Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие общественного прогресса, его критерии и типы.




ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

По интегрированному модулю «Философия»

(Философия. Основы психологии и педагогики)

Для студентов специальности

Маркетиннг

Образы философии в истории культуры.

Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.

Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.

Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания.

Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории.

Основные философские школы древнего Китая:конфуцианство, даосизм, легизм.

Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал (философия досократиков).

Философские идеи Сократа,Платона, Аристотеля.

Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков.

Исторические этапы развития средневековой философии.

Принципы средневекового философского мышления.

Гуманизм философской мысли Возрождения.

Социально-политические идеи Возрождения.

Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре.

Философия и идеология в эпоху Просвещения.

Немецкая классическая философия и ее роль в развитии мировой философской традиции.

Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве С. Кьеркегора, Ф. Ницше.

Основные черты марксистской философии.

Основные принципы классической философии.

Проблемное поле неклассической философии.

Основные исторические формы позитивистской философии.

Религиозная философия:неотомизм.

Философские концепции экзистенциализма.

Аналитическая философия и ее периодизация.

Основные идеи феноменологии.

Философская герменевтика.

Структурализм и постструктурализм.

Философия постмодернизма.

Основные этапы развития философской мысли Беларуси.

Основные направления и типологические характеристики русской философии.

Понятие метафизики. Изменение статуса метафизики в истории философии.

Диалектика как философская теория развития, ее основные принципы и законы.

Онтология как философское учение о бытии. Основные категориальные структуры бытия.

Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке.

Природа как объект философского и научного анализа.

Природа как среда обитания. Естественная и искусственная среда обитания.

Биосфера, ее структура, закономерности функционирования и развития. Понятие «ноосферы».

Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации.

Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии.

Научные и философские модели происхождения человека.

Социальные и аксиологические параметры человеческого бытия. Феномен человеческой телесности.

Экзистенциальные характеристики личности.

Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии.

Проблема генезиса сознания.

Структура сознания. Сознание и самосознание.

Специфика и основные характеристики познавательного отношения человека к миру.

Структура и основные характеристики познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания.

Понятие и основные функции науки.

Определение общества: основные дефиниции.

Общество как саморазвивающаяся система.

Социальная структура общества. Типы социальных структур.

Феномен власти в жизни общества.

Политическая организация общества.

Государство как важнейший компонент политической организации общества.

Проблема источников и движущих сил социальной динамики.

Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории

Глобализация как предмет социально-философского анализа.

Культура как предмет философского анализа. Философия культуры и культурология.

Религия как форма духовного освоения реальности.

Искусство как форма духовного освоения реальности.

Приоритеты философии в новом тысячелетии.

Мораль как регулятор социального поведения.

Понятие личности. Свобода личности и ответственность.Личность и общество.

Глобальные проблемы современности.

Проблема смысла жизни человека.

Понятие общественного прогресса, его критерии и типы.

1. Образы философии в истории культуры.

В любом обществе формируются определенные представления о философии, которые условно можно обозначить как ее образы, сложившиеся в массовом сознании людей:

1. философия как любовь к мудрости. Этот образ сложился еще в античности и отражает высокую оценку роли и статуса философии и философов в обществе, которые всегда вызывали чувства высокого почтения и восхищения:

2. философия как образ жизни. Такое понимание философии предполагает поиск самостоятельных ответов на сложные мировоззренческие вопросы на основе размышлений и обобщений непосредственного опыта жизни и познания окружающей действительности;

3. философия как идеология. Данный образ философии складывается обычно в таких социальных системах, где господствуют жесткие тоталитарные режимы и репрессивные формы государственной власти и управления;

4. философия как наука. Несмотря на радикальную критику философского разума в современной культуре, образ философии как воплощения научной рациональности и огромных познавательных возможностей теоретического мышления устойчиво сохраняется в массовом непрофессиональном сознании.

 

2.Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.

Термин «философия» впервые возник в Древней ГрецииК VI в. до н. э (буквально от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость). Сначала появились философы, затем слово «философ» и еще позже — «философия»., слово «философ» впервые встречалось у Пифагора, а в качестве обозначения особой науки термин «философия» впервые был употреблен Платоном. Поскольку мудростью могли обладать лишь боги в античном мире, то уделом философа провозглашалась любовь к ней.

Таким образом, возникновение философии было связано с формированием убеждения в том, что мудрость есть высший идеал знания и поведения.

.Философия отличается от других систем знания тем, что она постоянно вопрошает саму себя о своей собственной сущности, предмете, назначении. Факторы, способствующие появлению философии в Древней Греции, — одаренность греческого народа, благоприятное географическое положение, исторические обстоятельства, богатство и многосторонность греческих дарований, энергичность в сочетании с тонким чувством красоты, демократия, уважение к закону и порядку, любовь к поэзии. В вопросе о происхождении философии сформировались две концепции: мифогенная и гносеогенная. Первая выводит философию из мифологии, вторая — из науки.

