Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Своеобразие лирической поэзии Ф.И.Тютчева.




Тютчев, эстетические взгляды и поэтические принципы которого складывались в 20-х—начале 30-х гг., конечно, не был противником публикации литературных произведений, но главное их назначение видел в самосознании и самовыражении личности. Именно этой особенностью творчества Тютчева может быть объяснен тот факт, что его консервативно-славянофильские политические воззрения, изложенные им в специальных статьях и наложившие отпечаток на его дипломатическую деятельность, почти совсем не отразились в его философской и интимной лирике. Тютчев представляет редкое в русской литературе явление поэта, в творчестве которого стихотворения, содержащие непосредственное выражение политических идей поэта, имеют второстепенное значение.
Его поэзия менее всего была декларативна. Она отражала живое бытие познающего разума, его искания, порывы, страсти и страдания, а не предлагала готовые решения.
Природа всегда была для Тютчева источником вдохновения. Лучшие его творения — стихи о природе. Его пейзажи в стихотворениях: «Как весел грохот летних бурь», «Что ты клонишь над водами, ива, макушку свою...», «В небе тают облака...» и другие — по праву вошли в золотой фонд русской и мировой литературы. Но поэту чуждо бездумное любование природой, он ищет в природе то, что роднит его с человеком. Природа у Тютчева жива: она дышит, улыбается, хмурится, иногда дремлет, грустит. У нее свой язык и своя любовь; ей свойственно то, что и человеческой душе, поэтому стихи Тютчева о природе — это стихи о человеке, о его настроениях, волнениях, тревогах: «В душном воздухе молчанье...», «Поток сгустился и тускнеет», «Еще земли печален вид...» и другие.
Первый цикл стихотворений был напечатан в 1836 году в журнале «Современник» Пушкина, который дал высокую оценку Тютчеву как поэту, а критика заговорила о Тютчеве лишь спустя 14 лет.
Вклад Тютчева в литературу был не сразу оценен. Но те, кто сами мастерски владели словом, понимали, что в России появился новый, не похожий на других поэт. Так, И. С. Тургенев писал: «Поэт может сказать себе, что Тютчев создал речи, которым не суждено умереть». Первый его сборник был небольшой — всего 119 стихотворений. Но как сказал Фет,
Муза, правду соблюдая,
Глядит, а на весах у ней
Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей.
Ф. М. Достоевский подметил «обширность поэзии Тютчева, которому доступна и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, нравственность и интересы общественной жизни».
Тютчев часто «уходил» к первоисточникам Вселенной, в этом он «обширнее» творчества, например, Некрасова. У Тютчева всегда есть два начала: мир и человек. Он пытался решить космические «последние» вопросы, а поэтому оказался интересным не только для XIX века, но и для XX.
За каждым явлением природы поэт ощущает ее загадочную жизнь.
Мир тютчевской поэзии раскрывается (это заметил еще Пушкин) только в комплексе многих стихотворений. У него даже там, где только отдельный пейзаж, мы всегда оказываемся как бы перед целым миром.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера...
В этой реальной картине осени есть нечто от земли обетованной, от светлого царства. Не случайны такие эпитеты, как «хрустальный», «лучезарный». «Лишь паутины тонкий волос» — это не только подмеченная деталь, реальная примета, это то, что служит восприятию всего огромного мира, вплоть до тонкой паутины.
Лирика Тютчева одногеройна. Но примечательно то, что человек в ней есть, но нет героя в привычном смысле этого слова. Личность в его поэзии представляется за весь род человеческий, но не как за род в целом,, а за каждого в этом роде.
Отсюда и вторая особенность Тютчева — диалогич- ность. В стихах постоянно идет спор.
Не то, что мните вы, природа —
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Замечательна и любовная лирика поэта. Тютчев, по замечанию З. Гиппиус, один из первых при изображении любви главное внимание переключает на женщину. Трудно назвать другого поэта, кроме Тютчева, в лирике которого четко намечен индивидуальный женский образ.
Не чужд был Тютчев и социальным темам, хотя очень часто его причисляли к «парнасцам», поборникам «чистого искусства». Действительно, проблема народа, как такового, в 50—40-е гг. XIX века Тютчева не занимает, но к концу 50-х гг. в мировоззрении поэта намечаются радикальные изменения. Он пишет о прогнившей императорской власти, уподобляет судьбу России кораблю, севшему на мель. И только «волна народной жизни в состоянии поднять его и пустить в ход».
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа.
Принцип веры был и навсегда остался живым для Тютчева:
Над этой темною толпою
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?..
В 50-е годы Тютчев сближается с Некрасовым в изображении природы.
Так, в стихотворении «Есть в осени первоначальной...» гармония окружающего бытия у Тютчева связана с трудовым крестьянским полем, с серпом и бороздой:
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
Тютчев не проникает в самую народную крестьянскую жизнь, как Некрасов в «Несжатой полосе», но это уже и не отвлеченная аллегория.
Тютчев навсегда остается поэтом трагических духовных исканий. Но он верит в подлинные ценности жизни:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Для него дух идет дальше мысли, поэтому «мыслью» не понять Россию, но «дух» помогает верить в нее.
Родина для него не абстрактная отчизна. Это страна, которую он искренне любил, хотя и прожил долгое время вдали от нее. Именно здесь, в ощущении тайны народной жизни, более всего близки два столь разных русских поэта — Тютчев и Некрасов.
Итак, поэзия Тютчева чрезвычайно широка как по тематике, так и по охвату проблем, поднимаемых в ней. Не чуждаясь тем социальных, Тютчев в то же время создал мир глубоко лирический, интимный. В своих стихах он говорил о красоте мира, о величии Творца, а также о том, что необходимо восстановить гармонию между миром природы и человеком. Он призывал к интуитивному познанию мира, к «вслушиванию» в природу, к тому, чтобы человек вновь ощутил себя органической частью вселенной.
Творчество Тютчева явилось важнейшим этапом в развитии русской литературы. Оно открыло в ней новую страницу, стало прологом к творчеству таких поэтов, как А. Блок, А. Белый, В. Брюсов, предопределило тот великий прорыв, который был совершен в эпоху «серебряного века» русской поэзии.

