Понятие и значение принципов правосудия, их признаки и система.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Судебная власть – совокупность судебных органов; это реализуемые посредством судопроизводства особые государственно – властные отношения суда и субъектов процесса, возникающие в процессе рассмотрения и разрешения судом правовых конфликтов или иных вопросов, отнесённых к его компетенции, с целью защиты и восстановления судом нарушенного права, определения мер ответственности виновного или ограждения от ответственности невиновного, обеспечивающие самоограничение государства правом. Признаки судебной власти: · Судебная власть осуществляется специальными гос органами, а именно только судами (ст. 11 Конституции). · Судебная власть в России принадлежит исключительно судам, образующим судебную систему (ч. 3 ст. 118 Конституции). В основе её организации лежат положения Конституции, которые предусматривают тот же порядок назначения высших судебных органов (Конституц Суд, Высший Арбитраж Суд, Верховный Суд, Фед Суды) · Судебная власть осуществляется различными правовыми способами: Конституционное, Гражданское, Арбитражное, Административное, Уголовное судопроизводство. · Судебная власть осуществляется на основе и строго в соответствии с процессуальными законами. · Суды яв-ся правоприменительными органами. · Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. Под независимостью следует понимать то, что суды осуществляют свои функции не испытывая какого – либо воздействия со стороны кого – либо. Самостоятельность означает, что суды действуют самостоятельно, без начальства и подчинённости, своими силами. Решение суда не требует утверждения. · Суды не входят, в какую либо систему других органов.
· Исключительность судебной власти. Она осуществляется исключительно судами, входящими в судебную систему. · Участие представителей народа (ст. 32 ч. 5). В настоящий момент представители народа могут участвовать в правосудии. · Властный хар-р полномочий суда. · Обеспечение исполнения судебных решений силой гос-ва. Полномочия: · Правосудие – это деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и подведомственных им административных дел, завершающихся принятием соответствующего судебного решения (приговора, определения, постановления) · Конституционный контроль – осущ. конституционный суд, конкретных дел не рассматривает; функция – установление соответствия или несоответствия законов и иных нормативных актов Конституции. · Судебный контроль за органами предварительного расследования. Он бывает предварительный (Пример: обыск жилища, арест и т.д. на основании судебного решения) и последующий. · Контроль за законностью, обоснованностью действий гос власти и должностных лиц. · Разработка предложений совершенствования законов гос власти (ст. 104 ч. 1). · Участие в формировании судейского корпуса и содействие органов судейского сообщества. Глава 7. Судебная власть
6. Соотношение судебной власти с другими ветвями государственной власти В соответствии с теорией разделения властей судебная власть — одна из трех основных ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ «Судебная власть», Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», другими федеральными конституционными и федеральными законами1. Принцип разделения властей — фундаментальный принцип организации власти в Российской Федерации. Поскольку существуют три основные функции государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующими органами государственной власти. Таким образом, Конституцией РФ признано, что судебная власть является одним из видов государственной власти. Однако самостоятельность и независимость судебной власти в известном смысле относительны. Таковой она должна быть только во взаимоотношениях с другими ветвями власти. По отношению к народу судебная власть, будучи частью государственной власти, своим происхождением обязана народу, являющемуся единственным источником любой власти (ст. 3 Конституции РФ), не должна быть самостоятельной. В этой связи существует необходимость взаимодействия трех видов государственной власти как равновесных, но подчиненных власти народа, призванных обеспечивать и оберегать власть народа.
7. Формы реализации (функции) судебной власти. · Правосудие – это деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и подведомственных им административных дел, завершающихся принятием соответствующего судебного решения (приговора, определения, постановления) · Конституционный контроль – осущ. конституционный суд, конкретных дел не рассматривает; функция – установление соответствия или несоответствия законов и иных нормативных актов Конституции. · Судебный контроль за органами предварительного расследования. Он бывает предварительный (Пример: обыск жилища, арест и т.д. на основании судебного решения) и последующий.
· Контроль за законностью, обоснованностью действий гос власти и должностных лиц. · Разработка предложений совершенствования законов гос власти (ст. 104 ч. 1). · Участие в формировании судейского корпуса и содействие органов судейского сообщества.
