Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цените то, что хорошо




Формирование самооценки

 

То, что мы думаем о себе, оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. Люди, осознающие собственную значимость, как правило, распространяют вокруг себя ореол удовлетвореннос­ти. Они менее зависимы от поддержки и одобрения окружающих, поскольку научились сами себя стимулировать. Такие люди своей предприимчивостью и инициативой заставляют вращать­ся социальный механизм, и соответственно им достается льви­ная доля предоставляемых обществом благ.

Люди с высокой самооценкой не огорчаются, когда их крити­куют, и не опасаются быть отвергнутыми. Они скорее готовы поблагодарить за "конструктивный совет". Получив отказ, они не воспринимают его как унижение своей персоны. Причины его они рассматривают иначе: следовало приложить больше уси­лий, не идти напролом; просьба была чрезмерна или, наоборот, несущественна; время и место были выбраны неудачно; человек, давший отказ, сам страдает от каких-то проблем и потому нуж­дается в понимании. В любом случае причины отказа - не в них, а вне их; эти причины следует проанализировать, чтобы пере­группировать силы и предпринять новое наступление более на­дежными средствами. Таким людям легко быть оптимистами: они чаще добиваются своего чем проигрывают.

 

Враг самому себе

 

Человек с низкой самооценкой, напротив, выглядит потерян­ным. Он (она), как правило, более пассивен, внушаем и менее популярен. Такие люди чрезмерно чувствительны к критике, полагая, что она свидетельствует об их неполноценности. Но и комплимент они принять не умеют: «Ну что вы, я вовсе не та­кой. Вы, наверное, так говорите, просто чтобы сделать мне приятное». Поэтому неудивительно, что исследователи отмечают в целом более высокую невротичность людей с низкой самооцен­кой по сравнению с теми, у кого самооценка высока.

Один из моих студентов за 10 мин до экзамена на степень доктора философии истерично вопил, что он не может туда идти, потому что не готов и выставит себя дураком. А поскольку мне стоило немалого труда собрать Ученый совет да и парня я знал как очень толкового, то я мягко вытолкал eго на защиту. Выступил он блестяще. Когда я сообщил ему высокую оценку, то в адрес почтенного собрания профессоров услышал следующее: "Теперь мне придется изменить свое мнение о них, если такое "ужасное выступление они сочли хорошим".

Этот случай служит иллюстрацией того важного факта, что даже высокая внешняя оценка слабо влияет на приниженное мнение о самом себе: человек вопреки объективной реальности продолжает придерживаться низкой самооценки. Даже весьма одаренные люди могут выступать сами для себя злейшими вра­гами, если их самооценка занижена.

Если вы невысокого мнения о себе, то почему я должен счи­тать иначе? Ведь вы, вероятно, знаете сами себя лучше, чем кто-либо иной. А если я буду настаивать, что вы человек интересный и значительный, то не поведете ли вы себя так, чтобы я в конце концов признал свое заблуждение и утвердился в мнении о вас как о человеке никчемном? Такие случаи я многократно наблюдал на своих семинарах и в клинике застенчивости. Патологически застенчивая девушка по имени Шарон, например, прятала свое красивое лицо под копной неухоженных волос и категорически отказывалась причесаться. Только после десяти занятий я разглядел, что она очень симпатичная. А сама она держала это в секрете даже в раскованной психотерапевтической обстановке. На предложение сменить прическу она грубо огры­залась: "Какого черта, я всегда так хожу".

Застенчивость и низкая самооценка взаимосвязаны. В рабо­тах Пола Пилкониса и других исследованиях, проведенных в рамках нашей программы, была установлена жесткая корреля­ция: если человек застенчив, то, как правило, страдает низкой самооценкой: там, где самооценка высока, нет и речи о застен­чивости.

 

Предостережение

 

Самооценка - это мнение человека о самом себе, сформировавшееся в результате сравнения себя с другими людьми. Ocyществляя такое сравнение, важно иметь, в виду следующее

Во-первых, немаловажно, кого вы избираете объектом сопоставления. Некоторых людей можно рассматривать как идеал, но не как точку отсчета. Для сравнения многие просто не подходят, потому что от природы наделены выдающимися талантами. Конечно, я хотел бы выглядеть, как Роберт Редфорд, мыслить, как Эйнштейн, говорить, как Ричард Бартон и писать, как Айзек Азимов. Идеалами можно восхищаться но не стоит превращать их в мерило успеха.

Во-вторых, выбрав для сравнения неадекватный образец, вы не только повергаете себя во фрустрацию, но и превращаете статус в самоцель, утратив наслаждение от процесса самосовершенствования и сосредоточившись лишь на идеальном результате.