Своеобразие лирической поэзии А.А.Фета.

1. Фет как представитель направления «чистое искусство».
2. Фет о назначении поэта и поэзии.
3. Воспевание красоты мира в стихах поэта.
4. Тема любви в лирике Фета.

Лирику А. А. Фета принято относить к литературному направлению под названием «чистое искусство». На самом деле поэт в своем творчестве не пытался высказать собственную гражданскую позицию, никого ни к чему не призывал, не обличал пороки общественно-политической жизни. Фет обращал внимание на вечные общечеловеческие ценности, среди которых красота и изысканность мира вокруг имеет особое значение. Пусть меняется общественный строй, пусть идет борьба за свободу или власть, пусть совершаются великие деяния, но по-прежнему наступает ночь. И на небосклоне появляются звезды, при взгляде на это великолепие у поэта рождаются строки:

Какая ночь! Все; звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песней соловьиной
Разносятся тревога и любовь.

Фет передает тончайшие оттенки настроения. У него — собственный взгляд на назначение поэта и поэзии. С точки зрения Фета, поэт должен отрешиться от земных проблем, полностью отдаться полету фантазии:

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И темный бред души, и трав неясный запах;
Так, для безбрежного покинув скудный дол,
Летит за облака Юпитера орел,
Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.

Каждое мгновение жизни в стихах Фета приобретает особе значение. В его поэзии нет и намека на что-то будничное, унылое. Оказывается, каждый день может быть прекрасен и гармоничен. Нужно только заметить и наслаждаться этим великолепием.

Какое счастие: и ночь, и мы одни!
Река - как зеркало и вся блестит звездами;
А там-то... голову закинь-ка да взгляни:
Какая глубина и чистота над нами!

У поэта особый ритм произведений. Не случайно П. И. Чайковский говорил: «Фет в лучшие свои минуты переходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область». Великий композитор подразумевал уникальную Мелодику стихов Фета. Многие творения Афанасия Афанасьевича стали романсами.