8. Суд как орган судебной власти Суд, как орган, осущ. судебную власть – это тот состав судей, который осуществ ляет судопроизводство по конкретному делу. Каждый суд обеспечивает осуществление судебной власти только в пределах своей компетенции и рассмотрение только тех дел, которые отнесены к его подсудности законом. Признаки суда, как органов судейской власти: · Суд исключительно гос орган (ст. 4 ФКЗ «О судебной системе») · Особый порядок формирования судов · Особый порядок обеспечения независимости суда · Защита жизни, здоровья и имущества судей · Особая процедура реализации судом своих полномочий – судопроизводство. · Осуществление полномочий в пределах компетенции определённые законом – юрисдикция. Юрисдикция суда может распространяться на админ территор образования (район, область, край), структурное образование вооружённых сил (военный округ, флот, гарнизон), судебный округ.
9. Понятие правосудия и его признаки, отличие от др. форм государственной деятельности Правосудие – это деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и подведомственных им административных дел, завершающихся принятием соответствующего судебного решения (приговора, определения, постановления). Признаки: · осущ только судом · судьи и присяж заседатели обладают особым статусом и независимостью · акты реализации правосудия носят обязател характер. Отличие: · разрешает споры между сторонами · проверяет соотв нпа конституции рф · дает толкование
10. Соотношение понятий «судебная власть», «правосудие», «судопроизводство». Судебная власть – совокупность судебных органов; это реализуемые посредством судопроизводства особые государственно – властные отношения суда и субъектов процесса, возникающие в процессе рассмотрения и разрешения судом правовых конфликтов или иных вопросов, отнесённых к его компетенции, с целью защиты и восстановления судом нарушенного права, определения мер ответственности виновного или ограждения от ответственности невиновного, обеспечивающие самоограничение государства правом.
Правосудие – это деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и подведомственных им административных дел, завершающихся принятием соответствующего судебного решения (приговора, определения, постановления). Судопроизводство - форма реализации судебной власти. Под судопроизводством понимают порядок рассмотрения дел судами. В соответствии со ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренных федеральным законом, осуществляется с участием присяжных заседателей.
Понятие и значение принципов правосудия, их признаки и система. Принципы правосудия – это основополагающие и руководящие правовые положения, в своей совокупности объективно определяющие наиболее общую характеристику правосудия в государстве в данный исторический период, раскрывающие социальное назначение правосудия и показывающие уровень его демократичности. Принципы: 1. Принцип законности 2. Принцип справедливости 3. Принцип осуществления правосудия только судом 4. Принципы независимости судей 5. Принцип равенства всех перед судом и законом 6. Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту 7. Принцип обеспечения права подозреваемого и обвиняемого на защиту 8. Национальный язык судопроизводства 9. Принцип состязательности сторон 10. Принцип участия граждан в осуществлении правосудия. Формы участия: § Арбитражные заседатели § Присяжные заседатели 11. Принцип открытого разбирательства дел: § Гласность (кроме тайных) § Устность (в зале судебного заседания всё проговаривается) § Публичность (вне зависимости от гласности, решение судом оглашается публично) 12. Принцип презумпции невиновности 13. Принципы законности и компетенции суда 14. Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина 15. Принцип обязательности судебных решений Признаки:
12. Законность Один из принципов правосудия. Любое решение суда при рассмотрении дела во всех формах судопроизводства должно быть законным. Значение принципа законности состоит в том, что он гарантирует соблюдение прав и свобод граждан, вовлечённых в сферу правоохранительной деятельности, обеспечивает назначение правоохранительной деятельности и служит условием реализации всех других принципов правосудия. 13. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия. Согласно ст. 2 Конституции РФ «человек, его права и свободы, яв-ся высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность гос-ва». Неприкосновенность означает недопустимость произвольного задержания, заключения под стражу и содержания под стражей. К ограничению свободы относятся: задержание, заключение под стражу, помещение в мед. Или в психиатрич. Стационар. Неприкосновенность также означает, что ограничение свободы допускается только на определённый срок, по истечении которого лицо должно быть немедленно освобождено. До судебного решения лицо не может быть задержано более 48 часов. Право ограничения свободы предоставляется только суду. Согласно ч.2 ст. 23 каждый «имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этих прав допускается только на основании судеб. решения». 14. осуществление правосудия только судом Этот принцип закреплен в ч.1 ст.118 Конституции РФ и конкретизирован в ст.4 ФКЗ «О судебной системе РФ»: правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ». Эти суды осуществляют судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных ФКЗ, не допускается. Принцип осуществления правосудия только судом следует рассматривать в нескольких аспектах. 1. Особую деятельность, именуемую «правосудием», может осуществлять только суд. Это означает что на какой-либо другой гос.орган не может быть возложена обязанность по осуществлению правосудия. 2. Судом, имеющим полномочия по осуществлению правосудия, может быть признан только тот орган, который создан исключительно на основании Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ». В связи с этим судебная система России определена исчерпывающим перечнем судов. Учреждение иных судов возможно только путем внесения изменений и дополнений в указанные норм.акты. 3. Правосудие может осуществляться только тем судом, который отвечает требованиям законности, компетентности и беспристрастности. Указанное положение прямо в законе не закреплено, но вывод о его существовании вытекает из анализа Конституции РФ (ст.18, 45,47, 119, 121, 123) и международно-правовых актов, а также судоустройственных и процессуальных законов РФ. 4. Только суд может отменять или изменять акты правосудия. Это означает, что при осуществлении правосудия правом отмены или изменения судебных актов могут быть наделены исключительно суды, а не какие-либо иные гос.органы и должностные лица. Причем отменять или изменять судебные акты могут только вышестоящие суды.
