Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учитесь видеть чужие достоинства




Если мы научимся видеть скрытые достоинства собственного и чужого характера, мы поймем, что нужно развивать и над чем работать. Традиционный подход строится на предположении о том, что все наиболее результативные сотрудники обладают одним и тем же набором качеств, только в разной степени, и эти качества свойственны им от природы. Однако это не так. Приведу пример из собственной практики. За годы работы мне приходилось сталкиваться с разными специалистами из отделов кадров, которые по-разному добились успеха. Так, одни умели проявить участие и наладить эмоциональный контакт с людьми и развивали это качество в общении с сотрудниками компании. Другие не владели искусством эмоционального общения, но старались развить это качество за счет гибкости и уступчивости. Такие сотрудники занимались правилами трудовой дисциплины и бюджетными вопросами.

Хороший учитель обращается со своими учениками как с равными и верит в то, что они достигнут более высоких результатов, чем он сам. Плохой учитель просто выдает информацию для усвоения. Люди, которые любят свою работу, не замечают, как летит время. Хороший работник концентрируется на том, что нужно сделать, а плохой больше думает о том, что можно «опустить». Хороший тренер или руководитель делает упор на сильные стороны своих подопечных. Успех для него состоит в развитии личности спортсмена (сотрудника). Посредственный тренер или руководитель видит победу в перевесе очков и в показателях прибыли.

Концентрация на слабых сторонах притупляет нашу способность к восприятию сильных и тем самым препятствует адекватной оценке. Замечая чужой недостаток, мы огорчаемся или раздражаемся, выражаем сожаление или высказываем критические замечания. Со временем критика переходит в негодование и возмущение, потому что недостаток отдельного сотрудника воспринимается нами как препятствие к росту всего коллектива. Формирование лидерских качеств на каждом уровне корпоративной структуры будет достижимо только в том случае, если сотрудники компаний сосредоточатся на развитии своих достоинств, а не на преодолений недостатков. Практика признания чужих достоинств начинается с принципа, который состоит в выявлении сильных качеств собственной личности. Прежде чем искать положительные стороны в другом человеке, нужно увидеть их в самом себе. Соблюдение этого принципа особенно важно для руководителя, поскольку он (руководитель) распределяет обязанности между подчиненными. Kаждый сотрудник должен выполнять ту работу, с которой лучше всего справится. Если вы — руководитель и концентрируетесь на негативных сторонах собственного характера, на своих тревогах и опасениях, ваш механизм наблюдения настроен неверно. Приведите его в порядок — в противном случае вы рискуете превратиться в диктатора, который решает за своих подчиненных, что лучше для каждого из них.

Рассмотрим пример. Некий руководитель убежден, что успех одного — это неудача другого (принцип дефицита в мышлении)1. Среди его подчиненных есть сотрудник, который очень много работает и хочет сделать карьеру. Однако руководитель автоматически предполагает, что сотрудник мыслит так же, как он сам (то есть на основе принципа дефицита). Он видит в этом сотруднике угрозу собственной безопасности, боится, что подчиненный метит на его место, и как следствие не дает ему (подчиненному) расти. Недоверие к себе приводит к недоверию на межличностном уровне. Когда руководитель не верит в себя, он не верит и своим подчиненным и в результате предоставляет им только такую самостоятельность, которая позволяет сохранить существующий порядок вещей. В итоге потенциал сотрудников, руководителя и компании в целом остается нереализованным.

Оценка личности (в том числе соискателя на вакантную должность) должна строиться на выявлении умений и положительных (профессиональных) качеств. Если эта парадигма станет основой нашего мышления, эффективность работы заметно возрастет. Чтобы добиться успеха, нужно забыть о результате и предоставить его процессу2. Чрезмерное упорство и нажим ведет к неудаче. Предоставьте подчиненным возможность развиваться, и вы сами продвинетесь вперед. Не препятствуйте им — в противном случае вы потерпите поражение. Третьего не дано. Мы выбираем одно из двух состояний: открытое или закрытое, конфликт или позитивное взаимодействие, принятие или непринятие.

Естественный принцип открытого и закрытого состояния можно наблюдать в природных явлени-

1 О принципе дефицита в мышлении см. главу 1, раздел «Жизнь неделима».

2 Разъяснение этого принципа см. в плане 2, раздел «Взаимодействие противоположностей».

ях. Выбор между говорением и молчанием, инь и ян также является частью этого принципа. Понятия «инь» и «ян» — гораздо более широкие, чем принято считать на Западе1. Они предполагают невообразимое множество различных толкований. На фоне этих интерпретаций западные представления выглядят достаточно упрощенными. Древняя восточная мудрость гласит: «Действие в сочетании с ян развивает характер. Покой в сочетании с инь развивает тело. Поиск инь с помощью ян развивает добродетель. Постижение ян с помощью инь есть применение способности. Выбор инь или выбор ян зависит от состояния: открытого или закрытого». Последнее2 предполагает покой и молчание3. Чтобы достичь равновесия и эффективности, нужно прислушаться к голосу совести и сознания, погрузиться в свой внутренний мир (движение в себя)4 и прийти в гармонию с универсальными принципами и добродетелями (движение от себя)5. Выбор режи-

1 О понятиях «инь» и «ян» см. главу 2, раздел «Взаимодействие противоположностей».

