Развитие механизма совести
Из неприятного, но неизбежного спутника совесть должна превратиться для нас в союзника и надежного советника — только тогда у нас будет внутренний компас. Этот компас поможет нам исправить внутреннюю карту (парадигму) и внешнее поведение, которое будет находиться в гармонии с естественными принципами. Если наша жизнь обусловлена внешней средой и обстоятельствами, совесть превращается в комплекс ассоциаций, соотнесение собственных действий с принятой в обществе системой правил и оценок. Мы усваиваем определенный способ мышления и поведения, и, если по какой-то причине нарушаем принятые нормы, мы испытываем неприятное чувство, которое и называем совестью. Когда этот механизм закрепляется и превращается в устойчивое внутреннее состояние, он становится методом познания, способом различения того, что хороню, а что— плохо, мерилом добра и зла. С его помощью мы оцениваем поступки и принимаем решения. Подлинное развитие механизма совести означает разрушение внутренних стен, которые мешают нам увидеть собственные противоречия и правду о себе. Эти стены разделяют наше «я» на множество закрытых отсеков. В результате одна и та же эмоциональная установка по отношению к определенному предмету распадается в нашем представлении на целый ряд чувств и ощущений. Мы то и дело испытываем взаимоисключающие желания, ставим перед собой несовместимые цели, но не замечаем противоречий, потому что внутренние стены мешают нам охватить всю картину в целом. Мы видим только один отсек. Наше отношение к предмету меняется в зависимости от ситуации. В какой-то момент мы ощущаем одно, а в следующую минуту — нечто совсем иное, но, если бы мы могли пережить все эти чувства сразу, мы бы испытали пробуждение подлинного сознания, подлинной совести. Традиционные модели мышления, которые формируются у нас в течение жизни, нацелены на одно: избежать неприятных ощущений и непривлекательных открытий. Люди никогда по-настоящему не видят того, что находятся в противоречии с собой. А если бы увидели, то перестали бы доверять себе.
Совесть позволяет нам подняться над отсеками и охватить полную картину, то есть все наши мысли и чувства по отношению к предмету. Предвзятые мнения, предубеждения и стереотипы — это крепкие стены. Человек, который руководствуется неверной установкой, основанной на неточной информации, постоянно прибегает к отговорке. Примером подобной установки может стать эгоцентризм или карьеризм, то есть концентрация на себе или своей работе, а не на универсальных принципах. Такой человек выстраивает вокруг себя прочные стены, формирует стереотипы мышления и неверные представления о себе1. Рассмотрим пример. Некоторые люди убеждены в том, что всегда приходят вовремя, а между тем они постоянно опаздывают. Если кто-то указывает им на этот недостаток, они удивляются и возражают: «Да, я не всегда пунктуален, но никогда не опаздываю». Неверные представления о себе, о своих способностях, умениях, склонностях и познаниях нередко переходят в твердые убеждения. Так, один мой знакомый считал себя доброжелательным человеком и верил в то, что любит всех людей. Он сам внушил себе эту мысль. В действительности, он не любил никого, но его убеждение давало ему право на грубость и дурное поведение. Стены и перегородки возникают под воздействием воспитания и окружения, од- 1 Ср. с положением философии даосизма, согласно которому эгоизм и отступление от дао (универсального принципа) порождает у людей заблуждения. Люди начинают членить мир на отдельные вещи. Однако дао (здесь: единое мировое целое) не имеет границ и разделений: в дао-Вселенной все уравнено и объединено в единое и нечленимое целое.
нако самые прочные из них возводятся самовоспитанием. Классический пример — это люди, которые в силу своего положения считают себя прекрасными знатоками человеческих душ, способными быстро оценить характер любого человека. Между тем они никогда не применяют те же критерии по отношению к себе. Прежде чем составлять мнение о других людях, нужно оценить самого себя. На занятиях с руководителями среднего и высшего звена я постоянно обращаюсь к своей аудитории со следующим вопросом: «Стараетесь ли вы составить мнение об окружающих и как часто?» За годы работы я опросил многих и многих людей, и все они, безусловно, отвечали, что стараются. Положение руководителя предполагает ежедневную оценку деятельности и характера коллег, подчиненных, рабочих групп, корпоративных подразделений, клиентов и потребителей. Затем я задаю им другой вопрос: «Можете ли вы сказать, что проводите серьезное, ежедневное наблюдение за собой?» Как правило, только пять процентов опрошенных дают утвердительный ответ. Третий вопрос предполагает ответ от чистого сердца, по совести, а не из головы, интеллекта. Этот вопрос