Компетенция Верховного суда РФ.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Компетенция Верховного суда РФ, в соответствие со статьей 126 Конституции РФ, статьей 19 ФКЗ «О судебной система Российской Федерации», статьи 56 Закона «О судоустройстве РСФСР» и некоторыми другими нормативными правовыми актами: - Рассмотрение дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по делам, возобновленным в производстве ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств. - Изучение и обобщение судебной практики, ведение судебной статистики. - Законодательная инициатива - Предоставление заключение о наличие или отсутствие в действиях Президента РФ признаков преступления. - Осуществляет судебных надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и военными судами. - Осуществление иных полномочий, предоставленных ему законодательством РФ.
47. Пленум Верховного суда РФ, полномочия и его состав. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики, их значение. Пленум Верховного Суда Российской Федерации: 1) дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики; 2) использует право законодательной инициативы по вопросам его ведения; 3) избирает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации секретаря Пленума Верховного Суда Российской Федерации из числа судей Верховного Суда Российской Федерации; 4) утверждает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации, а также положение о нем;
5) утверждает в связи с представлением Президента Российской Федерации состав судебной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации, принимающей в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации заключение о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации и (или) Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления; 6) ежегодно представляет по предложению Председателя Верховного Суда Российской Федерации на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей Верховного Суда Российской Федерации, принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда, а также по другим вопросам, предусмотренным законом Российской Федерации о статусе судей в Российской Федерации; 7) заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда Российской Федерации, отчеты заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации о деятельности судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации и Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
8) обращается с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации Конституции Российской Федерации; 9) утверждает составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации; 10) избирает членов Дисциплинарного судебного присутствия из числа судей Верховного Суда Российской Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней и при соблюдении конкурсного подхода; 11) утверждает совместным с Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановлением Регламент Дисциплинарного судебного присутствия; 12) утверждает Регламент Верховного Суда Российской Федерации; 13) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами. 5. Порядок работы Пленума Верховного Суда Российской Федерации определяется Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.
48. Президиум Верховного Суда РФ. Полномочия, его состав и порядок формирования. Президиум ВС РФ является высшей судебной инстанцией в РФ по делам, отнесенным законом к введенью судов общей юрисдикции. Основным его полномочием является проверка законности, обоснованности и справедливости вступивших в законную силу решений, постановленных нижестоящими судами, в порядке надзора. Постановление Президиума ВС РФ, вынесенное в порядке надзора является окончательным. Возможность устранения ошибок, допущенных при рассмотрении дел Президиумом ВС РФ может быть реализована при пересмотре постановлений в порядке возобновления дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств самим Президиумом.
Другие полномочия Президиума ВС РФ: · рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики; · рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата ВС РФ; · оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту работу с Министерством юстиции РФ; · осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством. Заседания Президиума проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума. Постановление Президиума ВС РФ принимается большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании. При равенстве голосов судей надзорная жалоба или представления считаются отклоненными. Однако при рассмотрении Президиумом ВС РФ надзорной жалобы или представления по уголовному делу, по которому в качестве меры наказания назначена смертная казнь, надзорная жалоба или представление об отмене смертной казни и о замене ее более мягким наказанием считаются удовлетворенными, если за оставление смертной казни проголосует менее двух третей членов Президиума ВС РФ, присутствующих на заседании. Президиум ВС РФ выносит постановление которое подписывается Председателем ВС РФ.
49. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ.
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации: 1. рассматривает в качестве суда второй (кассационной) инстанции гражданские и уголовные дела по кассационным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда России в качестве суда первой инстанции; 2. рассматривает в пределах своих полномочий судебные дела, уже рассмотренные в вышеуказанном порядке, по вновь открывшимся обстоятельствам. Рассмотрение судебных дел Кассационной коллегией Верховного Суда Российской Федерации осуществляется в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
50. Судебные коллегии Верховного Суда РФ. Полномочия, состав, порядок формирования. Полномочия судебных коллегий ВС РФ определены ст.64 Закона «О судоустройстве РСФСР», ч.4 ст.31, ст.452 УПК РФ, ст.27 ГПК РФ, а в части деятельности Военной коллегии ст. 10 Закона «О военных судах РФ». Судебный коллегии ВС РФ рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. В качестве суда первой инстанции судебные коллегии рассматривают: 1) уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Гос.Думы, судьи федерального суда по ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства; 2) гражданские дела: об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства РФ; об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций; об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки; о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий и др. общественных объединений; об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума; по разрешению споров между федеральными органами гос.власти и органами гос.власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в ВС РФ Президентом РФ в соответствии со ст.85 Конституции РФ; о расформировании Центральной избирательной комиссии.