15. Обеспечение законного, компетентного и беспристрастного состава суда. Суть данного принципа - суду, на которого возложена функция реализации судебной власти, путем осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства должны быть присущи следующие качества: беспристрастность, компетентность и профессионализм. - Такое качество как компетентность суда достигается путем утвержденного строгого порядка наделения судей, присяжных и арбитражных заседателей полномочиями по осуществлению правосудия. Также, наличие данного принципа подтверждает наличие конкретных требований, которым должны соответствовать кандидаты судьи, присяжные и арбитражные заседатели. - Беспристрастность суда гарантируется: обеспечением каждому права на рассмотрение его дела тем судом, которому оно подсудно; обеспечение рассмотрения дела надлежащим составом суда; правом на отвод каких-либо участников процесса.
16. Участие граждан в отправлении правосудия. Принцип участия граждан в осуществлении правосудия означает наличие возможности гражданами РФ влиять на отправление правосудия на территории РФ, посредством мер обусловленных их статусом - присяжного или арбитражного заседателя.
Общий и запасной списки кандидатов составляются каждые 4 года высшим исполнительным органом власти субъекта РФ. 17. Самостоятельность судов, независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей. Независимость судов и судей при осуществлении ими полномочий по реализации судебной власти на территории Российской Федерации закреплена в статье 120 Конституции РФ и в статье 5 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Судьи, присяжные и арбитражные заседатели в рамках своих полномочий обладают независимостью и самостоятельностью и подчиняются исключительно Конституции РФ и законам Российской Федерации. Принцип независимости судов и судей направлен на предотвращение какого-либо влияния или воздействие (будь то моральное, физическое или правовое) на судей, присяжных и арбитражных заседателей. В соответствие со статьей 9 закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», устанавливаются гарантии независимости судей:
Также, ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и ФЗ «О арбитражных заседателях арбитражных судов Российской Федерации» устанавливают свои гарантии независимости и неприкосновенности для присяжных и арбитражных заседателей. Действия, связанные с оказанием давления на судей, присяжных и арбитражных заседателей при осуществлении ими своих полномочий, расценивается действующим законодательством как противоправное деяние.
18.Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом. Равенство всех перед законом и судом –это принцип, означающий единообразное применение норм права ко всем лицам без разделения их по имущественному, национальному, религиозному и иному дискриминирующему признаку. Равенство всех перед законом и судом на территории РФ закреплено частью 1 статьи 19 Конституции РФ. Равенство всех перед законом и судом равное наделение всех лиц, предстающих перед законом и судом одинаковыми правами и обязанностями, а также процессуальными правами. На деле это означает то, что порядок судопроизводства не может быть изменен вне зависимости от того, кто конкретно выступает субъектами судопроизводства.
19. Право на судебную защиту. Обеспечение доступа к правосудию. Право на компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на использование судебного акта в разумный срок. Согласно ч.1 ст. 46 Конституции РФ судебная защита гарантируется каждому. Это одно из основных прав, относящихся к правам и свободам гражданина.
Гарантии обеспечения права на судеб. Защиту:
Согласно ст. 52 Конституции РФ права потерпевших охраняются законом и гос-во обеспечивает потерпевших доступом к правосудию и компенсацию причинённого ущерба. Обеспечение доступа к правосудию означает, что гос-во признаёт право лиц, потерпевших от преступления или злоупотребления властью, на доступ к правосудию и обеспечивает это право путём создания необходимых судеб. Органов, определения простого и доступного процессуального порядка обращения, а равно создания юридич. и фактических возможностей для отстаивания в суде своих прав и свобод.
