Глава 1 Химическая термодинамика.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Кировская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Химическая термодинамика
Киров 2011 ББК 28 072 я 73 УДК 546
Печатается по решению редакционно-издательского совета Кировской государственной медицинской академии (протокол № 9 от 16 мая 2011 г.)
Химическая термодинамика: учебно-методическое пособие для внеаудиторной и самостоятельной работы студентов / сост. Л. В. Власова, Н. Л. Зобнина. – Киров, 2011. – 32 с.
Учебно-методическое пособие предназначено для внеаудиторной и самостоятельной работы студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов. Оно составлено в соответствии с программой Минздрава РФ. Пособие включает изложение теоретического материала с графическими схемами, систематизирующими его, примеры решения типовых задач, тестовые задания для самопроверки, расчётные задачи и справочные таблицы.
Рецензент: П. И. Цапок. – заведующий кафедрой биологической химии Кировской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор.
©Власова Л.В, Зобнина Н.Л. 2011 ©ГОУ ВПО Кировская ГМА Минздравсоцразвития России, 2011 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие. 4
Глава 1 Химическая термодинамика. Предмет и основные понятия термодинамики.. 5
Глава 2 Первое начало термодинамики.. 8 2.1 Первое начало термодинамики как закон сохранения энергии. 8 2.2 Первое начало термодинамики для химических реакций. 9 2.3 Закон Гесса и следствия из него. 10 2.4. Медико-биологическое значение первого начала термодинамики. 12
Глава 3 Второе начало термодинамики. 15 3.1. Самопроизвольные процессы.. 15 3.2. Энтропия. 16 3.3. Критерии самопроизвольных процессов в различных системах. 18 3.4. Энергия Гиббса (изобарно-изотермический потенциал) 20 3.5. Принцип энергетического сопряжения. 22
Тестовые задания для самоконтроля. 24
Термодинамические константы веществ.. 31
Литература. 32
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данное методическое пособие посвящено изложению основных положений учения о превращениях энергии при химических процессах. Эти знания необходимы будущему врачу для правильного представления об обмене энергии, протекающем в живом организме в результате разнообразных биохимических процессов. Законы превращения энергии одни и те же для неживой природы и для живых организмов и называется I и II началами термодинамики. Любые процессы, происходящие в окружающем мире, связаны с превращением энергии. Поэтому изучение всего курса общей химии в медицинских вузах начинается именно с раздела «Химическая термодинамика». В то же время, количество учебных часов, отведённых в программе на изучение этой непростой для понимания темы, явно недостаточно. Цель данного учебного пособия: обучение первокурсников правильной организации выполнения ими самостоятельной работы. Для лучшего усвоения основных закономерностей химических процессов в учебном пособии проведена систематизация теоретического материала в виде графологических структур, даны задачи с примерами решения, а также включён контрольно-обучающий раздел, состоящий из тестовых заданий и расчётных задач. Авторы надеются, что изучение данного материала поможет будущим врачам в усвоении курса общей химии. Недаром ещё М.В.Ломоносов (а он тоже был одним из основоположников термодинамики) говорил: «Медик без довольного познания химии совершенен быть не может».
Глава 1 Химическая термодинамика. Предмет и основные понятия термодинамики Термодинамика изучает законы превращения энергии из одного вида в другой. Эта наука возникла в XIXв. в связи с появлением тепловых двигателей и ее первоначальная задача сводилась к изучению закономерностей превращения тепловой энергии в механическую энергию (работу) наиболее оптимально. Основой термодинамики являются два закона – первое и второе начала термодинамики. Опираясь на эти законы, химическая термодинамика, как часть общей науки, изучает превращение теплоты химических реакций в другие виды энергии, возможность и направление самопроизвольных процессов, фазовые переходы и химические равновесия. Объектом изучения термодинамики является система и все изменения энергии в ней. Системой называется отдельное тело или группа тел, отделяемая реальными или воображаемыми границами от окружающей среды. Если объектом изучения врача является человек, то для термодинамики человек – это тоже система. По характеру обмена энергией и веществом с окружающей средой системы делятся на три типа. Системы Изолированные Закрытые Открытые
Физические величины, характеризующие состояние системы, называются параметрами (t, V, P, v, mи т.д.). Изменение параметра называют процессом. При этом система переходит из одного (начального) состояния в другое - конечное. Изменение параметра обозначается буквой Δ (дельта):ΔТ = Ткон. – Тнач. Параметры делятся на основные (их можно измерить) и функции состояния (внутренняя энергия U, энтальпия H, энтропия S, энергия Гиббса G). Особенность функций состояния в том, что их изменение не зависит от пути процесса. При взаимодействии некоторых веществ происходит выделение теплоты. Значит, эти вещества еще до реакции в скрытой форме обладали определенной энергией. Этот запас энергии системы называется внутренней энергией (U). Любая система состоит из частиц: молекул, атомов, ионов, протонов, электронов и т.д., находящихся в постоянном движении и взаимодействии.
U = Σ Екин. + Σ Епотенц. Она не учитывает кинетическую энергию движения всей системы и потенциальную энергию положения. Например, внутренняя энергия груза в стоящем и движущемся автомобиле одинакова. Величину внутренней энергии ни рассчитать, ни измерить невозможно, но можно экспериментально определить её изменение: ΔU = U2 – U1 .
P = const
(“эн” – в, ”тальпио” – тепло: тепло в системе). Энтальпия отличается от внутренней энергии на величину pV: H = U + pV. Энтальпия в химии имеет более важное значение, чем внутренняя энергия, поскольку химические и биохимические реакции протекают при постоянном давлении и передача теплоты химических реакций происходит в изобарных условиях. Передача энергии от системы к окружающей среде и наоборот может происходить в виде теплоты (Q) или работы (А). Теплота – это неупорядоченная форма передачи энергии в результате удара молекул о границу раздела. Меру переданной энергии называют количеством теплоты (Q) Работа – это упорядоченная, направленная форма передачи энергии. Величина работы (А) есть количественная характеристика переданной энергии. Например, воду в стакане можно подогреть, поставив стакан на горячую плитку, а можно подогреть его до той же температуры быстрым вращением мешалки с лопастями за счёт трения. В первом случае энергия передается системе немеханическим путем в виде теплоты, а во втором – в виде работы. Следовательно, теплота и работа эквивалентны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|