Кроме того, Федеральными конституционными законами и федеральными законами к подсудности ВС РФ могут быть отнесены и другие дела, например, ч.2 ст.26 ФЗ «Об органах судейского сообщества в РФ» наделяет ВС РФ в лице Судейской коллегии по гражданским делам полномочиями по рассмотрению жалоб на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ о приостановлении либо прекращении полномочий судьи, привлечении его к дисциплинарной ответственности, об отставке судьи и о ее приостановлении, а также об отказе в рекомендации на должность судьи. Решения и приговоры судебных коллегий могут быть обжалованы сторонами в кассационном порядке в Кассационную коллегию, в надзорном – в Президиум ВС РФ. В кассационном порядке судебные коллегии ВС РФ проверяют законность и обоснованность решений, вынесенных судебными коллегиями верховных судов субъектов РФ, окружных (флотских) военных судов. В надзорном – решения всех нижестоящих судов общей юрисдикции. Коллегии также пересматривают свои решения по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. Судебные коллегии ВС РФ подразделяются на судебные составы по 6-8 судей ВС РФ. Один из судей ВС, входящий в судебный состав является председателем состава, который чаще других судей председательствует в судебных заседаниях, обеспечивает подготовку рассмотрения дел в кассационном порядке и в порядке надзора. В каждом судебном составе рассматриваются дела, поступающие из закрепленных за данным судебном составом субъектов РФ. Такая организация работы коллегии по рассмотрению дел способствует эффективному осуществлению ими полномочий по изучению и обобщению судебной пактики, анализу судебной статистики.
51.Председатель Верховного Суда РФ, его полномочия. Заместители председателя Суда. Председатели судебных коллегий. Прочие обязанности Председателя ВС РФ: 1) обладает правом представлять кандидатуры на должность судей федеральных судов общей юрисдикции Президенту РФ (ст.13 Закона «О судебной системе РФ»); 2) обладает правом обращения в квалификационные коллегии по вопросам о прекращении и приостановлении полномочий судей ВС РФ, руководителей судов, а также правом обращаться в Высшую квалификационную коллегию судей с представлением о пересмотре решений квалификационных судей, отказавших в прекращении полномочий судьи (ст.22 Закона «Об органах судейского сообщества», ст.4 Положения о квалификационных коллегиях судей). Председатель ВС РФ назначается на должность Советом Федерации Фед.Собрания РФ сроком на 6 лет по представлению Президента РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ (ч.2 ст.6.1 Закона «О статусе судей в РФ»). Заместители Председателя ВС РФ в соответствии со ст.66 Закона «О судоустройстве РСФСР»: 1) могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий ВС РФ; 2) приносят представления судебных решений; 3) вправе приостановить исполнение судебных решений; 4) осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и структурных подразделений аппарата ВС РФ; 5) ведут личный прием граждан; 6) и др. полномочия. В случае отсутствия Председателя ВС РФ его права и обязанности осуществляет первый заместитель, а при отсутствии первого заместителя – заместитель Председателя ВС РФ по поручению последнего. Заместитель Председателя ВС РФ назначается на должность Советом Федерации Фед.Собрания РФ сроком на 6 лет по представлению Президента РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ (ч.3 ст.6.1 Закона «О статусе судей в РФ»). Функции председателей Кассационной и судебных коллегий ВС РФ (ст.67 Закона «О судоустройстве РСФСР»): 1) председательствуют в судебных заседаниях руководимых или коллегий и назначают для этого членов суда; 2) образуют составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий; 3) осуществляют руководство работой соответствующих коллегий; 4) представляют Пленуму ВС РФ о деятельности коллегий; 5) вправе истребовать судебные дела для изучения и обобщения судебной практики; 6) организуют работу по повышению квалификации членов суда соответствующей судебной коллегии; 7) и др. полномочия.
