Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепции человека и культуры в философии фрейдизма и неофрейдизма.




Фрейдизм – идеалистическая буржуазная теория в психологии и психопатологии, считающая главным двигателем человеческого поведения биологические инстинкты и игнорирующая социальные, классовые условия жизни людей. (По имени австрийского врача Фрейда.)Если рассматривать социобиологическую направленность фрейдизма, то здесь необходимо рассмотреть такое важное понятие как психоанализ. Психоанализ (от греч. psyche – душа и analysis – решение) – часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З.Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству «Я», включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных «комплексов» видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе («анализе») можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному («либидо») центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.[1;50]
Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.
З.Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (Id) – примитивная инстанция, принцип удовольствия, Я (Ego) – принцип реальности, самосохранение, контроль над инстинктами Id, сверх-Я (Super Ego) – высшая инстанция, моральные и религиозные чувства, продукт влияния извне.Поскольку сверх-Я черпает энергию от Id, постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (Ego) спасается с помощью специальных «защитных механизмов» – вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации, замещения, проэкции и других. Влечения стремятся к разрядке, но их удовлетворение не всегда возможно.Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта: движущие поведением инстинкт самосохранения;сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической догмы и назван – либидо. В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти. По мнению Фрейда - этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Фрейд под этим инстинктом понимал не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других инстинктов, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения.Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет. Все причинно обусловлено. [1;75]Используя понятия энергетического подхода Фрейд выделил два фактора возникновения невроза – сексуальная конституция и инфантильные переживания (в них осталась фиксированной энергия либидо). Он описал пять стадий психосексуального развития, каждая из которых создает предпосылки для фиксации: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная стадии.0 – 1,5 лет – Оральная фаза, в личности проявляется только Id – желание;1,5 – 3,5 лет – Анальная фаза, формируется сверх-Я – социально обусловленные запреты;3,5 – 6 лет – Фаллическая фаза, интерес к половой сфере, фаза достигает апогея в революции Эдипова комплекса; 6 – 12 лет – Латентная фаза, время сексуального ожидания;с 12 лет – Генитальная фаза, или взрослая стадия.Таким образом, возникнув в рамках психиатрии, как своеобразный подход к лечению неврозов методами «катарсиса» или самоочищения, психоанализ постепенно завоевал популярность в широких медицинских кругах, у Фрейда появились так называемые ученики. Однако в скорости некоторые из них «отпочковывались» от основного стержня учения, основывая новые психоаналитические течения, объединяемые в истории психологии общим термином – «неофрейдизм».Неофрейдизм – направление в современной философии и психологии, получившее распространение главным образом в США, сторонники которого соединили психоанализ Зигмунда Фрейда с американскими социологическими теориями.
28.ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ БЫТИЯ,ЕГО ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ,ИХ СПЕЦИФИКА.

В отличие от обыденного понимания философия трактует термин «бытие» для обозначения не просто существования, но и фиксирует то, что гарантирует существование как мира в целом, так и отдельной личности (их основу). Ориентирующаяся на связь с наукой и научное постижение мира, философия, определяя категорию бытия, стремится выяснить его уровни, типы и место в структуре знания.
Одним из первых это попытался сделать представитель элейской школы в античной философии Парменид, выделивший основные характеристики бытия: целостность, истинность, благость, красоту и, по существу, понимавший под бытием то, что лежит за миром чувственных вещей, т. е. мысль. С платоновской философии начинается европейская традиция удвоения (разделения) бытия на мир идей (мир истины) и чувственную реальность (мир подобий). В последующем такой подход получил развитие в тенденции разделения бытия на материальное (мир) и идеальное (сознание, бессознательное, дух, Бог). В средневековой философии удвоение мира получило религиозную трактовку: истинное бытие — Бог, а мир, сотворенный Богом из ничто в ничто же и исчезнет. В эпоху Возрождения бытие рассматривали как природу, с одной стороны, самостоятельную, а с другой — нуждающуюся в человеке как творце и хозяине. Новое время акцентирует внимание на подвластности бытия человеку как в познавательном, так и в практическом плане. В классической философии XVIII-XIX вв. бытие воспринимается как нечто внешнее, недоступное познанию человека (кантовская «вещь в себе» и «явление»). В рамках марксистской философии Ф. Энгельс, опираясь на известные научные открытия, предлагает развернутую классификацию видов бытия: механическое, химическое, физическое, биологическое, социальное. Возрождение интереса к категории бытия в философии XX в. связано с именем представителя философии экзистенциализма М. Хайдеггера, который, ставя вопрос о смысле бытия, старался ответить на него, проясняя смысл существования самого вопрошающего человека, а познание бытия связывал с поэтическим мышлением. Современная философия одну из причин спада интереса к философии видит в абсолютизации понятия бытия и акцентирует внимание на альтернативных понятиях: ничто, различания, критика.
К основным формам бытия традиционная философия относит: бытие вещей, бытие человека, бытие духовного и бытие социального. Каждая из названных форм, в свою очередь, имеет собственные взаимозависимые и взаимодействующие виды.
К первой форме относятся:

