Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура стратегии выступления




Введение

 

Логика как наука и руководство для правильного мышления не случайно возникла в античной Греции. Ее развитие было связано с потребностями совершенствования умения убедительно выступать на собрании, в суде, вести публичные дискуссии. Эти навыки позволяли людям достичь успеха в жизни, и поэтому со временем даже появились платные учителя (софисты), которые учили искусства мыслить, доказывать истинность своих мыслей и даже побеждать в словесных спорах, не обладая истиной, а лишь благодаря ораторскому мастерству. Логика в самых своих началах тесно связана с важными участками деятельности общества - с политикой, юриспруденцией, общественной жизнью. И в наше время логика в таком понимании не теряет своего значения. Она является базовой дисциплиной в подготовке юристов и лингвистов, а в политической деятельности важным ее аспектом является умение убедительно выступать перед многочисленной аудиторией, и поэтому такие выступления тщательно готовятся специалистами.

Эпиграфом для реферата может служить поэтическая формулировка значения умения общаться, предложенная известным персидским писателем и мыслителем Саади (между 1203 и 1210 - 1290):

Умен ты или глуп,

Велик ты или мал -

Не знаем мы,

Пока ты слово не сказал.

Основная цель работы - исследовать применение логики в публичных выступлениях и дискуссиях.

1.
Значение АРГУМЕНТАЦИи В ВЫСТУПЛЕНИях и дискусиях

логика мышление выступление аргументация

По своей логической природе всякое выступление представляет собой процесс аргументации, то есть процесс обеспечения доказательности рассуждения путем использования особых форм, методов. От понимаемой таким образом аргументации следует отличать доказательство как особую сложную логическую операцию обоснования необходимой истинности какого-либо положения с помощью других истинных и связанных с ним по содержанию и по логической форме положений, именуемых аргументами, доводами или основаниями. А также операции опровержения, как обоснование необходимой ложности некоторого положения. Причем в одном и том же выступлении могут иметь место сразу несколько случаев применения, как операции доказательства, так и операции опровержения. [5]

Аргументация является неотъемлемой частью человеческой коммуникации. Феномен аргументации исследовался с разных точек зрения, что находит отражение в многообразии ее определений. В современной научной парадигме существует несколько подходов, которые сыграли значительную роль в формировании основных идей теории аргументации.

В пределах каждой парадигмы допускается свое определение, и ни одно из них не может претендовать на признание наиболее полным. В каждом из них высвечивается только одна из сторон этого сложного феномена и все определения лишь дополняют равно одно, а их совокупность помогает яснее представить сущность и значение аргументации. [1]

Чисто логический взгляд на проблему аргументации представлен, например, такой мыслью: «Если процесс аргументации в его абстрактной чистоте является единством логических и нелогических компонентов, направленных на единую цель - формирование у адресата определенных убеждений, то к нему обычно обращаются в тех случаях, когда логические компоненты для адресата оказываются недостаточно убедительными и вследствие этого доказательство не достигают цели. Тогда вне логические компоненты выполняют функцию усиления доказательства и обеспечения запланированного эффекта. Однако когда логические компоненты сами по себе достаточны, то потребность в любых нелогических элементах отпадает». [2]

Такая позиция характерна и для других работ специалистов по логике, которые считают аргументацию предметом чисто логическим, нужным лишь в том случае, когда аудитория сразу не воспринимает предъявленное доказательство и нужны дополнительные аргументы, которые все равно должны остаться в строго рациональных рамках.

Противоположную позицию занимают представители неориторики, в трудах которых аргументация решительно объявляется прерогативой риторики, и которые считают аргументацию одной из возможностей речевого воздействия на сознание человека.

Разграничение логического и риторического в аргументации имеет положительное значение для обеих наук. Как отправной пункт такого разграничения рассмотрим точку зрения В.Ф. Беркова: «Любая аргументация имеет два аспекта - логический и коммуникативный. В логическом плане аргументация выступает как процедура поиска и предъявления для определенного положения (тезиса), что выражает определенную точку зрения, опоры в других положениях (основаниях, аргументах). В коммуникативном плане аргументация - это процесс передачи, толкования и внушения реципиенту информации, зафиксированной в тезисе говорящего. Конечная цель этого процесса - формирование этого убеждения. Аргументация достигает цели лишь в том случае, если адресат: а) воспринял, б) понял и в) принял тезис адресата. Соответственно этим двум аспектам выделяются функции аргументации: познавательная и коммуникативная» [2].

2.
ФАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ВЫСТУПЛЕНИЯ

 

Фактический материал - содержательная основа всякого выступления, всякой аргументации. В качестве такого материала привлекают статистические данные, факты окружающей действительности, факты из жизни людей, ссылки на авторитетные и надежные источники и т.п. [5]

 

Структура стратегии выступления

 

Для того чтобы убедить аудиторию необходимо придерживаться некоторых правил, а именно: следует начинать речь с большим стремлением достичь поставленной цели; принадлежит твердо знать то, о чем будет идти речь.

Оратору нужно направить все усилия на то, чтобы привлечь, как бы приковать к себе внимание аудитории, заинтересовать речью слушателей с первого мгновения выступления.

Если человек не обдумал, не спланировал заранее речь, он будет чувствовать себя неуверенным перед слушателями и вряд ли сможет их убедить в чем то.

Речь - это не просто набор предложений, она содержит в себе ряд определенных элементов, без которых была бы бессмысленной и никому не нужной. По определении темы выступления и моделировании аудитории (составление ее портрета), важно разработать стратегию речи (выявить основные ее направления), а затем построить ее тактику - иметь внешнюю структуру доказательства идей, реализовывать в ходе выступления соответствующие принципы вещания, способы и приемы доказательства. [2]

Остановимся на освещении стратегического и тактического законов. Сначала выясним концепцию с позиций ораторского искусства и обратимся.

Концепция - это основа мыслительно-речевой деятельности, над которой надстраивается стратегия деятельности, т.е. тезис, установка (целевое направление). Итак, концепция в широком смысле этого слова не есть ни стратегией (программой действий), ни тезисом (составляющей стратегии, поскольку стратегия в реализации концепции, а тезис - главная мыслью (часть стратегии). Учитывая это обстоятельство, можно убедиться, что концепция - это система знаний о предмете, которая отражена кратко. Такое понимание концепции больше всего соответствует ее функциональному назначению - быть первоосновой мыслительно-речевой деятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...