Я и сам столкнулся с тем, что перестал получать удовольствие от жизни; сконцентрировавшись на тех ценностях, которые навязывает нам конкуренция и культ успеха. Однажды я посадил в машину голосовавшего паренька. Мне предстояло проделать путь длиною в 30 миль из дома в Пало Альто в Cтэнфордский университет. Передо мной оказался симпатичный юноша лет двадцати. Мы поговорили о его учебе в колледже, его сокурсниках, о каникулах - он как раз был на каникулах. Когда же я спросил, куда он едет, он ответил: "На юг". "В Лос Анджелес?" - настаивал я. "Нет". - "Неужели в Мексику" "Нет, сэр. Просто на юг".

Сейчас мне неловко вспоминать, как я рассердился. Только что мы вели непринужденный разговор, и вот этот неблагодарный хиппи отказывается отвечать на простой вопрос, куда oн направляется. Когда я съехал с шоссе на развилке, я еще paз строго спросил: «Все-таки скажи, в какое место тебе нужно?» Его ответ пробудил во мне воспоминания о тех далеких временах, когда моя жизнь еще не была расписана по минутам.

"Я еду не в какое-то определенное место. У меня есть две недели каникул, и я просто держу путь на юг. Я проеду столько, сколько позволят средства, а потом вернусь. Так что я могу не беспокоиться, что не попаду, куда мне надо. Собственно говоря, я уже там". Этого юношу не расстроило бы то, что он не достиг своей цели. Он мог радоваться жизни здесь и теперь, поскольку его удовлетворенность не зависела от каких-то целей, спроеци­рованных в будущее. Он являл собой пример человека, для которого процесс и есть цель.

В-третьих, вам может быть неизвестна цена, которую надо заплатить за успех. Преуспевающему бизнесмену может не хва­тать времени на общение со своими детьми, потому что нельзя одновременно быть с ними и уйти с головой в дела. Респектабельная домохозяйка, погруженная в свои заботы, бывает ли­шена возможности почитать хорошую книгу, насладиться кра­сотой природы и многого другого. Может быть, если бы мы знали, чего будет стоить достижение какой-то цели, то не стали бы к ней стремиться такой ценой.

В-четвертых, успех, красота, интеллект и многие другие желанные атрибуты счастья определяются стандартами, завися­щими от времени, места и социальных условий. Мы же расцени­ваем их как нечто абсолютное, с точки зрения того, обладаем мы ими или нет. Такой подход окажет вам скверную услугу, если стандарты вдруг изменятся. Придется приспосабливаться к ­ но­вым критериям сравнения, но с субъективной точки зрения мо­жет показаться, что перемены затронули именно вас.

Драматический актер, блистающий в провинции, может ока­заться не к месту на Бродвее. Звезду школьной футбольной команды могут не принять в сборную колледжа из-за недостат­ка веса. Представьте себе финалисток конкурса «Мисс Амери­ка", которые не получили никаких наград. Всю жизнь, начиная с детского сада, они были первыми красавицами. И вдруг не попали в десятку лучших.

Будучи преподавателем, я наблюдаю подобную картину каж­дый год. Молодой человек вправе считать себя неординарным, поскольку ему удалось поступить в Стэнфордский универси­тет. Но проходит несколько месяцев, и для многих становится ясно, что их успехи ниже средних. Они не стали глупее, а просто пали жертвой статистики, согласно которой половина курса успевает выше среднего уровня, тогда как другая половина, по определению, показывает результаты ниже среднего. Ведь им приходится соревноваться с теми, кто, так же как и они, однажды доказал свою неординарность.

В-пятых, необходимо осознать, в какой мере ваша жизнь определяется чужими сценариями. Вам не удастся выработать адекватное самоощущение, если вы выполняете программу, со­ставленную другими или для других. Если вы осознаете, что такие программы существуют, вам следует предпринять попыт­ки совладать с этой чуждой вам волей. Надо найти в себе муже­ство, чтобы отвергнуть чужие планы, если они неприемлемы для вас, или модифицировать их так, чтобы и самому извлекать из них пользу.

Зачастую мы даже не задумываемся, как глубоко впитали подобный сценарий. Во многом его определяют культурно обус­ловленные ценности и установки, например: мужчины не долж­ны плакать, женщины не должны показывать своего гнева, маль­чики должны быть крепкими и сильными, девочки - мягкими и нежными. Родители, учителя и другие носители функций соци­ального контроля еще в нашем детстве пишут для нас этот сце­нарий. Многое в нем очень полезно, и, достигнув разумного воз­раста, мы охотно принимаем эти установки как свои собствен­ные. Опасность подстерегает нас там, где в сценарий заклады­ваются устремления наших родителей, не реализованные ими самими. Раздражение не любимой жены ложится в основу сце­нария "Все мужчины - подонки", предназначенного матерью для дочери. Многие отцы желают, чтобы их сыновья добились в жизни того, чего в силу разных причин им самим добиться не удалось. Когда я работал в Нью-Йоркском университете, один такой папаша угрожал, что добьется моего увольнения, так как его сын - Марк Давид - по моему совету отправился в составе Корпуса мира учительствовать в Нигерию. "Он должен быть врачом, - бушевал отец, - он не может им не быть. Я и назвал его Марк Давид, чтобы М. D. (общепринятое сокращение звания "доктор медицины") стояло как до, так и после фамилии". Для доброго папы не имело значения, что его сын был счастлив оказаться в Африке, где он впервые обрел смысл своего существования. Не беспокоило его и то, что медицину сын ненави­дел. В известном смысле низкие отметки Марка можно было бы расценить как бунт против сценария, в котором ему была отве­дена роль Марка Давида, M.D. Впрочем, сценарий бунта тоже может быть написан чужой рукой.