2 Закрытое состояние.

3 В некоторых философских учениях Китая понятия «инь» и «ян» (пассивное и активное) связываются с другой понятийной парой: «покой» (цзин) и «движение» (дун). При этом инь (состояние пассивной восприимчивости) отождествляется с покоем, а ян (состояние активной деятельности) — с движением. Под «движением» здесь понимается любая активная деятельность, включая речь. Некоторые философские школы выступали с идеей главенства покоя над движением (чжу цзин). Принцип главенства покоя подразумевает упор на медитативную отрешенность в практике умственного совершенствования.

4 То есть войти в состояние покоя, или медитативной отрешенности.

5 То есть перейти в состояние активной деятельности, или движения.

ма (инь или ян) зависит от того, что необходимо в данную минуту. Закрытое состояние применяется в ситуации, когда нужно убедиться в искренности другого человека; увидеть, на чем строится его лояльность и интерес: на истине или универсальном принципе либо на эмоциональном удовлетворении от общения и т. д.

Люди приходят в ту или иную компанию по разным причинам: одних привлекает успех и материальное вознаграждение, других — чувство восхищения и вера в будущее организации, третьих — общность целей и идеалов. Чтобы понять людей, с которыми работаем, мы должны определить, почему они пришли в компанию. Чтобы предугадать возможную реакцию коллег (подчиненных), мы должны определить образ их мышления. Это необходимо для эффективной работы в коллективе и в особенности для эффективного руководства.

Состояние внутреннего и внешнего покоя позволяет нам внимательно слушать людей, не влияя на них своими реакциями. Речь другого человека — это движение, наше молчание — это покой. Если суждения собеседника противоречивы и мы не знаем, как на них ответить, мы должны сосредоточиться и погрузиться в себя, и ответ обязательно придет. Бизнесмены и политики из стран Азии постоянно используют этот метод. Если им что-то неясно, они ищут ответ внутри себя. Представители Запада, которые не понимают сути происходящего с восточным коллегой, склонны считать подобное поведение типичным проявлением азиатской загадочности. Войти в состояние покоя, чтобы услышать голос своего «я» — значит воспользоваться способностью, развитой посредством самонаблюдения. Эта способность состоит в умении взглянуть на предмет со всех сторон, отрешенно и беспристрастно, избегая эмоций, которые могут повлиять на его восприятие.

Когда компания молода, ее руководители и сотрудники слишком заняты укреплением своих позиций на рынке. Они делают акцент на сильные стороны предприятия и не думают о слабых. Со временем перед ними встает новая задача — совершенствование деятельности компании. При этом поиск «правильных» путей дальнейшего развития отождествляется с определением ошибок и просчетов. Корпоративные ресурсы должны быть направлены на развитие сильных сторон компании, то есть на то, что у нее получается. В противном случае она растеряет свои преимущества. Задача руководителей заключается в том, чтобы выявить собственные способности и способности подчиненных. Это главное открытие, которое может сделать корпоративный лидер. Способности — это сильные стороны личности, и они выводятся не из текущих умений, а из сильных желаний, возникших еще в детстве. Определение способностей предполагает погружение в себя, в мир собственного «я».

Способности зарождаются в нашем сознании. Они начинаются с непреодолимой тяги к деятельности, которой отдается предпочтение. Желание проявляется в тот момент, когда мы видим другого человека за каким-либо делом и говорим себе: «А что, было бы неплохо этим заняться!» Многие мечтают создать собственное предприятие, стать хозяевами самим себе, но для этого нужно не только желание быть бос сом, но и целый ряд специфических качеств, связанных с конкретной деятельностью.

Если вы почувствовали сильную тягу к определенному делу, прислушайтесь к голосу своего «я» и убедитесь в том, что это желание не толкает вас на неверную стезю. Слава, удовольствия, власть увлекают многих людей и уводят от подлинного призвания, подлинной миссии. В случае если руководство компании не уделяет должного внимания корпоративной миссии1 и способностям сотрудников, эта миссия превращается в простое средство достижения цели, и мы снова возвращаемся к проблеме расхождения целей и ценностей с руководящими принципами. Истинные способности человека — это знак того, чем он должен заниматься. Развивая свое сознание, мы выявляем, развиваем и совершенствуем эти способности в соответствии с принципами воспитания характера и тем самым реализуем свой потенциал.

Это простой, естественный процесс, но он прост только для тех, кто ему следует. К сожалению, многие из нас отдают предпочтение не внутренней, а внешней мотивации. Мы слушаемся «дружеского» совета, принимаем «выгодное» деловое предложение, которое привлекает нас в финансовом отношении, но уводит от подлинного призвания. В результате, мы игнорируем собственные способности и делаем то, что говорят нам люди. Когда это происходит, работа превращается для нас просто в работу, и мы стараемся отвлечься от нее, как только представляется возможность.

Нe игнорируйте свои способности, иначе вы станете исполнителем чужой воли. Не вы, а другие люди будут решать, что для вас лучше, и вы будете делать то, что вам говорят.

В своей жизни я не раз встречался с людьми, которые были счастливы от того, что наступил выход-

1 Определение понятия «корпоративная миссия» (программа) см. в главе 5, разделы «Корпоративная программа» и «Личное призвание».