Предметы, процессы, состояния природы, существующие вне и независимо от человека – бытие естественно-природного.

1. Бытие предметов, произведенных человеком, – вторая природа.

Бытие человека — уникальное для природы сочетание естественного, природного (тело), духовного (сознание) и социального (общественные связи индивида) начал.
^ Бытие духовного складывается из индивидуализированного (сознание индивида) и объективированного (духовная культура).
Бытие же социального выступает как единство материальной и идеальной действительности, где центральными философско- онтологическими понятиями, выражающими их взаимодействие, являются категории «материя» и «сознание».

 

31.ДИАЛЕКТИКА КАК СИСТЕМА. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии прошла длительный путь развития в истории философской мысли.Понимание диалектики (от греч. – искусство вести спор, рассуждать) в истории философской мысли приобретало многообразные значения, и сам этот термин употреблялся в различных формах. Диалектику как форму ведения диалога и искусство творческого спора активно развивал Сократ, употребивший впервые и сам этот термин. Но еще раньше, в учении Гераклита, диалектика понималась как умение «схватывать противоречия», наблюдать и фиксировать противоречия в их единстве. Гераклит считал, что все существующее в мире постоянно изменяется, все проходит через борьбу и переходит в свою противоположность. Ученик Сократа Платон представил диалектику как систему понятий, путь движения мысли от многообразных конкретных материальных предметов ко всеобщим понятиям – идеям, выражающим, по его мнению, истинно сущее бытие. Платон излагал диалектику как искусство полемики, считая, что противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению.Системное изложение диалектики предпринял Аристотель, который обобщил опыт познания своего времени и выдвинул ряд плодотворных диалектических идей. Диалектику Аристотель понимал как логику познания, и открытые им формы и закономерности мышления стали методами всякого исследования на многие века вперед. Аристотель исследовал формальную структуру языка и формы умозаключений, создав в результате этого первую научную логику. В созданной им логике Аристотель видел орудие или инструмент всякого познания; эта логика анализирует полученное знание, одновременно определяя пути достижения нового знания.Диалектика как искусство спора развивалась и в средние века. Вершиной средневековой диалектики стали труды Пьера Абеляра. Свою главную книгу «Да и Нет» он построил по античному образцу как систему вопросов, задаваемых учителем, и ответов на эти вопросы учеников. Учитель в ходе беседы подводил учеников к заведомо неверному выводу, а затем неотразимым доводом опровергал их рассуждения. Средневековые мыслители Дунс Скот и Уильям Оккам развивали диалектику как искусство диалога, средство ораторского мастерства и способа опровержения доводов противоположной стороны. Накопленная в веках культура диалектической полемики приводила философов к пониманию того, что выявление противоположных точек зрения должно иметь своей целью не уничтожение оппонента, а стремление в ходе разрешения противоречия найти правильный и наиболее обоснованный подход к получению ответов на сложные мировоззренческие вопросы.Наиболее полно и глубоко диалектика как система познания законов Природы и человеческого мышления была разработана в трудах классиков немецкой философии – Канта, Шеллинга, Фихте и Гегеля. Идея развития приобретает у них характер основного закона Бытия и всеобщего принципа познания. Все формы и виды бытия подвержены изменениям. В мире нет ничего окончательно завершенного: все находится в движении на пути к новому состоянию. Результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия является универсальная категория диалектики – категория развития. Изменчивость всего сущего есть объективный закон мироздания, которое одновременно и динамично, и стабильно. Все в мире находится в движении и изменении, а развитие характеризует качественное состояние этих изменений.Ряд ценных диалектических идей были сформулированы в философских учениях Фихте (диалектика мышления субъекта) и Шеллинга (диалектическое понимание природных процессов). Однако вершиной немецкой диалектики явилась философская система Гегеля, который разработал диалектику в ее законченной и систематизированной форме – от чисто логических категорий мышления до диалектики конкретного исторического процесса. В своей «Науке логики» Гегель дал анализ важнейших законов, принципов и категорий диалектики, обосновав положение о единстве диалектики, логики и теории познания. Вместе с тем Гегель показал ограниченность старой формальной логики, которая рассматривала формы мышления в их неподвижности, вне их взаимосвязи друг с другом. Он подчеркивал, что невозможно понять предмет, не уяснив для себя весь предшествующий путь его развития, а, следовательно, надо изучать не «голый результат», а результат всего становления предмета в его динамике.Марксистская философия в Европе уделила особое внимание разработке диалектического метода и его соединению с конкретной социальной практикой. Развивая идеи классиков немецкой философии, К. Маркс и Ф. Энгельс предприняли попытку синтеза диалектики и материализма, выдвинув свое диалектико-материалистическое учение, основанное на чувственно-материальной деятельности людей, на общественной практике и новых научных достижениях. При этом диалектика была применена ими к анализу экономической сферы жизни общества, способа производства, политической деятельности и практики революционной борьбы.В современной западной философии диалектическое учение представлено в ряде различных философских направлений и школ: экзистенциальная диалектика (А. Камю и Ж.-П. Сартр), герменевтическая диалектика (Х. Г. Гадамер), «негативная» диалектика (Г. Маркузе, Ю. Хабермас) и др. Так, с древнейших времен и до наших дней диалектика понималась как исходный принцип развития всего существующего и универсальный метод познания природы, общества и человеческого мышления.В современной интерпретации можно дать следующее определение диалектики: диалектика – это такой метод мышления, при котором все вещи, явления рассматриваются во всеобщей связи и развитии, с учётом противоречий, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания старого состояния новым, с преемственной связью. Диалектика как система знаний обусловлена структурой ее объективно существующего предмета – реального природного мира и человеческого общества. Это означает, что диалектика как развивающаяся система знаний строится в строгом соответствии с системой всеобщих законов развития объективного мира.Основные структурные элементы диалектики – это принципы, законы и категории. Они отражают наиболее общие и существенные свойства, связи и отношения реальной действительности на основе познания и общественной практики людей. Будучи единой динамической системой и обладая устойчивой структурой, диалектика имеет ряд основных функций, среди которых наиболее важными являются: онтологическая, гносеологическая, логическая, методологическая, мировоззренческая, праксиологическая.

