Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русский космизм (федоров, вернадский, циолковский, чижевский).




Русский космизм – направление в истории русской философской мысли конца 19 - начала 20 в., связанное с именами таких мыслителей, как Николай Федорович Федоров (1828 - 1903), Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935), Александр Леонидович Чижевский (1897 - 1964), Владимир Иванович Вернадский (1863 - 1945).

Основная идея русского космизма состоит в понимании человека как органической части Космоса, находящейся в постоянном взаимодействии со всей Вселенной и во многом способного быть понятым, только исходя из своего места в составе космического целого

В главной работе Николая Федорова «Общее дело» утверждается та оригинальная идея, что есть лишь единственное общее дело у всех людей, по поводу которого они все могут договориться и согласитья, независимо от разности своих национальностей, социальных статусов, культурной принадлежности и т.д. Это дело борьбы со смертью, обретения бессмертия, причем, не только для живущих, но и для всех наших предков, которые уже умерли. Федоров говорит о необходимости воскресения всех умерших в их физических телах, но, в отличие от христианской идеи воскрешения мертвых, Федоров уповает в решении этой задачи на науку будущего, которая должна будет достичь настолько развитого состояния, что она сможет вплоть до отдельных атомов в точности восстановить тела всех ранее умерших людей и тем самым вернуть их к новой жизни.

Константин Эдуардович Циолковский также ставил перед собою задачу выхода человека на новый уровень своего существования, когда человек сможет не только победить закон смерти, но и преодолеть границы своего монопланетарного существования, выйти за границы земной сферы обитания, преодолеть границы планеты и заселить другие планеты, построить города в космическом пространстве, достичь других звезд и открыть там новые миры, населенные разумными существами. Иными словами, человек должен войти в космическую фазу своего существования, используя достижения науки и техники. Именно для решения этой задачи Циолковский разрабатывал идею новых способов передвижения в безвоздушном космическом пространстве, открыв принцип реактивного движения. Идеи Циолковского вдохновили Сергея Павловича Королева и в конечном итоге реализовали себя в глобальном космическом проекте Советского Союза, запуске первого космического спутника и полете в космос первого человека Земли.

Александру Леонидовичу Чижевскому принадлежит идея тесной связи земной жизни с процессами окружающего Космоса, особенно с солнечной активностью. В своей книге «Земное эхо солнечных бурь» он приводит статистику эпидемий и циклов солнечной активности и показывает высокую корреляцию между этими видами процессов, научно и практично обосновывая связь земных и космических событий.

Владимир Иванович Вернадский создал учение о биосфере и ее переходе в ноосферу. Жизнь на Земле он предлагает рассматривает в совокупности, как планетарное «живое вещество», которое обладает геологическим масштабом и образует особую геологическую оболочку – биосферу.

Жизнь в таком представлении поднимается от уровня отдельных организмов и их сообществ до геологической силы, которая является необходимой частью общепланетной жизни, активно взаимодействуя с другими оболочками Земли и изменяя лик всей нашей планеты. Биосфера находится в постоянном необратимом развитии, порождая все более сложные формы жизни, в конечном итоге – человеческий разум. Человек начинает свое формирование как один из биологических видов, затем все более заполняет собой биосферу и постепенно формирует новую оболочку земли – ноосферу, сферу разума, в которой разум становится новой геологической силой, влияющей на эволюцию Земли и в конечном итоге Космоса. В будущем, полагал Вернадский, человек сможет оторваться от обычной формы телесности, которая привязывает его к Земле, обрести новые телесные формы, в частности автотрофность – способность получать энергию прямо из света, и стать гражданином всего Космоса.

 

ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА.

Феноменология

Феноменология – одно из влиятельных направлений западной философии 20 в., основанное немецким философом Эдмундом Гуссерлем (1859 - 1938). буквально это наука о феноменах. Феномены – это образования чистого (абсолютного) сознания.

В феноменологии выделяется два вида сознания – обыденное и чистое сознание. Обыденное сознание – это то, что мы обычно имеем в виду под сознанием как областью бытия, в которой находятся наши мысли, чувства, желания, и которая противостоит внешнему миру объектов. Таким образом, идея обыденного сознания предполагает разделение единой реальности на объект и субъект, и обыденное сознание занимает здесь только область субъекта.

