Цивилизационная концепция общественного развития.
Кардинальная разработка цивилизационного анализа общества принадлежит русскому историку XX в. Н. Данилевскому, английскому историку XX в. А. Тойнби, немецкому философу XX в. О. Шпенглеру. А. Тойнби рассматривал человечество как совокупность отдельных цивилизаций, которые объединяют страны и народы, связанные общей ментальностью, устойчивыми стереотипами мышления и чувствования. Важнейшую основу духовной консолидации цивилизации составляет характер религиозных верований, что позволило выделить пять крупных цивилизаций: китайскую, индийскую, исламскую, русскую, западную. При этом развитие цивилизаций носит локальный, замкнутый характер, проходя ряд последовательных стадий: зарождение, расцвет, надлом, распад. Главную роль в росте цивилизаций А. Тойнби отводит элите, творческому меньшинству — носителю жизненного порыва. История постоянно бросает цивилизации “вызовы”. Творческое меньшинство отвечает на “вызовы”, увлекает за собой инертное творческое большинство (толпу). Своеобразие “вызовов” и “ответов” определяют специфику каждой цивилизации, сущность ее социальных ценностей. Как только творческое меньшинство оказывается неспособным адекватно отвечать на “вызовы”, оно превращается в господствующее меньшинство, навязывающее свою власть силой, а не авторитетом. Тогда масса, большинство, разрушает цивилизацию. Неоднозначность употребления данной категории требует охарактеризовать наиболее существенные черты, которые лежат в основе всех цивилизаций.
38.СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОГО ДЕТЕРМИНИЗМА. Ф.анализ общества предполагает выяснение специфики социального детерминизма, соотношения законов общества и деятельности людей, роли субъективного фактора в истории. Общество является результатом целенаправленной деятельности людей. Но эта деятельность осуществляется в определенных объективных условиях, в определенной социальной среде, с которыми люди вынуждены постоянно считаться. Без этого их деятельность по изменению и созиданию окружающего мира — природного и социального — может оказаться безуспешной, то есть лишиться своей важнейшей черты — продуктивности, => существует общее законов общественного развития и законов природы, заключающееся в том, что они объективны.
40.ПРИРОДА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСЛФСКОГО АНАЛИЗА. Природа – это существующее независимо от сознания человека материальное бытие, характеризующееся внутренне присущими ему закономерностями возникновения, функционирования и развития. Это совокупность естественных условий существования человека и общества.Природа разделяется на живую и неживую. Уровни организации неживой природы: вакуум, элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, звезды, галактики, метагалактика (часть Вселенной, доступная современным астрономическим методам исследования). Уровни организации живой природа: молекулярный уровень (нуклеиновые кислоты, белки), клеточный, организменный, популяционный, видовой, биоценотический (совокупность всего живого на данном участке суши или водоема), биосферный. Эти уровни связаны как генетически, так и структурнофункционально. Они иерархически соподчинены. Законы более высокого уровня не сводимы к законам более низкого. Философские концепции: вырабатывают общее представления о мире, а значит и о природе; о путях ее познания; о месте и роли человека в мире, в природе.В ходе развития культуры происходила смена систем мировоззренческих взглядов, накапливались данные о природе. Мировоззренческие установки влияют на постановку познавательных задач, выдвижение новых идей. Во многом определяют интерпретацию фундаментальных понятий и теорий, ориентируют и регулируют научный поиск. Особая – диалектическая – трактовка жизни предлагается И. Кантом. Он придает особое значение активности живых организмов, а также трансформации внешних факторов под воздействием внутренних особенностей органических тел. Это и определяет целесообразность их организации. Выражает диалектический взгляд на Вселенную, выдвигает новую космогоническую гипотезу (Канта и Лапласса, построивших теоретическую модель возникновения упорядоченности Солнечной системы из хаотичности первичной туманности, можно считать первыми «синергетиками»). Кант создает глобальную концепцию возникновения, развития и гибели миров во Вселенной. В мировоззренческом плане важно, что возникновение жизни на Земле он считает таким же естественным процессом, как и образование планеты.Гегель рассматривает природу как инобытие духа, из чего следует, что сама по себе она не развивается, но может быть представлена как система взаимосвязанных ступеней развития духовной основы мира.Механистическая картина мира господствует в науке до появления электродинамической картины мира (Фарадей, Максвелл). Складывается концепция поля, ставшая фундаментальной в последующей физике. Особое значение для науки о жизни XIX в. приобретает клеточная тория (Т. Шван) и теория эволюции (Ч. Дарвин). Устанавливаются законы развития живой природы. Концепция Ч. Дарвина содержит в себе серьезные аргументы против механицизма, витализма, телеологизма. На ее основе предлагается естественнонаучная трактовка соотношения необходимости и случайности в биологических процессах. Утверждение теории естественного отбора способствует стихийному введению принципов материального единства мира и его развития в основания биологии, широкому распространению естественнонаучного материализма. В конце XIX в. физика подходит к необходимости изучения природы на микроуровне. Разрабатывается квантовая теория атома, появляется физика элементарных частиц. Место чисто механического дуализма пустоты и атомов занимает квантововолновой дуализм.
