Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Категория бытие, основные формы бытия




Проблема бытия была сформулирована в античной философии на самом первом этапе ее существования.

Категория для обозначения целостности и субстанциональности мира.

Обозначает, что мир сущ. Не только здесь и сейчас, но повсюду и вечно.

материальное бытие – это природа и предметы, кот. созданы руками человека.

идеальное бытие – бытие идей и знаний, чувств, мыслей: индивидуализированное духовное и объективированное духовное

бытие человека, которое (условно) подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие; (объект и субъект реальности)

Социальное бытие – это бытие об-ва и индивидуальное бытие

Бытие —главная философская категория, фиксирующая основу существования в философском осмыслении мира.

29. МАТЕРИЯ - объективная реальность, существующая по своим законам, независимо от сознания.

Материя - (лат. materia - вещество) вещественное значение термина удерживалось до XX в., когда произошла рев-ция в физике означавшая кризис одностороннего основанного на обязательном чувственном восприятии, понимании материи, составляющего суть концепции метафизического мат-зма (см. глоссарий). Материя (Ленин) есть философская категория для обозначения объективной реальности, к-рая дана человеку в ощущениях его, к-рая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них Понятие "материя" является основным в материалистическом философском учении. Понятие материи отождествляют с понятием субстанции

СУБСТАНЦИЯ - единое неделимое вещество, из которого состоят все вещи,внутренняя сущность вещей активно самопорoждающее и саморазвивающееся начало.

В мире нет ничего, кроме движения матрии и ее св-ва.

Материя неисчерпаема.

есть только свойство быть объективной реальностью, существовать независимо от нашего сознания.

К тому же она определяется неуничтожимой, так как атом сохраняет постоянство массы.

30.

31. основные концепции пространства и времени

Пространство и время-это формы бытия материи.

Важнейшими формами бытия являются пространство, время, движение системность. в истории философии 2 основные точки зрения на время и пространство.

(1)субстанциальная концепция. Вр и пр есть самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее.

(2)реляционная. В противовес субстанциальному подходу в истории философии развивалась реляционная концепция пространства и времени. Одним из наиболее ярких представителей ее был Г. В. Лейбниц. Лейбниц настаивал на том, что пространство и время-это особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют.

Парменид - движения не существует.

32.33. основные диалектич. законы развития

Диалектика есть открытая органическая система, совокуп­ность устойчивых отношений и связей между элементами ко­торой образует структуру диалектики. Ее элементы — это категории, законы и принципы, которые в своем единстве от­ражают единство, целостность развивающегося реального мира в его всеобщих характеристиках.

Связь и взаимодействие определенных категорий выража­ют законы диалектики

1. Единства и борьбы противоположностей (указывает на источник развития) Гераклит Эфесский Противоположности — это такие стороны, моменты, пред­меты, которые одновременно:

а) неразрывно связаны; б) взаимоисключают друг друга

2. закон перехода количественных изменений в качественные

Постепенное на­копление количественных изменений (степени и темпов разви­тия предмета, числа его элементов, порядка их связей, про­странственных размеров и др.) в определенный момент време­ни необходимо приводит к коренным качественным преобра­зованиям предмета (скачку), к возникновению нового предме­та, нового качества.

3. кач-во и кол-во нах. В единстве (мера есть единство кол-ва и кач-ва)

4. закон отрицания отрицания (на направленность развития) 1 этап развития отрицается 2 м

Категории диалектики.

Всеобщая взаимосвязь предметов, явлений, а так же развитие мира в целом

Общее Отдельное Единичное

Общее не сущ. В чистом виде, а только ч/з отдельное

Отдельное – есть единство общего и единичного

Единичное так же сущ. ч/з отдельное

Сущность и Явление

Сущность – общее и необходимое. Главное определяющее качество предметов

Явление – единичное, случайное

Сущность является явлением существенным. Они неразрывно связаны м/ду собой. Гегель.

