Понятие, сферы и принципы маркетингового исследования
Маркетинговое исследование – систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах.
Маркетинговые исследования выполняют три основные функции: 1. Описательная функция заключается в том, что исследователь собирает информацию о каких-либо явлениях и процессах. Характеризует их объем, структуру, вариацию и динамику. 2. Аналитическая функция предполагает ответ исследователя на вопросы: Почему явление достигло такого уровня? Развивалось именно такими темпами? Какие факторы повлияли на это развитие? 3. Прогнозная функция основывается на данных предыдущих функций и предназначена для прогноза дальнейшего развития событий.
Производители и продавцы нуждаются в самой разнообразной информации, поэтому можно выделить следующие сферы и виды маркетинговых исследований: 1. Изучение рекламы как инструмента достижения маркетинговых целей: а) исследование мотивации потребителей; б) исследование текстов рекламных обращений; в) исследование каналов распространения рекламы; г) эффективность рекламных сообщений. 2. Изучение эффективности коммерческой деятельности: а) построение краткосрочных и долгосрочных прогнозов; б) изучение тенденций деловой активности; в) изучение ценовой политики и товарного ассортимента; г) изучение географического расположения предприятий и складов. 3. Изучение товарных групп: а) изучение потребительской реакции на товарные инновации; б) изучение товаров конкурирующих производителей; в) тестирование товаров и упаковки. 4. Изучение внешней репутации фирмы и ее восприятие потребителями:
а) изучение проблемы обратной связи с потребителями; б) изучение воздействия на окружающую среду; в) изучение законодательства в области рекламы и продвижения; г) изучение общественных ценностей. 5. Изучение сбытовой системы и рынков: а) измерение потенциальной емкости рынка; б) анализ распределения занимаемых фирмами долей рынка; в) изучение характеристик рынка; г) изучение каналов распределения; д) изучение стратегий стимулирования сбыта.
Маркетинговые исследования базируются на следующих методологических принципах: ü комплексность – исследуемая проблема может находиться в поле зрения как маркетинга, так и смежных с ним научных направлений; ü верифицируемость – данные, закладываемые в гипотезу исследования, должны быть сопоставлены с наблюдаемыми явлениями и фактами; ü территориальность – территориально-логистические взаимосвязи в изучаемых объектах имеют важное системообразующее значение; ü актуальность – соответствие проблемы исследования социально-экономическим потребностям общества, либо обладание практико-хозяйственной ценностью; ü системность – объект исследования рассматривается как система в совокупности образующих элементов.
Маркетинговое исследование – процесс, состоящий из пяти этапов, которые представлены на рис. 9.
Описание этапов маркетингового исследования
Выявление проблемы и постановка целей исследования Первый этап в свою очередь предполагает ряд последовательных шагов, которые будут рассмотрены. Определение потребности в проведении маркетинговых исследований осуществляется на основе мониторинга внешней среды, как на формальной, так и неформальной основе. Главной целью мониторинга является предоставление оперативной информации руководству организации. Такая информация позволяет руководству оценить, соответствует ли результат их текущей оперативной деятельности, запланированным целям; оказали ли влияние принятые законы на покупательную способность потребителей, на деятельность предприятий отрасли; имели ли место изменения системы ценностей потребителей и их стиля жизни; были ли использованы конкурентами новые стратегии.
Выявление проблемы Ещё Эйнштейн отмечал, что правильно определить проблему, уже наполовину её решить. Ясное, четкое изложение проблемы является ключом к проведению успешного маркетингового исследования. Зачастую клиенты маркетинговых фирм сами не знают своих проблем. Они констатируют падение объема продаж или уменьшение рыночной доли. Однако это только симптомы, а важно выявить причины их появления. Определение проблемы включает:ü выявление симптомов;ü четкое изложение возможных причин, лежащих в их основе;ü выявление полного списка альтернативных действий, которые может предпринять управляющий маркетингом по устранению данных причин.Обычно выделяют следующие подходы к выявлению проблем управления маркетингом:1. Анализ результатов производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности компании.2. Выявление проблем путем экспертного опроса руководителей и специалистов.3. Наблюдение за выполнением маркетинговых функций и (или) непосредственное участие в их реализации специалистов-консультантов, которые выявляют проблемы совершенствования управления маркетингом в организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|