 

33.ПОЗНАНИЕ КАК ПРОЦЕСС. ЧУВСТВЕННОЕ РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ,ИХ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ. Взгляды на природу познания обуславливаются, главным образом, пониманием характера субъект-объектных отношений. Для классической философии процесс познания — это созерцание, предполагающее относительно пассивную роль субъекта в восприятии абсолютных и неизменных законов объективной действительности, что нашло свое отражение в двух основных интерпретациях:
1. трактовка процесса познания как припоминания, характерная для восходящей к Платону рационально-идеалистической традиции;
2. характеристика познания как отражения, наиболее полно реализовавшаяся в моделях материализма и эмпиризма.
В познавательном процессе выделяют два уровня: чувственный и рациональный, противопоставление которых в новоевропейской философии обусловило возникновение рационализма, признающего приоритет разума над чувственными формами познания, и эмпиризма, считающего источником всех знаний чувственный опыт.
Чувственное познание (его основные формы: ощущение, восприятие и представление) является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта, что обуславливает конкретность, индивидуальность и ситуативность получаемого знания. Являясь основой познавательной деятельности в целом, чувственный уровень познания особое значение имеет в искусстве и обыденной практике. Рациональное познание (его формы: понятие, суждение и умозаключение) предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения и трансляции. Рациональное познание лежит в основе таких форм познавательного творчества, как наука и философия. Специальную роль в познавательном процессе играет интуиция как особый механизм познания на уровне бессознательных структур психики. С точки зрения специфики объекта познания (природа, общество, человек) выделяют соответствующие ему типы знания: естественное, социальное и гуманитарное. Особым видом познания выступает самопознание, которое, со времен Сократа, является одной из центральных проблем в философии. Основой процесса самопознания является самосознание, выступающее в следующих формах: 1. самочувствие — элементарное осознание индивидом своего тела и его вписанности в окружающий мир;
2. осознание своей принадлежности к той или иной культуре и социальной общности;
3. высшей ступенью самосознания является возникновение сознания собственного «я», т. е. чувства свободы, ответственности и контроля за собственными действиями, а также способность их оценки. Для всех перечисленных видов познавательной деятельности характерны специфические формы и мето-ды познания, всеобщими из которых являются диалектика метафизика

