Снаряжение для организации навески
Стр 1 из 12Следующая ⇒ ТЕХНИКА SRT ПРАВИЛА Москва Под редакцией: Председатель спелеокомиссии ТССР Чередниченко Ф.Л. Разработчики: Чередниченко Ф.Л., Чанышева А.Ф., Ваш. Э., Акимов В.О., Макашова З.Э., Афанасьев А.А., Самсонов В.Б., Логинов В., Терехин С., Позднякова Л., Степурко А., Сергеева А., Мухин К., Рыбка Е., Чередниченко Д.Л., Венский Е.Р., Венская А.В., Сырыгина М.И.
«Утверждаю»
Президент Туристско-спортивного союза России С.Н. Панов
25 мая 2011 г.
Рекомендовано Туристско-спортивным союзом России в качестве Правил по работе и движению по веревке для дистанций и маршрутов «спелео». Содержание
Введение. 6 Общая часть. 7 1. Снаряжение. 9 1.1. Снаряжение для организации навески. 9 1.1.1. Веревка. 9 1.1.2. Соединительные звенья. 9 1.1.3. Искусственные точечные опоры.. 10 1.1.4. Локальные петли. 10 1.1.5. Отклонитель. 11 1.1.6. Протектор. 11 1.2. Снаряжение для передвижения по навеске (индивидуальный комплект) 11 1.2.1. Обвязка нижняя. 12 1.2.2. Центральное соединительное звено. 12 1.2.3. Ведущий и фиксирующий зажимы.. 13 1.2.4. Подтяжка фиксирующего зажима. 13 1.2.5. Страховочные усы.. 13 1.2.6. Спусковое устройство. 15 1.2.7. Карабин для соединения СУ с ЦСЗ. 15 1.2.8. Педаль (ступенька, стремя) 15 1.2.9. Вспомогательный зажим.. 15 1.2.10. Сервисный карабин. 15 1.2.11. Блок-ролик. 16 2. Организация навески. 17 Общие положения. 17
Способы крепления основной веревки к рельефу. 18 2.1. Основная точка крепления веревки (ОТК) 19 2.2. Промежуточная точка крепления (ПТК) 20 2.3. Горизонтальный участок навески (перила) 21 2.4. Вертикальный участок навески. 22 2.5. Отклонитель. 22 2.6. Протектор. 23 2.7. Узел на основной веревке. 23 2.8. Троллей. 23 2.8.1. Горизонтальный троллей. 23 2.8.2. Наклонный троллей. 24 3. Снятие навески SRT. 25 Основные положения. 25 Спуск со снятием навески SRT («самосброс») 25 4. Передвижение спортсмена по навеске SRT. 26 Общие положения. 26 Основные правила подъема. 27 Основные правила спуска. 27 Основные правила передвижения по перилам.. 28 Передвижение по рельефу со страховкой за перила и вертикальный участок навески. 28 Передвижение по наклонному троллею.. 28 Передвижение по горизонтальному троллею.. 28 Основные правила транспортировки снаряжения. 29 5. Снятие пострадавшего с навески SRT. 30 Приложение 1. Эксплуатация веревки. 31 Приложение 2. Неисправности веревок и их устранение. 32 Приложение 3. Неисправности соединительных звеньев и их устранение. 33 Приложение 4. Неисправности обвязок и их устранение. 34 Приложение 5. Тестовые параметры по EN 1891. 35 Приложение 6. Тестовые параметры по EN 892. 36 Приложение 7. Неисправности зажимов и их устранение. 37 Приложение 8. Неисправности блок-роликов и их устранение. 38 Приложение 9. Неисправности проушин и их устранение. 38 Приложение 10. Неисправности строп и их устранение. 39 Приложение 11. Требования и правила вязки узлов. 39 Приложение 12. Алгоритмы передвижения по веревке. 40 3.1 Подъём.. 40 4.1.1. Подъём по верёвке. 40 4.1.2. Подъем по веревке через ПТК.. 40 4.1.3. Подъем через отклонитель. 42 4.1.4. Подъем через узел. 42 4.1.5. Подъём через протектор. 42 4.2. Спуск. 43 4.2.1. Спуск по веревке. 43 4.2.2. Спуск по веревке через ПТК.. 43 4.2.3. Спуск через отклонитель (оставлен 1 алгоритм) 44 4.2.4. Спуск по веревке через узел. 44 4.2.5. Спуск по веревке через протектор. 45