звучит следующим образом: «Как вы считаете, нужно ли оценивать собственные мысли и действия, прежде чем судить о характере и поступках других людей?» За годы преподавательской практики я не услышал ни одного отрицательного ответа. Напротив, все сходились на том, что, если наблюдение за собой войдет у руководителя в привычку, эффективность его работы с подчиненными заметно возрастет. Мои слушатели понимают, что практика, закрепившаяся в обществе, расходится со здравым смыслом. Мы не наблюдаем за собой, потому что не думаем об этом. И чтобы наше мышление изменилось, мы должны развивать самопознание. Совесть может стать нашим надежным помощником, но для этого нам необходимо быть честными с самими собой. Это первое и непременное условие, между тем мы редко соблюдаем его. Знаете ли вы, что такое честность перед самим собой? Случалось ли вам переживать это в своей жизни? Как вообще добиться подобной искренности? Для этого существует только один способ: познать себя. Взгляните па себя, проанализируйте свои мысли и поступки — не в минуту душевного смятения, а в спокойном состоянии — и не ищите самооправдания. Обычно мы утешаем себя и говорим: «Это было неизбежно» или «Это произошло не по моей вине». Как разобраться в том, где правда, а где ложь? Что происходит на самом деле, а что — плод нашего воображения? Чтобы научиться различать, мы должны углублять самопознание, то есть спокойно и внимательно слушать свои мысли.
Самонаблюдение Дать определение самопознанию и самонаблюдению совсем несложно. Самопознание — это взгляд со стороны на все, что происходит с нами, как во внутреннем, так и во внешнем мире. Многие люди полагают, что знают себя. Между тем знать себя и предполагать — это отнюдь не одно и то же. Самопознание — это процесс, через который нужно пройти. Начните с наблюдения за внешними явлениями. Проследите за поведением окружающих вас людей. Обратите внимание на неосознанные движения: люди стучат пальцами по столу, вертят в руках карандаш, качают ногой, сопровождают свою речь жестикуляцией. А теперь пронаблюдайте за собственными аналогичными движениями. Раньше вы их не замечали, не так ли? Перейдем к внутреннему миру. Сейчас я предлагаю вам проанализировать свои чувства и ощущения. Проследите за тем, как нарастает ваше раздражение, когда вы слышите критику в свой адрес. Что вы чувствуете, когда получаете тяжелое или, напротив, радостное известие? В первом случае в вашей душе поднимается волна отчаяния, во втором — радости. Пронаблюдайте за своими ощущениями, и постепенно вы увидите себя таким, какой вы есть на самом деле. Чтобы понять картину, недостаточно прочесть о ней — нужно ее увидеть. Разве можно адекватно оценить произведение искусства, не ознакомившись с ним? Или взглянув на него лишь один раз? Мы должны возвращаться к нему снова и снова, потому что в разные минуты у нас возникают разные мысли. Когда мы регулярно обращаемся к одной и той же картине, мы замечаем нюансы, которых не видели раньше. Так нее и с самонаблюдением: чтобы в полной мере познать свое подлинное «я», мы должны постоянно смотреть на себя со стороны. Таким образом, мы сможем отличить истинное «я» от ложного, обусловленного.
Учитесь держаться в окружении людей так же свободно и естественно, как и в одиночестве. Проследите за тем, что вы чувствуете, находясь с другими людьми в различной обстановке. Вы ощущаете легкость или, напротив, дискомфорт? Вы молчите или свободно беседуете с окружающими? Вы становитесь душой компании? Вы по-настоящему заражаетесь атмосферой общения или только делаете вид? А теперь пронаблюдайте за своими ощущениями в минуты, когда вы один. Вам неизменно легче в одиночестве, нежели в окружении людей? Вам спокойнее наедине с собой? Если вы дали утвердительный ответ на эти вопросы, воспользуйтесь следующими рекомендациями. Работайте над собой. Учитесь держаться в окружении людей так же свободно и естественно, как и в одиночестве. Не допускайте, чтобы простое присутствие другого человека вызывало в вас чувство раздражения. Медленно, но верно принуждение исчезнет, и вам не придется мучиться и заставлять себя «принимать соответствующий вид». Возможно, до сих пор вы не отдавали себе отчета в том, что делали это. По теперь, принуждение и усталость сменятся свободой и легкостью. Помните: ничто не мешает вам найти свое подлинное «я». Любое препятствие — не более чем мираж и заблуждение. Дискомфорт, о котором мы только что говорили, возникает отнюдь не оттого, что мы оказываемся среди людей. Его источник кроется в убеждении, что мы должны вести себя с людьми определенным образом и обязаны объяснять им свое поведение. Однако мы ничего не должны друг другу, за исключением одного: быть собой. Не требуйте от людей большего, потому что никто не оценит вас так, как вы сами. Характер