 

35.ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА. Общество как подсистема объективной реальности изучается социальной философией. Философско-теоретический анализ предполагает исследование общества как сложной системы «человек — общество». Основанием этой системы являются общие законы структуры, функционирования, развития общества, его движущих сил. Задача социальной философии — выявить фундаментальные основания общественной жизни, ее системообразующие факторы, дать анализ общественной сущности человека. Рассмотрение сущности социальных явлений, причин и основ развития общества, его движущих сил занимали существенное место в истории социально-философской мысли. Социальные аспекты ярко представлены в философии древнего мира. В восточной философии — это проблема человека и общечеловеческих ценностей, добродетелей, проблема закона, народа и правителя. В античной философии социальная философия содержит более широкий спектр проблем. В древнегреческой философии и прежде всего в учениях ее крупнейших представителей Демокрита (ок. 460 до н.э.), Платона (427 — 347 до н.э.) и Аристотеля (384 — 322 до н.э.) рассматривались разнообразные проблемы общественной жизни — возникновения общества, разделения труда, сословий, рабства, имущественного деления общества, интересов, власти, войны и мира, но центральное место занимали вопросы этики и государства. Философия Нового времени и эпохи Просвещения содержит ряд ценных социальных концепций, среди которых особое место принадлежит концепциям “естественного права” и “общественного договора” английских философов Т. Гоббса (1588 — 1679) и Д. Локка (1632 — 1704), французского философа Ж.-Ж. Руссо (1712 — 1778). Ж.- Ж. Руссо принадлежат также идеи о диалектическом характере развития истории, сочетании прогресса и регресса в общественном развитии, о частной собственности как причине общественного неравенства и возникновения государства. А. Сен-Симон (1760 - 1825), представитель утопического социализма 18 в., отстаивал мысль, что общественная система — целостный, закономерно развивающийся организм, основу которого составляет так называемая «индустрия», под которой подразумевалась экономическая деятельность людей и соответствующие ей формы собственности и общественные классы. Многоплановый анализ общества предпринят представителем немецкой философии Г. Гегелем (1770 — 1831): структура общества, сущность труда, мораль, семья, общности, народ, гражданское общество, система общественного управления, формы государственного устройства, общественное и индивидуальное сознание, всемирно- исторический процесс и его объективный характер, свобода человека и ее реализация. В XIX — XX вв. социальная проблематика представлена прежде всего в работах французского философа и социолога О. Конта (1798 — 1857), который рассматривал общество как целостный социальный организм, разработал и применил понятия “социальна статика” и “социальная динамика” для характеристики структуры общества и механизма его функционирования и развития, исследовал проблему закономерного и прогрессивного развития общества и его основы. Основные модели общества: идеалистическая, натуралистическая, материалистическая, факторная (плюралистическая).
Идеалистическая модель социальной реальности, ее исходные принципы. Приоритет сознания по отношению к другим сторонам человеческой деятельности. Причины господства данной модели в истории философии (до середины XIX в.) Реальные основания идеалистической интерпретации общества. Отрицание закономерного характера функционирования и развития общества. Решение проблемы движущих сил истории и ее идеалистическая трактовка. Роль идеалистической модели в философском осмыслении общества.
Натуралистическая модель анализа социальных явлений. Детерминирующаяся (определяющаяся) роль природной среды в понимании сущности общества как исходный принцип данной модели. Сущность геополитики как реакционной философско-социологической доктрины. Современные теории общественного развития, которые отводят первостепенное значение природной среде. Сильные и слабые стороны натуралистической модели в исследовании социальных явлений. Материалистическая модель общества как распространение материализма на область социальных явлений. Определяющая роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Содержание категорий «общественное бытие», «общественное сознание», их взаимосвязь, роль в социальном познании. Аргументация первичности и определяющей роли общественного бытия. Относительный характер различий материального и идеального в обществе. Абсолютное значение этого различия только в рамках основного вопроса философии. Несостоятельность вульгарно-материалистической интерпретации материалистического понимания общества. ^ Плюралистическая (факторная) модель анализа общества как взаимодействия различных социальных явлений, отрицание единого детерминирующего фактора. Цивилизационная концепция общественного развития. Типологическая схема А. Тойнби. Дискуссионный характер понятия «цивилизация» в современном обществознании. Существенные черты, характерные для цивилизаций. Цивилизация как собственно социальная организация общества, фундаментом которой является общественное богатство в единстве материальных и духовных ценностей. Цивилизация и культура, их соотношение и различие. Критерий развития цивилизации. Типы цивилизаций: космогенная, техногенная, антропогенная (информационное общество), их отличительные особенности.