4.3. Передвижение по перилам.. 45 4.3.1. Передвижение по перилам через ПТК.. 45 4.3.2. Передвижение по перилам через узел. 46 4.4. Передвижение по рельефу со страховкой за перила и вертикальный участок навески. 46 4.4.1. Преодоление узла (ПТК) 46 4.5. Передвижение по наклонному троллею.. 47 4.6. Передвижение по горизонтальному троллею.. 47 4.6.1. Передвижение по горизонтальному троллею через узел. 47 4.7. Переходы через места соединения элементов навески. 47 4.7.1. Переход с перил на спуск по вертикальному участку навески. 48 4.7.2. Переход с перил на подъём по вертикальному участку навески. 48 4.7.3. Переход со спуска по вертикальному участку навески на перила. 48 4.7.4. Переход с подъема по вертикальному участку навески на перила. 49 4.7.5. Переход со спуска по вертикальному участку навески на спуск по наклонному троллею 49 4.7.6. Переход со спуска по вертикальному участку навески на подъем по наклонному троллею 49 4.7.7. Переход с подъема по наклонному троллею на подъем по вертикальному участку навески 49 4.7.8. Переход со спуска по наклонному троллею на подъем по вертикальному участку навески 50 4.7.9. Переход с подъема по вертикальному участку навески на подъем по наклонному троллею 50 4.7.10. Переход со спуска по наклонному троллею на спуск по вертикальному участку навески 50 4.7.11. Переход с подъема по наклонному троллею на спуск по вертикальному участку навески 51 4.7.12. Переход с подъема по вертикальному участку навески на спуск по наклонному троллею 51 4.7.13. Переход с перил на подъем по наклонному троллею.. 51 4.7.14. Переход со спуска по наклонному троллею на перила. 51 4.7.15. Переход с перил на спуск по наклонному троллею.. 52 4.7.16. Переход с подъема по наклонному троллею на перила. 52 4.7.17. Переход с перил на горизонтальный троллей. 52 4.7.18. Переход с горизонтального троллея на перила. 52 4.7.19. Переход с подъема по вертикальному участку навески на спуск по вертикальному участку навески 52 4.7.20. Переход со спуска по вертикальному участку навески на подъем по вертикальному участку навески 53 4.7.21. Переход с горизонтального троллея на подъем по наклонному троллею.. 53 4.7.22. Переход со спуска по наклонному троллею на горизонтальный троллей. 53 4.7.23. Переход с горизонтального троллея на спуск по наклонному троллею.. 53
4.7.24. Переход с подъема по наклонному троллею на горизонтальный троллей. 54 4.7.25. Переход с горизонтального троллея на спуск по вертикальному участку навески. 54 4.7.26. Переход с подъема по вертикальному участку навески на горизонтальный троллей. 54 4.7.27. Переход со спуска по вертикальному участку навески на горизонтальный троллей. 55 4.7.28. Переход с горизонтального троллея на подъем по вертикальному участку навески. 55 4.7.29. Переход со спуска по наклонному троллею на подъем по наклонному троллею.. 55 4.7.30. Переход с подъема по наклонному троллею на спуск по наклонному троллею.. 55 4.7.31. Переход с горизонтального троллея на горизонтальный троллей. 56 Список литературы.. 57
Введение Данный документ представляет собой вторую редакцию Правил работы с веревкой в технике SRT. Техника SRT – Single Rope Technique – пришла в Россию с запада более 20 лет назад. Одним из первых западных изданий по вопросам использования данной техники является книга «Вертикальный кейвинг», написанная Майком Мередитом в 1979г. С тех пор вышло много французских, английских, американских и прочих иностранных изданий, многие из которых были переведены на русский язык. В России овладение техникой SRT пошло по пути отдельных клубов, что привело к различиям в понимании основ техники и практическом ее применении. Уже около 20 лет с целью выявления степени подготовленности спелеологов проводятся соревнования по технике SRT в России, Украине, Белоруссии, Польше, Литве и других странах. В 2006 году в Испании прошел первый Чемпионат мира по спортивной спелеологии. Однако правила, в рамках которых может применяться данная техника в России, до настоящего времени оставались негласными и варьировались в зависимости от клуба. В связи с этим возникла также проблема однозначного судейства этих соревнований. Техника SRT является комплексной методикой преодоления пещерного рельефа, которая включает в себя как требования к индивидуальному снаряжению спелеолога, передвижению спелеолога по навеске SRT, так и собственно снаряжение и технологии, применяемые для организации навески SRT. Поэтому общее и однозначное понимание данной техники является основополагающим для повышения безопасности и удобства посещения пещер.