20. Принцип состязательности процесса и равноправия сторон. Данный принцип предполагает наделение равными правами по отстаиванию собственных интересов всех сторон процесса судопроизводства - истца или обвинителя, ответчика или подсудимого. Принцип состязательности и равноправия сторон закреплен в части 3 статьи 123 Конституции РФ, в статье 15 «Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации», статье 12 «Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации», статье 8,9 «Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», а также в иных нормативных правовых актах. Понятие состязательности судопроизводства означает, что судебный процесс, строится на основе разделения полномочий и функций обвинения и защиты, стороны истца и стороны ответчика. Суд обязан сохранять независимость, объективность и беспристрастность. Признаки процедуры судеб. Разбирательства:
21. Обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту. Подозреваемому и обвиняемому обеспечивается право на защиту, которое они могут осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя. Суд, прокурор, следователь и дознаватель обязаны разъяснять подозреваемому и обвиняемому их права и обеспечивать им возможность защищаться всеми не запрещенными УПК России способами и средствами. Обязательное участие защитника и (или) законного представителя подозреваемого или обвиняемого должно обеспечиваться должностными лицами, осуществляющими производство по уголовному делу. По просьбе подозреваемого, обвиняемого участие защитника обеспечивается дознавателем, следователем, прокурором или судом. Если защитник не приглашен самим подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого, то дознаватель, следователь, прокурор или суд обязаны обеспечить участие защитника в уголовном судопроизводстве.
22. Презумпция невиновности. Презумпция невиновности - один и базовых юридических принципов при осуществлении уголовного судопроизводства. Согласно принципу презумпции невиновности, каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказан в соответствии с установленной закон процедурой. Также, в соответствии с этим принципов бремя доказательства лежит на стороне обвинения. Принцип презумпции невиновности применяется при уголовном и административном судопроизводстве. Данный принцип закреплен в статье 1.5. «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (КоАП РФ) и в статье 14 «Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
23. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах. Гарантии реализации. Согласно ст. 68 Конституции РФ гос. Языком РФ на всей территории считается русский язык, однако республики вправе устанавливать свои гос. Языки. Судопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, арбитражных и военных судах ведётся на гос. Языке РФ – русском языке. В других фед. Судах, а также судах субъектов РФ судопроизводство может вестись и на гос. Языке республики, на территории которой расположены указанные суды. Судоговорение и протокол судеб. Заседания ведутся на русском языке; все письменные документы предоставляются суду на русском языке либо в переводе на русский язык, решения (приговор) выносится на русском языке. Право на услуги переводчика.
24. Гласность судебного разбирательства. Принцип получил закрепление в части 1 статьи 123 Конституции Российской Федерации, в статье 10 «Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», в статье 241 «Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», в статье 11 «Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», в статье 54 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и в иных нормативных правовых актах. Основания для рассмотрения дела в закрытом режиме: В гражданском и административном судопроизводстве, в соответствии с частью 2 статьи 10 «Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». - разбирательство по делам, содержащие сведения, составляющие государственную тайну. - разбирательство по делам, содержащим тайну усыновления (удочерения). - иные дела установленные федеральным законодательством.
В уголовном судопроизводстве, в соответствии с частью 2 статье 241 «Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации» - рассмотрение уголовного дела в ходе процесса может привести к разглашению государственной или иной охраняемой законом тайны. - рассмотрение в ходе судебного процесса дел, по преступлениям совершенным лицами, не достигшими 16-летнего возраста. - при рассмотрении уголовных дел по преступлениям против половой свободы и неприкосновенности личности или если в процессе могут быть преданны огласки интимные стороны жизни, честь и достоинство участников процесса. - в целях обеспечения безопасности участников процесса, их родственников и близких. В конституционном судопроизводстве, в соответствие со статьей 55 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». - в случаях необходимости, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны. - для обеспечения безопасности граждан. - в случаях необходимости защиты общественной нравственности.
25. Судебная система РФ, её структура и признаки. Черты или признаки суд системы: · Единство · Построение суд системы по территориальному признаку, т. е. по админ –территор делению страны, и по специальному признаку. · Инстанционность Строение судеб системы (состоит из 3х ветвей): · Суды общей юрисдикции (Верховный суд РФ) · Арбитражные суды (Высший Арбитражный суд РФ) · Конституционный суд РФ Все суды делятся на: Федеральные суды: - Конституционный суд РФ - Верховный суд РФ - Верховный суд республики, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа. - Районные суды. - Военные и специализированные суды. - Высший арбитражный суд РФ - Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) - Арбитражные апелляционные суды. - Арбитражные суды субъектов РФ. Суды субъектов РФ: - Конституционные (суды) субъектов РФ. - Мировые судьи. Звено судебной системы – это совокупность судов одинаковой компитенции. Инстанции – это суд или его структурное подразделение, выполняющее определённую судеб функцию и уполномоченное на принятие суд решения.