Необходимость и Случайность

Необходимость – проявляется ч/з случ. Это то,что не могло не появиться

Случайность – то, что появилось, номогло не появиться

Случ. Есть проявление необходимости.

Причина и Следствие

Прич. Порождает новое явление и объект, новое событие

Следств. Может превратиться в причину и породить новое следствие. Одна и таже причина можетпородить новые следствия.

Возможность и Действительность

Возм. – это то, то не существует(вариант развития)

Развитие – есть превращение возможности в д-ть

Д-ть может породить несколько возможностей

Невозможное – Это то,что не может превратиться в д-е, то, что противоречит законам действ-ти

 

34.. Проблема познания в философии

Познание — совокупность процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики она ни осуществлялась. Теория познания развивалась вместе с философией на протяжении всей ее всемирной истории.

Теория познания иначе называется гносеологией,

Таким образом, гносеологияэто знание о знании

ПОЗНАНИЕ обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ) это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение субъекта и объекта познания, исследуются условия достоверного знания, критерии его истинности, формы и уровни

Познание есть активное воспроизведение внешнего мира

Проблема истинности-главный вопрос познания.

Чувственное и рациональное.

 

35.

36.

37.

38. Проблема истины в философии.истина и заблуждение

Проблема истины является центральной в гносеологии.

Истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное от­ражение действительности — в живом созерцании или в мыш­лении. Поэтому первый и исходный признак (свойство) исти­ны — объективность: конечная обусловленность реальной дей­ствительности, опытом, практикой и независимость содержа­ния истинного знания от отдельных людей. Истина не есть свойство материальных объектов, а характеристика знаний о них.

Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истина субъективна по своим внутренним иде­альным содержанию и форме: истину познают люди, выража­ющие ее в определенных субъективных формах (понятиях, за­конах, теориях и т.п.).

Абсолютная истина понимается

во-первых, как полное, исчерпывающее зна­ние о действительности в целом — гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему.

Во-вторых, как тот элемент знаний, ко­торый не может быть никогда опровергнут в будущем. Это так называемые веч­ные истины, знания об отдельных сторонах предметов.

Относительная истина выражает изменчивость каждого истинного зна­ния, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми, либо опровергаются и становятся заблуждениями. Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания скла­дывается из суммы относительных, но не путем механическо­го соединения готовых истин, а в процессе исторического раз­вития познания и синтеза его результатов.

Заблуждение — знание, не соответствующее своему пред­мету, не совпадающее с ним. Заблуждение по своей сути есть иска­женное отражение действительности, возникающее как абсо­лютизация результатов познания отдельных ее сторон.

Знание в форме заблуждения — это инфор­мация о том, чего нет в действительности, но что человек мыс­лит или представляет как существующее.

 

39. Бессознательное — исходная и непреодолимая часть человеческой субъективности.

. Бессознательное — это вся совокупность психических явле­ний и процессов, лежащих вне сферы разума, неосознаваемых и неподдающихся сознательному волевому контролю. Созна­тельные содержания могут забываться, подавляться или вы­тесняться в бессознательное.

Сознание - целенаправленное отображение действительности, на основе которого происходит регулирование поведения человека

Сознание как способность следует отличать от такой способности как мышление.

Сознание — это способность субъекта соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему.

Сознание — производно и вторично и составляет лишь незначительную часть субъективной реальности

Бессознательное или неосознаваемое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида предметом действий по осознанию.

Сфера бессознательного - совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. Термин используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительной цели и последствия которого не осознаются.

40. Об-во как система. структура об-ва.

Общество — целостная самоорганизующаяся система от­ношений между людьми. Сущность общества заключается во взаимодействии людей, общество есть процесс такого взаимо­действия, его форма и результат. Общественные отношения — наиболее устойчивые и значимые взаимодействия между людь­ми, в которых индивидуальное сведено к социальному.

