Проблемы изучения семьи как социальной группы. Основные правила изучения семьи и особенностей воспитания ребенка в ней.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 47Новые подходы к проблеме взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. Формы взаимодействия с семьёй. В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует иных линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Напомним суть этих понятий. Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки! У них укрепляется чувство гордости за свою семью. Еще важнее помочь родителям попробовать себя в роли «коллективного» педагога. Особенно это важно для бабушек, дедушек: им так необходимо почаще чувствовать, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться! Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.
48Психолого – педагогические основы взаимодействия семьи и педагогов. Особенности взаимодействия с проблемными семьями. Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. (В.К.Котырло, С.А.Ладывир). Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. молодые семьи, не имеющие опыта воспитания, не владеющие необходимыми знаниями и умениями. Задача педагога - содействовать повышению ответственности родителей за воспитание детей, обогащению их соответствующими знаниями и умениями. Причем важно учить молодых родителей понимать своего ребенка, учитывать его возрастные возможности. Неполная семья, в которой мать манкирует родительскими обязанностями, не уделяет ребенку должного внимания, перекладывает все заботы о воспитании на дошкольное учреждение, требует от педагога особого внимания и специфических способов воздействия. Поэтому основным объектом педагога должна стать мать: «достучаться» до ее сердца, сознания, чтобы она поняла, что ребенок травмирован разводом, семейными неурядицами, переживает отсутствие отца, нуждается в любви и ласке. Да, педагог в подобной ситуации выступает как посредник, помогая матери понять собственного ребенка, переживающего после разводный кризис.
49Роль дошкольного учреждения в повышении пед. культуры семьи. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений деятельности дошкольного учреждения. Преимущество психолого-педагогического просвещения родителей в дошкольном учреждении (по сравнению с тем, что осуществляют средства массовой информации) заключается в оперативной обратной связи. Педагог имеет возможность вовлечь родителей в диалог, выявить степень осознания ими тех или иных психолого-педагогических знаний, в случае надобности - скорректировать отдельные представления, в чем-то убедить и т.д. В ходе такого диалога возникает возможность повлиять на формирование у родителей мотивов воспитательной деятельности, побудить к педагогической рефлексии, к позитивным изменениям педагогической позиции в целом. Ориентированность дошкольного учреждения на повышение педагогической культуры конкретной семьи усиливает требования к уровню психолого-педагогических знаний об особенностях возрастного развития ребенка, закономерностях и принципах воспитания и обучения. Педагог помогает родителям использовать эти знания как руководство к действию, а не как абстракцию, оторванную от жизни. Например, научные знания об особенностях развития ребенка на протяжении дошкольного детства помогут педагогически грамотно решить многие практические вопросы воспитания, как-то: организация режима дня, рационального питания, полноценного сна, игровой деятельности, приучение детей к труду и др. Задача педагога - придать теоретическим знаниям прикладной характер. Здесь немаловажное значение имеет привлечение родителей к самоанализу своей воспитательной деятельности, к обмену опытом с другими семьями, изучению публикаций и др., что, в свою очередь, требует поиска новых форм организации педагогического просвещения. 50Генеологическая работа как форма сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьёй. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений деятельности дошкольного учреждения. Преимущество психолого-педагогического просвещения родителей в дошкольном учреждении (по сравнению с тем, что осуществляют средства массовой информации) заключается в оперативной обратной связи. Педагог имеет возможность вовлечь родителей в диалог, выявить степень осознания ими тех или иных психолого-педагогических знаний, в случае надобности - скорректировать отдельные представления, в чем-то убедить и т.