Чтение стихов Фета позволяет на время отвлечься от проблем и погрузиться в удивительно прекрасный мир. Здесь все похоже на сказку. Да, можно признать, что поэт идеализирует мир реальный, наделяет его особыми чертами. Но разве не прекрасно, что талант Фета, певца красоты, способен на это. Реальный мир предстает совершенно иным, наделяется особыми свойствами.

Ночь. Не слышно городского шума.
В небесах звезда — и от нее,
Будто искра, заронилась дума
Тайно в сердце грустное мое.
И светла, прозрачна дума эта,
Будто милых взоров меткий взгляд;
Глубь души полна родного света,
И давнишней гостье опыт рад.

Сам поэт считал главной задачей художника показывать красоту: «Без чувства красоты жизнь сводится к кормлению гончих в душно-зловонной псарне».

Парадоксально, но на произведения Фета значительное влияние оказал реализм. На самом деле, когда поэт описывает пейзаж, он обращает внимание на мельчайшие детали, которые ускользнули бы от внимания простого наблюдателя. Реализм проявляется в описании мира вокруг. Но вместе с тем Фет с особым вниманием относится к собственным эмоциям и чувствам. Он честно и открыто говорит обо всех эмоциях, которые возникают у него при взгляде на красоту мира вокруг. Фет умел «уловить неуловимое». Такую характеристику давали ему критики. Он способен запечатлеть в стихах какое-то мгновенье. И оно приобретает совершенно иное значение, разрастается до категории философских вопросов:

Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор.
Только в мире и есть этот чистый
Влево бегущий пробор.

С. Я. Маршак писал о Фете: «Его стихи вошли в русскую природу, стали ее неотъемлемой частью, чудесными строками о весеннем дожде, о полете бабочки, проникновенными пейзажами. Природа у него — точно в первый день творения: кущи дерев, светлая лента реки, соловьиный покой, журчащий сладко ключ... Если назойливая современность и вторгается иной раз в этот замкнутый мир, то она сразу же утрачивает свой практический смысл и приобретает характер декоративный».

Поэт в своих стихах воспевает и любовь. Жизнь самого Афанасия Афанасьевича была трагичной. Он был влюблен в дочь бедного помещика Марию, но отсутствие денег не дало влюбленным сочетаться браком. Девушка вскоре погибла во время пожара. И всю свою жизнь Фет помнил о ней. По его стихам было ясно, что он не страшится смерти, ведь только небытие может принести успокоение.

Не суждено с тобой нам дружно
Носить оков,
Не ищем мы и нам не нужно
Ни клятв, ни слов.
Не нам восторги и печали,
Любовь моя!
Но мы во взорах разгадали,
Кто ты, кто я.
Чем мы горим, светить готово
Во тьме ночей;
И счастья ищем мы земного
Не у людей.

Стихи Фета привлекают внимание читателя, потому что они гармоничны и прекрасны. Они вне времени, и поэтому интерес к ним никогда не угаснет.

Поделиться:





Читайте также:

Анализ как необходимый этап изучения литературного произведения. Своеобразие школьного анализа. Взаимосвязь восприятия и анализа литературных произведений в школе.
Билет 1.1. Жанровая система арабской и персидской классической поэзии: сравнительная характеристика
Билет 7.2 Характеристика эпохи устного творчества в арабской поэзии (статус автора, принципы творчества, основные жанры)
Билет№14 Эволюция лирического героя в поэзии Маяковского
Билет№15 Взаимоотношения лирического и агитационного начала в поэзии Маяковского
Билет№16, Билет№18 Закономерности поэтического развития Есенина Художественный мир поэзии Есенина
БИЛЕТ№5 ТРАДИЦИИКЛАССИЧЕСКОЙГРЕЧЕСКОЙИЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙПОЭЗИИВТВОРЧЕСТВЕКАТУЛЛА.
В чем своеобразие любовной темы в лирике А. С. Пушкина
Воззрения Вл. Соловьева, Краткая повесть об антихристе, Мотивы поэзии. Соловьев и символизм.
Вопрос 10. Поэт и революция. Образ Родины в поэзии Маяковского






Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...