42.МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СФЕРА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА. Современная философия рассматривает общество как совокупную деятельность людей, направленную на производство, поддержание и воспроизводство их жизни. При этом общество представляет собой не простую совокупность различных частей и элементов, а единый целостный организм, открытую саморазвивающуюся систему. Первые представления о системности общества зародились еще в античной философии в виде общей концепции об упорядоченности, целостности бытия. Наибольший вклад в разработку этой проблемы внесли мыслители XIX — XX в.: О. Конт,, К. Маркс, М. Вебер.В обществе как сложно структурированном целом можно выделить четыре большие подсистемы (сферы): материально-производственную, социальную, политическую и духовную. Эти сферы выполняют разные функции, имеют свою специфику. Материально-производственная сфера (экономическое бытие общества) связана с деятельностью людей по созданию материальных условий сохранения и поддержания их жизни; социальная (социальное бытие) — сфера взаимоотношений различных социальных групп по поводу условий их жизнедеятельности; политическая сфера (политическое бытие) связана с регулятивной деятельностью людей, обеспечивающей согласованность и целостность общества; духовная сфера — это производство знаний, опыта, ценностей, т. е. производство информации.
44.РОЛЬ НАУЧНО- ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ Эта революция реализуется как процесс информатизации всех сфер общества и жизнедеятельности человека; она радикально меняет материальное производство и мировоззрение, быт и образование, социально экономические структуры. Основу этого явления составляет информационная технология, базирующаяся на компьютерах — быстродействующих ЭВМ и позволяющая рационально технологизировать интеллектуальную деятельность, т.е. процесс создания, передачи, переработки информации и особенно ее высшей формы — знания. Современные информационные системы становятся основой почти всех высших современных технологий. Биотехнология, космическая технология, атомная, энергетическая, технология новых материалов, безотходных производств и.т.д. невозможны без использования компьютеризированных информационных систем. Становясь также и генераторами знаний, они превращаются в особые интеллектуальные инструменты решений сложных технологических, практических, а нередко и теоретических задач.
46.СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА,ОБЩАЯ ХАР-КА,ЕЁ СТРУ-РА И СУЩНОСТЬ. Общество представляет собой не просто сумму индивидов, в нем действуют различные взаимосвязанные группы людей, т. е. социальные общности. Совокупность исторически сложившихся относительно устойчивых и взаимодействующих социальных общностей составляет социальную сферу общества, его социальное бытие. Это сложное и многоплановое образование, которое включает различные по характеру, масштабу, общественной роли общности. В основу их выделения могут быть положены разнообразные признаки — классовые, национальные, половозрастные, профессиональные, территориальные и др. Поэтому социальная сфера включает такие взаимосвязанные и взаимодействующие общности как классы и социальные слои, профессиональные и отраслевые группы, этнические общности (род, племя, народность), демографические группы, территориальные общности, производственные коллективы, семья и другие образования. При этом в социальной сфере общества можно вычленить макроструктуру (например, народ, классы, нации) и микроструктуру, включающую такие малые социальные группы, как семья, трудовые коллективы, учебные коллективы и т. д.