Данный документ призван привести к единому началу не только соревновательную технику, но и технику хождения по пещерам, сделав стандартными и легко узнаваемыми основные элементы снаряжения, приемы и алгоритмы передвижения по навеске SRT. Документ регламентирует требования к применяемому снаряжению и его сертификации, основные принципы и правила организации навески SRT, правила подъема и спуска по веревке, алгоритмы действий при передвижении по навеске SRT. В издании приведены также основные термины, используемые в рамках данной техники. В документе проведен глубокий анализ литературы, приведенной в библиографии, и принят во внимание практический опыт спелеологов России и стран СНГ. Документ должен обновляться не реже, чем один раз в два года, с целью совершенствования данной техники и повышения безопасности спелеологов.
Общая часть Общие положения 1. Данный документ регламентирует правила работы с веревкой в технике SRT во время проведения соревнований по спортивной спелеологии и работы в пещерах. 2. Запрещается использовать для всех видов работ продукцию производителей, на которую наложено ограничение Комиссией по безопасности и снаряжению Федерации спортивной спелеологии России или Спелеокомиссией Туристско-спортивного союза России. 3. При наличии разногласий между условиями соревнований (дистанций) и данными Правилами следует руководствоваться последними. Список условных обозначений ОВ – основная веревка СУ - спусковое устройство ЦСЗ – центральное соединительное звено ИТО – искусственная точечная опора ЕТО – естественная точечная опора ПТК – промежуточная точка крепления ОТК – основная точка крепления Определения Техника SRT - single rope techniques (техника одной верёвки) – это методика преодоления вертикальных и крутонаклонных участков пещерного рельефа с помощью одной верёвки. Основная веревка (далее ОВ) – статическая веревка, предназначенная для передвижения и страховки спортсмена. Страховочная веревка - веревка, предназначенная для предотвращения падения спортсмена. Вспомогательная веревка – веревка, предназначенная для выполнения задач, не связанных со страховкой и передвижением спортсмена по веревке. Навеска SRT – основная веревка, закрепленная на рельефе определенным методом с помощью технических средств, предназначенная для страховки и передвижения спортсменов при преодолении вертикальных или иных опасных участков пещеры.
Вертикальный участок навески – часть навески, идущая преимущественно вертикально и предназначенная для подъема-спуска спортсмена. Горизонтальный участок навески (перила) – часть навески, идущая преимущественно горизонтально и предназначенная для передвижения спортсмена по горизонтали. Двойные перила – горизонтальный участок навески (перила), провешенные двумя ОВ, все ПТК заменены на ОТК. Сдвоенные перила – горизонтальный участок навески (перила), продублированный второй ОВ. Линия крепления к навеске – специальное снаряжение, соединяющее ЦСЗ спортсмена и навеску SRT, с помощью которого осуществляется страховка и закрепление спортсмена на навеске. Линии крепления к навеске SRT должны быть независимы друг от друга, за исключением общего соединительного узла (петли) двух страховочных усов, закрепленных в ЦСЗ. Индивидуальный комплект – комплект снаряжения, необходимый для безопасного передвижения спортсмена по навеске SRT. Точечная опора – средство крепления ОВ к рельефу. Точка крепления – место крепления ОВ к рельефу с помощью точечных опор. Полиспаст – система, предназначенная для увеличения тягового усилия, приложенного к веревке. Троллей – часть навески, ОВ, предназначенная для отклонения линии движения спортсмена от вертикали и натянутая с усилием, превышающим усилие рук одного спортсмена. Безопасная зона – место, в котором спортсмен, находясь без страховки, не может упасть глубже своего местоположения. Карем – провис веревки, образованный приходящим сверху участком навески и ПТК (ОТК), необходимый для удобства преодоления ПТК (ОТК). Перестегивание: 1. Общее. Процесс преодоления спортсменом ПТК (ОТК), узла на веревке, протектора, отклонителя и соединений элементов навески. 2. Частное. Перенос линии крепления к навеске с одного элемента навески на другой. Технический элемент навески – часть навески, организованная с целью безопасного и комфортного передвижения спортсмена и требующая особой технологии преодоления спортсменом. К техническим элементам навески относятся: ОТК, ПТК, вертикальный участок навески, перила, отклонитель, протектор, узлы, троллей.