Мифогенная концепция анализирует предысторию философии, анализирует мифологическое мировоззрение как предфилософское, выводит философию из мифологии,. Однако с данной концепцией нельзя согласиться в том случае, когда она сводит мифологию к религии, не видит отличительных особенностей философии от мифологии не только по форме, но и по содержанию.

Гносеогенноя концепция показывается значение зачатков научного знания для философии, выводит философию из науки, однако мифологию рассматривает как что-то лишенное всякого исторически оправданного содержания и ценности. Поэтому у истоков формирования философии стоят мифология, религия, зачатки научного и обыденного знания. Философия — знание особого рода, так как она пытается судить о единой для всех явлений мира основе и ищет в ней условия единства и целостности мира, не поддается определению через что-то другое, она есть нечто самостоятельное, предельное. У истоков формированияфилософии стояла мифология, от которой философия унаследовала ее мировоззренческую схему, т. е. совокупность вопросов о происхождении мира в целом, его строении, положении человека в мире.

Но в отличие от мифологии, строившей общую картину мира на уровне эмоционально-чувственной ступени познания, философия рассуждает на уровне рационального познания, судит обо всех известных людям вещах исходя из признания их общей непреходящей основы, для того чтобы, постигнув сущность бытия, найти всеобщее в специфическом, обосновать и объяснить многие явления.

3. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.

Мировоззрение —обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью;выступает способом духовно-практического освоения реальности, поскольку не сводится только к содержанию мировоззренческих представлений, а функционирует как форма осознания человеком своего положения в мире, включает убеждения и ценности, регулирующие важнейшие типы его жизнедеятельности и поведения. Структура:1 Знания как основной компонент, задают обобщенную модель мира и места в нем человека. В них представлены важнейшие универсалии или категории культуры, формирующие целостный образ реальности (время, закон, судьба, гармония, благо и др.). 2Ценности в мировоззрении выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека, а также важнейшие законы и ориентации его поведения и деятельности. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений. 3. Эмоционально-чувственные компоненты -личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире. Они придают ему характер мироощущения, наполняют его личностным смыслом и значением.

Существуют различные классификации форм и типов мировоззрения. В зависимости от субъекта-носителя выделяют личностную форму его реализации, мировоззрение класса, социальной группы, общества в целом или определенной исторической эпохи. По параметру полноты и системности представлений о реальности, их достоверности и обоснованности можно говорить о: -нетеоретическом мировоззрении, формами которого выступают обыденные или стихийные воззрения на мир, мифологическое и религиозное мировоззрение;-философско-теоретическом мировоззрении;-научном мировоззрении.

Наиболее разработанной, с точки зрения развития философии, классификацией является историческая типология мировоззрений, в которой выделяют следующие его типы:

1. мифологическое мировоззрение — исторически первый,, тип мировоззрения, для которого характерны образно-ассоциативная форма отражения действительности, эмоциональное восприятие и фантастические объяснения природы, человека и социальной жизни. С развитием человеческого общества мифология как мировоззрение утрачивает свои позиции в культуре. Цивилизация вызвала к жизни новые типы мировоззрения: религию и философию.

2. религиозное мировоззрение, главным признаком которого является вера в сверхъестественное. Ядро религиозного мировоззрения — религиозная вера, чувства, настроения, система религиозных ценностей и убеждений. Данное мировоззрение также предполагает соответствующее поведение, определенные культовые действия, которые основываются на вере в существование богов;

3. философское мировоззрение - выражает глубинные фундаментальные основания человеческого бытия в природном и социальном мире, а также важнейшие характеристики духовной жизни и самосознания личности и общества. Ее становление означало утверждение качественно нового в сравнении с мифологией и религией типа мировоззрения, где представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий и логических критериев. Своей устремленностью к фундаментальным вопросам мира, загадкам человеческого сознания и деятельности философия сближается с религией, мифологией, искусством. Однако в отличие от искусства и мифологии она стремится, прежде всего, не к чувствам, а к разуму. Первые успехи философии были основаны на великом открытии древних мудрецов, суть которого состояла в том, что только с помощью разума или рационального мышления можно постичь предельные основания и причины мира, выяснить принципы, которыми должен руководствоваться человек в делах познания и жизни. Познавательное искусство такого рода древние греки стали называть теоретическим.

Мировоззрение выполняет следующие функции: 1) упорядочивает, систематизирует отдельные знания о природе, обществе, человеке с целью создания обобщенной картины действительности; 2) формирует ценностные ориентации и нормативные образцы поведения и деятельности человека; 3) аккумулирует достижения культуры и транслирует их в форме идеалов, смысложизненных установок, индивидуальных и общественных интересов в систему социальных отношений; 4) активизирует, регулирует и направляет познавательную и практическую деятельность людей в соответствии с их убеждениями, идеалами, нормами морали; 5) «включает» человека в мир природы и жизнь общества как их составную часть и побуждает его действовать в соответствии с их законами и т. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...