общения определяет наши чувства по отношению к собеседнику. Мы ощущаем одно, когда надеемся что-либо получить от него, и совершенно другое, когда не преследуем никаких целей. Следите за собой и учитесь различать эти чувства. Знание без понимания не приносит пользы. Наблюдение за собой помогает нам понять, почему мы совершаем те или иные поступки и подчас во вред самим себе. Напряженность и дискомфорт возникают вследствие нашего стремления доказать реальность иллюзии. Более того, напряженность не является следствием конфликта между людьми — напротив, конфликт есть следствие напряженности. Когда мы выходим из-под власти заблуждений и неверных представлений о себе, наступает покой и свобода. Когда мы стараемся оправдать свои заблуждения, возникает напряженность и усталость.
Если идея требует защиты, не верьте ей — в противном случае вы встанете на путь ложного «я». Истина не нуждается в защите и оправдании, только в объяснении. Прежде чем избавиться от негативного состояния, мы должны осознать его. Всякий раз, когда мы хотим что-либо получить от других людей, мы стараемся угодить им и с этой целью прилагаем усилие. Если вы оказались в подобной ситуации, обратите внимание на то напряжение, которое вы испытываете. Оно возникает вследствие ошибочного верования. Вы полагаете, что другой человек может дать вам психологическую поддержку (утешение или радость), но это заблуждение. Отказ от подобного убеждения поможет вам избавиться от напряженности и проблем в общении. Основное правило самонаблюдения гласит:.степень самопознания обратно пропорциональна степени интереса к себе. Чем глубже самопознание человека, тем меньше он думает о своей персоне, и наоборот. Представим себе следующую ситуацию. Вы работаете изо всех сил и внезапно ощущаете тщетность всего, что делаете. Знакомо ли вам это чувство? Если да, то прислушайтесь к голосу сердца, который тихо говорит вам: «Есть правильный путь, а есть неправильный. Неправильный ведет к поражению, а правильный — к победе». Если вы чувствуете, что ваша жизнь тщетна и пуста, это знак того, что вы выбрали неверную дорогу. Такая дорога ведет к неудаче. Осознайте свое положение, но не огорчайтесь. Признайте это как факт. Воспитание совести позволяет нам привести свои цели в соответствие с универсальными принципами. Самопознание помогает нам услышать голос совести и признать, что эти принципы универсальны и не зависят от нашей воли. Мы не можем жить в отрыве от них, подчиняясь собственным, индивидуальным законам. Всякая попытка окажется тщетной. Самопознание открывает путь от хорошего к лучшему. Лучшее — это неожиданные возможности, новые знания и перспективы, которые дает новая мудрость. Если мы меняемся по необходимости, по настроению или в результате внутреннего конфликта, мы не найдем дороги к лучшему. И напротив, если перемена диктуется призванием, совестью и принципами, она обязательно выведет нас к нему. Человек, который знает себя и поступает в соответствии со своим призванием, принципами и велениями совести, выходит на путь честности и профессионализма. Эти качества составляют основу сильного характера. Регулярное наблюдение за своими мыслями и поступками углубляет самопознание и самосознание. Оно дает нам способность слышать голос совести и воспринимать его указания. Наши слова не расходятся с делами: мы развиваем свое подлинное «я», и наш внешний мир становится точным отражением мира внутреннего. Постоянные самонаблюдения проясняют наше видение собственного «я» и освещают путь. Если мы выезжаем из дома рано утром, когда на улице темно, нам необходимо искусственное освещение — иначе мы не увидим дороги. Когда естественный свет приходит на смену искусственному, наша уверенность растет, и мы ощущаем легкость и свободу. Солнце встало, и мы видим намного лучше. Возьмите за правило наблюдать за своим поведением и реакциями. Заведите личный, журнал и записывайте в него результаты ежедневных и еженедельных наблюдений. Не путайте личный журнал с дневником. У журнала совсем другое назначение он помогает нам углубить самопознание. Следите за своим поведением в течение каждого дня. Обратите внимание на сопротивление и неприятие определенных идея или направления. Наблюдайте за чувствами, которые вы испытываете в этот момент. Именно сортировка, отбраковка, а не безоговорочное принятие поступающей информации или направления составляет основу движения вперед. Боевая ракета попадает в цель только в том случае, если отказывается от неверного курса. Проявляйте сопротивление, отбрасывайте ложные идеи — только так вы сможете разрушить стены, блокирующие ваше мышление. Осознайте простую истину: те же стены, которые мы воздвигаем для защиты от мнимых врагов, мешают нам стать собой и увидеть собственное «я». Начните с малого. Откажитесь