Чистое сознание – это понимание сознания как единой реальности, в которой лежат рядом и внутренний, и внешний мир. Ведь в конечном итоге и внешний мир, его объекты также создаются нашим сознанием. Таким образом, в чистом сознании находят свое объединение объект и субъект, здесь мысли и вещи лежат рядом в рамках единой реальности. Образования чистого сознания – это и есть феномены.

Существует способ достижения чистого сознания, - интеллектуальная медитация, которую Гуссерль называет феноменологическая редукция. В ее основе наложение феноменологического эпохэ (запрета) на все смысловые конструкции, которые предполагают разделение бытия на субъект и объект и отождествление своего я с субъектом.

Гуссерль указывает следующие признаки феноменов. Во-первых, феномены синтетичны – в них объединены свойства внешнего и внутреннего мира. Это своего рода мысле-вещи или вещи-мысле-чувства-воления. Например, стул как феномен – это не только зиртельный образ стула, который мы воспринимаем глазами, но это еще и переживания стула и его смысл как имеено стула – средства для сидения. Здесь стул как бы «обрастает» мыслями и переживаниями, образуя единый феномен.

Во-вторых, феномены очевидны. Сомнение – это вообще признак отождествления своего я с обыденным сознанием, где большая часть бытия попадает в область не-я и требует своего обоснования. Когда достигается чистое сознание, то там все самоудостоверяет себя, выступая как ясное и самоочевидное

В-третьих, феномены интенциональны. Интенциональность –стремление, - это свойство направленности феноменов. В этом свойстве Гуссерль подчеркивает принадлежность феноменов сознанию. Все образования даже обыденного сознания обладают направленностью на свой предмет. Например, любая мысль – это мысль о чем-то. Любое чувство – это чувство чего-то, допустим, чувство радости или горя. Любое желание – это желание чего-то. Таким образом, все состояния сознания обладают универсальным свойством направленности на свои предметы. Это и есть свойство интенциональности. В каждом феномене есть его направленная составляющая, которую Гуссерль назвал ноэзис, и есть предмет этой направленности – ноэма.

Ноэма – также часть феномена. Хотя она выражает предмет, но это не объект, лежащий вне сознания, а лишь та сторона объекта сознания, которая проявляется в данном феномене.

Чистое сознание как система всех феноменов образует «жизненный мир». Это вся полнота человеческого существования, в своем единстве и непосредственности.

В своей работе «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1936) Гуссерль полагал, что развитие современной культуры во многом определяется научным познанием, в котором абсолютизируется мир объектов и разрушается мир субъекта. Тем самым наука все более утверждает разделение на объект и субъект, разрушая структуры чистого сознания. Необходимо вернуться к более равновесному и целостному образу реальности, который, с его точки зрения, как раз и пытается развивать феноменология.

Жизненный мир Гуссерль рассматривает как своего рода расширенный мир повседневности, который способен охватить собою разросшуюся и разорванную специализацией современную культуру.

Экзистенциализм

Экзистенциализм –существование. Основоположником экзистенциализма был датский философ Сёрен Кьеркегор (1813 - 1855). Всплески этого течения были связаны с мировыми войнами. После первой мировой войны лидировала немецкая школа экзистенциализма. представители – Карл Ясперс (1883 - 1969), Мартин Хайдеггер (1889 - 1976). После второй мировой войны большое влияние имела французская школа экзистенциализма, основными представителями которой были Жан Поль Сартр (1905 - 1980) и Альбер Камю (1913 - 1960). русской линии философии экзистенциализма в Достоевский, Лев Шестов и Николай Бердяев.

