Отыскание дороги в темноте
Во втором Мальжегарском наслеге не так давно жил шаман Иван Иванов, по прозванию Кюстэх-Ойун. Однажды он, только что ставши шаманом, ехал с покойным стариком Григорьем Атыысыт и с одним молодым парнем. Они ехали с левого берега Лены на остров Тиит-Арыы к местожительству Атыысыт. Дело было зимой. В пути их застала ночь и в темноте, сбившись с дороги, они не знали, как отыскать жилой дом. Был сильный мороз, все основательно продрогли. Приуставший конь еле двигался. Старик Атыысыт говорит шаману: «Ну, мы тут, по-видимому, околеем от мороза! Что же ты именуешь себя шаманом, призови на помощь свое колдовство»? Тогда шаман обратился к другому спутнику: «Эй, паренек, иди-ка вон туда! Там на островке найдешь три тальника, растущих рядом; из среднего из них отломи талину толщиной с большой палец и принеси мне»! Парень, сойдя с саней, побрел по снегу и принес талину. Шаман попросил его пестро изрезать эту талину. Шаман, взяв талину, сказал: «Ну, вы отойдите назад!» Затем с тальником в руках он что-то прошептал, стоя на одном месте, три раза быстро перевернулся и стал бить им по снегу. Тотчас же откуда то явился синий огонь величиною с глиняный горшок и, мерцая, остановился перед ними. Шаман сказал: «Теперь поезжайте за ним следом, он не убежит и не исчезнет»! Огонь пошел перед ними, указывая дорогу. Скоро увидели изгороди и дом Атыысыта. Огонь тут бесследно пропал.
Вызывание смерти скота
Однажды Кюстэх пришел в дом к Тэрбээт-Михаилу. Жена последнего отличалась большой скупостью. Шаман попросил ее сварить мясо и угостить. Та сослалась на отсутствие мяса. Шаман на это возразил: «Ну, тогда немножко подождите, будет у вас и мясо»!
С этими славами он вышел и пошел дальше. Вслед за его уходом зараз подохли у них бык и корова.
Исцеление бесноватого
В старину в Малтанцах один человек захворал умопомешательством. В продолжение целых пяти лет родные обращались к разным шаманам, но безрезультатно. Наконец, они призвали Кюстэх-Шамана. Когда шаман только что прибыл и сидел в юрте, приехал один пьяный человек и, взглянув на шамана, сказал: «Ваш знаменитый Кюстэх-Шаман вот сидит, да? Такова его наружность и одежда? Фу, какая дрянь»! Кюстэх, слыша все это, промолчал. Домохозяева были очень смущены и постарались, угостив пьяного гостя водкой, поскорее спровадить. Но не прошло несколько минут, как он вернулся. Снова проводили, но он вторично явился. Опять умолили уехать, дав ему провожатого. Однако и на этот раз возвратилися оба, ибо лошадь, на которой они ехали, отойдя с версту, издохла. Тот пьяный человек, обращаясь к шаману, сказал: «Ведь это он, сгинули бы его пара сверкающих очей, каждый раз возвращает меня обратно»! Наконец, шаман приготовился к камланию и предупредил домохозяев: «Когда сойдет мое сильнейшее божество («кююстээх тангарам»), как можно поспешнее снимите запоры с темницы вашего больного»! Вот Кюстэх вселил в себя главное божество. Тотчас же домашние отложили заторы с дверей каморки, где сидел взаперти сумасшедший. Тот выскочил с громким криком и бросился на шамана. Последний, выпятив грудь, откинулся назад и дунул ему в лицо. Сумасшедший тут же упал в обморок. Шаман подошел к нему, колотушкой бубна несколько раз легонько ударил по лбу и оказал: «Настало время подняться тебе, встань»! Больной тотчас же поднялся. Шаман сказал ему: «Ну, хочешь напиться чаю, пойдем сядем за стол»? Стали чаевать. Больной уже был здоров.
Вознесение на небо
Когда шаман Кюстэх ставил небесным духам священный конный скот и камланием возносил их на небо («ытык дабатар»), то люди явно видели, как он возносился на небо.
Слепцов Кузьма 65 л., 4- го Мальжегарского наслега Зап.-Кангаласского улуса. Август 1922 г. Тиит Арыы.
РАССКАЗЫ О ШАМАНСКИХ ЧУДЕСАХ. Хождение по водам, как по суше
Давно когда-то в Качикатском наслеге жил шаман, который известен под именем Качикаат-Ойуна. Про него ходят разные рассказы. Однажды он пришел в Немюгинский наслег и попросил тамошнего шамана Солколоох быть его спутником. Последний согласился. И оба шамана пошли по разным местам. Качикатский шаман, подвязав к ногам пестро изрезанный тальник, перешел через Лену шагом, точно по суше. А шаман Солколоох, стоя на одном берегу, с противоположного берега, причмокнув, привел пустую лодку и переехал на ней через реку.
Чудесное доставание пищи
Оба шамана прибыли в Таттинцы. Там в одном месте происходила свадьба. Шаманы зашли в юрту одной бедной старушки. У последней нечем было угостить своих гостей. Качикатский шаман причмокнул и из запасов пирующих на свадьбе очутились перед ними на столе две бутылки водки и четыре ребра мяса... Причмокнул шаман Солколоох и (в изгороди бедной старушки) оказался один воз с сеном. Шаманы остались тут ночевать.
Исцеление бесноватых
В это время пришли в юрту старухи два человека со свадьбы и рассказали, что из собравшихся там людей 25 человек лишились рассудка и поют, вселяя в себя злых духов («уйгуур мэнэрик буоллулар»), что даже их всех пришлось связать. Старуха сообщила им про своих ночлежников — шаманов. Вскорости пришли (из дома, где происходила свадьба) звать туда шаманов. Последние отказались и сказали: «Мы прибудем завтра, если пришлете к нам девять человек верхами на конях бело-молочной масти (воздавая этим особый почет им). На следующий день приехали девять верховых на конях белой масти — звать шаманов. Поехали. Качикатский шаман, попросив тепловатой воды, вобрал в рот и обрызгал всех больных, одержимых духами. Те моментально выздоровели. Шаманов щедро одарили и проводили обратно.
Никитина Мария Семеновна, 61 года, 1-го Мальжегарского наслега Зап.- Кангаласского улуса. 12 января 1925 года. Джобулга.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|