Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие коммерческой тайны.




Реферат

 

Курсовая работа 26 страниц, 12 источников.

 

Ключевые слова: понятие коммерческой тайны, субъекты в области коммерческой тайны, режим коммерческой тайны, охрана коммерческой тайны, правовые последствия разглашения коммерческой тайны.

 

Объект исследования: объектом являются общественные отношения, возникающие в области коммерческой тайны.

Цель курсовой работы: комплексно охарактеризовать и проанализировать понятие коммерческой тайны, изучить субъектов в области коммерческой тайны, комплексно проанализировать условия охраноспособности, изучить правовые последствия разглашения коммерческой тайны.

 

Методы исследования: при написании работы использовались исторический, сравнительно-правовой, логический, конкретно-примерный методы.

 

Полученные результаты и их новизна:

Научная новизна состоит в следующем: проанализированы точки зрения различных ученых и сформулировано общее наиболее полное определение коммерческой тайны.

 

Содержание

Введение.............................................................................................................4

1. Понятие коммерческой тайны.......................................................................5

2. Субъекты в области коммерческой тайны....................................................8

3. Охрана коммерческой тайны........................................................................13

4. Правовые последствия разглашения коммерческой тайны..........................18

4.1. Ответственность в рамках трудовых отношений........................................18

4.2. Гражданско-правовая ответственность.......................................................19

4.3. Административная ответственность.........................................................20

4.4. Уголовная ответственность.......................................................................20

Заключение.......................................................................................................24

Список использованных источников................................................................26

 

Введение

 

Рыночная экономика неразрывно связана с конкурентными отношениями, одним из элементов которой являются отношения по защите коммерческой тайны. И это вполне понятно: у любой организации есть свои производственные секреты, которые не должны распространяться не только за пределами этой организации, но зачастую и среди ее сотрудников. К таким сегодня относятся, например, информация о новых разработках и проектах, готовящихся рекламных акциях, презентациях, и т. д.

Правовой институт коммерческой тайны является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. В процессе осуществления деятельности накапливается большое количество разнообразной информации, имеющей важное значение для успешного развития бизнеса. В современных условиях информационного общества информация приобретает значение важнейшего ресурса, без которого немыслимо нормальное функционирование ни отдельного предпринимателя, ни общества и государства в целом, что и обуславливает актуальность темы исследования. Более того, с развитием и совершенствованием информационных технологий, информация приобретает характер одного из важнейших видов товара на рынке. Показательно, что среди различных форм недобросовестной конкуренции особое место занимает противоправное завладение производственными и коммерческими секретами в целях последующего несанкционированного их использования при производстве и реализации продукции, выполнении работ и оказании услуг.

Актуальность данной работы обосновывается, тем что, учитывая высокие темпы развития информатизации, значительно возросшую «цену» ущерба, причиняемого организациям в связи с неправомерным использованием, разглашением (утечкой) коммерческой тайны и невыполнением договорных обязательств по поводу охраны такой информации, сокращение числа нарушений в сфере обращения коммерческой тайны имеет не только серьезное правовое, но и большое экономическое значение, превращаясь, по существу, в общегосударственную проблему развития высокотехнологичной цивилизованной экономики Республики Беларусь.

В качестве методологической базы были использованы работы С.М. Ананич, С.С. Лосева, А.В. Шитикова, Г.К. Малышевой, Н.П. Тарасевич и др.

Целью курсовой работы является комплексно охарактеризовать и проанализировать содержание коммерческой тайны.

Исходя из цели исследования поставлены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать понятие коммерческой тайны.

2. Ознакомиться с субъектами в области коммерческой тайны.

3. Изучить способы охраны коммерческой тайны.

4. Изучить и проанализировать правовые последствия разглашения коммерческой тайны

При написании работы автором использовались логический, системный, сравнительный и статистический методы. Использование данных методов помогает глубже и шире подойти к изучению темы.

Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников.

 

Понятие коммерческой тайны.

Существующая необходимость в правовом регулировании вопросов, связанных с различными видами тайн, привлекает внимание многих ученых и специалистов. В Республике Беларусь и Российской Федерации в последние годы вышло множество публикаций, посвященных проблемам правового регулирования информации ограниченного доступа и смежным вопросам. Большинство из них носит прикладной характер., в то время как требуется теоретическое исследование данных вопросов, которое позволит эффективно встроить соответствующие правовые институты в систему белорусского права.

Прежде чем исследовать правовой режим тайн, следует уточнить значение понятия "тайна". По мнению А.Е. Шерстобитова, тайна - это "определение рода сведения, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб интересам ее обладателя". К. Шенпел дает похожее по смыслу определение тайны (или секрета): "секрет" - это часть информации, которая умышленно утаивается одним участником социальных отношений или их группой от другого (других) субъектов". При этом подчеркивается, что секрет является информацией (знаниями); он утаивается (скрывается) от других субъектов; утаивается умышленно.

Законодательство Республики Беларусь не содержит определения термина "информация ограниченного доступа". Поэтому информацией ограниченного доступа "тайной) предлагается считать известные только определенному кругу лиц и обладающие в силу этого особой ценностью сведения, данные и знания, в отношении которых принимаются меры, направленные на ограничение свободного доступа третьих лиц, распространение которых может причинить существенный вред заинтересованным лицам.