ной: они закончили работу и теперь могут заняться собой. Существует два разных подхода к профессиональной деятельности: «Я должен работать» и «Я и моя работа — одно». В тот момент, когда вторая установка сменяет первую, разрядка не нужна, потому что напряжение уже снято. Важно не то, сколько мы работаем, а то, как мы относимся к своему труду и сколько души вкладываем в него.

Если в компании царит нестабильность, ее сотрудники отделяют себя от организации. Они задаются вопросом: «Почему я должен целиком посвящать себя этой работе? В конце концов нет никакой гарантии в том, что я здесь останусь». Многие люди перестраивают мышление и воспринимают работу как перерыв между выходными. При таком отношении, работа не может быть их «вторым я»: это просто способ зарабатывать деньги. Между тем преданность избранному делу — непременное условие успеха. Без нее не бывает больших результатов. Следует подчеркнуть, что преданность делу не поддается искусственному выращиванию. Ее нельзя сформировать — можно лишь обнаружить. Она проявляется, когда мыделаем то, к чему призваны, и углубляется, когда мы добиваемся успеха.

Следуя естественным наклонностям, мы используем свой потенциал, и приверженность к избранному делу помогает нам в достижении поставленной цели. Что заставляет вас заниматься тем, чем вы занимаетесь? Чем вы измеряете свой труд: количеством затраченного времени, заработанных денег или полученного удовольствия? Чтобы познать себя и других, нужно не просто делать «правильные» вещи,— нужно делать то, что правильно для нас. Процесс познания и самопознания развивается по спирали, и вместе с ним развиваются наши способности, закрепляется направление, растет эффективность работы и общения, гармоничность нашей жизни.

До тех пор пока мы не сбросим с себя тяжкий груз самооправдания, мы не сможем ответить на голос своего «я», голос совести и сознания. Примите твердое решение слушаться этого голоса, и вы испытаете небывалое чувство свободы. Те, кто следовал моему совету даже в течение недели, были просто поражены. Оказывается, это так легко! Сколько времени и сил уходит у нас на то, чтобы оправдать поступки, идущие вразрез с велениями совести!

Не ищите источник уверенности в постоянной занятости, в работе, в признании таланта, в отношениях с людьми — одним словом, во всем том, что находится вне вашего «я». Корень уверенности лежит в нашей цельности, в верности своему принципу, своему «я». Не позволяйте внешним факторам заслонять от вас подлинное призвание. Помните: источник стабильности и уверенности находится внутри вас, в вашем внутреннем, подлинном «я». Обратитесь к нему, и вы обретете настоящую свободой сможете делать то, к чему призваны.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
КОММУНИКАЦИЯ

Знание себя, своих предрассудков и особенностей восприятия облегчает общение с другими людьми. Познавая себя, мы познаем и другого. Процесс межличностного взаимодействия представляет собой зеркальное отражение внутриличностной коммуникации (общения с собственным «я») и находится в прямой зависимости от нее. Человек, который постоянно прислушивается к голосу внутреннего «я», находится в гармонии с окружающими. Общение с людьми строится по тому же принципу, что и оценка: прежде чем составить мнение о другом человеке, нужно познать самого себя, заняться самонаблюдением. Эффективная коммуникация с людьми невозможна без эффективной коммуникации с собственным «я».

Чтобы добиться подлинного успеха в межличностном общении, нужно стать самим собой. Это первый и самый важный шаг на пути к эффективной коммуникации. Всякий раз, когда мы слушаем другого человека, мы производим оценку его сообщений, которая заглушает значительную долю поступающей информации. «Могу ли я согласиться с этим? Почему он это говорит? Почему он не уточняет свою позицию? Случалось ли нечто подобное в моей жизни? Этот галстук ему ужасно не идет». И так далее. Мы в буквальном смысле слова ведем две беседы одновременно.

Верность себе — это первое и самое важное условие эффективной коммуникации.

Постоянный внутренний диалог забивает свободное пространство, необходимое для восприятия чужого сообщения. В чем предназначение цветочной вазы? В том, чтобы ставить в нее цветы. Какая часть вазы наиболее полезна? Конечно же, внутренняя: в ней есть пустота, которую можно заполнить. Внешний фасад, несмотря на всю свою привлекательность, не приносит никакой пользы. Учитесь видеть пустоту. Приходилось ли вам бывать в доме, где никто не живет? В его пустоте есть особая аура, не так ли? Возьмем другой пример. Когда несколько человек садятся в круг, общий климат группы определяется атмосферой, сосредоточенной в центре круга, в пустом пространстве. Так же и в общении с собой: голос высшего, внутреннего, «я» раздается в период пустоты, то есть в минуты затишья, паузы между мыслями. В случае если голос сознания заглушается внутренним диалогом, мы пропускаем важные элементы чужого сообщения1. Пропущенная часть постоянно возмещается оценкой и субъективным истолкованием услышанного.

1 Эта мысль строится на положении философии конфуцианства, согласно которому познание осуществляется сердцем (синь), исполненным пустоты, сосредоточенности и покоя.