Чтобы ощутить себя независимой целостной личностью, вам надо разобраться в сценарии собственной жизни, а затем самому сесть за его написание. Это может быть новый захватывающий сценарий или, как в '"новом" телесезоне, - несколько обновленный сценарий прежней программы. Все зависит оттого, чего вы ждете от постановки.

 

 

Цените то, что хорошо

 

Человеку отпущена одна единственная жизнь, так проживите ее, не принижая своих достоинств! И пусть это будет ваш собственный выбор. Ведь именно в вашей голове рождается са­мооценка - высокая или низкая. Ecлu вы застенчивы, то наверняка навесили на себя ярлык низкой самооценки. И хотя этот ярлык высечен на граните, попробуем все же расстаться с ним. С унижением должно быть покончено! Думайте о себе только хорошо. Поставьте перед собой серьезные цели, достижение ко­торых требует честолюбия, усердия и настойчивости. А потом научитесь честно и объективно оценивать то, чего достигли.

Дороти Голоб организовала в Калифорнии специальные за­нятия для студентов и бизнесменов с целью помочь им выпра­вить исказившееся по той или иной причине самосознание. Ка­жется, что неиссякаемая энергия и заразительный энтузиазм этой женщины озаряют светом пространство вокруг нее. Люди чув­ствуют себя лучше просто оттого, что она рядом. И что при этом самое необычное — Дороти страдает дефектом речи и лицо ее обезображено (а такие особенности не назовешь приятными). Случись вам оказаться на ее месте, похоронили бы вы себя заживо или возродились бы к новой, лучшей жизни? Она рас­сказала, что это значило для нее - однажды оказаться уродом и как ей удалось совладать с депрессией и отвращением к себе.

В 1963 г. я перенесла тяжелую операцию по удалению опу­холи мозга. Побочным следствием этой операции явилось то, что черты моего лица исказились, а когда я слышала свой голос, то не могла его узнать. Ходила я спотыкаясь и пошатываясь. Я знала, что от меня, какой я стала, люди отвернутся. И я посто­янно думала: "Почему это случилось именно со мной?" Встре­тила ли я сочувствие близких? Нет. Они, скорее, подтолкнули меня к тому, чтобы мои жизненные планы я начала строить воп­реки реальности. Они настаивали на том, что я должна говорить понятно, если хочу оставаться членом семьи, «иначе придется расстаться». Я много плакала и наконец решила, что не позволю вышвырнуть себя вон.

Иногда мои домашние брали меня с собой за покупками или на концерт. Они водили меня сквозь толпы людей, которые раз­глядывали меня с любопытством. Они хотели, чтобы я твердо стояла на ногах и могла вступить в этот мир на свой страх и риск. Иногда я ходила по своему кварталу, но до чего же не­стерпимо было слышать насмешки! Когда я одна приходила в магазин, то нередко встречалась с презрительными взглядами продавцов, а случалось и такое, что покупки швыряли мне в лицо. Иногда хулиганы звонили по телефону, чтобы подразнить меня. Как я на все это реагировала? Плакала, а порой даже упивалась своими страданиями. Так я стала затворницей. Но однажды меня поразила мысль: "Зачем я расходую свои силы на переживания? Ведь на это просто жаль времени. Ничего не поделаешь с тем, как люди тебя воспринимают". И я смирилась с тем, как я выгляжу, и стала сочувствовать каждому, кто не мог разделить с ближними свои проблемы. Я замечала печальных одиноких людей на улицах, в магазинах, в автобусах. Я загова­ривала с ними, и мы делили друг с другом прелесть ясного дня, пение птиц или шум дождя - все, что имели. И неожиданно дни стали все краше, а я снова научилась улыбаться. Я научилась придавать энтузиазм своему голосу и даже развила в себе не­плохое чувство юмора.

Нам есть чему поучиться у мисс Галоб. Она преодолела не только физическое уродство, но и дефект более серьезный, пси­хологический - ненависть к самой себе, которая лишает жизнь надежды и смысла.

Предложенные в данной главе методы смогут помочь вам преодолеть низкую самооценку и сформировать ощущение уве­ренности в себе. Постарайтесь выполнить все предложенные действия. Каждое поможет вам приблизиться к достижению положительного самовосприятия. Описанные ниже пятнадцать шагов могут помочь вам в организация ваших усилий.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...