Вражда шамана с вождем народа
В старину, приблизительно четыре поколения тому назад, в Маганинском роде нашего наслега жил, по рассказам, один шаман злых духов, по имени Бютэй-Илии. (Сросшиеся пальцы). Так прозвали его потому, что он родился с пальцами, которые срослися вместе, раздельны были только ногти. Таковы были обе руки, похожие совсем на утиные лапы. В то же время в Малтанцах жил Козлов-Голова, очень богатый человек, который был начальником всего Кангаласского улуса. Голова и шаман постоянно враждовали. Однажды Козлов устроил «ысыах». Дух шамана поднялся наверх и, сидя там на краю облака, стал обозревать обстановку его празднества. В самом центре двора были видны две большие посуды с кумысом для собравшегося народа — "сири исит". Сидящему шаману они казались двумя молочными, чистыми озерами (дословно — «без пенки»), изображая счастье и удачу устроителя ысыаха. Шаман, решив опрокинуть и разлить это счастье своего противника, превратился в огромную птицу и, стремглав слетев сверху, упал в одну посуду, но однако дна ее не достал и, захлебнувшись в жидкости, оставался еле жив. Утром, когда настала пора распития кумыса, одна женщина, черпая ковшом, увидела в посуде плавающее большое насекомое — «кыыл кута». Сняв его из кумыса, она бросил на землю. Благодаря этому шаман остался жив и ускользнул от неминуемой беды. Сам шаман после рассказывал будто бы: «Если бы эта женщина раздавила насекомое или, вынимая его, взболтала кумыс, то я бы умер»! Шаману так и не удалось разлить и разрушить счастье головы Козлова. Этот рассказ я слышала от 70-ти летного старика Филиппа, нашего же 1-го Малтанского наслега.
Борисов Михаил Иннокентьевич 66 лет,
Кангаласского наслега Мархинского улуса. 7 марта 1925 года.
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖЕРТВА ЗЛЫМ ДУХАМ (Идея искупительной жертвы)
В старину, рассказывал мой отец, у нас когда-то жил человек, по имени Джангсай. Когда ему исполнилось семьдесят лет, он сильно захворал и, лежа при смерти, пригласил шамана, не помню кого именно, кажется, Суор Оххон. Тогда шаман совершил камлание над больным, привязав к столбу («коновязи») одного старика. При камлании будто бы говорилось, что это (человеческая жертва) является — «заменой себя, выкупом за жизнь», т. е. жизнь больного выручалась предоставлением в распоряжение злых духов жизни другого. В заключение моления при высказывании своего провидения шаман будто бы сказал: «Этот человек (т. е. тот, кого он обрекал на жертву), оказывается, имеет сам сильных «духов покровителей- богов», поэтому он (его душа), превратившись в жаворонка, упорхнул в небеса; видимо для старика Джангсая наступила пора умирать»! При этом шаман добавил: «Я этого человека (которого он жертвовал) препоручил духам, наводящим на людей безумие, и он в будущем умрет от умопомешательства». Это, по рассказам, происходило еще во времена язычества. Тот человек, которого привязали к столбу, на старости крестился и получил имя Филиппа. Последний умер, когда ему исполнилось девяносто лет.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Белый и черный шаманизм (Культ конного и рогатого скота)
Павлов Николай Устинович 76 лет, 2-го Мальжегарского наслега Западно-Кангаласского улуса. 16 января 1925 года.
ШАМАНЫ ВЕРХНИХ И НИЖНИХ ДУХОВ («Белые» и «черные»)
Шаманы делятся на тех, которые совершают путешествие к верхним духам, и на тех, которые могут камлать только к нижним духам. Первые воспитываются в верхней стране, а нижние шаманы внизу, у корня девяти юёр (души людей, умерших до наступления естественной смерти и превратившиеся в злых духов, «духов -пожирателей», как принято именовать их в новейшей этнографической литературе).
Шаманы светлых духов («айыы-ойуна») не могут приносить жертвы с убиением скотины («кэрэх»); во всех случаях, когда люди болеют дурными болезнями, они не совершают служения. По рассказам, айыы ойуна не имели шаманского облачения. Они совершали моление только к Айыысыту (для испрошения бездетным людям ребенка) и Иэйэхситу (даятельница приплода рогатого скота, иначе называется Ынахсыт от «ынах» — корова). Когда шаманы совершают предварительное моление «джалбыйыы» (разузнавание причины болезней), они обычно держат в руках пучок белого конского волоса или прутик с пучком таких же волос.
Барахов Трофим 68 лет, Кэнтикского наслега Верхне-Вилюйского улуса. 4-го марта 1925 года. г. Вилюйск.
КОНЬ-ПУТЕВОДИТЕЛЬ ШАМАНА
Предок нашего Кэнтикского наслега Сасыл-Ойун (Лиса- шаман). Он первым выехал и поселился в здешних краях. Он видел во сне озеро Кэнтик и приехал — отыскать его. Это озеро нашел его стреноженный конь. Он тут и поселился. По рассказам, он был знаменитый шаман и в то же время замечательный бегунец. Он мог настигать жеребенка. Сына его, который был князем своего наслега, звали Кэлэгэй.
Шепелев Федор 27 лет, Багарацкого наслега Западно-Кангаласского улуса. 7 января 1928 г.
ШАМАН, ИЗОБРАЖАЮЩИЙ КОНЯ ПРИ КАМЛАНИИ
В Орсюдском наслеге сравнительно недавно жил шаман, по имени Бётюрююнкэ (искаж. Петр). Он умер всего 7—8 лет тому назад. Мать или бабушка его была из Хоринского наслега, поэтому он своим богом («тангарата») делал старинного Хоринского шамана Тиитэп. Когда он садился шаманить, то прежде всего обращался с молитвенным восхвалением к духу этого шамана, призывая его на помощь. Прежде чем стать шаманом, он два или три года прохворал расстройством умственных способностей. Этот шаман при камлании надевал конскую узду и, выйдя на двор, ржал по- конски. Входил же в юрту на четвереньках; при этом четыре человека все время держали за повод узды.
Попов Василий Федорович 45 лет, 2-го Бордонского наслега Хочинского улуса. 23 марта 1925 г. Хаданский наслег.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|