52. Мировые судьи. Понятие, полномочия, порядок назначения (избрания). Компетенция: Они рассматривают уголовные дела, где мера наказания свыше 3х лет лишения свободы, и большинство гражданских дел. Особенности статуса мировых судей: Мировые судья могут или назначаться или избираться населением. Первый раз избираются на срок не более 5 лет, а повторно на срок не менее 5 лет.
53. Конституционный Суд РФ. Полномочия и место в судебной системе РФ. Состав Суда. Нормативный материал: Конституций (ст. 125), ФКЗ «о судебной системе», ФКЗ «О Конституционном суде РФ». Понятия и полномочия: Этот суд яв-ся органом конституционного контроля. Он не рассматривает конкретные дела. Полномочия: · Он решает вопрос о конституционности или неконституционности законов и иных нормативных актов. Если он признает закон неконституционным, то этот закон перестаёт существовать. · Он разрешает споры компетенции между органами власти (между Президентом и гос. органом). · Он даёт толкование Конституции и яв-ся единственным органом, который может давать легальные толкования Конституции. · Он даёт заключения о соблюдении порядка во избежании обвинения Президента. Организация Суда: В пленарном заседании Конституционного Суда РФ судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке Председателя, заместителя Председателя и судью – секретаря Конституционного Суда РФ сроком на три года. Решения Конституционного суда: Решения принимаются большинством голосов открытым голосованием поимённо, кроме толкования. Решение вступает в силу сразу. Обжалованиям не подлежат. Разъяснение решений может давать только сам Конституционный суд.
54. Решения Конституционного Суда РФ, их юридическое значение.
55. Арбитражные Суды РФ. Их система, задачи и полномочия. Высший Арбитражный Суд РФ. Конституция (ст. 127), ФКЗ «О суд системе», ФКЗ «Об Арбитраж судах РФ»1995 года с изменениями от 2003 года, ФЗ «О арбитраж заседателях и арбитраж судах РФ» 2001 года. Понятия и полномочия: Арбитражные суды рассматривают дела по экономич спорам и др делам, связанных с осуществлением предпринимательской и иной коммерческой деятельности. Арбитражные суды рассматривают споры между: · Юридическими лицами · Гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридич лица и имеющими статус индивидуальных предпринимателей. · Между гражданами, но только по делам, связанных с предпринимательской и иной коммерческой деятельностью. 2 вида дел: · Возникающие из гражданских правоотношений (невыполнение договора) · Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений. Система арбитражных судов: · Первая инстанция – рассмотрение дела по существу. · Апелляционная инстанция – пересмотр решения, не вступившего в законную силу. Возникает по жалобам сторон втечении месяца. · Кассационная инстанция – пересмотр решений, вступивших в законную силу. Возникает по жалобам сторон втечении 2х месяцев с момента вступления в силу. Проверяет только соблюдение закона. · Надзорная инстанция – пересмотр решений, вступивших в законную силу. Звенья: · Низшее звено – арбитраж суд субъекта Федерации. Он же выступает в качестве первой инстанции. Здесь могут быть 2 судебные коллегии по делам, возникающих пл гражданским и админ правоотношений. Имеется президиум: Председатель, его заместители и судьи. · Второе звено – арбитражные апелляционные суды. Здесь могут быть 2 судебные коллегии. Президиум. · Третье звено – фед арбитражные суды округов. 2 коллегии и президиум. Коллегии выступают в качестве судов кассационный инстанции, а президиум занимается только организационными делами. · Четвёртое, высшее звено – Высший арбитражный суд РФ. Яв-ся высшим органом в составе арбитраж судов, возглавляет эту систему и осуществляет надзор. Ему посвящена отдельная ст. Конституции (ст. 127). Полномочия: он даёт разъяснения по вопросам суд практики, может выступать в кач-ве суда первой инстанции, но только по определённым категориям дел (споры между РФ и субъектов РФ). Он может выступать в кач-ве надзорной инстанции. Имеет право законодательной инициативы и имеет право делать запрос в Конституционный суд. Структура: 2 судебные коллегии, президиум и пленум. Коллегии выступают в кач – ве первой инстанции по делам особой важности(оспаривание ненормативно правовых актов и нормативно правовых актов Президента, Правительства, фед. Органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организации). Президиум: председатель, заместители, председатель судебного состава и др основные судьи. Полномочия президиума: выступает в кач-ве суда надзорной инстанции и выполняет различные организационные функции. Пленум: Председатель, заместитель и все судьи. Полномочия пленума: пленум судебной инстанцией не яв-ся, конкретных дел не рассматривает. Основная функция – это изучение и обобщение судебной практики и дача судам разъяснений по этим вопросам.
56. Статус судей в РФ. Общая характеристика. Для реализации судебной власти судьи обладают статусом (правовым положением), т.е. совокупностью прав и обязанностей, закрепленных в законе. В своей деятельности судьи независимы, не подчинены никаким органам, а подчиняются только Конституции РФ и закону. Решения судов и судей, их требования и распоряжения обязательны для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами, другими юр. и физ.лицами. Законом «О статусе судей в РФ» установлено важное принципиальное правило о единстве статуса всех судей в РФ независимо от того, в каком суде они работают (ст.2 ЗоСС). Единство статуса судей РФ обеспечивается: · едиными требованиями к кандидатам на должность судьи; · порядком наделения судей полномочиями (конкурсная основа, рекомендация квалификационной коллегии судей (ККС), согласование с представительными органами субъектов РФ); · совокупностью прав и обязанностей; · независимостью, самостоятельностью судей и недопустимостью вмешательства в их деятельность; · несменяемостью судей; · неприкосновенностью судей; · мерами правовой и социальной защиты; · средствами материального обеспечения; · недопустимостью занимать иные оплачиваемые должности, за исключением случаев, предусмотренных законом; · деполитизацией судей. Все судьи судебной системы РФ образуют судейский корпус. Их правовое положение определяется: 1) процедурой формирования судейского корпуса; 2) гарантиями независимости судей при осуществлении своих полномочий (правила приостановления и прекращения полномочий, отставки судьи с предоставлением социально-материальных льгот); 3) правилами, обеспечивающими возможность активного участия судей в органах судейского сообщества.
57. Требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности. Могут устанавливать дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов РФ. Кандидат на должность судьи должен: не иметь судимости, гражданства иностранного государства (вида на жительство); не быть признанным по решению суда недееспособным (ограничено дееспособным); не состоять на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, хронических психических расстройств и не иметь иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи; не быть привлеченным в качестве обвиняемого (подозреваемого) по уголовному делу, не состоять в близком родстве с председательствующим того же суда. Кроме того, возраст кандидата на должность судьи судов среднего звена должен быть не менее 30 лет, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ – не менее 35 лет, Конституционного Суда РФ – 40 лет. Стаж работы для судей суда среднего звена не менее 7 лет, высшего звена – не менее 10 лет, для кандидатов в КС РФ – не менее 15 лет (ст.4 ЗоСС, ст.8 Закона о КС РФ).
58. Независимость и неприкосновенность судей, гарантии. Согласно ст.9 ЗоСС независимость судьи обеспечивается: · предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия, которая строго регламентирована в процессуальном законодательстве – ГПК РФ, УПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ; · запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по отправлению правосудия; · установленным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи. Приостановление – временное его отстранение от выполнения возложенных на него проф. Обязанностей. возбуждение уголовного дела в отношении судьи участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной власти. Избрание судьи в состав органа законодательной власти. Прекращение – полное отстранение от выполнения возложенных на него проф. Обязанностей. Основания: Письменное заявление судьи об отставке Неспособность судьи по состоянию здоровья в течение длительного времени исполнять обязанности. Письменное заявление судьи в связи с переходом на другую работу Достижение предельного возраста Прекращение гражданства РФ. Приобретение гражданства иностранного гос-ва. Занятия деятельностью, не совместимой с должностью судьи. Вступление в законную силу обвинительного приговора Вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным. Смерть. · правом судьи на отставку, что является его правом на почетный уход или почетное удаление с должности; · неприкосновенностью судьи – судья может быть привлечён к админ. Или уголов. Ответст. В особом порядке. · системой органов судейского сообщества; · предоставлением судье за счет государства мер правовой защиты, материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. Неприкосновенность судьи – одно из важных средств обеспечения его независимости и самостоятельности, призванное оградить судью от всяких посягательств. Неприкосновенность судьи прежде всего распространяется на его личность, а также на его жилище, служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы.