Можно выделить следующие признаки информации с ограниченным доступом:

- является самостоятельным объектом правового регулирования, не зависящим от конкретной формы ее материального носителя;

- не является общеизвестной;

- обладает особой ценностью в силу ее действительной или потенциальной неизвестности третьим лицам;

- субъект информации принимает меры, направленные на ограничение свободного доступа третьих лиц к информации;

- содержание информации соответствует ограничениям, установленным действующим законодательством.

Н.А. Агалец предлагает разделить информацию ограниченного доступа на следующие виды:

1. Конфиденциальна информация: коммерческая тайна, банковская тайна, персональные данные.

2. Информация отнесенная к государственным секретам: государственная тайна; служебная тайна.

Представляется, что данная классификация является наиболее приемлемой. [1]

Коммерческая тайна - это научно - техническая, технологическая, экономическая, организационная или любая иная используемая в практической деятельности информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и по отношению к которой правообладателем принимаются меры по охране ее конфиденциальности.

Закон "О коммерческой тайне" от 05.01.2013 № 16-З (далее - Закон) не наделяет владельцев коммерческой тайны какими-либо исключительными правами в отношении указанной информации, как это имело бы место, например, в случае защиты ее нормами патентного права (разумеется, если речь идет о патентоспособных объектах). Однако в случае неправомерного раскрытия, присвоения этой информации третьими лицами законодательство предоставляет ее владельцу право на защиту своих имущественных интересов, в том числе и на возмещение понесенных убытков.

За рубежом для определения информации, утечка которой может нанести экономический вред ее владельцу, применяются различные термины, такие как "деловой секрет" (США, Япония), "производственный секрет" (ФРГ), "торговый секрет" (Канада).

Широкое распространение в мировой практике получило понятие "ноу - хау", дословно означающее "знать как" (сокращенно от "знать как делать"). Впервые этот термин был применен в американской судебной практике в 1916 г. в деле "Дузэнд Браун" и стал использоваться в правовой литературе большинства зарубежных стран.

В соответствии со статьей 139 пункт 1 ГК РФ информация может составлять коммерческую тайну, если она соответствует следующим критериям:

- информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

- к ней нет свободного доступа на законном основании;

- обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности;

- информация, составляющая коммерческую тайну, не подпадает под перечень сведений, доступ к которым ограничивается в силу закона и иных правовых актов. [2]

Основой правового регулирования информационных отношений, возникающих при обращении информации, составляющей коммерческую тайну, является Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь "О коммерческой тайне" от 05 января 2013 г. № 16-З, а также международные договоры Республики Беларусь.

Информационные правоотношения, возникающие при обращении информации, составляющей коммерческую тайну, включают в себя отношения, возникающие в связи с установлением, изменением и отменой режима коммерческой тайны, а также в связи с правовой охраной коммерческой тайны. Действующее законодательство установило приоритет отношений, связанных с государственными секретами, над отношениями, опосредующими обращение информации, составляющей коммерческую тайну, в связи с чем исключает из сферы действия законодательства о коммерческой тайне отношения, связанные с государственными секретами.

Статьи 5 и 6 Закона, статья 140 Гражданского кодекса Республики Беларусь определяют сведения, которые могут быть отнесены к коммерческой тайне и соответственно быть объектом информационных правоотношений в данной области. [3, с. 207-208]

Режим коммерческой тайны может устанавливаться в отношении сведений, которые одновременно соответствуют следующим требованиям:

- не являются общеизвестными или легкодоступными третьим лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобного рода сведениями;

- имеют коммерческую ценность для их обладателя в силу неизвестности третьим лицам;

- не являются объектами исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

- не отнесены в установленном порядке к государственным секретам.

Сведения имеют коммерческую ценность в случае, если обладание ими позволяет лицу при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, сократить расходы, сохранить положение на рынке товаров, работ или услуг либо получить иную коммерческую выгоду.

Коммерческую тайну не могут составлять сведения:

- содержащиеся в учредительных документах юридического лица, а также внесенные в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

- являющиеся врачебной, адвокатской, банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайной;

- о недвижимом имуществе, правах и ограничениях (обременениях) прав на недвижимое имущество, содержащиеся в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;

- о составе имущества государственных юридических лиц и юридических лиц, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат государству;

- об использовании средств республиканского и (или) местных бюджетов;

- о состоянии окружающей среды, противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих или способных оказать негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и населения в целом;

- о подлежащих уплате суммах налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей;

- о численности и составе работников, об условиях и охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также о наличии свободных рабочих мест (вакансий);

- о задолженности нанимателей по выплате заработной платы и по социальным выплатам;

- о нарушениях законодательства и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

- об условиях аукционов (конкурсов) по продаже объектов приватизации и конкурсов по передаче принадлежащих Республике Беларусь или ее административно-территориальной единице акций открытых акционерных обществ в доверительное управление, в том числе с правом выкупа части этих акций по результатам доверительного управления, а также о проданных объектах приватизации, об условиях их продажи и о покупателях;

- о финансовом состоянии лица, предоставляемые в соответствии с требованиями законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве);

- иные сведения, определенные законодательными актами. [4]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...