 

37.КАТЕГОРИЯ ОБЩЕСТВЕННО –ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ И ЕЁ РОЛЬ В ИСЛЕДОВАНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

В материалистической концепции получил обоснование закономерный характер развития общества. Это стало возможно благодаря введению в научный оборот категории «общественно- экономическая фор-мация».
Общество рассматривается не как механическая сумма индивидов, а как единый целостный социальный организм, система связей и отношений, в которых находятся люди. Общественные отношения неотдели-мы от деятельности людей: эти отношения и деятельность и формируют человека как социальное сущест-во, именно они связывают его с социальной группой, обществом. Общественные отношения носят много-уровневый характер, в них выделяют две группы отношений: материальные и идеальные. Материальные отношения складываются, не проходя через общественное сознание людей, и такими яв-ляются, прежде всего, производственные отношения.
Идеальные отношения возникают и формируются под влиянием общественного сознания. К ним отно-сятся политические, нравственные, правовые, философские, религиозные, эстетические отношения, они возникают на основе материальных и обусловлены ими. В свою очередь, идеальные отношения оказыва-ют обратное воздействие на материальные. Между ними существует взаимодействие, основу которого составляют материальные связи и отношения. Поэтому система экономических (производственных) от-ношений составляет базис общества, над которым возвышается соответствующая надстройка, включаю-щая, во-первых, идеальные отношения, во-вторых, общественное сознание (идеи, теории и т. д.), в-третьих, соответствующие им учреждения и организации (государство, партии и пр.).
Выделение производственных отношений как главных, определяющих и рассмотрение их в единстве с производительными силами позволило обнаружить повторяемость в истории. Общее, повторяющееся обобщено в понятии «общественно-экономическая формация». Это — конкретно-исторический тип общества, ступень в развитии истории, представляющая систему общественных отношений, функциони-рующих и развивающихся на основе способа производства материальных благ. Развитие и смена общест-венно-экономических формаций, согласно материалистической модели, представляет естественно-исторический т. е. закономерный процесс. Данной категории принадлежит важнейшая роль в утверждении материалистического понимания общест-ва, его развития. Во-первых, она позволяет исследовать общество как целостный социальный организм в единстве и сложной зависимости всех его сторон, основой которых являются материальные отношения, т. е. обосновывается системный характер общества. Во-вторых, общество рассматривается в развитии и это развитие предстает как закономерный процесс функционирования смены различных этапов, а не аморф-ный поток социальных изменений. В-третьих, дает возможность исследовать историю как процесс про-грессивного развития общества, поскольку каждая новая формация означает более высокий этап общей эволюции человеческой цивилизации. В-четвертых, позволила перейти от описания социальных связей и отношений к их объяснению. Иначе говоря, данная категория дает возможность исследовать объективные механизмы функционирова-ния и развития общества как целостной системы, выявить ее важнейшие элементы и их основные зависи-мости. Однако последующее развитие социально-философской теории обнаружило крайности и односторон-ность формационного анализа общества, что вызвало острую полемику в социальной философии. Какие аспекты теории общественно-экономической формации вызывают дискуссию?
• недооценка разнообразия общественного развития, его специфического, неповторимого характера;
• схематизм, упрощенное понимание исторического процесса как последовательной, линейной сме-ны пяти формаций, хотя исследования показывали, что на любом этапе истории можно обнаружить синхронное сосуществование и постоянное взаимодействие различных социальных систем;
абсолютизация экономической основы общества и некоторая недооценка значения его нематери-альных факторов (политических, культурологических и др.).• отрицание вероятностного характера общественного развития, что проявилось в утверждении ис-торической неизбежности победы коммунистической формации как финала мировой истории; ошибочная оценка капиталистической формации как загнивающего общества, идущего к гибели, краху; абсолютизация формационного подхода, рассмотрение его как универсального, единственно воз-можного способа исследования общества. Как любое научное понятие, «общественно-экономическая формация» отражает реальность, но выражает сущность, логику, тенденцию всемирной истории, а не многообразие исторического процесса, т. е. отвле-кается от особого и единичного. Вместе с тем реальная история человечества не сводится лишь к сущно-сти. Она предстает как взаимосвязанный процесс развития разнообразных и неповторимых народов и стран. Это многообразие, неповторимость развития мировой истории позволяет выразить категория «цивилиза-ция».