д. В ходе такого диалога возникает возможность повлиять на формирование у родителей мотивов воспитательной деятельности, побудить к педагогической рефлексии, к позитивным изменениям педагогической позиции в целом. Ориентированность дошкольного учреждения на повышение педагогической культуры конкретной семьи усиливает требования к уровню психолого-педагогических знаний об особенностях возрастного развития ребенка, закономерностях и принципах воспитания и обучения. Педагог помогает родителям использовать эти знания как руководство к действию, а не как абстракцию, оторванную от жизни. Например, научные знания об особенностях развития ребенка на протяжении дошкольного детства помогут педагогически грамотно решить многие практические вопросы воспитания, как-то: организация режима дня, рационального питания, полноценного сна, игровой деятельности, приучение детей к труду и др. Задача педагога - придать теоретическим знаниям прикладной характер. Здесь немаловажное значение имеет привлечение родителей к самоанализу своей воспитательной деятельности, к обмену опытом с другими семьями, изучению публикаций и др., что, в свою очередь, требует поиска новых форм организации педагогического просвещения. Одним из наиболее важных направлений работы с родителями является изучение истории и традиции семьи и рода, которому принадлежит ребенок, то есть проведение генеалогических исследований. Для составления и изучения родословной используется комплекс методов, но все они требуют совместного участия родителей, детей и педагогов. Ведущая роль отводится педагогу- он направляет реализацию коллективной проектной деятельности в данном направлении и достижение желаемого результата. Одним из направлений коллективной творческой, где делается подборка фотографий родственников. С целью поддержания интереса ребенка к родословной можно дать ему задание изготовить коллаж «Моя семья». В некоторых образовательных учреждениях практикуют такого рода домашние задание, как составление семейного древа предполагающие совместную работу ребенка и родителей. для построения древа можно использовать документы из семейного архива: дневники, письма. Ключевое знание для родословной представляют имена, даты, место жительств и родственные связи. Информацию также можно получить и из официальных источников: свидетельство о рождении(время и место рождения, фамилии родителей),трудовая книжка(место работы и занимаемая должность).нельзя забывать о беседе с родственниками, у них можно узнать больше об отдельных поколений, традиций. Целесообразно устраивать публичные защиты семейных родословных, где родители вместе с ребенком не только знакомят с представителями разных поколений своего рода, но и имеют возможность представить отдельные наиболее интересные документы, письма. Это позволяет ребенку ощутить ценность проделанной работы, чувство гордости за своих родителей и за себя.
51Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй одаренного ребёнка. Семья, воспитывающая одаренного ребенка, нуждается в пристальном внимании педагогов и психологов. В работе с данной категорией семей необходимо лаконично сочетать коллективные и индивидуальные формы работы, находится в постоянном контакте с семьей, изучать особенности семьи, вносить коррективы в систему взаимоотношений ребенка с родителями, совместно с родителями разрабатывать программу ребенка, помогать решать возникающие проблемы при этом очень корректно и тактично вторгаться в жизнь семьи. Семью по праву называют ведущим фактором развития одаренности у ребенка дошкольного возраста. Роль родителей в этом процессе является решающей, ведь именно условиях семейной среды возникают первые познавательные стимуляции. На развитие интеллектуально- творческого потенциала ребенка оказывают влияние и наследственность факторы социального порядка,а именно внутрисемейная среда,система взаимоотношений ребенка с родителями. Часто работа с семьей одаренного ребенка приобретает формальный односторонний характер. Общин собрания в данном случае не представляют возможности помочь родителям понять особенности и меру одаренности их ребенка. Помогая родителям понять и оценить своего ребенка, педагог должен подчеркивать его достоинства, сообщать о достижениях. Можно сказать, что семья, воспитывающая одаренного ребенка, нуждается в пристальном внимании педагогов и психологов. В работе с данной категорией семьей необходимо лаконично сочетать коллективные и индивидуальные формы работы, находится в постоянном контакте с семьей, изучать особенности семьи, совместно с родителями разрабатывать индивидуальную программу для ребенка. Помочь родителям разглядеть потенциал ребенка, разработать программу его развития может образовательное учреждение, при условии полноценного взаимодействия этих двух воспитательных институтов и взаимного желания действовать в единстве.
52Национальные и религиозные традиции в семейном воспитании. религии педагогические знания всегда доносились с помощью проповеди, так называемой церковно-учительной литературы, состоящей из различных Слов и Поучений. в семейной педагогике каждого народа отражаются его идеалы, представления о цели и средствах воспитания, реализация которых способствует формированию у детей лучших черт национального характера, готовит к самостоятельной достойной жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|