26. Единство судебной системы. · Судеб. Система устанавливается Конституцией РФ и ФКЗ «О судеб. Системе РФ». · Фед. Судьи и мировые судьи осущ. судопроизводство, соблюдая правила, установленные ФЗ · Все суды применяют Конституцию РФ, ФКЗ, ФЗ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международ. Договоров России, а также в необходимых случаях применяют конституции и др. законы субъектов Федерации · Судеб. Постановления, вступившие в законную силу, обязательны для исполнения на всей территории РФ. · Законодательно закрепляется единый статус судей всех судов · Финансирование всех фед. Судей и мировых судей производится из фед. Бюджета.
27. Федеральные суды и суды субъектов РФ, их соотношение. Федеральные суды: - Конституционный суд РФ - Верховный суд РФ - Верховный суд республики, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа. - Районные суды. - Военные и специализированные суды. - Высший арбитражный суд РФ - Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) - Арбитражные апелляционные суды. - Арбитражные суды субъектов РФ. Суды субъектов РФ: - Конституционные (суды) субъектов РФ. - Мировые судьи. Отличия фед. Судов от судов субъектов: · Организация мировых судей регламентируется законом субъектов фед. · Обеспечивается за счёт средств фед. Бюджета, кроме льгот (соц. обеспечивания)
28. Система судов общей юрисдикции, их общая характеристика. Конституция РФ, ФКЗ о суд системе РФ 96 года, ФКЗ о судах общей юрисдикции РФ 2011 года, ФКЗ о военных судах РФ 99 года с изменениями 11 года, ФЗ о мировых судьях РФ 98 года, УПК РФ и ГПК РФ. Общее понятие судов. Самая многочисленная подсудимая система. Они рассматривают все уголовные дела и большинство гражданских, административные, за исключ. Тех, которые подведомственны арбитражным. Они делятся на: · Общие или гражданские · Военные Звенья фед судов: · Низшее звено – районный суд · Среднее звено – суды республик в составе РФ, краевые, областные, городов фед значения (Москва и Питер), автономных областей (одна у нас), автономных округов. Все они имеют одинаковую компетенцию. (ст. 165 Конституции). · Высшее звено – Верховный Суд РФ.
29. Понятие судебных инстанций. Инстанции: · Первая инстанция – рассмотрение дела по существу и принятие решения. В кач – ве первой инстанции может выступать суд любого звена. · Апелляционная инстанция – повторное рассмотрение дела вышестоящим судом. По жалобам сторон на решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу. Срок обжалования по уголовным делам 10 суток, по гражданским или административным 1 месяц. Дело возникает автоматически, сразу после подачи жалобы. В апелляционной инстанции дело рассматривается, как и в первой инстанции, рассматривается всё заново. Может быть вынесено любое решение. · Кассационная инстанция – рассмотрение повторное дело по жалобам сторон на судебное решение уже вступившее в законную силу. Срок обжалования по гражданским делам 6 месяцев, по уголовным делам один год с момента вступления в силу. Поступает жалоба, передаётся одному из судей этого суда, судья проверяет есть ли основания или нет. Здесь дело по существу не рассматривается, как в апелляции. Здесь проверяется исполнение законов, нет ли нарушений. Основанием для отмены решения могут быть только существенные нарушения закона. · Надзорная инстанция – проверка решений, вступивших в законную силу. Возникает, как и в кассационной инстанции и основания такие же.