 

 

39.ПРОБЛЕМА НАПРАВЛЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕСС Исторически первым возникает еще в глубокой древности представление о нелинейном развитии общества. Это вывели, посмотрев на циклические процессы, которым подчиняется природа. Человек перенес представления о цикличности природных процессов на жизнь общества. Это было в античной еще культуре. Такие представления обрамляются чувством ностальгии по прошлому, чувством тоски по уходящему хорошему времени. В древних культурах Востока везде преобладают нелинейные модели.В христианстве начинается линейная модель. Все идет ко второму пришествию Христа, к Апокалипсису. Перед нами священная история, в культуру входит стрела времени.Новая цивилизация – пронизана историческим оптимизмом, устремлена в будущее. Идеи исторического прогресса. Однако Руссо, например, говорит, что прогресс в областях науки и техники вовсе не обязательно несет в себе прогресс человеческой личности. В это же время в 18 в. возвращаются к идее круговорота. Но тут уже некая аналогия социального организма и биологического: юность, зрелость, упадок.В 20-м в. есть и те и другие концепции. Линейные концепции – это все те, которые отслеживают изменение техногенного общества. Общество переживает доиндустриальную стадию, индустриальную, постиндустриальную. Концепция стадий роста – речь идет о линейном и прогрессивном развитии техногенной цивилизации. Процессы глобализации, унификации, сближения исторического организма. Имеют место быть процессы интегративного характера.На заре своего появления линейные концепции – это просто выражение оптимистического мироощущения быстро развивающегося техногенного общества, теперь скорее они обусловлены процессами глобализации.Но в 20 в. не меньший акцент делается на нелинейные концепции. Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Сорокин. Основная идея этих концепций – исторический процесс – это функционирование, эволюция отдельных социальных организмов, не сопоставимых друг с другом (множество цивилизаций). Эти организмы демонстрируют в своем развитии нелинейность. Культурно-исторический тип, наполненный пафосом развития, остывает, материальные ценности приумножаются, а духовные ценности трещат по швам. Культура превращается в цивилизацию. Утрата культуры и его творческого начала. Шпенглер – “Закат Европы”. Тойнби: в жизни цивилизации раньше или позже наступает эпоха вызова, цивилизация сталкивается с какой-то проблемой. На этот вызов должна ответить творческая элита. Она несет в себе программу действия, а нетворческое большинство начинает подражать.

 