Четыре уровня восприятия

В первой главе я писал о том, что подчас для усвоения и принятия сообщения (в особенности новой идеи) нам необходимо услышать его несколько раз1. Информация, поступающая к нам извне, проходит через фильтр (парадигму), который формируется под воздействием обусловленного мышления. В связи с этим следует отметить, что человеческий слух не является единой формой восприятия: он распадается на четыре типа в зависимости от уровня личности. Мы слышим на физическом, эмоциональном, умственном и духовном уровне. Рот человека — это механизм выражения чувств и мыслей. С его помощью мы можем рассказать о них (открытое состояние) либо умолчать (закрытое состояние). Глаза и уши — это помощники ума и сердца, которые позволяют нам определить подлинный смысл того, что нам говорят. В случае гармоничного взаимодействия органов чувств характер восприятия становится глубинным, а не поверхностным. Мы слышим сообщение в целом, а не его часть2.

Первичное восприятие происходит на физическом уровне. За ним следует эмоциональное, интеллектуальное и духовное. Сначала мы воспринимаем слова и громкость речи (физический уровень), за-

1 См. главу 1, раздел «Смена парадигмы».

2 В основе этого утверждения лежит положение китайской философии (в частности, конфуцианства) о том, что человек представляет собой нерасчленимую совокупность душевно-духовных качеств и физической сути («телесной природы»). Следовательно, человеческое познание и восприятие носят целостный характер и предполагают единство чувственного и рационального аспектов. О реализации принципа единства в познании и творчестве см. в главе 6, раздел «Четыре уровня».

тем — чувства и эмоции говорящего, его убежденность и воодушевление (эмоциональный уровень), затем отмечаем то, что важно для нас (интеллектуальный уровень), запоминаем или записываем интересующую информацию. В процессе интеллектуального восприятия наш мозг обрабатывает услышанное, и наступает понимание. В школьном образовании упор делается на развитие именно этого уровня восприятия. Следом за ним идет восприятие на духовном уровне. В чем оно состоит и как его распознать? Мы часто, пусть и неосознанно, прибегаем к нему. Вот как это происходит. Мы слышим некое сообщение и не понимаем того, что нам говорят. Между тем мы чувствуем, что сказанное разумно. И хотя мы не можем проверить справедливость услышанного, в глубине души мы ощущаем, что оно верно. Что же происходит на самом деле? Происходит следующее: новое сообщение напоминает нам о том, что мы уже знаем. Услышанные слова активизируют эту информацию. Они пробуждают участок сознания, который находился в состоянии сна на протяжении долгого времени. Дело в том, что в мире нет ничего нового. Все уже было, поэтому наша задача — пробудить свое сознание и вспомнить то, что мы знаем.

Восприятие на высшем, духовном уровне — это цель, к которой мы должны стремиться; последняя, завершающая ступень восприятия. Когда мы поднимаемся на эту ступень, мы «знаем, что мы знаем». Мы чувствуем, что сообщение разумно и верно. Это странное ощущение, потому что подчас мы испытываем его даже тогда, когда воспринимаем нечто совершенно новое, чего не слышали прежде. Происходит озарение, и нам открывается истина. Все уже известно. Знания распространяются посредством коллективного бессознательного (термин К. Юнга)1, или всеобщего единства (термин восточной философии)2. Признайте это положение как исходный принцип, и вы поймете сущность духовного восприятия. Если мы знаем все, значит, акт восприятия на духовном уровне есть акт воспоминания и опознавания. Наше глубинное, всезнающее духовное существо воспринимает сообщение и узнает его.

Следует отметить, что восприятие на всех четырех уровнях недоступно для нас, когда мы играем роль. Почему? Потому что мы не можем целиком сконцентрироваться на сообщении. Часть внимания отвлекается на то, чтобы собеседник не заметил нашей игры. Даже если это происходит неосознанно, наша способность к восприятию сообщения заметно снижается. Задайте себе следующие вопросы: «Что более важно: слова людей или их отношение к собственным словам? Что оказывает более сильное воздействие на слушателей?» Как вы думаете?

Подчас мы сомневаемся в сообщении, несмотря на все красноречие и убедительность говорящего.

1 Юнг, Карл Густав (1875—1961) — швейцарский психиатр, ученик З. Фрейда, создатель аналитической психологии. Термин «коллективное бессознательное» в его концепции означает глубинный фундамент психики, связанный с биологическим механизмом наследственности. Для подтверждения своего учения о коллективном бессознательном К. Юнг использовал материал по китайской философии, религии, культуре.

2 Здесь: всеобщей взаимосвязи. О принципе единства в данном контексте см. главу 6, раздел «Единство» (принцип верности себе, или искренности). Духовная сущность каждого человека (индивидуальное дао) имеет исток в небесном дао, которое содержит в себе все знания. Следовательно, духовная сущность (подлинное «я») человека имеет доступ ко всем знаниям Вселенной.

Мы смутно чувствуем, что «здесь что-то не то», но не можем сказать, что именно. Знакома ли вам подобная ситуация? Обратитесь к своему опыту и найдите пример из собственной жизни. Поступки говорят красноречивей слов. Слова и поступки человека — это внешние проявления его мыслей. К сожалению, многие люди больше говорят и гораздо меньше делают, при этом слова подчас расходятся с делом.

Умение слушать

Эффективная коммуникация — это не просто набор специфических навыков, которые можно освоить посредством обучения. Это нечто гораздо большее. Подлинная коммуникация предполагает участие интуиции, передачу значительной части информации с помощью пауз и молчания, а не слов. Если в процессе общения наступает пауза, представители западной цивилизации чувствуют себя неуютно, поэтому они делают все возможное, чтобы предотвратить затишье. В ту минуту, когда собеседник заканчивает сообщение, европеец, как правило, готовит ответ (то есть вступает во внутренний диалог). И чем сильнее несогласие европейца с доводами партнера, тем активнее этот процесс.

