разума», «науки», «демократии» и «прав человека».