Понятие общественного прогресса, его критерии и типы.
Стр 1 из 10Следующая ⇒ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ По интегрированному модулю «Философия» (Философия. Основы психологии и педагогики) Для студентов специальности Маркетиннг Образы философии в истории культуры. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории. Основные философские школы древнего Китая:конфуцианство, даосизм, легизм. Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал (философия досократиков). Философские идеи Сократа,Платона, Аристотеля. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков. Исторические этапы развития средневековой философии. Принципы средневекового философского мышления. Гуманизм философской мысли Возрождения. Социально-политические идеи Возрождения. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре. Философия и идеология в эпоху Просвещения. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии мировой философской традиции. Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве С. Кьеркегора, Ф. Ницше. Основные черты марксистской философии. Основные принципы классической философии. Проблемное поле неклассической философии. Основные исторические формы позитивистской философии. Религиозная философия:неотомизм.
Философские концепции экзистенциализма. Аналитическая философия и ее периодизация. Основные идеи феноменологии. Философская герменевтика. Структурализм и постструктурализм. Философия постмодернизма. Основные этапы развития философской мысли Беларуси. Основные направления и типологические характеристики русской философии. Понятие метафизики. Изменение статуса метафизики в истории философии. Диалектика как философская теория развития, ее основные принципы и законы. Онтология как философское учение о бытии. Основные категориальные структуры бытия. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке. Природа как объект философского и научного анализа. Природа как среда обитания. Естественная и искусственная среда обитания. Биосфера, ее структура, закономерности функционирования и развития. Понятие «ноосферы». Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации. Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии. Научные и философские модели происхождения человека. Социальные и аксиологические параметры человеческого бытия. Феномен человеческой телесности. Экзистенциальные характеристики личности. Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии. Проблема генезиса сознания. Структура сознания. Сознание и самосознание. Специфика и основные характеристики познавательного отношения человека к миру. Структура и основные характеристики познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания. Понятие и основные функции науки. Определение общества: основные дефиниции.
Общество как саморазвивающаяся система. Социальная структура общества. Типы социальных структур. Феномен власти в жизни общества. Политическая организация общества. Государство как важнейший компонент политической организации общества. Проблема источников и движущих сил социальной динамики. Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории Глобализация как предмет социально-философского анализа. Культура как предмет философского анализа. Философия культуры и культурология. Религия как форма духовного освоения реальности. Искусство как форма духовного освоения реальности. Приоритеты философии в новом тысячелетии. Мораль как регулятор социального поведения. Понятие личности. Свобода личности и ответственность.Личность и общество. Глобальные проблемы современности. Проблема смысла жизни человека. Понятие общественного прогресса, его критерии и типы. 1. Образы философии в истории культуры. В любом обществе формируются определенные представления о философии, которые условно можно обозначить как ее образы, сложившиеся в массовом сознании людей: 1. философия как любовь к мудрости. Этот образ сложился еще в античности и отражает высокую оценку роли и статуса философии и философов в обществе, которые всегда вызывали чувства высокого почтения и восхищения: 2. философия как образ жизни. Такое понимание философии предполагает поиск самостоятельных ответов на сложные мировоззренческие вопросы на основе размышлений и обобщений непосредственного опыта жизни и познания окружающей действительности; 3. философия как идеология. Данный образ философии складывается обычно в таких социальных системах, где господствуют жесткие тоталитарные режимы и репрессивные формы государственной власти и управления; 4. философия как наука. Несмотря на радикальную критику философского разума в современной культуре, образ философии как воплощения научной рациональности и огромных познавательных возможностей теоретического мышления устойчиво сохраняется в массовом непрофессиональном сознании.
2.Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения. Термин «философия» впервые возник в Древней ГрецииК VI в. до н. э (буквально от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость). Сначала появились философы, затем слово «философ» и еще позже — «философия»., слово «философ» впервые встречалось у Пифагора, а в качестве обозначения особой науки термин «философия» впервые был употреблен Платоном. Поскольку мудростью могли обладать лишь боги в античном мире, то уделом философа провозглашалась любовь к ней. Таким образом, возникновение философии было связано с формированием убеждения в том, что мудрость есть высший идеал знания и поведения. .Философия отличается от других систем знания тем, что она постоянно вопрошает саму себя о своей собственной сущности, предмете, назначении. Факторы, способствующие появлению философии в Древней Греции, — одаренность греческого народа, благоприятное географическое положение, исторические обстоятельства, богатство и многосторонность греческих дарований, энергичность в сочетании с тонким чувством красоты, демократия, уважение к закону и порядку, любовь к поэзии. В вопросе о происхождении философии сформировались две концепции: мифогенная и гносеогенная. Первая выводит философию из мифологии, вторая — из науки. Мифогенная концепция анализирует предысторию философии, анализирует мифологическое мировоззрение как предфилософское, выводит философию из мифологии,. Однако с данной концепцией нельзя согласиться в том случае, когда она сводит мифологию к религии, не видит отличительных особенностей философии от мифологии не только по форме, но и по содержанию. Гносеогенноя концепция показывается значение зачатков научного знания для философии, выводит философию из науки, однако мифологию рассматривает как что-то лишенное всякого исторически оправданного содержания и ценности. Поэтому у истоков формирования философии стоят мифология, религия, зачатки научного и обыденного знания. Философия — знание особого рода, так как она пытается судить о единой для всех явлений мира основе и ищет в ней условия единства и целостности мира, не поддается определению через что-то другое, она есть нечто самостоятельное, предельное. У истоков формированияфилософии стояла мифология, от которой философия унаследовала ее мировоззренческую схему, т. е. совокупность вопросов о происхождении мира в целом, его строении, положении человека в мире.