59. Недопустимость вмешательства в деятельность суда. Процедура осуществления судьями правосудия строго регламентирована в процессуальном законодательстве – ГПК РФ, УПК РФ, АПК РФ и КоАп РФ. Закон устанавливает такой порядок производства по рассматриваемым судами делам, который не позволяет кому-либо вмешиваться в судебную деятельность. Согласно п.1 ст.10 ЗоСС всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению преследуется по закону. УК РФ содержит специальную главу 31, посвященную преступлениям против правосудия. Так, согласно ст.294 УК предусмотрена уголовная ответственность за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия. В соответствии со ст.297 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за неуважение к суду, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия. Закон предусматривает ответственность за неуважение к суду, выразившееся, в частности, в злостном уклонении от явки в суд вызванных лиц, нарушении порядка судебного заседания. Важное принципиальное правило, направленное на обеспечение независимости судей, выражено в положении закона о том, что судья не обязан никому давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.
60. Порядок назначения судей. Судьи всех федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов) назначаются на должность непосредственно Президентом РФ по представлению соответственно Председателя ВС РФ и Председателя ВАС РФ, основанному на положительном заключении квалификационных коллегий судей этих судов. Для назначения председателей и заместителей председателей военных судов необходимо положительное заключение Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Мировых судей назначает (избирает) законодательный (представительный) орган гос.власти субъекта Федерации, либо избирает население соответствующего судебного участка. Завершающий этап наделения кандидатов полномочиями судьи – это принесение ими присяги. Именно с момента ее принятия кандидаты становятся правомочными осуществлять полномочия судьи соответствующего суда. Закон не ограничивает определенным сроком осуществление полномочий для большинства судей, за исключением следующих изъятий: 1) достижение предельного возраста пребывания в должности судьи – 70 лет; 2) мировые судьи в первый раз назначаются (избираются) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, не более чем на 5 лет; при повторном назначении судья назначается на срок, установленный законом субъекта РФ, но не менее чем на 5 лет; 3) судья федерального суда, за исключением КС РФ, ВС РФ и ВАС РФ, в первый раз назначается на должность сроком на 3 года, по истечении этого срока он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи; 4) судья КС РФ назначается на должность без ограничения определенным сроком. Судье в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи, профессиональной подготовленности соответствующая ККС присваивает квалификационный класс, не являющимся почетным либо специальным званием. Судья, впервые избранный на должность и не имеющий квалификационного класса, подлежит квалификационной аттестации в течение 6 месяцев с момента начала исполнения своих обязанностей.
61. Приостановление полномочий судьи. возбуждение уголовного дела в отношении судьи участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной власти. Избрание судьи в состав органа законодательной власти. 62. Прекращение полномочий судьи. Прекращение – полное отстранение от выполнения возложенных на него проф. Обязанностей. Основания: Письменное заявление судьи об отставке Неспособность судьи по состоянию здоровья в течение длительного времени исполнять обязанности. Письменное заявление судьи в связи с переходом на другую работу Достижение предельного возраста Прекращение гражданства РФ. Приобретение гражданства иностранного гос-ва. Занятия деятельностью, не совместимой с должностью судьи. Вступление в законную силу обвинительного приговора Вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным. Смерть.
63. Отставка судей. 1) по собственной инициативе – письменное заявление судьи об отставке; 2) по состоянию здоровья; 3) ввиду истечения установленного законом срока полномочий судьи или достижения им предельного возраста пребывания в должности; 4) ввиду признания судьи недееспособным (ограниченно дееспособным) в установленном законом порядке; 5) ввиду отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве с председателем или заместителем председателя того же суда. Судье, ушедшему или удаленному в отставку, выплачивается выходное пособие.
64. Судейское сообщество как организационная форма обеспечения независимости судей. Такими органами в РФ являются: · Всероссийский съезд судей РФ и формируемый им Совет судей; · конференции судей субъектов РФ и избираемые ими советы судей субъектов РФ; · общие собрания судей судов, которые могут избирать советы судей соответствующих судов; · Высшая квалификационная коллегия судей РФ; · квалификационные коллегии судей субъектов РФ. Всероссийский съезд судей является высшим органом судейского сообщества. Правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей. Правомочен утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества. В субъектах РФ органами судейского сообщества являются конференции судей субъектов РФ. Конференции правомочным принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества в субъектах РФ, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей. Правомочны утверждать акты, регулирующие деятельность органов судейского сообщества в субъектах РФ. Высшая квалификационная коллегия судей формируется сроком на 4 года в количестве 29 членов: 18 судей (избираемых тайным голосованием на Всероссийском съезде судей), 10 представителей общественности и представитель Президента РФ. Квалификационные коллегии судей субъектов РФ формируется сроком на 2 года из числа судей судов, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ, представителей общественности и представителей Президента РФ. Численность определяется в зависимости от количества судей и судов в субъекта РФ. К числу органов судейского сообщества относятся также общие собрания судей судов – для обсуждения вопросов, связанных с совершенствованием организации работы суда, выражения законных интересов судей, проведения выборов делегатов на Всероссийский съезд судей.