В экзистенциализме понятие существования выходит на первый план. Философы этого направления пытаются отказаться от идеи сущности (эссенциализма). В первую очередь это касается существования человека. Экзистенциализм утверждает, что человек существует в мире принципиально иначе, чем все остальные формы бытия. У всех начал есть свое место в бытии, своя сущность. И только человек представляет собой такое удивительное начало в мире, который не имеет своей сущности, своего выделенного места в бытии. Человек в конечном итоге обладает удивительной пластичностью, и он мог бы отождествить себя с любым началом, поскольку он заранее не предзадан и не предопределен. В этом и трагедия, и великий дар человека. С одной стороны, человек обречен на вечные поиски своего места в бытии, и никогда он не сможет здесь ничем окончательно удовлетвориться. Человек способен лишь временно отождествить себя с некоторым образом бытия, с некоторой «сущностью», но затем разочаровывается в ней и ищет чего-то нового. В этом трагедия человеческого типа бытия в мире. С другой стороны, только человек является по-настоящему свободным, поскольку он не привязан ни к какому месту бытия и может кардинальным образом переопределить себя. Такой удивительный тип бытия человека в мире и называется в экзистенциализме экзистенцией

На экзистенциализм большое влияние оказали идеи феноменологии. Идея жизненного мира, непосредственного переживания мира феноменов чистого сознания лежит и в основании экзистенциалистской философии. Отличие состоит в том, что в феноменологии Гуссерля жизненный мир рассматривался в первую очередь как реальность чистых смыслов, т.е. более рационально постижимая сфера человеческого мира, в то время как экзистенциализм уделяет большое внимание чувственным и ценностным определениям человеко-бытия.

Жизнь человека как некоторый универсальный фон бытия, на котором протекают все остальные процессы и определения. Например, физику можно рассмотреть двояко. Можно мыслить ее как выражение реального мира, малой частью которого является человек. И ту же физику можно рассмотреть как продукт жизнедеятельности человека, которая создается и развивается в рамках жизненного мира человеческой личности. В первой позиции человек является частью мира. Во втором случае, наоборот, мир оказывается частью человека. Именно эту вторую позицию начинает с такой ясностью и силой подчеркивать и развивать экзистенциализм, как этого никто не делал ранее.

В экзистенциализме много говорится о психологии человека, его внутреннем мире и его структурах. Наука психология строится таким образом, что она рассматривает в конечном итоге человека как часть мира, в то время как экзистенциализм, наоборот, мир рассматривает как часть человека.

Человек может существовать с разной силой и полнотой жизни. Большинство обычных людей как правило отождествляют себя с какими-то ролями и статусами в обществе, теряя свою экзистенцию. Так возникает безликий man-мир. И только перед лицом так называемых пороговых ситуаций (боль, болезнь, страдание, смерть) человек получает вызов судьбы и иногда способен ответить на него возрождением своей свободы, разотождествлением себя с социальными ролями и переживанием себя как неуловимой подлинности - экзистенции.

Психоанализ

Психоанализ – влиятельное направление современной психологии и философии, основанное австрийским врачем Зигмундом Фрейдом (1856 - 1939).

В основе психоанализа лежит представление о том, что область человеческого я занимает лишь малую часть нашей психики, которая со всех сторон окружена океаном бессознательного. Это разного рода психический опыт, который в данный момент не осознается человеком, но может оказывать на него значительное влияние. Психоанализ выступает как метод расшифровки структуры человеческого бессознательного.

В структуре человеческой психики Фрейд выделяет три основные области – эго (сферу сознания и самосознания), подсознательное и надсознательное. Подсознательную сферу человеческой психики (id, «оно») образуют разного рода животные инстинкты, главную роль среди которых играет сексуальное влечение (libido). Сфера надсознательного (суперэго) – это разного рода ценности и нормы, которые закладываются в ребенка его родителями в процессе воспитания.

Область эго – это сфера интеллекта, который способен искать те или иные средства для достижения целей в реальности внешнего мира. Подсознательное влечение стремится к достижению удовольствия, независимо от его реальности, что обозначается Фрейдом как принцип удовольствия. Суперэго скорее исходит из принципа долга, определяя в качестве целей нормы и ценности социальной среды. В итоге возникает два вида целей, идущих от подсознательного и суперэго, которые во многом противоречат друг другу, поскольку животные подсознательные желания обычно осуждаются суперэго, не проходят его цензуру.