Эффективная коммуникация предполагает подлинное понимание собеседника, его мира и уважение к нему. Это означает, что в процессе общения должен быть задействован не только слух, но и глаза, и сердце. Многие люди полагают, что слушать — значит критически воспринимать. Они ищут то, с чем согласны или не согласны, и считают, что тем самым проявляют внимание к словам собеседника. Затем они готовят ответ на основании собственного мнения и собственного опыта.

Человек, который усвоил навыки общения, способен проявить лишь внешний интерес к чужим словам: он будет молчать, когда собеседник говорит, будет кивать головой и поддакивать в знак того, что внимательно слушает, и, конечно же, не станет перебивать. Он сформулирует свой ответ таким образом, чтобы собеседник согласился с ним. Он постарается предвосхитить его возможные несогласия и представить доводы в пользу своего предложения. Он даст собеседнику совет, выскажет свое мнение, предложит выход из положения. Но во всех этих случаях он будет воспринимать слова собеседника исходя из собственного опыта. Этот факт становится причиной многих и многих проблем в области коммуникации. Мы не можем проявить подлинного участия к людям, потому что судим об окружающем мире по себе и не воспринимаем его таким, какой он есть на самом деле.

В психологии есть такой термин, как эмпатия. Эмпатия — это умение поставить себя на чужое место, понять чувства другого человека; это оценка переживаний других людей на основе их собственного, а не нашего взгляда на их жизнь и мир. Чтобы понять человека, мы должны войти в его сознание, в его сердце и увидеть мир его глазами. Эмпатия отличается от симпатии. Симпатия говорит: «Я знаю, что ты чувствуешь». Мышление, основанное на принципе рациональности, продолжает эту мысль: «И я знаю, как тебе помочь. Однажды я тоже столкнулся с такой проблемой, и вот как я поступил». Подчас нам просто не терпится рассказать собеседнику о том, как мы сами справились с подобными трудностями. Мы даем ему совет в двух словах, после чего приступаем к пространному описанию личного опыта.

Мы приучены думать, что самое главное — это высказать свою точку зрения, особенно в споре. Мы считаем, что молчание — знак согласия: если мы будем просто слушать без всяких критических замечаний и попыток оспорить суждение собеседника, мы заявим о согласии с его позицией. В результате этой парадигмы мы спешим изложить свою точку зрения, а затем повторяем ее до тех пор, пока собеседник не согласится с нашим утверждением. Восприятие чужих слов без возражения, искреннее желание понять состояние собеседника нередко считается проявлением слабости. Но даже если мы стараемся выслушать другого человека, мы вступаем во внутренний диалог, который сводит на нет всякое восприятие его слов. Если мы хотим, чтобы другие люди слушали нас, мы сами должны научиться слушать.

Доверие — непременное условие эффекгивной коммуникации. Если его нет, общение затрудняется. Если оно есть, общение возможно даже без помощи слов.

Доверие — непременное условие эффективной коммуникации. Если оно есть, общение возможно даже без помощи слов. Если его нет, слова бессильны передать необходимое значение, потому что значение нужно искать не в словах, а в людях. Прежде чем передавать определенное сообщение, мы должны завоевать доверие собеседника. Здесь уместно вспомнить одну очень известную фразу: «Наши знания безразличны людям до тех пор, пока они (люди) не почувствуют, что не безразличны нам»1. И это правда.

Если человек искренне стремится понять своего собеседника, это неизбежно проявится в его поступ-

1 Это высказывание принадлежит Зигу Зиглару, известному мотивационному писателю. [«До встречи на вершине» и др.]

ках. Для успеха общения необходимо доверие. Когда собеседники не доверяют друг другу, коммуникация затрудняется. Ключ к доверию — надежность. Надежным человеком становится тот, кто строит свою жизнь на основе принципа честности. Когда мы действуем в согласии с этим принципом, искренность наших намерений проявляется в поступках. Как и любой естественный процесс, коммуникация не терпит кратчайших путей и быстрых результатов. Если вы действительно хотите завоевать доверие собеседника, слушайте, прежде чем говорить.

Понять — значит поставить диагноз и только затем назначать «лекарство». Когда мы приходим к доктору, он не сразу выписывает рецепт — сначала он определяет заболевание. Представьте себе врача, который говорит своему пациенту: «Мне знакомо ваше состояние. Однажды у меня тоже было нечто подобное, и вот как я справился с этой проблемой». Можно ли быть спокойным и уверенным рядом с таким «специалистом»? Вы — не клон, и то, что помогло врачу, может не подойти для вас. Однако именно так мы и поступаем со своими близкими, друзьями и коллегами.