Но в отличие от мифологии, строившей общую картину мира на уровне эмоционально-чувственной ступени познания, философия рассуждает на уровне рационального познания, судит обо всех известных людям вещах исходя из признания их общей непреходящей основы, для того чтобы, постигнув сущность бытия, найти всеобщее в специфическом, обосновать и объяснить многие явления. 3. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Мировоззрение —обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью;выступает способом духовно-практического освоения реальности, поскольку не сводится только к содержанию мировоззренческих представлений, а функционирует как форма осознания человеком своего положения в мире, включает убеждения и ценности, регулирующие важнейшие типы его жизнедеятельности и поведения. Структура:1 Знания как основной компонент, задают обобщенную модель мира и места в нем человека. В них представлены важнейшие универсалии или категории культуры, формирующие целостный образ реальности (время, закон, судьба, гармония, благо и др.). 2Ценности в мировоззрении выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека, а также важнейшие законы и ориентации его поведения и деятельности. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений. 3. Эмоционально-чувственные компоненты -личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире. Они придают ему характер мироощущения, наполняют его личностным смыслом и значением. Существуют различные классификации форм и типов мировоззрения. В зависимости от субъекта-носителя выделяют личностную форму его реализации, мировоззрение класса, социальной группы, общества в целом или определенной исторической эпохи. По параметру полноты и системности представлений о реальности, их достоверности и обоснованности можно говорить о: -нетеоретическом мировоззрении, формами которого выступают обыденные или стихийные воззрения на мир, мифологическое и религиозное мировоззрение;-философско-теоретическом мировоззрении;-научном мировоззрении.
Наиболее разработанной, с точки зрения развития философии, классификацией является историческая типология мировоззрений, в которой выделяют следующие его типы: 1. мифологическое мировоззрение — исторически первый,, тип мировоззрения, для которого характерны образно-ассоциативная форма отражения действительности, эмоциональное восприятие и фантастические объяснения природы, человека и социальной жизни. С развитием человеческого общества мифология как мировоззрение утрачивает свои позиции в культуре. Цивилизация вызвала к жизни новые типы мировоззрения: религию и философию. 2. религиозное мировоззрение, главным признаком которого является вера в сверхъестественное. Ядро религиозного мировоззрения — религиозная вера, чувства, настроения, система религиозных ценностей и убеждений. Данное мировоззрение также предполагает соответствующее поведение, определенные культовые действия, которые основываются на вере в существование богов; 3. философское мировоззрение - выражает глубинные фундаментальные основания человеческого бытия в природном и социальном мире, а также важнейшие характеристики духовной жизни и самосознания личности и общества. Ее становление означало утверждение качественно нового в сравнении с мифологией и религией типа мировоззрения, где представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий и логических критериев. Своей устремленностью к фундаментальным вопросам мира, загадкам человеческого сознания и деятельности философия сближается с религией, мифологией, искусством. Однако в отличие от искусства и мифологии она стремится, прежде всего, не к чувствам, а к разуму. Первые успехи философии были основаны на великом открытии древних мудрецов, суть которого состояла в том, что только с помощью разума или рационального мышления можно постичь предельные основания и причины мира, выяснить принципы, которыми должен руководствоваться человек в делах познания и жизни. Познавательное искусство такого рода древние греки стали называть теоретическим. Мировоззрение выполняет следующие функции: 1) упорядочивает, систематизирует отдельные знания о природе, обществе, человеке с целью создания обобщенной картины действительности; 2) формирует ценностные ориентации и нормативные образцы поведения и деятельности человека; 3) аккумулирует достижения культуры и транслирует их в форме идеалов, смысложизненных установок, индивидуальных и общественных интересов в систему социальных отношений; 4) активизирует, регулирует и направляет познавательную и практическую деятельность людей в соответствии с их убеждениями, идеалами, нормами морали; 5) «включает» человека в мир природы и жизнь общества как их составную часть и побуждает его действовать в соответствии с их законами и т. д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|