Возникает конфликт между под- и надсознательными областями психики, который может завершаться четырьмя основными результатами. Это: победа суперэго и вытеснение обратно в область подсознательного сексуальных влечений, победа подсознательных влечений и их реализация с использованием интеллектуальных ресурсов эго, разного рода маскировки подсознательного, куда относятся: автоматизмы (описки, оговорки, забывания, ассоциации), сновидения, неврозы, сублимация подсознательных влечений.

Фрейд полагал, что различные автоматизмы человеческого поведения не случайны, но в них проявляет себя подсознательная жизнь, и по характеру автоматизмов можно пытаться судить о структуре подсознательных влечений. подсознательное влечение может сублимироваться. Сублимация – это процесс использования энергии libido в социально приемлемых формах, когда суперэго берет от подсознательного влечения его энергию и направляет ее в некоторую форму деятельности, которая признана обществом. Фрейд вообще полагал, что у личности есть единственный источник энергии – это психическая энергия подсознательного. Процесс сублимации – это и есть процесс использования этой энергии для других подсистем личности. культура питается энергией подсознательного Если культура будет слишком бороться с подсознательным, то это грозит разрушением самой культуре. Отсюда берут свои истоки идеи Фрейда о смягчении социальной цензуры в отношении к сексуальным влечениям человека, что в последующем легло в основу сексуальной революции на Западе.

Кроме энергии libido (Эроса), позднее Фрейд стал выделять в области подсознательного еще одно важное влечение – влечение к смерти и саморазрушению (Танатос).

Позднее из классического психоанализа развиваются более новые направления, которые получили общее название неофрейдизма. Их общим отличием от фрейдовской версии психоанализа был отход от такой важной роли именно сексуальных влечений в области подсознательного и расширение понятия бессознательного до уровней коллективного бессознательного. Одним из наиболее ярких представителей неофрейдизма является швейцарский психиатр Карл Юнг (1875 - 1961). Свою систему взглядов он называл аналитической психологией. Юнг заметил у своих пациентов одну удивительную особенность. Описывая свои сны, они рассказывали о таких образах, которые встречались в мифах и религиях разных народов, причем, сами пациенты об этом не подозревали. Опираясь на эти наблюдения, Юнг выдвинуд гипотезу о существовании у всех людей общего коллективного бессознательного, в котором с древнейших времен хранятся архетипы – первообразы и глубинные символы родовой организации человеческой психики. Необходимо трансформировать сознание таким образом, чтобы оно вновь стало открыто на свои коллективные бессознательные области, как это было когда-то у людей на ранних стадиях развития человеческой истории. Юнг видил задачу своего подхода именно в этом.

Тенденция к расширению границ человеческого бессознательного, начатая Юнгом, получает позднее еще большее свое развитие в идее трансперсональных слоев бессознательного и возникновении так называемой трансперсональной психологии. Здесь вводятся представления о космических уровнях человеческого бессознательного, далеко выходящих за границы не только индивидуальной личности, но и вообще определений человека как родового существа.

Парапозитивизм

Под парапозитивизмом мы будем иметь в виду направления философии науки 20 в., которые так или иначе отталкивались в своем построении от идей философии классического позитивизма 19 в., основанного французским философом Огюстом Контом. В составе парапозитивизма мы будем выделять два основных направления – неопозитивизм и постпозитивизм.

Неопозитивизм

Неопозитивизм – влиятельное направление философии 20 в., пик развития которого приходится на 30 – 50 гг. Основные представители неопозитивизма – австрийские философы Мориц Шлик (1882 - 1936), Людвиг Витгенштейн (1889 - 1951) и Рудольф Карнап (1891 - 1970), английский философ Бертран Рассел (1872 - 1970) и др.

Как и классический позитивизм, неопозитивизм рассматривал научное знание как высший род знания и пытался свести философию к науке.

В отличие от классического позитивизма, неопозитивизм опирался на методы современной математической логики при построении моделей научного знания, так что второе название неопозитивизма – логический позитивизм.