Вспомните случай, когда вы пытались дать совет коллеге исходя из собственного опыта. Рассмотрим пример. Руководитель финансового отдела замечает, что один из его молодых сотрудников чем-то обеспокоен. «Что случилось?» — спрашивает он у подчиненного. Служащий явно хочет высказаться, но смущается и не решается заговорить. Руководитель просит его поделиться и обещает выслушать. Наконец, служащий сдается на уговоры босса и рассказывает ему о своей проблеме. Молодой человек признается в том, что ему не по душе его работа. В ответ на слова подчиненного руководитель восклицает: «Не верю своим ушам! Вы просто не цените своего счастья. Если бы вы знали, как вам повезло! Устроиться в такую солидную фирму! То ли дело было у меня. Нашему поколению приходилось начинать в ужасных условиях: устаревшие методы, печатные машинки, никаких компьютеров. Сейчас все намного проще. Мой вам совет: почаще вспоминайте о том, что многие молодые люди вообще не имеют работы. Сделайте над собой усилие, включитесь в процесс, и со временем вы войдете во вкус. Не бросайте то, что начали, и все будет в порядке». После минутной паузы он добавляет: «Это все, что вас беспокоит? Может быть, вы хотите рассказать о чем-то еще?»

Руководитель «выписал рецепт», не поставив диагноза. Он, руководитель, старше и мудрее. Следовательно, он лучше знает, что делать, и спорить с ним бесполезно. Он выслушал подчиненного, выполнил свой долг и считает, что сделал все, «как надо». Он действовал рационально, но эффективно ли он поступил? Как сложатся его дальнейшие взаимоотношения с этим сотрудником? Сможет ли молодой человек довериться ему в будущем? К чему привел этот разговор? Фактически руководитель обвинил сотрудника в «неблагодарности» и внушил ему чувство вины. Однако с точки зрения подчиненного, «неблагодарность» здесь ни при чем: он иначе воспринимает ситуацию. В будущем он станет менее разговорчивым, и постарается не касаться этой темы. Между тем его фрустрация не исчезнет — просто она будет проявляться иначе.

Со временем руководитель встревожится: «Почему он все время замыкается в себе? Почему он не хочет поделиться со мной? Я же всегда внимательно слушал его!» Подчиненный в свою очередь подумает: «К чему говорить о своих проблемах? Он снова скажет, что я не ценю своего счастья, начнет рассуждать о том, как бы он сам поступил на моем месте, или приведет мне в пример кого-то другого». То, что мы думаем о самих себе, имеет большое значение. Наше самоощущение помогает нам выявить свои истинные способности и тем самым реализовать свой потенциал. Между тем оно во многом зависит от того, как с нами общаются.

Эмпатия и доверие

Спросите себя: «Сколько времени и энергии тратится на непродуктивное общение в моей семье или компании? Сколько моих собственных сил уходит на пререкания, интриги и межличностные конфликты дома и на работе?» Многие люди признаются в том, что эти пагубные привычки отнимают у них около трети времени.

Самоощущение человека помогает выявить его истинные способности и тем самым реализовать его творческий потенциал.

Манипуляция и соперничество между сотрудниками — это ложка дегтя в бочке внутрикорпоративной коммуникации. Руководители современных компаний стремятся преодолеть негативные явления, и с этой целью обращаются к новым программам эффективного общения. В основе этих программ — формирование навыков восприятия и создание действенных рабочих групп. Организаторы подобных курсов преследуют благие цели, но их усилия встречают мощное сопротивление со стороны культуры взаимоотношений, сформировавшейся в коллективе. Долгое время она питалась сама собой, и теперь скептические настроения сводят на нет

потенциал программ. Построение эффективной коммуникации должно начинаться с закладки фундамента, то есть с приведения корпоративной жизни в гармонию с объединяющими принципами,— только так мы сможем добиться изменений в долговременном плане.

Соответствие универсальным принципам на уровне компании начинается с ее сотрудников и отношений между ними. Если мы не заложим фундамент эффективного общения, все изменения будут недолговечными. Успешная коммуникация строится на доверии, но оно не может возникнуть в обстановке соперничества и интриг. Основа доверия — надежность. Когда мы доверяем своим коллегам, мы говорим свободно, не думая о формулировках, потому что наши взаимоотношения строятся на твердом фундаменте. И напротив, если взаимоотношения не крепки, в коллективе процветает подозрительность и недоверие. Общение затрудняется, людям приходится тщательно выбирать формулировки, чтобы не обидеть собеседника и не быть понятыми превратно.

Эффективная коммуникация на межличностном уровне предполагает правильную интерпретацию смыслов и значений, которая осуществляется за счет сочетания двух форм восприятия: логической и эмоциональной. Логика и эмоции говорят на разных языках, при этом язык эмоций оказывает более сильное воздействие, нежели язык логики. Вот почему сначала нужно воспринимать глазами и сердцем и только затем — ушами. Мы должны уловить смысл сообщения без предубеждения, без сопротивления. Для этого нам необходимо проявить терпение и постараться понять.

Эффективные навыки общения, как и любые другие навыки, формируются не сразу. Это процесс, который необходимо прожить. Чтобы получить достоверное представление о Франции, недостаточно просто прочесть о ней — нужно побывать во Франции. Чтобы освоить коммуникативный навык, нужно двигаться постепенно, поднимаясь с более низкого уровня на более высокий. Навыки не формируются за один день, и, если мы хотим стать хорошими коммуникаторами, нам необходимо одно: терпение, как во взаимоотношениях с другими людьми, так и с самими собой.

Мы должны осмыслять содержание и контекст всех своих взаимоотношений. Это очень важно, поскольку общение предполагает взаимопонимание. Мы должны научиться выражать то, что думаем, и понимать подлинный смысл чужих высказываний.