48.ГОСУДАРСТВО КАК ЯДРО ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ,ЕГО СУЩНОСТЬ. В политологии существует несколько определений понятия «государства». Но, проанализировав имеющуюся в моём распоряжении литературу, считаю, что одно из лучших определений дал К.С. Гаджиев: «Государство – это институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там должный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития»1.Среди рассматриваемых в научной литературе вопросов по поводу государства, обращает на себя внимание множество теорий его происхождения. К наиболее относятся: теологическая (Ф.Аквинский); патриахальная (Аристотель, Филлер, Михайловский); патримониальная (Галлер); договорная (Т. Гоббс, Д. Люкк, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах); теория насилия (Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский), психологическая (Л.И. Петражицкий); марксистская (К.Маркс, Ф.Энгельс). В.И. Ленин,Г.В.Плеханов2. Но в данной контрольной работе не ставится цель раскрытия их содержания, поэтому перечислю сущностные признаки государства: территория: законы и правила, нормы и постановления, санкционируемые государством, действуют только на определенном пространстве, обладая соответствующими ограничениями в регулировании поведения граждан наличие особого аппарата управления, то есть особой группы лиц, профессионально занимающихся осуществлением функций по руководству и регулированию общественных отношений; суверенитет: только государство может издавать законы, нормы и правила для постоянно проживающего на его территории населения, кроме того, государство обладает правом отменять решения и постановления негосударственных политических институтов и организаций, противоречащие государственным решениям. Тем самым государство устанавливает для проживающих на его территории людей гражданский статус, означающий как признание властью собственной ответственности перед нами, так и установление за гражданами известных прав и обязанностей перед государством;
49.ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВ. Каждая страна мира имеет свои неповторимые особенности, но наличие черт, общих с другими государствами, является основанием для выделения определенных типов стран. 52.ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ,ИДЕОЛОГИЯ КАК СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ,ОСОБЕННОСТИ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ,РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ. Общественная психология представляет несистематизированную стихийно сложившуюся совокупность духовных образований, которые включают представления, чувства, настроения, обычаи, традиции, привычки, иллюзии, заблуждения, возникающие у различных социальных групп. Общественная психология — это массовое сознание людей, которое непосредственно отражает повседневные условия их жизни, она выполняет коммуникативную функцию. Устойчивые элементы общественной психологии (чувства, групповой характер) способствуют сохранению и закреплению общественных структур, а динамические элементы (массовые психологические реакции) стимулируют их изменения. Поэтому роль общественной психологии в обществе противоречива. Идеология в отличие от общественной психологии — это система взглядов, идей, отражающая сущность общественных отношений, условий жизни людей и выражающая коренные интересы классов и других социальных общностей. Идеология представляет теоретическое сознание, которое разрабатывается специалистами, идеологами классов. В этом ее отличие от общественной психологии, которая формируется в основном стихийно. Выделяют прогрессивные, консервативные, реакционные идеологии в зависимости от того, какие интересы и какого класса они выражают. Идеология, объясняя явления общественной жизни, формирует мировоззрение людей, способствует выработке представлений о ценностях жизни, ее идеалах, обусловливает систему ценностных ориентаций и тем самым определяет общую линию поведения людей, направление их деятельности. Следует иметь в виду, что уровни и сферы общественного сознания не существуют изолированно, а взаимосвязаны и взаимопроникают.