65. Органы судейского сообщества. · Всероссийский съезд судей РФ и формируемый им Совет судей; · конференции судей субъектов РФ и избираемые ими советы судей субъектов РФ; · общие собрания судей судов, которые могут избирать советы судей соответствующих судов; · Высшая квалификационная коллегия судей РФ; · квалификационные коллегии судей субъектов РФ. Всероссийский съезд судей является высшим органом судейского сообщества. Правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей. Правомочен утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества. В субъектах РФ органами судейского сообщества являются конференции судей субъектов РФ. Конференции правомочным принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества в субъектах РФ, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей. Правомочны утверждать акты, регулирующие деятельность органов судейского сообщества в субъектах РФ. Высшая квалификационная коллегия судей формируется сроком на 4 года в количестве 29 членов: 18 судей (избираемых тайным голосованием на Всероссийском съезде судей), 10 представителей общественности и представитель Президента РФ. Квалификационные коллегии судей субъектов РФ формируется сроком на 2 года из числа судей судов, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ, представителей общественности и представителей Президента РФ. Численность определяется в зависимости от количества судей и судов в субъекта РФ. К числу органов судейского сообщества относятся также общие собрания судей судов – для обсуждения вопросов, связанных с совершенствованием организации работы суда, выражения законных интересов судей, проведения выборов делегатов на Всероссийский съезд судей.
66. Квалификационные коллегии судей, порядок их формирования и полномочия. Полномочия: · рассматривает заявления кандидатов на должности Председателей и их заместителей судов высшего звена и представляет Президенту свои заключения. · рассматривает заявления кандидатов на должности Председателей, заместителей председателей судов среднего звена, а также судей судов высшего звена и представляет соответственно Председателю Верховного Суда РФ и Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ свои заключения
Квалификационные коллегии судей субъектов РФ формируется сроком на 2 года из числа судей судов, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ, представителей общественности и представителей Президента РФ. Численность определяется в зависимости от количества судей и судов в субъекта РФ Полномочия: Сходны с полномочиями Высшей квалификационной коллегией судей РФ.
67. Судебный департамент при Верховном Суде РФ. Полномочия и система. Роль судебного департамента в кадровом, организационном и ресурсном обеспечении судов. Организационное обеспечение деятельности судов определено в ФЗ «О Судебном департаменте при ВС РФ» - мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого существования правосудия. Систему Судебного департамента при ВС РФ образуют собственно департамент, управления (отделы) Судебного департамента, учреждения судебного департамента. Полномочия: · организационно обеспечивает деятельность верховных судов субъектов РФ, военных и специализированных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества; · управляет органами и учреждениями Судебного департамента; · разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов; · разрабатывает предложения о финансировании судов, мировых судей, органов судейского сообщества и Дисциплинарного судебного присутствия; · разрабатывает предложения о совершенствовании организации судов; · вносит в установленном порядке в Верховный Суд Российской Федерации предложения о создании либо об упразднении судов; · определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; · ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета; · принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента; · организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента; · принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; · организует материальное и социальное обеспечение судей; · взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов; · финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета; · осуществляет иные меры по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента.
68. Федеральная служба судебных приставов: полномочия, система органов. Федеральная служба судебных приставов – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов; по исполнению судебных актов и актов других органов. Система органов ФССП включает центральный аппарат и территориальные органы (в субъектах РФ). Структурные подразделения центрального аппарата: директор, первый заместитель, заместители, управления, отделы. Структурные подразделения территориальных органов: районные отделы, межрайонные отделы, специализированные отделы – в них судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов; судебные приставы, исполняющие судебные акты и акты других органов (судебные приставы-исполнители). Полномочия: · обеспечение установленного порядка деятельности судов; · исполнительное производство принудительного исполнения актов судебных и других органов; · производство предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам, отнесенным к их подследственности; · производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к их компетенции.
