Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-политические идеи Возрождения.




Гуманистическое мировоззрение, распространившееся в Европе в XIV—XVI вв., нашло свое отражение в создании новых социально-политических учений. Наиболее яркие и своеобразные идеи в области общественной жизни высказали итальянский политический мыслитель Н. Макиавелли и английский политический и государственный деятель Т. Мор. В эпоху Возрождения начал оформляться и такой феномен, как политическая философия (или философия политики).Причина формирования этого направления философской мысли заключается в том, что объяснение многих проблем человеческой жизни гуманисты искали исходя из природы и сути реального человека и его места в общественных отношениях.

Политическая философия Н. Макиавелли была изложена в произведении «Государь» (1513) и основана на собственном политическом опыте. Итальянский гуманист размышляет о власти: как она завоевывается, как удерживается и как теряется. Он вскрывает причины политической бесчестности, которые коренятся в самой природе человека: себялюбие, хитрость и свирепость, скрытость, лицемерие, религиозную фальшь. По мнению Н. Макиавелли, все это следствия подлинной сути человека, его разумного эгоизма. Поэтому власть должна принадлежать тому, кто сможет ее захватить в свободном соревновании среди равных себе.

Общественно-политические рассуждения Т. Мора были изложены в его произведении «Утопия» (1516) (греч. ou — отрицательная частица, topos — место, т. е. «место, которого нет»), явились выводами из его трактовки сути реального человека, для которого частный интерес превыше всего. Поэтому Мор, рисуя идеальное государство, предлагает устройство, которое избавило бы человека от его главного порока эгоизма. В «Утопии» все находится в общей собственности, так как благополучие общества невозможно там, где существует собственность частная. Т. Мор описал социальное устройство, основанное на коллективной собственности не только в сфере потребления, но и в сфере производства. В его сообществе индивидуальное подчинено общему. Утопийцы получают все необходимое от общины, однако то, чт. е. «необходимое» и «лишнее», «нужное» и «ненужное», определяет не сам индивид, а община.

Общим итогом осмысления эпохи Возрождения может быть вывод о том, что это была переходная фаза, оказавшаяся необходимой для начала иной интеллектуальной эпохи в жизни Европы, получившей название Новое время.

14. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре.

В XVI в. государства Западной Европы одно за другим вступили в полосу радикальных перемен. С этого периода начинается бурное развитие мануфактурного производства, национального рынка, происходит становление гражданского общества и новых форм публичной власти. Европейские державы превращаются из феодальных княжеств в централизованные буржуазные государства. Стремясь к экономическому и военному могуществу, они начинают все больше уделять внимания развитию науки и техники. Знаменитые ученые и философы XVI—XVII вв. — Ф. Бэкон, Г. Галилей, Т. Гоббс, Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Ньютон, Б. Паскаль, Б. Спиноза — заложили основы нового понимания предмета философии, ее статуса и роли в системе наук. Мыслители Нового времени поставили перед философией светские, практические задачи. Она должна была способствовать росту научных знаний, открытию новых истин. При этом ее целями являются: систематизация разрозненных и беспорядочно накопленных знаний; создание методологии опытного исследования природы; определение будущих путей развития науки. Для философов Нового времени важнейшим предметом исследования стала природа, а также познающий и преобразующий ее в своей деятельности разумный субъект как творец техники, культуры и государственности.

Таким образом, основной задачей новоевропейской философии было создание целостной системы знаний о Вселенной и открытие ранее неизвестных истин, которые стали бы основанием практической философии, усиливали бы власть человека над природой, способствуя утверждению подлинного царства человека. Новое понимание философии поставило перед европейскими мыслителями вопрос о том, каким должен быть метод объективного познания природы. Решение этой проблемы привело к формированию трех основных методов, определивших векторы развития европейской науки XVI—XVII вв.:

1. опытно-индуктивного, основателем которого являлся Ф. Бэкон. Он разработал принципы опытно-индуктивной методологии познания. Самое главное в нем — правильный способ анализа и обобщения опытных данных, позволяющий проникнуть в сущность исследуемых явлений. Таким способом должна была стать индукция. Бэкон утверждал, что достоверное знание проистекает из целенаправленного научного опыта, поэтому основой индуктивной методологии выступает научный эксперимент;

2. математического метода Г. Галилея, который рассматривал научный опыт как ключевое звено исследования природы. Однако в определении статуса эксперимента в структуре научного познания Г. Галилей обнаруживает более глубокое понимание роли математики и теоретических гипотез. Гипотеза предваряет эксперимент и лежит в основе его рациональной организации, поскольку задает серию вопросов, ответы на которые ученый ищет в процессе проведения опыта. Рациональный анализ составляет суть эксперимента;

3. рационалистического метода Р. Декарта, который начинался с наиболее общих положений и продвигался к более частным выводам конкретных наук. Р. Декарт был убежден в том, что правильно рассуждающий ум обладает огромной силой. Он сформулировал три правила рационалистического метода. Согласно первому, истинным может быть признано только то, что познается с предельной отчетливостью и очевидностью (принцип интеллектуальной интуиции). Второе правило требует мысленно делить исследуемый вопрос на максимально простые элементы, чтобы выстроить иерархию между ними, установив тем самым внутренние связи частей объекта. Третье правило предполагает последовательное движение мысли при осуществлении вывода научных положений из первичных и самоочевидных принципов.

Однако проблема метода истинного познания повлекла за собой ряд вопросов, касающихся природы, источника и структуры познавательного процесса, в решении которых в новоевропейской философии сложились два основных направления: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм оформился в конце XVII — начале XVIII в., его основоположник — Ф. Бэкон; исходил из признания чувственного опыта единственным и определяющим источником наших знаний о действительности. В рамках эмпиризма оформилось два направления:

1. материалистический эмпиризм, который утверждал, что опыт отражает в познании объективно существующие вещи, воздействующие на органы чувств человека (Ф. Бэкон, К. А. Гельвеций, Д. Дидро, Э. де Кондильяк, Ж. де Ламетри, Д. Локк,);

2. идеалистический эмпиризм, признающий единственной реальностью опыт человека (в результате данное направление столкнулось с парадоксами).

Рационализм в противоположность эмпиризму признавал интеллект, а не чувства, основой знаний и поведения людей (Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза). Его представители утверждали, что достоверное научное познание достижимо лишь посредством разума как единственного источника и критерия истины. Основоположником новоевропейского рационализма стал Р. Декарт, который сформулировал его важнейшую идею рационализма: «Я мыслю, следовательно, существую» («Cogito ergo sum»), положив в основу философии принцип очевидности и автономии рационально мыслящего и самосознающего субъеа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...