41.ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ,ЕЁ ОСОБЕННОСТИ Современные социальные прогнозы (с 90-х гг.) развиваются в рамках концепции устойчивого (оптимального), динамичного социального развития. Социальное прогнозирование понимается в основном как определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого оптимального исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию.В социологической и социально-философской литературе существует несколько подходов в объяснении сущности прогнозирования.
1. Широкое хождение получила точка зрения И.В. Бестужева-Лады. Он исходит из того, что прогноз не предусматривает решения проблем будущего. Его задача в том, чтобы содействовать научному обоснованию планов (планы разрабатывают конкретные шаги) и программ (программа определяет общие тенденции) развития. Прогнозирование характеризует возможный набор необходимых путей и средств претворения в жизнь намечаемой программы действия.Способы исследования будущего Бестужев-Лада сводит к выявлению назревающих проблем (поисковое прогнозирование) и возможных путей их оптимального решения (нормативное прогнозирование). По сути, речь идет о заблаговременном «взвешивании» последствий намечаемых решений и о существенном повышении таким образом эффективности управления. Футурологи знают будущее не в виде событий, а в виде проблем, целей, возможных решений.
Раздел исследований будущего, занимающийся глобальными проблемами современности именуется глобалистикой, которая представляет собою проблемную науку. Да, исследования будущего показали, как именно не в столь уж отдаленном будущем может произойти «конец света». Раздел исследований будущего, занимающийся переходом от существующей цивилизации к качественно иной, альтернативной так и называется: альтернативистика (спасительная наука). Ею детально разработаны ориентиры перехода от состояния, чреватого катастрофой, к спасительному. Чтобы влиять на планы и решения людей глобалистика и альтернативистика согласно первому подходу должны добиваться общественного признания.
2. Наоборот, по мнению К. Шустера, прогноз имеет конкретный характер и обязательно связан с «календарем», т.е. определенными количественными оценками. В соответствии с этим автор относит ожидаемое количество преступлений в следующем календарном году к разряду прогнозов, а долгосрочное освобождение заключенного при известных условиях – к категории предсказаний.
А. Шмидт и Д. Смит под прогнозом понимают количественное предсказание. Таким образом, различие проводится между качественными (предсказание) и количественными прогноз) оценками будущего.По мнению Д. Джонсона, предсказание является прерогативой физических наук, так как требует применения «охватывающего закона». Поскольку же социальные дисциплины располагают слабым основанием для формулирования законов такого типа, они ограничиваются прогнозами, отражающими реалистичные или вероятные комбинации предполагаемых ориентиров и исходных условий. Прогнозы социальных дисциплин, по его мнению, выступают «заменителями» предсказаний более точных наук. Другими словами, прогнозирование социальное не похоже на (количественное) предсказание физических наук.С точки зрения В.А. Лисичкина, выяснение сущности прогнозирования неразрывно связано с необходимостью выработки специфически прогностической системы понятий, в том числе правильного определения самого понятия «прогноз» и отграничения его от таких понятий, как предвидение, предсказание, план, программа, проект, предположение, гипотеза.

 

43.СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ НТР 20 В НТР И СТАНОВЛЕНИЕ. Философский анализ НТР как социального явления предполагает прежде всего выяснение ее сущности. НТР — это объективная закономерность общественного развития, обусловленная как социально- экономическими причинами, так и внутренней логикой, тенденциями развития науки и техники. НТР — составная часть научно-технического прогресса. Это не тождественные явления. Научно-технический прогресс — более широкое понятие. Он включает и эволюционную, и революционную формы развития науки и техники, когда период эволюционных изменений подготавливает наступление революционной фазы. НТР — многоплановое явление, включающее множество различных радикальных по своему характеру изменений в системах науки и техники и в их взаимодействии с различными областями общественной практики. К числу наиболее характерных черт НТР можно отнести автоматизацию, применение робототехники, электронно-вычислительных машин, проникновение человека в космос, химизацию, использование ядерной энергии в производстве, биологизацию. Но основу этих всех процессов составляют качественные изменения в науке как системе знаний и ее функциях, превращающие ее в ведущий фактор развития производительных сил. Таким образом, НТР революционизирует весь процесс производства, преобразует орудия труда и средства труда, включает в этот процесс новые материалы и источники энергии, радикально меняет технологию производства и управление им. Поэтому определяя НТР, ее сущность, можно сказать, что это — коренные, качественные изменения в системе “наука - техника - производство” при ведущей роли в этом процессе науки, превращающейся в непосредственную производительную силу.
Каковы особенности НТР как социального явления? Сопоставляя современную НТР с революциями в науке и технике, имевшими место в прошлом, а также с промышленной революцией на рубеже XVIII — XIX вв., можно определить важнейшие из этих особенностей. совпадение революций в науке и технике и превращение их в единый процесс; изменение соотношения между научной и технической революцией: научная революция опережает техническую, прокладывая пути для дальнейшего технического прогресса; н аука становится необходимым, ведущим фактором развития производства, превращаясь в непосредственную производительную силу; единая система “наука - техника” подвергается революционным изменениям целиком и полностью, отсюда всеобщий, всеохватывающий характер НТР; НТР приобрела глобальный характер, оказывая небывалое ранее воздействие на все сферы жизни и деятельности людей; к ачественное изменение места человека в системе производства, связанное с заменой современной техникой нетворческих функций умственного труда.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...