69. Судебные приставы, их виды, полномочия. Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей. · обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса; · обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания; · поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда; · выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда; · осуществлять охрану здания, помещений суда; · в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществлять такую охрану; · на основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов; · на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом, осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя; · по поручению старшего судебного пристава обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей; · при исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел; · взаимодействовать с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц; · проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. 1. судебный пристав-исполнитель: · принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; · предоставляет сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; · рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; · обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности; · получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого.
70. Требования, предъявляемые к лицам, назначенным на должность судебного пристава. 1. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. 2. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания: "Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдатьКонституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, честно и добросовестно исполнять обязанности судебного пристава".3. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.
71. Понятие органов предварительного расследования, их задачи. Система органов предварительного расследования включает органы предварительного следствия и органы дознания. УПК РФ к органам предварительного следствия относит Следственный аппарат Следственного комитета при прокуратуре, Следственный аппарат органов внутренних дел, Следственный аппарат органов ФСБ, Следственный аппарат органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных средств. Общая характеристика дел, подследственных следователям прокуратуры, включает: убийства; изнасилования; похищение человека; контрабанду; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа и др. преступления. Следователи органов внутренних дел расследуют дела о причинении различной степени тяжести вреда здоровью; преступлениях против собственности; о незаконном обороте наркотиков и др. преступления. Следователи органов Федеральной службы безопасности расследуют дела о государственной измене; шпионаже; терроризме; захвате заложников и др. преступления. Согласно УПК к органам, имеющим право проводить дознания относятся: • Органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделённые в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; • Органы Федеральной службы судебных приставов России; • Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; • Органы Государственной противопожарной службы. • капитаны морских и речных судов, находящиеся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершённых на данных судах; • Руководители геологоразведочных партий и зимовок, удалённые от мест расположения органов дознания по уголовным делам о преступлениях, совершённых по месту нахождения данных партий и зимовок; • Главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершённых в пределах территорий данных представительств и учреждений. Обязанности органа дознания • Производство дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, — в порядке, установленном главой 32 Уголовно-процессуального кодекса; • Выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном статьей 157 кодекса.
72. Органы предварительного следствия. Их задачи, полномочия и система. Систему органов предварительного следствия составляют следственные подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов Госнаркоконтроля России. Задачи органов предварительного следствия: – быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных; – всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела; – обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка; – обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства; – обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу; – установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения; – выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению. Следователи прокуратуры расследуют дела о наиболее тяжких преступлениях: убийствах, изнасилованиях, бандитизме, организации преступных сообществ, о массовых беспорядках, преступлениях против конституционных прав и свобод граждан, взяточничестве и о других опасных преступлениях, а также все дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, должностными лицами ОВД, таможенных органов, и о преступных посягательствах на упомянутых лиц в связи с их служебной деятельностью. Следователи военной прокуратуры расследуют все дела о преступлениях военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других воинских формирований, а также рядового, сержантского и офицерского составов ФСБ и Службы внешней разведки. Следователи ОВД расследуют все дела о преступлениях несовершеннолетних, а также самое большое число дел об общеуголовных преступлениях. К их компетенции относится расследование дел против жизни и здоровья, собственности во всех ее формах, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств, о незаконном обороте наркотиков и т. д. Следователи ФСБ расследуют дела о терроризме, захвате заложников, незаконных вооруженных формированиях, об угоне самолетов, о государственной измене, шпионаже и диверсиях, а также о некоторых должностных преступлениях, если они связаны с рассмотрением дел, отнесенных к их компетенции. Полномочия следователя едины независимо от ведомства, к которому он относится. Полномочия следователя включают также его право давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий, которые обязательны для исполнения. Постановления следователя, вынесенные согласно закону, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