Снаряжение Снаряжение для организации навески Веревка Основная веревка (далее ОВ) – статическая веревка, предназначенная для передвижения и страховки спортсмена. Термин применим в рамках техники SRT. Все изложенные ниже требования применимы к веревкам, изготовленным из полиамида и полиэстера. Требования к веревке 1. Веревка должна быть предназначена для обеспечения безопасности людей. 2. Веревка должна соответствовать одной из норм, указанных ниже: · EN 1891 / UIAA 107 (см. Приложение 5), · ТУ 9616-003-00461221-2001 (Коломна), · ТУ 9616-001-45600401-98 (Аскан), · ТУ 9616-009-42780816-08 (Венто), · ТУ У 14279804-05-97 (Юкроп). 3. Веревка должна иметь сертификат соответствия (качества) одной из вышеуказанных норм. 4. Диаметр веревки для передвижения спортсмена должен быть не менее 8 мм. 5. Диаметр веревки должен соответствовать эксплуатационным характеристикам используемого спортсменами личного снаряжения. 6. Веревка должна эксплуатироваться и храниться согласно правилам, разработанным производителем и указанным в паспорте изделия. 7. Основные требования к эксплуатации, хранению и рекомендуемым предельным разрывным нагрузкам указаны в Приложении 1. 8. Запрещается использовать для всех видов работ веревки производителей, на продукцию которых наложено ограничение комиссией по безопасности и снаряжению ФССР или спелеокомиссией ТССР. 9. При обнаружении дефектов (неисправностей) веревки действовать согласно Приложению 2. Соединительные звенья Карабин — соединительное разъемное звено с автоматически замыкающимся контуром. Рапид – соединительное разъемное звено с несущей нагрузку резьбовой муфтой. Муфта – деталь соединительного звена, обеспечивающая: в карабинах – предохранение защелки от самопроизвольного раскрытия; в рапидах – замыкание контура. Требования к соединительным звеньям 1. Карабин должен быть предназначен для обеспечения безопасности людей. 2. Карабин должен соответствовать одной из норм, указанных ниже: · EN 362 класс B, · EN 12275 / UIAA 121 класс B, H, · ГОСТ Р ЕН 362-2008 класс B. 3. Рапид должен соответствовать одной из норм, указанных ниже: · EN 362 класс Q, · EN 12275 / UIAA 121 класс Q, · ГОСТ Р ЕН 362-2008 класс Q. 4. Соединительное звено должно иметь сертификат качества, подтверждающий соответствие продукции указанным нормам. 5. Знак соответствия норме и основные прочностные характеристики, такие как продольная нагрузка, поперечная нагрузка и продольная нагрузка с открытым контуром, должны быть нанесены на тело карабина вдоль его основной оси. 6. Знак соответствия норме и основные прочностные характеристики, такие как продольная и поперечная нагрузки, должны быть нанесены на тело рапида вдоль его основной оси. 7. Соединительные звенья должны эксплуатироваться и храниться согласно правилам, разработанным производителем и указанным в паспорте изделия. 8. Соединительное звено не должно иметь доработок, способных снизить его прочностные характеристики. 9. Рекомендуемый срок эксплуатации соединительного звена – не более 5 лет. 10. После воздействия высокой динамической нагрузки (с фактором падения более 1,5) соединительное звено отбраковывается. 11. Запрещается использовать карабины без муфты с изогнутой защелкой, скобой вместо защелки, а также автоматические карабины без поворотного механизма в муфте, соответствующие EN 362, класс К (типа Vertigo фирмы Petzl и их аналоги). 12. При обнаружении дефектов (неисправностей) соединительных звеньев действовать согласно Приложению 3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|