30. Понятие суда первой инстанции. Суд первой инстанции. Инстанции – это суд или его структурное подразделение, выполняющее определённую судеб функцию и уполномоченное на принятие суд решения. Инстанции: · Первая инстанция – рассмотрение дела по существу и принятие решения. В кач – ве первой инстанции может выступать суд любого звена. · Апелляционная инстанция – повторное рассмотрение дела вышестоящим судом. По жалобам сторон на решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу. Срок обжалования по уголовным делам 10 суток, по гражданским или административным 1 месяц. Дело возникает автоматически, сразу после подачи жалобы. В апелляционной инстанции дело рассматривается, как и в первой инстанции, рассматривается всё заново. Может быть вынесено любое решение. · Кассационная инстанция – рассмотрение повторное дело по жалобам сторон на судебное решение уже вступившее в законную силу. Срок обжалования по гражданским делам 6 месяцев, по уголовным делам один год с момента вступления в силу. Поступает жалоба, передаётся одному из судей этого суда, судья проверяет есть ли основания или нет. Здесь дело по существу не рассматривается, как в апелляции. Здесь проверяется исполнение законов, нет ли нарушений. Основанием для отмены решения могут быть только существенные нарушения закона. · Надзорная инстанция – проверка решений, вступивших в законную силу. Возникает, как и в кассационной инстанции и основания такие же. Дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями единолично. В случаях, предусмотренных федеральным законом, дела в судах первой инстанции рассматриваются коллегиально в составе трех профессиональных судей. 31. Понятие апелляционной инстанции. Суд апелляционной инстанции. Инстанции – это суд или его структурное подразделение, выполняющее определённую судеб функцию и уполномоченное на принятие суд решения. Инстанции: · Первая инстанция – рассмотрение дела по существу и принятие решения. В кач – ве первой инстанции может выступать суд любого звена. · Апелляционная инстанция – повторное рассмотрение дела вышестоящим судом. По жалобам сторон на решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу. Срок обжалования по уголовным делам 10 суток, по гражданским или административным 1 месяц. Дело возникает автоматически, сразу после подачи жалобы. В апелляционной инстанции дело рассматривается, как и в первой инстанции, рассматривается всё заново. Может быть вынесено любое решение. · Кассационная инстанция – рассмотрение повторное дело по жалобам сторон на судебное решение уже вступившее в законную силу. Срок обжалования по гражданским делам 6 месяцев, по уголовным делам один год с момента вступления в силу. Поступает жалоба, передаётся одному из судей этого суда, судья проверяет есть ли основания или нет. Здесь дело по существу не рассматривается, как в апелляции. Здесь проверяется исполнение законов, нет ли нарушений. Основанием для отмены решения могут быть только существенные нарушения закона. · Надзорная инстанция – проверка решений, вступивших в законную силу. Возникает, как и в кассационной инстанции и основания такие же. Рассмотрение дел в апелляционном порядке осуществляется судом в составе судьи-председательствующего и двух судей.
32. Понятие кассационной инстанции. Суд кассационной инстанции. Инстанции – это суд или его структурное подразделение, выполняющее определённую судеб функцию и уполномоченное на принятие суд решения. Инстанции: · Первая инстанция – рассмотрение дела по существу и принятие решения. В кач – ве первой инстанции может выступать суд любого звена. · Апелляционная инстанция – повторное рассмотрение дела вышестоящим судом. По жалобам сторон на решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу. Срок обжалования по уголовным делам 10 суток, по гражданским или административным 1 месяц. Дело возникает автоматически, сразу после подачи жалобы. В апелляционной инстанции дело рассматривается, как и в первой инстанции, рассматривается всё заново. Может быть вынесено любое решение. · Кассационная инстанция – рассмотрение повторное дело по жалобам сторон на судебное решение уже вступившее в законную силу. Срок обжалования по гражданским делам 6 месяцев, по уголовным делам один год с момента вступления в силу. Поступает жалоба, передаётся одному из судей этого суда, судья проверяет есть ли основания или нет. Здесь дело по существу не рассматривается, как в апелляции. Здесь проверяется исполнение законов, нет ли нарушений. Основанием для отмены решения могут быть только существенные нарушения закона. · Надзорная инстанция – проверка решений, вступивших в законную силу. Возникает, как и в кассационной инстанции и основания такие же. Рассмотрение дел в кассационном и надзорном порядке осуществляется судом в составе судьи-председательствующего и не менее двух судей.