73. Органы дознания. Их задачи, полномочия, система. Дознание – это собирание официальными органами сведений об определенном обстоятельстве или факте или же собирание доказательств такого факта. Дознание может иметь место по отношению ко всякого рода делам, подлежащим судебному рассмотрению, гражданским, административным и уголовным, и при всяком положении дела. Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели (следователи) органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, дознаватели органов Госнаркоконтроля России, Службы судебных приставов, таможенных органов, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, дознаватели органов Государственной противопожарной службы. По уголовным делам о преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц (занимающими государственные должности, прокурорами, следователями, адвокатами), дознание производится следователями прокуратуры. И государственные органы, и должностные лица, уполномоченные законом производить дознание и имеющие другие процессуальные полномочия, именуются органами дознания. Ввиду исключительности обстоятельств уголовно-процессуальный закон возлагает возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий на капитанов морских и речных судов, руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ. Задачами органов дознания являются: – быстрое и полное раскрытие преступлений; – изобличение виновных; – обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы процессуальных действий: – дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления), по преступлениям небольшой и средней тяжести. По уголовным делам об иных преступлениях этих категорий дознание может производиться только по указанию прокурора; – производство неотложных следственных действий (осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно. В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры: – руководитель (начальник органа дознания) – это должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное Уголовно-процессуальным кодексом отдельными процессуальными полномочиями для обеспечения процессуального контроля за производством дознания; – дознаватель – это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручает вести дознание; с этого момента он приобретает предусмотренные законом процессуальные права и обязанности. Органы внутренних дел – основной универсальный орган дознания, так как их компетенция не ограничивается определенными категориями уголовных дел, как это сделано в отношении остальных органов дознания. Надзор за точным и неуклонным исполнением закона органами дознания осуществляет прокуратура.
74. Оперативно- розыскная деятельность. Понятие, органы, её осуществляющие. Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно уполномоченным законом на то оперативными подразделениями гос.органов, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты прав и законных интересов личности, общества и государство от преступных посягательств. Задачи ОРД по ФЗ: выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений; выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших. На территории РФ ОРД осуществляют оперативные подразделения органов внутренних дел, органов ФСБ России, федеральных органов гос.охраны, таможенных органов, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, органов наркоконтроля, Минобороны РФ.
75. Законодательство о прокуратуре. Конституция ст. 129, закон о прокуратуре РФ, УПК РФ Понятия и функции прокуратуры. Прокуратура согласно Конституции – этом единая централизованная система. Функции прокуратуры: · Надзор – прокурор осущ надзор от имени РФ. Надзор за соблюдением Конституции и исполнения законов, действующих в РФ. · Координация деятельности по борьбе с преступностью всех правоохран. Органов. · Участие в правотворческой деятельности, но она не наделена правом законод. Инициативы, изучает материалы, разрабатывает предложения. · Рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений · Международное сотрудничество – заключают соглашения с прокуратурами др. гос-в, заключают договоры. Принципы организации и деятельности прокуратуры: · Единство и централизация. Централизация означает подчинение всех нижестоящих прокуроров (принцип подчинённости). В конечном счете, все они подчиняются Ген прокурору. Единство: не может быть др. органов осущ. те же фун-ии. · Независимость прокуратуры от органов гос власти, др органов и организаций, т. е недопустимость вмешательства др органов в осущ прокурорского надзора. Прокурор не обязан давать каких – либо объяснений по делам и предоставлять кому – либо каких – либо материалов. · Гласность. · Информирование органов гос власти, др органов, а также населения о состоянии законности. · Неучастие в политике. Они не могут состоять в политич партиях, в др организациях, связанных с политич деятельностью. Система и организация прокуратуры: В органах прокуратуры 3 звена: · Низшее звено – район или город · Среднее звено – прокуратура субъектов Федерации (областные республиканские и т.д.) · Высшее звено – генеральная прокуратура. Её возглавляет ген прокурор.
76. Понятие прокурорского надзора, направления и отрасли прокурорского надзора, отличие от других видов контроля и надзора. Прокурорский надзор - осуществляемый органами прокуратуры надзор от имени РФ за соблюдением Конституции и исполнения законов, действующих в РФ. Отрасли: · Надзор за исполнением закона 1. Протест на противоречащий закону правовой акт лицу, который принял акт, или вышестоящему лицу. 2. Представление (вносится с целью устранения нарушения закона). Орган, получивший представление, в течении 1 месяца обязан устранить нарушение и известить прокурора. 3. Предостережение 4. Постановление о нарушении производства об административных нарушениях. Носит властный хар-р. · Надзор за соблюдением прав и свобод человека и граждпнина. · Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно – розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. · Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначающих судом меры принудительного хар-ра, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|