Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По организации самостоятельной работы студентов




Спецкурс «Суд присяжных в Российской Федерации» состоит из восьми тем, изучение ко­торых в рамках очного обучения включает чтение лек­ций, проведение семинарских занятий. В конце обучения студентов уголовно-правовой специализации сдают зачет по спецкурсу.

В содержание изучаемого курса включены такие традиционные вопросы судопроизводства с участием присяжных заседателей, как: история становления и развития суда присяжных; сущность производства в суде присяжных; этапы судебного разбирательства в суде присяжных и их характеристика; особенности предварительного слушание дела в суде присяжных; порядок формирования суда присяжных; особенности судебного разбирательства в суде присяжных; виды и содержание решений в суде присяжных; проблемы судебного разбирательства в суде присяжных и пути повышения его эффективности. Наряду с этим изучаются наиболее существенные, узловые проблемы, характеризующие новые направления в процессуальной науке, вопросы, по которым ни теория, ни практика пока не выработали общепринятых позиций, но которые получили в последнее время иное, чем ранее звучание.

Бюджет учебного времени составляет 108 часов: из них 36 часа - лекции, 18 часов - семинарские занятия, а 40 часов отведено для самостоятельной работы студентов).

Работа на лекциях не означает пассивного поведения студентов, а предполагает их напряженную, активную деятельность: проблемное изложение лектором учебного материала активизирует познавательную направлен­ность способностей студентов на лекциях. В силу этого студент определяет объ­ем конспектирования лекционного материала, в том числе сущности имеющихся концепций, несовпадающих позиций, предложений по практическому разрешению проблем. С целью оптимизации работы на лекциях рекомендуется иметь тексты Конституции России, Уголовно-процессуального кодекса РФ, Федерального закона от 20.08.2004 «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

При подготовке к семинарскому или практическому занятию студенту целесообразно:

- выяснить план занятия и внимательно прочесть вопросы, подлежащие рассмот­рению, а также методические указания по их изучению;

- ознакомиться со списком рекомендованной литературы по теме, при этом учесть, что основная литература (законы, подзаконные акты, материалы следственно-судебной практики, учебники, учебные пособия) подлежат обязательному изучению, нормативный материал - конспектированию (по возможности - ксерокопированию), а дополнительная литература изучается по потребности студента;

- изучить конспект лекции, рекомендованную по теме литературу, тщательно, ее проанализировать и законспектировать в соответствии с предварительно составлен­ным планом ответа; необходимо учитывать то, что ответ нельзя сводить к описанию положений, содержащихся в учебнике,

- следует затрагивать проблемные, дискусси­онные вопросы, не решенные до конца в теории и практике, но при этом желательно излагать свою точку зрения, аргументируя ее ссылками на литературные источники, законы и подзаконные акты, решения Конституционного и Верховного Судов РФ;

- ответить на вопросы для самоконтроля по данной теме (здесь возможно со­ставление конспекта ответов, который впоследствии пригодится при подготовке к за­чету, государственному экзамену);

- рассмотреть и решить задачи; этот вид работы рассчитан на обретение навыков правильного применения по­лученных теоретических знаний в конкретных условиях (здесь необходимо помнить, что задачи не имеют однозначных ответов и их фабулы предполагают вариативность подходов к решению). Варианты ответов следует фиксировать в тетради со ссылками на конкретные нормы уголовно-процессуального закона и другие нормативные акты.

Студент стоит перед необходимостью освоить такую важную форму обучения, как самостоятельная работа, которая характеризуется активной и целена­правленной деятельностью, обеспечивающей выработку умения и навыков рацио­нального приобретения необходимой научно-познавательной информации и определенных знаний. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиториях во время учебного процесса, и во внеурочное время. Здесь возможно примене­ние традиционных форм самообучения - работы с нормативным материалом, состав­ления конспектов, написания процессуальных документов, решения задач, подготовки рефератов, докладов и т.д.

Повысить эффективность самоподготовки можно путем использования послед­них материалов судебноой практики: решений Конституционного Суда России, постановлений Верховного Суда России, решений Президиума и судебных коллегий Верховного Суда России по конкретным уголовным делам, обзоров работы судов, (с помощью компьютерных программ типа «Консультант +» и «Гарант» получать подобные материалы стало легче) и последних достижений уголовно-процессуальной теории (статей, монографий, учебных пособий) по наибо­лее дискуссионным вопросам.

Помимо этого, студенты имеют возмож­ность получать индивидуальные консультации по любому вопросу курса, в том числе и о порядке написания контрольных и курсовых работ, в течение учебного года.

По уголовному процессу нет недостатка в хороших учебниках, однако следует помнить, что учебники зачастую не включают в себя освещение всех проблемных во­просов. К тому же, уголовно-процессуальное законодательство изменчиво, а поэтому ни один из учебников по данной дисциплине не успевает учитывать в полной мере всех произошедших в уголовно-процессуальной и смежных отраслях права измене­ний. По этой причине при изучении курса уголовного процесса наряду с учебниками рекомендуется использовать программу, методические указания по изучению дисциплины, предложенный список литературы, нормативный материал в виде законов и подзаконных актов. Студентам необходимо следить за публикациями в таких пе­риодических изданиях, как «Государство и право», «Российская юстиция», «Закон­ность», «Российский следователь», «Российский судья», «Уголовное право», «Российская газета», «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации», «Бюллетень Верховного Суда Рос­сийской Федерации» и др. Все это будет способствовать формированию представления о социальной обусловленности, закономерностях развития и функционирования уголовно-процессуального законодательства, об актуальных проблемах теории и практики уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей, окажет помощь в усвоении дисциплины, а также при сдаче зачета, переводного и государственного экзамена.

Цель вузовской подготовки заключается в том, чтобы дать будущим юристам глубокую, фундаментальную теоретическую подготовку в области юриспруденции, в частности, уголовного процесса, которая является базой практической деятельности, а также привить им минимальные практические навыки. Практический же опыт и умения, полное овладение профессиональным мастерством юриста приходит в результате много­летней творческой работы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...