Поступая таким образом, мы научимся воспринимать мир не только чужими глазами, но и сердцем, и умом. Всякий раз, когда мы стараемся протолкнуть свою идею, мы поступаем по велению своего эго, а не подлинного «я». Такая схема ведет к непониманию и недоверию: мы неверно истолковываем чужие мотивы и с подозрением относимся к ним. Вместо этого мы должны стремиться понять другого человека.

Эффективное освоение коммуникативных навыков несовместимо с. парадигмой рациональности. Эта парадигма исключает глубокое общение и осмысленное взаимодействие с другими людьми. Рациональность предполагает стремление к быстрому результату, нежелание ждать. Стремление к рациональности велит нам делать то, что быстро и легко, а не то, что трудно и необходимо. Наше обучение будет поверхностным, если мы сконцентрируемся на методах, методиках и навыках в ущерб универсальным принципам, которые способны помочь нам в самых разнообразных ситуациях.

Чтобы стать эффективным коммуникатором и овладеть эмпатией, необязательно посещать тренинги и семинары. Все, что для этого нужно,— сформировать новую парадигму мышления: парадигму, которая предполагает верность себе, своему подлинному, а не эгоистическому «я», умение слушать его голос и реагировать сообразно его велениям. Если мы стремимся угодить каждому человеку, мы не свободны, и наша независимость — не более чем иллюзия. В общении с людьми мы руководствуемся принципом рациональности и ищем скорейшего результата. Между тем эта парадигма привела к нарушению равновесия в самых разных областях жизни общества, и она не может гарантировать качества долговременных взаимоотношений с людьми. Достижение этой цели возможно только с помощью эффективной коммуникации.

За минуту, которая предшествует нашему высказыванию, мы сообщаем гораздо больше, чем в последующие десять минут.

Качество нашей жизни определяется качеством взаимоотношений с людьми, и это факт. В них — источник нашей радости и источник печали. Развитие нашего «я» осуществляется только через «мы». Неискренность лежит на поверхности и хорошо видна со стороны. Искренность, напротив, идет из глубины и внушает доверие. Верность себе, искренность перед самим собой — это самая надежная дорога от «я» к «мы». Проявляя искренность, мы завоевываем доверие собеседника. Он открывается нам навстречу, и мы можем общаться далее без помощи слов. Не слова, а люди имеют значение. Вспомните об этом вмомент беседы с новым, незнакомым человеком. За минуту, которая предшествует нашему высказыванию, мы сообщаем гораздо больше, чем в последующие десять минут.

Процесс коммуникации в значительной степени искажается за счет наших верований, потому что мы нередко считаем их частью собственной личности. Попытка оспорить наши верования подчас воспринимается нами как личное оскорбление. Давайте представим, что знания человека о том или ином предмете — это планеты. Чем ближе они к Солнцу (то есть к «эго»), тем сильнее нагреваются.

Температура планеты в нашем примере отражает степень важности, которую «эго» придает данному предмету. Два человека, смотрящие на один предмет с разных позиций, образно говоря, находятся с двух сторон огромной линзы. При этом одна будет выпуклой, а другая — вогнутой. Многие из нас общаются с другими людьми с единственной целью — быть понятыми и слушают собеседника только для того, чтобы ответить ему. Взгляните на рисунок: человек слева не очень хорошо осведомлен, но глубоко возмущен тем, что ему известно. Человек справа располагает исчерпывающей информацией, но достаточно спокойно относится к тому, что знает.

Если эти люди придут к согласию, Мистер Горячность будет возмущен тем, что его собеседник так спокойно относится к предмету: «Почему он не чувствует того же, что и я?» В случае несогласия Мис-

 

тер Горячность просто не сможет воспринять сообщение собеседника, потому что находится в состоянии активного внутреннего диалога. Его слух и сознание закрыты для восприятия, и он не в состоянии осмыслить точку зрения другого человека: «Я не желаю этого слушать!» В словах собеседника он видит личное оскорбление. Просто поразительно: мы не понимаем, как формируются наши верования, и при этом с таким рвением защищаем их от любых посягательств извне!

Чтобы добиться эффективной коммуникации, недостаточно освоить набор специфических навыков — нужно сформировать гибкую парадигму мышления, которая позволит нам проникнуть в мир другого человека и осмыслить его точку зрения. Следует отметить, что подчас мы боимся такого проникновения, потому что видим в нем угрозу собственным глубинным верованиям. Если мы увидим и прочувствуем все то, что ощущает другой человек, что произойдет с нашими собственными взглядами и убеждениями? Подчинение универсальным принципам устраняет всякие опасения подобного рода.

Механизм самонаблюдения позволяет нам оценить себя, свой образ мышления и восприятия, осознать, что наша жизнь подчиняется универсальным принципам, и понять, как именно они управляют нами. По мере углубления самопознания фокус нашего внимания в процессе коммуникации смещается: мы концентрируемся не на том, кто прав, а на том, что правильно. Мы ценим других людей и понимаем, что их сознание, как и наше, представляет собой вместилище правильных принципов. Точка зрения другого человека не менее ценна, чем наша собственная. Если каждый из участников диалога понимает позицию собеседника, они сидят не напротив, а рядом, и вместе ищут решения вопроса.