В структуре общества выделяют несколько сфер: экономи­ческую, политическую, социальную, духовную. Каждая из сфер удовлетворяет определенные потребности человека. Так, экономическая сфера выделяется на базе материальной по­требности людей в пище, одежде, материальных средствах су­ществования. Потребность организованности удовлетворяет­ся благодаря политико-правовой сфере. Социальная сфера соответствует потребности человека в общении, духовная — потребности самореализации и развития своих способностей.

Общество есть целостная система, поэтому все его элемен­ты тесно связаны между собой, существуют в единстве.

Общество — органическая система, из которой невозможно вычленить одну из подсистем, не затронув при этом другие. Каждую сферу общества, в свою очередь, следует рассматри­вать как целостную систему со множеством элементов.

Общество обладает определенной структурой. Каковы же критерии выделения структурных частей – подсистем общества? Этих критериев несколько: одни из них строятся на выделении социальных групп, другие – сфер жизнедеятельности общества, третьи – способов взаимосвязи людей

41.

42.

43.

44.. Глоб пробл. Современн-ти и пути их решения

Глобальными проблемами называются проблемы, вставшие во второй половине XX в. перед всем человечеством, от решения которых зависит существование всего человечества..

Проблема предотвращения новой мировой войны.

Проблема преодоления экологического кризиса и его последствий.

.Проблема демографического роста. Она связана с непрерывным увеличением численности проживающего на территории планеты населения.

Проблема разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира» (проблема «Север—Юг»).

Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них в отдельности, в отрыве от других, усилиями нескольких стран. Нужны воля и действия всего человечества.

проблема экологии - сохранения мира - освоения космоса и Мирового океана - продовольственная проблема - проблема народонаселения - проблема преодоления отсталости - проблема сырья.

45. Проблема свободы не возникала в средние века. Во времена просвещения возникло понятие свободы как политико-правовой автономии.

Ф. Аквинский: Свобода – отсутствие препятствий к действиям, так как они не содержатся в природе и внутри субъекта.

Бердяев: Свобода есть свобода духа. Она есть внутренняя динамика духа, иррациональная тайна бытия. Личность характеризует его социально значимые черты, определяет включённость человека в социальные отношения.

Ответственность— обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.

способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор.

единственное в чем мы свободны в своем внутреннем мире, свободны, отвергать или соглашаться с желаниями или стремлениями...

Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого.

Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека.

48. Происхождение и сущность ч-ка

Одной из таких загадок остается проблема происхождения человека. На этот счет существуют две концепции: религиозная и научная. В религиозной концепции утверждается, что человека создал, сотворил бог. Причиной появления человека тем самым представляется в ней надприродная, сверхъестественная сила, в роли которой и выступает бог. В научной концепции возникновение человека рассматривается как продукт эволюционного развития природы. Всякого рода мистические причины рождения человека отвергаются, а заслуживающими доверия и признания считаются лишь естественные, природные факторы. В рамках научной концепции можно выделить три гипотезы появления человека на Земле. Во-первых, это гипотеза, которую в прошлом веке высказал Ч. Дарвин и в которой в качестве предка человека рассматривается обезьяна. Во-вторых, это версия, с которой выступают некоторые современные ученые, по мнению которых человек произошел от животного, но остается неясным, от какого именно животного. В-третьих, это космическая гипотеза происхождения человека, согласно которой человек родился не на Земле, он является пришельцем с другой планеты. Все эти гипотезы имеют право на существование до тех пор, пока одна из них или какая-либо новая не утвердится в качестве научно доказанной теоретически

"Вот вам человек Платона!" - представил на суд аудитории как доказательство несостоятельности позиции оппонента. Как метко заметил Б. Паскаль, человек не теряет своей человеческой сущности, теряя две ноги, а петух не приобретает человеческих свойств, когда теряет перья.

Аристотель называл человека общественным животным, обладающим разумом. Б. Франклин называл человека животным, делающим орудия. Тот и другой верно подметили те особенности, которые касаются сущности человека и выделяют его из мира животных.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...