Главная проблема неопозитивизма – проблема научной демаркации. Неопозитивисты полагали, что наука принципиально отличается от других форм культуры, и существует некоторый признак, который качественно отличает науку от ненауки. Этот признак был назван критерием научной демаркации, поскольку на его основании можно было бы отделить науку от ненауки и провести между ними как бы демаркационную разграничительную линию.

можно выделять в истории неопозитивизма два основных периода. Они называются периодами догматического верификационизма и вероятностного верификационизма. Верификационизм означает учение о верификации, т.е. об установлении истинности знания (от лат. veritas - истина).

На более раннем этапе догматического верификационизма в основе лежали протокольные предложения, т.е. максимально конкретные суждения, которые обычно используют при ведении протокола научного исследования

Очень скоро неопозитивисты вынуждены были усложнить свою модель, в связи с важностью индукции в научном познании. индуктивное заключение, которые обычно обобщает бесконечное число частных фактов. Таким образом, через индукцию в научное познание входит бесконечность, и здесь средств конечной логики оказывается недостаточно. на втором этапе своего развития неопозитивисты усложнили свою модель научного знания до логики над протокольными предложениями, из которых могут образовываться как конечные, так и бесконечные логические комбинации

Неопозитивисты также предложили более строгие модели развития научного знания. Основой науки являлись для них истинные протокольные предложения, которые однажды были установлены в опыте и с тех пор навсегда входили в состав научного знания. Число таких предложений могло лишь постепенно возрастать в составе науки. В каждый конкретный период над множеством протокольных предложений по законам логики строится научная теория, которая помогает организовать эти предложения. Сама по себе научная теория имеет мало отношения к реальности, это всего лишь удобный инструмент упорядочивания протокольных предложений. Такая модель развития научного знания может быть названа моделью дедуктивного кумулятивизма.

Все, что не соответствовало их моделям научного знания, неопозитивисты рассматривали как бессмыслицу («метафизику»), которая должна быть исключена из состава подлинной научной («позитивной») философии. Критерий верификации оказывался для них одновременно критерием осмысленности знания.

Постпозитивизм

Очень скоро, а именно с 50-х гг. 20 века, неопозитивисткая философия стала все более активно критиковаться. Постепенно формируется новое направление философии науки 20 в., которое получило название постпозитивизма. Основные его представители – английский философ Карл Поппер, американские философы Томас Кун и Пол Фейерабенд.

Главное отличие философии постпозитивизма от неопозитивизма состоит в постепенном отказе от критерия научной демаркации. Все более утверждается убеждение, что философия активно взаимодействует с другими формами культуры – искусством, религией, политикой и т.д., и не существует непереходимых границ между наукой и ее социокультурным окружением. В конечном итоге наука – одна из множества форм культуры, несущая в себе общие с другими формами определения и свойства. Ниже мы очень кратко отметим некоторые идеи основных представителей постпозитивизма.

В философии Томаса Куна вводится понятие «парадигмы» научного знания.

Парадигма – это одна или несколько фундаментальных теорий вместе со своей методологией, мировоззрением, системой ценностей и норм. Развитие науки Кун рассматривает как циклический процесс, в котором повторяются следющие четыре основные этапа: 1) допарадигмальный период научного знания, когда нет единой парадигмы в данной отрасли науки, и научное сообщество раздирается борьбой множества научных школ (здесь господствует диссенсус – несогласие между учеными), 2) период научной революции, когда трудами великих ученых-революционеров создается парадигма, которая принимается подавляющим большинством научного сообщества, и воцаряется консенсус – согласие между учеными, 3) период нормальной науки – роста и расширения парадигмы, которая развивается, улучшается и прирастает своими приложениями в трудах массового типа ученого, способного решать задачи-головоломки только в рамках признанной парадигмы, 4) период накопления аномалий и отказа от парадигмы, когда изнутри развития самой парадигмы возникает все больше задач, которые парадигма не в состоянии разрешить. Такие задачи были названы Куном «аномалиями». Накопление некоторой критической массы аномалий приводит к отказу от парадигмы, и научное сообщество вновь погружается в состояние диссенсуса. Далее цикл повторяется. Между парадигмами Кун не признает преемственности, новые парадигмы несоизмеримы с прежними

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...