Народность и фольклорность поэзии Некрасова.
Поэзия Н. А. Некрасова — это особый, непривычный для современного школьника мир. Его лирику часто воспринимают умом, а не сердцем, потому что на первом плане при изучении творчества Некрасова всегда стояла гражданственность поэзии. Привычный мир душевных переживаний заменялся социологическим исследованием тяжкого народного быта. Поэт «мести и печали» иногда вытесняет блистательного лирика, автора изумительных по глубине и силе переживаний любовных элегий, а революционер-демократ, борющийся за народное счастье, — живого, страдающего человека. И хотя сам Некрасов утверждал, что «поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан», он всегда оставался истинным поэтом, не только глубоко сочувствующим русскому народу, стремящимся понять его душу и разделить его судьбу, но и русским дворянином, интеллигентом, воспитанным на высокой поэзии. Н. А. Некрасов не принимал «чистого искусства» Фета, Майкова, Полонского, но это не значит, что он отрицал и искусство, и красоту природы, и значимость любовных переживаний. В его стихах мы можем найти все, что на первый взгляд скрывается за взятой на себя ролью гражданина и народного заступника. Здесь и удивительное совершенство формы, и нежная, неяркая красота родной природы, и взлеты любви, которые нередко омрачаются прозой жизни, так как из-за разного воспитания, образования, условий жизни герои не могут понять друг друга, и любовные драмы становятся продолжением драм социальных.
Нередко в некрасовской лирике повторяется один и тот же мотив — встреча людей различных социальных кругов, которые либо пытаются понять друг друга, либо откровенно враждебны. Сам Некрасов — выходец из дворянского рода и одновременно певец крестьянской Руси — ощущал в своей душе присутствие двух противоположных начал. Это давало и особую поэтическую зоркость, и возможность посмотреть на любое явление с разных сторон, и повод для глубоких раздумий и переживаний, так как вопрос о социально близкой среде так и оставался открытым до конца его жизни.
Двойственность позиции Некрасова проявлялась не только в социальном, но и в политическом плане. Будучи по убеждениям демократом, поэт отрицательно отнесся к крестьянской реформе 1861 года, он не верил в возможность быстрого пробуждения народа. Идеалом народного заступника Некрасову представлялся образ Христа, он был убежден, что истинным российским вождем может стать тот, кто не только принесет в народ идеи социального равенства и братства, но и свет разума и любви.
Анализируя творчество Н. А. Некрасова, необходимо упомянуть об одном из излюбленных образов его поэзии — образе дороги, которая является символом крестного пути России в поисках истины. Этот образ, начиная со стихотворения «В дороге» и кончая поэмой «Кому на Руси жить хорошо», пронизывает все творчество Н. А. Некрасова.
Касаясь важных моментов биографии и творчества поэта, необходимо отметить ту роль, которую сыграли в его идейно-творческом становлении взгляды В. Г. Белинского; отметить заслуги Н. А. Некрасова как издателя и редактора, художественное чутье которого открыло дорогу в большую литературу ныне знаменитым, а тогда только начинающим писателям.
Н. А. Некрасов занимает особое место среди многих русских поэтов ХIХ века. Своеобразие творчества художника проявляется буквально при первом знакомстве с его лирикой. Он не только писал о народе, глубоко ему сочувствуя, но и отождествлял себя со всей крестьянской Россией, говоря, мысля и чувствуя как ее народ.
Читайте также:
Воспользуйтесь поиском по сайту: