Древний обычаи похорон шамана.
(Из рассказов о шамане Бигэк-Джаарын)
В древности среди предков Бёртюнского наслега (2-го Мальжегарского) был знаменитый шаман по имени Бигэк- Джаарын. Сына его, тоже шамана, звали Бюкэс. Однажды Бэкэс с одним человеком по имени Сэллик- Мыыкыра поехал в лес, на восток от реки (Лены), охотиться на медведя, обнаруженного ими в берлоге («олгуйдаах эсэни»). Им удалось вызвать его из берлоги. Бюкэс напал с пальмой, но ему никак не удавалось поразить зверя насмерть. Оба стали кружиться на одном месте. Сэллик-Мыыкыра, видя что дело принимает плохой оборот, уловил момент и выстрелил в медведя. Стрела поразила медведя насмерть и, вылетев насквозь, пригвоздила в самую печень и боровшегося с ним Бюкэса. Последний тут же испустил дух. Делать было нечего, Сэллик-Мыыкыра один возвратился домой и рассказал людям, что медведь задавил его товарища. Старик-отец, Бигэк-Джаарын, в эту самую пору совершал камлание. Вдруг в него вселилась душа-юёр его собственного сына и спела: «Вот там-то и так-то меня убил стрелой Сэллик-Мыыкыра!» Таким образом, заранее узнав о случившемся, шаман спрашивает у Мыыкыра о судьбе своего сына. Τот говорит ему: — Его задавил медведь! Тогда старик сказал: —Ну,если так, то выезжай в тайгу, вырежь из трупа мясо, а все кости, собрав, привези, чтобы я имел возможность здесь почтить их («ытыгылыахпын»)! Мыыкыра так и сделал, привез старику кости его сына. В те времена имели обыкновение кости умершего хоронить в большом лиственничном дереве. (Очевидно речь идет о похоронах шамана). Старик попросил Мыыкыра поднять кости на большую лиственницу. Когда он спускался обратно, старик направил в него копье. Но один человек, бывший тут, отвел его руку, сказав:
— Неужели нам нужно лишиться их обоих? После этого Мыыкыра, избегая мести шамана, переселился в наш Харыйалахский наслег. (3-й Мальжегарский).
Данилов Иннокентий Иванович 71 года, 3-го Мальжегарского наслега, Западно-Кангаласского улуса. Тойон-Арыы. 17 января 1925 года.
Вторая вариация. Древние похороны членов шаманского рода (Из рассказов о шамане Бигэк-Джаарын)
Предком Бёртюнцев (якутов 2-го Мальжегарского наслега) был известный шаман Бигэк-Джаарын. Он имел брата — Хонгхо-Окойокоон. Оба имели по одному сыну. Сына шамана звали Бэрт-Кюннэк (Славный К.), а сына второго брата- Сэллик-Мыыкыра. Однажды два (двоюродных) брата отправились в лес охотиться. Сын шамана Бэрт-Кюннэк набрел на медведя и стал с ним бороться. В это время подоспел Мыыкыра и с криком: — Ах, этакий «сыптаранг»! (ругательное слово-имя сущ. от глагола «сыптарыйар»—испражняться жидким). Он собрался пожрать моего брата! Прицелился из лука и выстрелил. Стрела поразила насмерть и медведя, и брата. Медведя освежевал, а труп брата тут же сжег на костре. Все кости собрал и вложил в дорожную суму-батанга. В это самое время старик-шаман возносил небесным духам конный скот пестро-буланой масти в качестве «ытыка» — для постоянного почитания. Вдруг, на пути (в небеса) он (повстречался с душой (юёр) своего сына, которая, вселившись него, плакала и рыдала: — Мой почтенный старший брат Мыыкыра упромыслил меня вместе с обитателем темной тайги, пригвоздил стрелой в мою черную печень!.. Шаман тотчас же спохватился и сказал: — Ютюгэн юрэйдин, Сах сарайдын! — Тугу, тугу тылласан кэбистим, хайдах, хайдах сылльар аджарайдарый? (Перевод): «Пусть рассеет дух земли Ютюгэн, да будет покровом само божество Сах! Скажите мне, что, что сболтнул я? Как-то они там ходят, промышляют»? Через несколько дней Мыыкыра вернулся один. Старик шаман вопрошает у него:
—А где же брат твой, зачем он там остался? Тот отвечает: — Обитатель темного леса сгубил его! Священные кости его— («кырамтатын» — осторожное, почтительное наименование человеческих костей) вот, я привез с собой, чтобы их тут сохранить — прищемить! Шаман возразил: — Как же ты лжешь так грубо? Когда я на днях возносил священный конный скот, его душа пролетала с плачем и жалобой: — Мой брат убил меня, пригвоздив стрелой в черную печень! «Но что станем делать, если так случилось? Поднимись на дерево и прикрепи там его кости, сложив предварительно в гроб»! Когда Мыыкыра, укрепив на дереве кости брата, спускался обратно, старик, стоя внизу, направил в него свое копье. Увидев это, старший сын шамана одним ударом сшиб его копье со словами: — Ах, как у этого старика глубоки черные мысли, неужели нам нужно лишаться их обоих? Мыыкыра, соскочив на землю, пустился бежать подальше от старика. С тех пор старый шаман не переставал питать вражду к нему. Каждый раз, когда приходилось ему шаманить, его духи искали Мыыкыра, чтобы убить, но однако это им не удавалось. Однажды шаманский дух, превратившись в ястреба, стал караулить у самого прохода на пути к небесным духам — «Айыы аартыга». В эту самую пору дух Мыыкыра превратившись в жеребца небесно-голубой масти («кюёх-кёгёхчёр, толбонноох курбусахтаах») с блестящей, лоснящейся шерстью по хребту, поднимался но этому проходу к небесным Айыы. Ястреб тотчас сел на его высокий круп и тут же сходил по естественной надобности, сказав при этом: — А, наконец-то, я настиг тебя! В течение всей жизни я гнался (ёнгнёсё сатаатым) за тобой. Бедняжка, долго ли будет длиться твое счастье? Да пусть в продолжение девяти человеческих поколений вашим уделом будет смерть от чахотки! Мы все, принадлежащие к роду Хосой, происходим этого Сэллик-Мыыкыра (Чахоточный-Мыыкыра), который и был прозван «Сэллик» потому, что его потомки часто умирают от чахотки.
Говоров Михаил 61 года, 1-го Ольтекского наслега Борогонского улуса. 23 декабря 1925 года.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|