Характеристики ступеней УР-500 по аванпроекту
Проектные характеристики тяжелых научных станций “Протон”
Сделпл себе дома правильное электроотопление, экономия существенна, рекомендую всем. Советский проект лунной ракеты-носителя (Н-1) Крайне отрывочные и неполные сведения иногда можно увидеть в различных источниках информации о советской лунной программе. Многие наши соотечественники и не знают о ней. Эта программа была развернута после программного заявления президента США Кеннеди в 1962 году о намерениях до конца десятилетия высадить американских астронавтов на Луну по программе "Аполлон". Основной политической целью этой программы было желание восстановить престиж Америки, как великой космической державы (первый ИСЗ и первый космонавт Ю. Гагарин были запущены в СССР). Две мировых системы - капиталистическая и социалистическая продолжили соревнование в космической области. Это была политическая, научная и экономическая гонка.
В ответ на инициативу США в Советском Союзе были развернуты работы по созданию мощной ракеты-носителя, способной вывести к Луне пилотируемый космический корабль. Проект получил название Н-1 (11A52). Разработку производило ОКБ-1. Начало работ проходило под руководством С.П. Королева. Всего было произведено четыре запуска ракеты-носителя Н-1 с космодрома Байконур: 1) 2/20/69 2) 7/3/69 3) 7/27/71 4) 11/23/72 К сожалению, все они оказались неудачными. К концу 1972 года американцы начали сворачивать программу "Аполлон". Дальнейшая работа над проектом Н-1 была прекращена. Некоторые технические характеристики ракеты:
Ракета имела 4 ступени (в варианте для полета на Луну - 5 ступеней). Советский Союз проиграл лунную гонку - 21 июля 1969 года Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин высадились на поверхность Луны. Главная причина проигрыша СССР - отсутствие мощной ракеты-носителя, аналогичной американской "Сатурн-5", созданной под руководством Вернера фон Брауна (конструктор немецкой ФАУ-2). Вероятно, кончина гениального конструктора С.П. Королева в 1966 году послужила еще одной из причин неудачи осуществления проекта Н-1. Макет Ракеты-носителя Н-1 вы можете увидеть в музее Центрального дома Авиации и Космонавтики. Copyright © 1997 Александр Красников kai@aha.ru Использованы фотоматериалы компании Видео-Космос и фото НАСА (старт ракеты Сатурн-5). Последние изменения внесены 15 Июня 1997 г.
Установки очистки газа Ракета-носитель "Протон-М" Из носителей, находящихся в эксплуатации в России, самым мощным является "Протон", который имеет стартовую тягу 900 т. Головной организацией является ракетно-космический центр им. Хруничева (РКЦХ). Четырехступенчатая модификация СЛ-12 носителя "Протон" может доставлять около 4 т полезной нагрузки на геосинхронную переходную орбиту (ГСПО), что примерно на 200 кг больше аналогичной грузоподъемности носителя "Ариан 44LP" и почти на 500 кг меньше, чем у "Ариана 44L". Однако сейчас ведутся работы по модернизации "Протона", чтобы увеличить массу доставляемого им на геосинхронную орбиту груза. В варианте трехступенчатого носителя СЛ-13 "Протон" может выводить 20 т на низкую околоземную орбиту (НОО). Послужной список запусков "Протона" включает 7 выведенных в советское время станций "Салют", станцию "Мир" и все ее модули. За последние пять лет запусков "Протона" уровень его надежности оценивается величиной, превышающей 96 %. Расположенный в Москве РКЦХ в состоянии полностью обеспечить сборку примерно 6 носителей коммерческого назначения и 12 "Протонов" по госзаказу в год. Сейчас коммерческий запуск "Протона" стоит свыше 70 млн. долл., тогда как запуск "Ариана" стоит 70—120 млн. долл. Всего с 1965 г. было осуществлено более 200 запусков носителей типа "Протон", из которых около 90% составили запуски четырехступенчатых носителей на геосинхронную орбиту. Первая ступень "Протона" развивает на старте тягу 900 т с помощью шести двигателей РД—253 тягой 150 т, производимых предприятием "Энергомаш". В качестве окислителя двухкомпонентного топлива двигателей используется четырехокись азота, а в качестве горючего — несимметричный диметилгидразин (НДМГ). Бак окислителя расположен в центре первой ступени. Каждый из шести двигателей, подвешиваемых вокруг бака окислителя, встроен в свой бак НДМГ. Отделение первой ступени вместе с двигателями происходит спустя 2 мин после старта и выработки 420 т топлива. На тех же компонентах топлива, что и РД-253, работают и четыре двигателя РД-0210 второй ступени, развивающие суммарную тягу 240 т в течение 3,5 мин работы. Третья ступень, изготавливаемая РКК "Энергия", имеет один двигатель, который вместе с четырьмя верньерными соплами развивает тягу 64 т в течение 4 мин работы. Масса третьей и четвертой ступеней вместе с полезной нагрузкой составляет около 23 т. Четвертая ступень, выводящая нагрузку с промежуточной орбиты на геосинхронную, развивает тягу 8,8 т.
РКЦХ проводит работы по созданию модернизированного носителя "Протон М", первый запуск которого намечен на 1998 г. Запуски выпускаемых сейчас "Протонов" наносят ущерб окружающей среде безлюдных районов Казахстана в виде упавших первых и вторых ступеней с не до конца выработанным токсичным топливом. Казахское правительство обращалось к правительству России с просьбой удалить токсические вещества из обломков упавших ступеней. В модернизированном носителе будет более полная выработка топлива, что снизит токсическое воздействие на окружающую среду. Двигатели первой ступени "Протона М" будут иметь повышенную на 7% удельную тягу. "Протон М" будет также оснащен цифровой навигационной системой, что расширит возможности по доставке спутников на орбиту. В отличие от выпускаемых "Протонов", на которые может устанавливаться в качестве четвертой ступени только "Блок ДМ", изготавливаемый РКК "Энергия", на "Протон М" можно будет устанавливать разработанную в РКЦХ четвертую ступень "Бриз М". Двигатель "Бриз К" для этой ступени уже прошел летные испытания на переоборудованной для коммерческих запусков МБР "Рокот". В компоновке с четвертой ступенью "Бриз М" все четыре ступени носителя "Протон М" будут находиться под конструкторским надзором РКЦХ. Модернизированный носитель вместе с новой четвертой ступенью позволит выводить на ГСПО около 5,5 т полезной нагрузки, что примерно на 1,5 т больше, чем обычный "Протон". После программы "Протон" должны последовать новые проекты космических аппаратов и носителей для эксплуатации в начале нового столетия.
По материалам статьи Крейга Ково "ПРОТОН" БРОСАЕТ ВЫЗОВ "АРИАНУ", ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК АВИАЦИИ И КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ/ ИЗДАНИЕ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ/ ЛЕТО 1995 ГОДА
Александр Красников
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|