от некоторых излюбленных идей и проследите за тем, как это отразится на вашей жизни. Просто наблюдайте, не стараясь обосновать то, что вы видите, и стены падут. Самоанализ Вспомните человека, который нанес вам большую обиду. Дни сменялись неделями, недели — месяцами, а вы не могли простить своего обидчика. Годы прошли, и вы сказали себе, что простите его, но не забудете того, что он сделал. И всякий раз, когда вы вспоминаете об этом человеке, вы снова чувствуете боль. Вы не даете себе забыть обиду и уводите ее глубоко в подсознание. Однако боль, которую вы испытываете теперь,— плод ваших собственных усилий. Вы сами культивируете эти страдания, и они становятся крепкой стеной, заслоняющей от вас ваше подлинное «я». Спросите себя: «Могу ли я встретиться с этим человеком и рассказать ему о своих чувствах? Могу ли я попытаться положить конец парой обиде?» Прислушайтесь к голосу совести. Будьте предельно внимательны. Предположим, что вы услышали нечто подобное: «Да, но этот человек не поймет и не изменится. Я напрасно потрачу время». Если так, то продолжайте дальше. Задайте себе вопрос: «В чем корень моего страдания? Возможно, я сам культивирую эту боль? Могу ли я избавиться от нее?» Запишите ответ и зафиксируйте свои ощущения. Мы всегда обращаемся с другими так, как с самими собой, хотя редко осознаем эту истину. Чтобы стать собой, мы должны избавиться от страданий, отказаться от ложного удовольствия, которое получаем от собственных мук. В первое время мы будем ощущать пустоту, но это «хорошая» пустота. Мы очистили свой участок от сорняков и теперь можем засеять его добрыми семенами. Нет никакой пользы в том, чтобы страдать от боли, обиды или чувства вины. Мы никогда не придем к подлинному самопознанию и не услышим голоса подлинной совести, если будем получать удовольствие от своих мук. Всякий раз, когда мы культивируем обиду в собственной душе или причиняем боль другим людям, мы пользуемся одной и той же энергией. Эти две модели поведения неразлучны: вторая всегда шагает рука об руку с первой как внешнее отражение внутренних процессов. Мы всегда обращаемся с другими так, как с самими собой, хотя редко осознаем эту истину. Мы должны отказаться от «культивирования» негативных состояний — только тогда наша совесть заговорит громким голосом. Но для того чтобы услышать этот голос, нам необходимо заниматься самонаблюдением и самоанализом. Чем чаще мы наблюдаем за собой, тем больше новых, разнообразных мыслей видим в своем сознании. Представьте, что ваши мысли — это корабли в океане. Взгляните на них отстраненно, не стараясь отождествлять себя с ними. Проблемы и страдания начинаются с отождествления. Если вы скажете: «Это мой корабль», и потеряете его из вида, вы начнете беспокоиться. Если вы скажете: «Я доллсен стать капитаном этого корабля», вы будете опасаться конкуренции — хозяин судна может нанять другого человека. Не отождествляйте себя со своими мыслями — только так вы сможете избежать волнений и тревог. Наблюдая за тем, что происходит в нашем созна нии, мы изучаем собственное мышление. Не старайтесь взять свои мысли под контроль — просто наблюдайте за тем, как они сменяют друг друга: «уверенность», «обед», «проблема», «завтра», «комфорт», «машина», «любовь», «вчера», «насилие», «телевизор», «работа», «ошибка», «желание», «боль». Если вы заметили негативные мысли, не концентрируйтесь на них — просто наблюдайте, и они уйдут. Они задерживаются только в том случае, если мы придаем им значение и приписываем мнимую ценность. Вредная мысль — это сгнивший плод. Не храните ее в своем сознании. По мере наблюдений за собой вы заметите, что одно и то же лекарство помогает избавиться от депрессии и уладить семейные ссоры. Отказ от самооправдания влечет за собой перемену поведения: человеку, который не оправдывает себя, реже приходится сожалеть о своих поступках. Когда мы осознаем подлинную природу собственного «я», мы лучше понимаем других людей. Таким образом, мы не только меняемся сами, но становимся проводниками перемен для окружающих. Самопознание позволяет выявить сильные и слабые стороны собственного характера. Определив свои достоинства и недостатки, люди чаще всего концентрируются на последних. В отличие от устоявшейся практики подлинное самопознание предполагает развитие сильных сторон собственной личности, а не искоренение слабых. Недостаток — это повод для развития характера. Выявление и признание собственных недостатков дает нам силу и мудрость. Всякий раз, когда нас обманывают, мы возмущаемся: обман выявляет нашу доверчивость, выставляет ее на всеобщее обозрение, и это вызывает негодование с нашей стороны. Однако вместо того чтобы предаваться негативным эмоциям, мы должны взглянуть на ситуацию с других позиций и постараться извлечь урок из того, что считаем своим унижением. Если мы усвоим подобную установку, мы постепенно избавимся от недостатка (в данном случае от излишней доверчивости). Помните: то, что уязвляет самолюбие человека, развивает его характер. Так, правда о себе может причинить нам боль, но в то же время излечить душу. Рассмотрим другой пример. В результате самонаблюдений вы обнаружили в себе зависть. Не исключено, что вы будете отрицать этот недостаток и оправдывать себя. Но если вы признаете его и увидите в нем приобретенную привычку, которая не является частью вашего подлинного «я», это негативное качество заметно ослабеет. Самооправдание и стремление защитить себя от боли мешает нам ощутить свободу, которую дает полнота жизни. Предположим, что вы поссорились с другом. Если вы станете избегать его, вы никогда не избавитесь от беспокойства и страха. Но если вы позволите себе встретиться с ним, не думая о том, что сказать и как себя повести, вы победите боязнь. Подземные воды однажды прорываются наружу, и, если они нечисты, эта нечистота выходит на поверхность. Так и в нашей жизни: внутренний разлад неизбежно сказывается на взаимоотношениях с людьми, и, чтобы примириться с окружающими, мы должны для начала примириться с самими собой. Отношение к себе отражается на отношении к другим людям. Гармония внутреннего мира влечет за собой гармонию мира внешнего. Я предлагаю вам провести маленький опыт: в течение последующей недели пронаблюдайте за своими поступками и их последствиями. Проследите за собой, и вы увидите, что невнимательность и ослабление концентрации приводит к несчастным случаям, импульсивность — к необдуманным поступкам и раскаянию, негативные мысли — к нервозности и беспокойству. Обратите внимание на то, что мягкость в общении с раздраженным собеседником обычно успокаивает его. Итак, чтобы изменить свою жизнь, нужно изменить мышление. Осознайте этот принцип, и вы увидите, что сами неосознанно творите собственный мир. Если вы чем-то обеспокоены, спросите себя, почему вы допускаете это беспокойство. Проанализируйте свое состояние. Если причина вашей тревоги — в другом человеке, спросите себя, почему вы позволяете ему диктовать вам определенные чувства. Выясните, отчего вы выбрали тревогу, а не спокойную восприимчивость. Когда мы пьем воду, мы можем сказать, холодная она или горячая. Так же и с человеческими взаимоотношениями. Они бывают спокойными или напряженными, и мы в состоянии определить их характер. Если вас оскорбили и вы злитесь, знайте, что тем самым вы вредите самому себе. Не культивируйте гнев. Оставьте пагубную склонность к «справедливому» негодованию. Откажитесь от ложного удовольствия, которое получаете от него. Задайте себе вопрос, что вы слушаете целыми днями: общественную пропаганду, которая диктует вам, как поступать? Голос душевных страданий, толкающий вас на зависимость от внешних воздействий? Но это лживые голоса. Есть только один правдивый советчик: ваше,со-знание в его единстве. Единство сознания достигается за счет самонаблюдения, самопознания и творческого воображения. Только сознание в его единстве вправе диктовать нам, как себя вести. Анализируйте свое поведение, объясняйте его, но только себе, а не другим. Воспользуйтесь этим советом. Углубляйте самопознание, наблюдайте за своими взаимоотношениями с людьми. Ежедневные самонаблюдения помогут вам выявить причины негативного воздействия на окружающих, проистекающие из существующего мышления, и понять, как изменить это воздействие. Чтобы перестроить свой образ мысли, вы должны по-настоящему прислушаться к себе. Для начала выделите хотя бы один процент времени ежедневному анализу собственных мыслей и чувств. Эти четырнадцать минут каждодневных вложений обязательно принесут прибыль. Самопознание поможет вам понять других людей. Иногда минутное озарение позволяет разрешить тысячи проблем. Доверие к себе В основе деятельности многих организаций лежит механический процесс руководства, управления и контроля. Между тем слово «организация» имеет тот же корень, что и слова «органический», «организм», предполагающие единство. Органичность предприятия, компании или семьи достижима только в том случае, если качества настоящего лидера сформированы у представителей каждого звена, на каждом уровне этого объединения людей1. Однако чаще всего наблюдается совсем другая картина. Директора компаний видят залог уверенности в контроле над подчиненными2. Согласно распростра- 1 Это утверждение выводится автором из учений китайских философов. Предметом философской мысли Древнего Китая очень часто становились принципы управления государством, которое подчас отождествлялось с семьей (Ср. тезис конфуцианства о том, что «государство — одна семья»). Семейная структура считалась основой социальных связей, и философы проводили параллель между взаимоотношениями в семье и в обществе. Принципы китайской философии управления К. Тернер переносит в бизнес, а также на современные взаимоотношения между людьми (в частности, в семье). С точки зрения автора этой книги, подлинное единство компании (или семьи), которое является необходимым условием ее эффективности, достижимо только в том случае, если лидерские качества (качества настоящего руководителя) будут сформированы у каждого сотрудника (члена семьи и т. д.). Сравните тезис китайских философов о том, что благополучие Поднебесной зависит от дэ каждого человека. Принцип единства — см. главу 2, разделы «Принцип и процесс», «Причина и следствие», «Взаимодействие противоположностей». О принципе единства на уровне компании см. сноску 1 на стр. 65 (чувство сопричастности). 2 О правильном руководстве (подлинном лидере) см. главу 7 (в частности, разделы «Коммуникация», «Парадигма лидерства», «Естественный способ»). ненному заблуждению уверенность ассоциируется с должностью, и, чем выше должность, тем больше уверенности она дает. Руководители нередко оперируют более жесткими стереотипами мышления, чем их заместители и помощники. Они убеждены, что люди, находящиеся в их положении, «не всегда правы, но никогда не ошибаются». И если они чувствуют, что их уверенность находится под угрозой, они усиливают контроль. В подобной ситуации сотрудникам сложно проявлять самостоятельность, потому что руководитель ставит их в строгие рамки. Набор новых сотрудников в организациях должен проводиться с расчетом на то, что они будут работать лучше, чем их предшественники, и достигнут более высоких результатов. Только представьте себе, что произойдет, если такая парадигма станет реальностью! Она повлечет за собой небывалый рост самостоятельности и инициативности. Между тем традиционные установки сознания мешают нам принять эту парадигму. Мы боимся оказаться ненужными и потому не спешим воспитывать конкурентов. Вместо того чтобы передавать «новичкам» все, что знаем, мы передаем лишь часть. Мы боимся чужого успеха, потому что видим в нем угрозу собственной безопасности. Почему? Потому что выбираем страх. Чтобы успокоить себя, мы стараемся найти объяснение успеху коллеги. Внедрение культуры самостоятельности в такой атмосфере невозможно. Надо сказать, что мы не можем предоставить самостоятельность другому человеку. Подлинную самостоятельность нужно заслужить. Предоставление самостоятельности и свободы действий предполагает доверие к коллеге (подчиненному). Доверие к себе — это результат самоанализа: оно возникает тогда, когда мы знаем себя и оцениваем свои силы. Для миллионов жителей нашей планеты такое доверие остается мечтой, но для человека, который занимается самопознанием, это реальность. Многие люди думают, что доверяют себе. На самом деле, они живут в состоянии зависимости. Они видят залог безопасности в семье или карьере и потому постоянно боятся лишиться того или другого. Внутренний мир этих людей раздроблен и предполагает множество мелких «я», которые беспрестанно борются друг с другом, стремясь вырваться в ли деры хотя бы на несколько минут. Настроение таких людей часто меняется: они то радуются, то впадают в уныние. Каждая отдельная часть их личности представляет собой угрозу всем остальным. Какой из этих частей можно доверять? Никакой. Доверие к себе предполагает целостность личности. Мы доверяем себе только тогда, когда находимся в единстве со своим истинным «я»1. Универсальный закон личностного развития гласит: чтобы получить, нужно потерять. Расстаньтесь с привычкой производить впечатление, напускать на себя важный вид, и вы избавитесь от напряжения. Не ищите источник уверенности вне себя, и вы освободитесь от изменчивых воздействий внешнего мира. Помните: внешний мир — это отражение мира внутреннего. Корень наших проблем лежит в попытке скрыть свою неуверенность, вместо того чтобы осознать ее и устранить причину. Давление на людей — не лучший способ добиться уважения. Напротив, оно влечет за собой зависимость от них и ответное давление. Почему? С точки зрения психологии стремление получить что-либо от другого человека всегда приводит нас к зависимости от него: этот человек скрыто управляет нами. Любая внешняя 1 О принципе единства на уровне личности см. главу 6, раздел «Единство». попытка доказать свою силу воспринимается как проявление слабости. Чем больше мы стараемся добиться уважения, тем меньше нас уважают. Взгляните на свою жизнь и найдите пример из собственных взаимоотношений с людьми, в особенности с детьми. Окружающие не изменят своего отношения к нам, если мы будем выстраивать свое поведение по строго рассчитанной схеме с применением специальных методик. Эти «косметические» средства вызывают дополнительные внутренние конфликты, которые пагубно отражаются на наших взаимоотношениях с людьми (как личных, так и деловых). Не ищите власти над другими — ищите власти над собой. Только это по-настоящему важно. Стремление произвести впечатление, добиться одобрения, ухватить каждое слово собеседника, выразить мнимое беспокойство о его благополучии, вставить ласковое слово, объяснить свои мотивы — это неэффективные модели поведения. Применяя их, мы думаем, что укрепляем свои позиции, а на деле вредим себе. Поступки, продиктованные внешними воздействиями, приводят нас к внутренней напряженности. Вы заметите это по мере углубления самопознания. Анализируйте причины давления, и вы поймете, что стремление произвести впечатление или объяснить свои мотивы диктуется не нашим «я», а страхом, который поселился в нас. Осознание этого факта станет первой ступенькой на пути к обретению себя. Каждую минуту мы сохраняем власть над собой или оказываемся в состоянии зависимости.» Оставайтесь собой, даже если верность себе означает разрыв отношений с определенными людьми. lie подавляйте свое «я» с целью оказать влияние на человека, удержать его или привлечь на свою сторону. Измена самому себе приносит лишь сомнительные результаты. Другими словами, делайте то, что должны, а не то, что хотят от вас люди. Люди отнюдь не таковы, какими кажутся. Внутренние состояния и внешние проявления отличаются так же сильно, как внешний и внутренний вид одного и того же здания. Чаще всего мы видим в людях то, что хотим увидеть. Как получить достоверное представление о человеке? Как составить правильное суждение и не ошибиться? Для этого существует только один способ: познать самого себя. Чтобы понять, что движет другими людьми, нужно осознать мотивы собственных поступков и не бояться правды о себе. Чтобы понять причину чужого поведения по отношению к нам, мы должны разобраться в собственных поступках. Люди поступают с нами так, как мы поступаем с ними. Чтобы понять причину чужого поведения по отношению к нам, мы должны разобраться в собственных поступках. К примеру, человек осознает, что его великодушие — не более чем маска, за которой скрываются эгоистические побуждения. Это важное открытие не только излечит его душу и сделает счастливее, но и отразится на его взаимоотношениях с людьми. Теперь они не будут платить ему той же монетой, то есть притворным великодушием. Самопознание влияет на обе стороны нашей жизни: внутреннюю и внешнюю. Познавая себя, мы познаем других людей. Самопознание предполагает выявление сильных и слабых сторон нашей личности. На каждое достоинство, заложенное в нас от природы, приходятся сотни недостатков. Анализ естественных наклонностей и стремлений позволяет нам определить сильные стороны своего характера и выявить заложенные в нас дарования. Человек, который видит достоинства в себе, видит их и в других людях. Между тем обусловленное мышление и ложные представления препятствуют позитивному восприятию собственного характера: мы концентрируемся на недостатках как в себе, так и в других. Рассмотрим пример. Работа в отделе кадров предполагает регулярный просмотр многочисленных резюме, оценку профессиональных и личных качеств людей1. Безусловно, специалисты отдела учитывают достоинства соискателей и сотрудников, но основное внимание уделяется все-таки недостаткам. Таким образом, процесс оценки превращается в выявление слабых сторон человека, в ущерб сильным. Ищите достоинства в себе В школе я очень любил историю. Этот предмет давался мне легко. С математикой все обстояло иначе: она была моим слабым местом. Для усвоения такого же объема материала мне приходилось прилагать в два раза больше усилий. Учителя и родители говорили мне, что я должен подтянуться по математике, то есть бросить все силы на нелюбимый предмет. Я последовал их совету, полагая, что история от этого не пострадает. Тем самым я сконцентрировался на слабой стороне в ущерб сильной. Я избрал поведенческую модель, в основе которой лежит парадигма мышления, нацеленная на разностороннее развитие. В результате я провалился на экзамене по математике и с трудом сдал историю. Мы привыкли считать, что дви- 1 В частности, периодическую оценку деятельности работающих сотрудников с целью продления трудового договора или повышения зарплаты. жение вперед (личности, семьи, компании или организации) предполагает выявление недостатков и последующую работу над ними1. Однако подобная практика оказывается неэффективной. Она ведет к посредственным результатам и противоречит универсальным принципам. Она строится на убеждении, что выявление недостатков (на индивидуальном, групповом или корпоративном уровне) способствует их устранению и превращению в достоинства. Нужно концентрироваться на слабых сторонах, а сильные сами позаботятся о себе, и в результате мы станем всесторонне развитыми. Но это заблуждение. Если школьник силен в истории, он должен сосредоточиться на истории — именно эта область позволит ему в полной мере реализовать свой потенциал. Однако на деле наблюдается обратная картина: акцент делаегся на слабые места. Принцип очень прост: найдите то, что у вас получается, и занимайтесь этим, и наоборот, определите то, что вам не дается, и не занимайтесь этим2. Если сотрудник не проявляет интереса к продажам, не стоит направлять его на семинар по этой теме. Если специалист по продажам не интересуется управлением, не следует посылать его на управленческие курсы. По ступая так, мы думаем, что повышаем эффективность сотрудника, а на деле понапрасну отрываем его от работы. Это все равно, что учить поросенка нению: накладно для учителя и скучно для поросенка. 1 В частности, см. метод управления по отклонениям. Этот метод состоит в выявлении различий между действительными и сметными издержками, а также отклонений в деятельности организации. При этом основное внимание уделяется не нормально идущим процессам или сметным издержкам, а возникающим проблемам. 2 Это положение опять же строится на даосском принципе недеяния, или следования естественности. Руководители среднего звена проводят ежедневную оценку деятельности своих сотрудников и концентрируются на просчетах. В стремлении устранить ошибки и повысить показатели они подолгу беседуют с отстающими. При этом только двадцать процентов времени уделяется лидерам. Руководители полагают, что преуспевающие сотрудники сами позаботятся о себе, и потому не уделяют им должного внимания, а если и уделяют, то только для того, чтобы указать на недостатки. Подобные беседы только деморализуют сотрудника и лишают его стимула к деятельности. Почему это происходит? Потому что общепринятая парадигма оценки нацелена на искоренение недостатков, а не на умение управляться с ними. Эта парадигма строится на убеждении, что недостаток и достоинство представляют собой противоположности, как болезнь и здоровье, успех и поражение1. Но это не так. Каждый из этих факторов предполагает собственную структуру и модель поведения. Следовательно, нельзя утверждать, что изучение слабых сторон неизбежно приведет к выявлению сильных. Однако именно эта парадигма является преобладающей. Так, психологи и социологи, которые ищут рецепт прочного брака, исследуют причины разводов. Приведу пример из собственной практики. Однажды ко мне обратились представители страховой компании, которая теряла клиентов. Они попросили меня провести анализ и выяснить, какие причины заставляют людей отказываться от услуг их организации. Я предложил им иной подход: определить, какие причины заставляют их не отказываться от этих услуг, и со временем 1 Имеются в виду противоположности, тесно взаимосвязанные между собой и содержащиеся друг в друге (как инь и ян). сделать акцент на позитивных сторонах деятельности компании. Сначала эти люди отвергли мое предложение, потому что оно расходилось с устоявшейся практикой. Но затем они вняли голосу здравого смысла, и результаты превзошли их ожидания. Когда мы концентрируемся на развитии достоинств, недостатки отступают на второй план и ослабевают. Этот принцип лежит в основе китайской философии жизни. Справедливость этой истины подтверждается стабильными успехами китайских спортсменов в области настольного тенниса. Ни для кого не секрет, что слабое место китайских теннисистов — удар слева, но они никогда не используют этот прием. В то же время они так отрабатывают удар справа, что отбить его просто невозможно. Вспомните свою самую большую ошибку или неудачу. Вспомнили? А теперь подумайте о том, что вы можете назвать самой большой победой в своей жизни. Это гораздо сложнее, не так ли? Почему? Потому что все наше сознание запрограммировано на выявление слабых сторон в себе и в других людях. Мы выслушиваем презентацию или деловое предложение в надежде заметить какой-нибудь недостаток. И если нам это удается, мы ощущаем глубокое удовлетворение. Мы ищем изъяны, потому что мы так воспитаны. Мы привыкли к критическому восприятию поступающей информации. Выслушивая сообщение, мы вычленяем то, с чем согласны и с чем не согласны. Мы стараемся уловить слабую сторону аргумента. В связи с этим возникает вопрос: как часто мы упускаем сильные стороны делового предложения, потому что не замечаем их? Как часто мы выплескиваем вместе с водой и ребенка? Мы прибегаем к этой парадигме при оценке характера и поступков других людей. Заметьте: я не говорю, что мы не видим их достоинств. Я говорю, что прежде всего мы обращаем внимание на недостатки, которые подлежат исправлению. Подумайте о своих коллегах, близких или друзьях. Что приходит вам в голову в первую минуту?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|