53.ФОРМЫ ОБЩЕСТ-НОГО СОЗНАНИЯ,ИХ СООТНОШЕНИЕ,КРИТЕРИИ ….. Элементами структуры общественного сознания являются его формы: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, философское, научное. Они отличаются по объекту отражения, способу отражения, общественным потребностям, с которыми связано их возникновение, и по социальной роли, которую каждая из них выполняет в обществе. Одним из основных видов духовной деятельности и специфической формой общественного сознания является наука как определенная система знаний и устойчивый социальный институт. В современном мире наука — сложное многоплановое социальное явление, достигшее в своем развитии достаточно высокой степени зрелости и активно вторгающееся во все сферы жизни общества — от материального производства до бытовой сферы. Идет интенсивный процесс “онаучивания” всей общественной жизни и, главное — превращение науки в непосредственную производительную силу. Однако, и по сей день наука продолжает оставаться прежде всего систематизированным познанием действительности в абстрактно-логической форме понятий, категорий и законов. Поэтому далеко не всякое знание может быть отнесено к научному. Таковыми не являются житейские сведения и религиозные идеи, основанные на вере в сверхъестественное. Под наукой понимают прежде всего знание сущности и причин явлений, законов, действующих в объективной действительности и познании. Поднимаясь до уровня постижения сущности тех или иных процессов и явлений, знание человека приобретает объяснительную функцию, т.е. черту, которая делает его собственно научным знанием, теорией. Таким образом, научное знание есть продукт, результат интеллектуальной деятельности человека. Особое место среди форм духовной деятельности занимает мораль. Она возникает и развивается в недрах первобытного общества, когда люди вынуждены были объединиться для совместной жизнедеятельности. Это требовало выработки элементарных норм и правил, закрепляемых в обычаях, послуживших началом формирования морали как формы общественного сознания и нравственной деятельности с присущей ей функцией регулирования. Нарушение же нравственных канонов уже тогда жестоко каралось обществом. Мораль, как и право, регулирует взаимоотношения между людьми, но это регулирование осуществляется благодаря общественному мнению, тогда как соблюдение правовых норм обеспечивается государственной властью. Этим и определяется одна из главных особенностей морали — ее внеинституциональность. Мораль не является сферой организованной деятельности, ею нельзя управлять, как, скажем, наукой или религией, но в отличие от них она самоорганизуется в деятельности отдельных групп. К числу других особенностей морали относятся ее всеобъемлющий характер и императивность. Всеобщность морали означает, что нравственные требования и оценки проникают во все без исключения сферы человеческой жизнедеятельности. Императивность же ее состоит в том, что большинство нравственных требований апеллирует не к внешней целесообразности /успех, богатство, счастье/, а к моральному долгу, т.е. носит форму императива, хотя выполнение этого долга, моральных правил далеко не всегда и вовсе не обязательно приводят жизненному успеху. Этим объясняется мотив обязательного бескорыстия любого морального поступка. В масштабах же всего общества выполнение определенного морального предписания обретает свой полный смысл и отвечает общественной потребности. Итак, под моралью обычно понимается совокупность норм, правил и принципов поведения, исторически выработанных обществом и реализующихся в практике поведения. Сфера морали чрезвычайно широка: это и отношения человека к человеку, и отношения человека к обществу, и определенные требования общества по отношению к человеку, и требования человека к самому себе. В морали отражена и закреплена общественная практика всех слоев населения, социальных и национальных групп. Этим определяется социальная роль морали, выражающаяся множеством выполняемых ею функций, главными из которых являются регулятивная, оценочно- императивная и познавательная. Наряду с ними ей присущи и такие функции как воспитательная, ориентирующая, прогностическая, коммуникативная и др. Одной из древнейших форм духовной деятельности является религия, которая пришла на смену мифологии. Претерпев по мере развития общества ряд изменений, она продолжает оказывать влияние на поведение и поступки верующих людей, выполняя при этом и определенные социальные функции, свойственные как сем сферам духовной жизни общества, так и специфические, присущие только этому виду духовной деятельности. Совершенно особое место среди сфер духовной жизни занимает искусство. Искусство представляет собой специфическое социальное явление и как форма общественного сознания, и как вид духовно-практического освоения мира. Это — особое средство отражения и выражения жизни в форме художественных образов, предметом которого является реальная действительность (природная и социальная) и внутренний мир человека, его чувства и переживания. Таким образом, создание художественного образа в процессе творчества является главным содержанием и спецификой искусства как художественно-практического освоения действительности. При этом искусство не только отражает реальность и внутренний мир человека, но и творит свой особый мир, который обладает относительной самостоятельностью и своими собственными законами.
56.ИНТЕРЕСЫ КАК ДЕТЕРМИНАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Актуальность исследования. Проблема интересов обусловлена ролью, которую они играют в жизни современного общества и отдельной личности, а также изменениями, произошедшими в понимании интересов, отраженном в современном теоретическом мышлении и обыденном сознании.Просуществовавшая на протяжении большей части XX века, теоретически обоснованная идеями о бесклассовом, постнациональном, с автоматическим удовлетворением "разумных потребностей" обществе, практика игнорирования интересов или жертвования ими во имя общественных интересов, сменяется сегодня их пониманием в качестве условия вовлечения человека в любой из видов деятельности. Коренным образом в сторону интересов различных субъектов развернулась структура устройства общества и государства. Сегодня принято говорить как об интересах личности и общества, так и об интересах общественных, государственных, коммерческих организаций, за которыми признается право не только иметь собственные интересы и воплощать их в своей деятельности, но и защищать их, согласовывая, подчиняя или противопоставляя интересам других субъектов. Не только субъекты интересов, но и сферы действия их интересов более не подлежат ограничению. Человек, как член общества, волен выражать свои интересы путем участия в деятельности партий, общественных движений, объединений, организаций. Он же, как гражданин государства, вправе делегировать полномочия по отстаиванию своих интересов, избираемому им депутату законодательного собрания, а о деятельности исполнительной власти судить по тому обстоятельству, насколько она способна воплощать его интересы в жизнь. Интересы не только являются внутрисистемной характеристикой деятельности субъекта, будь то личность, социальная группа, общество или государство, но и обусловливают деятельность субъекта во внешнем мире. Так, применительно к государству принимая форму государственных или национальных, интересы заявляют о себе при заключении международных соглашений, являются причиной войн и мирных инициатив. Та или иная географическая точка может рассматриваться и официально объявляться зоной национально-государственных интересов той или иной страны, или международного блока. Не менее значительной, хотя, на первый взгляд, менее заметной является роль интересов в повседневной жизни отдельного человека, отражаемая его обыденным сознанием. Так, для человека, встретившего интересного собеседника, посмотревшего интересный фильм, нашедшего интересную работу, просто прожившего интересный день, интересы изменяют жизнь к лучшему. Они же, вернее, их отсутствие, в состоянии сделать жизнь человека невыносимой, если в ней не окажется хоть чего-то интересного.
58.ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ,ЕЁ СУЩНОСТНЫЕ ХАРАК-КИ.Личность фиксирует социальный аспект жизнедеятельности человека. Человек рождается и формируется как личность в контексте определенной духовной и материальной культуры, его судьба зависит от того, в какое время и в каком обществе он живет, человеческие поступки могут быть направлены на изменение условий жизни или на сохранение каких-то структур, но в любом случае они определяются социальными факторами. Поэтому нельзя понять сущность человека, если рассматривать отдельного индивида вне его социальных связей. С этих позиций личность представляет динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социокультурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Для характеристики уникальности, неповторимости, присущей личности, употребляется понятие «индивидуальность». Поэтому личность представляет единство общего (социально-типичного), особенного (классового, национального) и отдельного (индивидуального, неповторимого, присущего только данной личности). Какова сущностная характеристика личности, ее «составляющие»? Личность — это общественно развитый человек, который обладает самосознанием, волей, определенными чертами мировоззрения. Кроме того, личность характеризует свобода выбора (возможность поступать по собственной воле, а не по принуждению извне) и свободный выбор (т. е. действия отвечают потребностям развития личности и общества). Наконец, для личности характерно осознание ответственности как за свои поступки, так и перед другими людьми. Сущностная характеристика личности не является исчерпывающей. В современной философско-социологической литературе значительное место занимает функциональная (ролевая) характеристика личности. Понятие «социальная роль» означает поведение человека в зависимости от его социального положения и позиции. Каждый человек выполняет множество социальных ролей, например, роль отца или матери, дочери или сына, рабочего или представителя другой профессии, роль члена политической партии, друга или подруги и т. д. Из совокупности социальных ролей и складывается личность. Но человек — не только исполнитель какой-либо роли, он один из авторов «пьесы своей жизни», т. е. он сам выбирает свои «социальные роли» и способ их реализации. Следовательно, структура личности не сводится к совокупности социальных ролей, а их усвоение (социализация) предполагает индивидуальность, избирательно относящуюся к ролям, навязываемым ей окружением. Иначе говоря, личность не является пассивным слепком среды. Ответственность за то, какой личностью стал человек, лежит прежде всего на нем самом. И если верно, что человеком рождаются, а индивид воспитывается, то личностью становятся. Становление личности происходит на протяжении всей жизни человека. Социализация личности — это процесс вхождения в социальную среду и приспособления к ней, освоения социальных ролей, определения своих интересов, потребностей и реализация жизненных целей. Одна из важнейших сторон этого процесса — проблема взаимодействия свободы и ответственности личности. В разговорном языке термин “свобода” употребляется в различных значениях: и как возможность человека мыслить и действовать самостоятельно в соответствии со своими интересами, и как отсутствие экономического, политического, духовного гнета, и как личная независимость от кого- либо, возможность действовать без ограничений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|