33. Понятие надзорной инстанции. Суд надзорной инстанции. Инстанции – это суд или его структурное подразделение, выполняющее определённую судеб функцию и уполномоченное на принятие суд решения. Инстанции: · Первая инстанция – рассмотрение дела по существу и принятие решения. В кач – ве первой инстанции может выступать суд любого звена. · Апелляционная инстанция – повторное рассмотрение дела вышестоящим судом. По жалобам сторон на решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу. Срок обжалования по уголовным делам 10 суток, по гражданским или административным 1 месяц. Дело возникает автоматически, сразу после подачи жалобы. В апелляционной инстанции дело рассматривается, как и в первой инстанции, рассматривается всё заново. Может быть вынесено любое решение. · Кассационная инстанция – рассмотрение повторное дело по жалобам сторон на судебное решение уже вступившее в законную силу. Срок обжалования по гражданским делам 6 месяцев, по уголовным делам один год с момента вступления в силу. Поступает жалоба, передаётся одному из судей этого суда, судья проверяет есть ли основания или нет. Здесь дело по существу не рассматривается, как в апелляции. Здесь проверяется исполнение законов, нет ли нарушений. Основанием для отмены решения могут быть только существенные нарушения закона. · Надзорная инстанция – проверка решений, вступивших в законную силу. Возникает, как и в кассационной инстанции и основания такие же. Рассмотрение дел в кассационном и надзорном порядке осуществляется судом в составе судьи-председательствующего и не менее двух судей.
В подсистеме судов общей юрисдикции такими полномочиями наделяются президиумы. 34. Соотношение понятий «звено судеб. Системы» и «судебные инстанции». Инстанции – это суд или его структурное подразделение, выполняющее определённую судеб функцию и уполномоченное на принятие суд решения.
Звенья судебной системы нужны и соподчиняются (от основного звена к высшему) для административной организации судов - судоустройство. Инстанции судебной системы не подчинены.
35. Составы суда при рассмотрении дел в первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях. Рассмотрение дел в апелляционном порядке осуществляется судом в составе судьи-председательствующего и двух судей. Рассмотрение дел в кассационном и надзорном порядке осуществляется судом в составе судьи-председательствующего и не менее двух судей.
36. Районный суд. Полномочия, порядок образования и деятельности. o Персональный или территориальные o Предметный – судьи специализируются на конкретных делах o Смешанный o Беззанальный – судья не связан ни с территорией, ни с категорией дел 37. Председатель районного суда, его права и обязанности. Председатель районного суда наряду с осуществлением полномочий судьи и иных процессуальных полномочий в соответствии с федеральными законами осуществляет следующие функции: 1) организует работу суда; 2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением; 3) распределяет обязанности между своими заместителями, судьями; 4) организует работу по повышению квалификации судей; 5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда; 6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда; 7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.
38. Областной и равный ему суд. Полномочия, состав, структура. Судебные коллегии состоят из судей и председателей этих коллегий. Их компетенция – они выступают в кач-ве судов первой инстанции по своей подсудности и апелляционной инстанции для районных судов. Президиум – председатель суда, его заместители и некоторые судья. Их компетенция – он выступает в кач-ве кассационной инстанции для решений районных судов и мировых судей.
39. Президиум областного и равного ему суда, полномочия, порядок его утверждения, порядок работы. Президиум образуется в составе председателя, заместителя председателя суда и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом Российской Федерации. Состав президиума суда утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. Полномочия: 1) рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; 2) утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда; 3) ежегодно представляет по предложению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи районного суда, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, а также по другим вопросам, предусмотренным законом Российской Федерации о статусе судей в Российской Федерации; 4) рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики; 5) заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий, рассматривает вопросы работы аппарата суда; 6) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами. Порядок работы: 1. Заседания президиума суда проводятся не реже двух раз в месяц. 2. Заседание президиума суда считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов президиума суда. 3. Постановления президиума суда принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума суда, участвующих в голосовании, и подписываются председательствующим в заседании президиума суда. 4. Иные вопросы, касающиеся порядка работы президиума суда, регулируются регламентом соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.
40. Председатель областного и равного ему суда, его полномочия. функции: 1) организует работу суда и руководит организацией работы судебных коллегий соответствующего суда; 2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением; 3) созывает президиум суда и председательствует в его заседаниях; 4) распределяет обязанности между своими заместителями, судьями; 5) организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда; 6) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; 7) вносит в квалификационную коллегию судей субъекта Российской Федерации представления о квалификационной аттестации судей соответствующего верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, председателей, заместителей председателей и судей районных судов, мировых судей, а также о приостановлении или прекращении их полномочий; 8) обращается при наличии оснований в квалификационную коллегию судей субъекта Российской Федерации с представлением о привлечении судей соответствующего верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, председателей, заместителей председателей и судей районных судов, мировых судей к дисциплинарной ответственности; 9) организует работу суда по приему граждан и рассмотрению их предложений, заявлений и жалоб; 10) организует проверку заявлений и жалоб граждан на работу нижестоящих судов и судей; 11) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда; 12) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда; 13) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.
41. Судебные коллегии областного и равного ему суда, полномочия, порядок их образования. Полномочия: 1) в качестве суда первой инстанции 2) в качестве суда апелляционной инстанции дела по жалобам, представлениям на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу. 3) в качестве суда кассационной инстанции дела по жалобам, представлениям на промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции; 4) дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией.
42. Военные суды. Понятие, полномочия и система. Военные суды яв-ся частью суд системы и относятся к судам общей юрисдикции. Они осущ суд власть вооружённых сил. На военные суды распространяются все законы. Особенности: · Они создаются по территориальному принципу, по месту дислокации воинских учреждений. · Они имеют свою специальную подсудность. · Имеют статус военных судей · Производство в этих судах ведётся только на русском языке. Компетенция: · Они рассматривают дела о преступлениях и дисциплинарных поступков военнослужащих и также дела о защите прав и интересов лиц: o Военнослужащие – лица, проходящие военную службу o Лица, проходящие военные сборы Подсудность военных судов определяется по субъектному признаку. Система военных судов: 3 звена: · Низшее звено – гарнизонный суд. Он действует на территории одного или нескольких гарнизонов. Полномочия такие же, как и у районного суда. · Среднее звено – окружные или флотские суды. Они действуют на территории военного округа. Состав и структура, как и у областных судов. · Высшее звено – высшая военная коллегия в составе Верховного суда. Статус военных судов, особенности этого статуса: До 2009 года военными судьями могли быть только военнослужащие, а теперь могут быть и гражданские лица.
43. Гарнизонный военный суд. Полномочия и состав. Гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его заместителей и других судей. Гарнизонный военный суд в рассматривает в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, а также материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест. Гарнизонный военный суд рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, определений и постановлений по гражданским делам, принятых им и вступивших в законную силу. Состав: 1. Гарнизонный военный суд рассматривает дела в первой инстанции в следующем составе: 1) гражданские и административные дела рассматривает судья единолично либо в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом, коллегия, состоящая из трех судей; 2) уголовные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей. 3. Судья гарнизонного военного суда единолично рассматривает в порядке, установленном федеральным законом, материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.
44. Окружной (флотский) военный суд. Полномочия и структура. Окружной (флотский) военный суд в пределах, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу. Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, а также на решения, приговоры, определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом в апелляционной инстанции. Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений гарнизонных военных судов.
1. Окружной (флотский) военный суд рассматривает в первой инстанции дела, отнесенные федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом к его подсудности, в следующем составе: 1) гражданские и административные дела в соответствии с федеральным законом рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей; 2) уголовные дела в соответствии с федеральным законом рассматривает судья единолично, либо коллегия, состоящая из трех судей, либо суд с участием присяжных заседателей. 2. Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также жалобы и представления на решения гарнизонных военных судов, принятые ими в ходе подготовки к рассмотрению дела коллегией, состоящей из трех судей. 3. Жалобы и представления на не вступившие в законную силу определения и постановления гарнизонных военных судов по делам об административных правонарушениях, а также по результатам рассмотрения материалов о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест, рассматривает судья окружного (флотского) военного суда единолично. 4. Окружной (флотский) военный суд рассматривает на заседаниях президиума дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, а также на решения, приговоры, определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом в апелляционной инстанции.
45. Военная коллегия Верховного Суда РФ. Полномочия, состав, порядок формирования. Военная коллегия рассматривает дела, подсудные военным судам, в следующем составе: 1) в первой инстанции гражданские и административные дела в соответствии с федеральным законом рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей; 2) дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей; 3) дела по представлениям на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в законную силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей. Военная коллегия издает информационный бюллетень военных судов, в котором публикуются решения военных судов по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе военных судов, а также другие материалы.
46. Верховный Суд РФ – высший орган системы судов общей юрисдикции, полномочия и его структура. Верховный суд РФ является высшим судебным органом Российской Федерации по уголовным, гражданским, а также по административным делам, которые подсудны судам общей юрисдикции. Верховный суд РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик в составе РФ, краевым и областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, окружным и флотским военным судам. Правовой основой деятельности Верховного суда РФ являются следующие нормативные правовые акты: - Конституция РФ (статьи 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 126, 128) - ФКЗ «О судебной система Российской Федерации» - Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» - Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» - ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». - ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» - ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» - ФЗ «О судебной департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» - Регламент Верховного Суда Российской Федерации
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|