Если вы поймали себя на том, что не можете понять другого человека, проверьте себя. Возможно, вы просто замкнулись на своем собственном мирке и не признаете психологическую реальность чужого мира. И здесь неважно, насколько позиция собеседника отличается от вашей. Если собеседник ревностно защищает мнение, с которым вы не согласны, не спорьте с ним и не пытайтесь доказать свою точку зрения. Поставьте себя на его место и постарайтесь увидеть ситуацию его глазами.

Семь принципов эффективной коммуникации:

1. Мы не можем сообщить другому человеку больше, чем мы есть. Чтобы понять другого человека, нужно понять себя. Будьте собой — в этом ключ к эффективной коммуникации. Не угождайте людям и не старайтесь играть роли — это препятствует действенному общению.

2. Мы должны понять, что общение — это не просто обмен словами. Эффективная коммуникация предполагает умение выражать и воспринимать чувства, мысли и отношения. С помощью молчания мы сообщаем не меньше (если не больше), чем с помощью слов.

3. Коммуникация должна быть безусловной. Чтобы по-настоящему воспринять чужое сообщение, мы должны отложить в сторону все предположения, мнения и предрассудки.

4. Доверие и открытость в общении — это основа успешных взаимоотношений. Доверие возникает только в том случае, если коммуникация строится в соответствии с принципом честности. Чем меньше доверия, тем ниже степень взаимодействия между людьми (к примеру, сокращается длительность зрительного контакта).

5. Мы должны выявить свои верования, чтобы понять, как они могут отразиться на нашем общении с другими людьми. Знание собственных убеждений помогает нам понять верования собеседника.

6. Эффективная коммуникация строится по следующему принципу: прежде чем говорить, нужно слушать. Рот — это просто механизм, а уши и глаза — это помощники сердца и ума. Путь к эффективной коммуникации лежит через гармоничное взаимодействие этих трех элементов. Сначала мы должны воспринимать глазами и сердцем, и только затем — ушами. Это означает восприятие на четырех уровнях: физическом, эмоциональном, интеллектуальном и духовном.

7. Старайтесь понять другого человека. Говорите так, чтобы вас поняли.

ГЛАВА ПЯТАЯ
МИССИЯ. ПРИЗВАНИЕ. ПРОГРАММА

Любая программа или концепция корпоративной деятельности останется на бумаге, если мы не сможем успешно донести ее до рядовых сотрудников. Философия бизнеса (творческий подход) должна строиться на двух принципах, которые проходят через всю мою книгу.

Первый состоит в том, что всякое развитие начинается изнут ри. Прежде чем давать советы другим людям, мы должны привести в порядок собственный дом. Прежде чем судить об окружающих, мы должны проанализировать собственное мышление, суждения и оценки. Работая над собой, мы подаем положительный пример этим окружающим и естественным образом воздействуем на них. Самопознание меняет характер мотивации. Человек, который знает себя и живет в согласии со своим подлинным «я», не подвержен влиянию внешних обстоятельств — его поступки мотивированы изнутри. На смену парадигме «срочности» приходит парадигма подлинной эффективности: он делает то, что важно, а не то, что диктуется сиюминутной необходимостью.

Второй принцип — это принцип единства. Мы не должны играть различные роли и менять «костюмы» в зависимости от того, где находимся: дома, на работе или в других общественных местах. Одни и те же правила действуют в семье, компании или любой другой организации. Придя на работу, мы не можем отложить ценности, которыми пользуемся дома, и оправдываться: «Но это же бизнес!»

Корпоративная программа

Все больше и больше компаний стремятся к разработке собственной программы, которая отражает характер деятельности организации, причины выбора этой деятельности, направление и методы работы. К сожалению, слишком часто эта программа сводится к простой формулировке цели и составляется только для того, чтобы не ударить в грязь лицом: у каждой компании должна быть своя программа, и, если кто-то захочет ознакомиться с ней, нужно что-то представить. Целью, заявленной в такой программе, нередко становится достижение конкурентного преимущества, а не реализация подлинной корпоративной миссии. Программа превращается в талисман компании, в ее фетиш. Интересно, как часто это происходит? Сколько организаций руководствуются этим принципом? И сколько их постепенно отказывается от новой программы и возвращается к старой практике?

Корпоративная программа определяет направление деятельности компании. Если мы не знаем,

Люди не могут поверить в компанию, которая не знает своей миссии. Но может ли компания поверить в людей без убеждений и призвания?

А теперь представьте, что вы — компания. Вы автономны. Вы уполномочены принимать самостоятельные решения и производить набор сотрудников. По объявлению к вам приходит человек, который не знает своего призвания. Он честолюбив, получил необходимую квалификацию и готов много работать, но не способен ощутить себя частью компании, неуверен в себе и не имеет четких ориентиров: цели, ценностей и убеждений. Вы возьмете в свой штат такого сотрудника? Люди не могут поверить в компанию, которая не знает своей миссии. Но может ли компания поверить в людей без убеждений и призвания? Когда у нас нет ориентира, нас легко обмануть.

Исходя из принципа, согласно которому всякое развитие начинается изнутри, я считаю, что для начала мы должны определить свое предназначение, составить личную программу, а затем согласовать ее с программой компании. Безусловно, это достаточно трудоемкий процесс, который требует эмоциональных и духовных затрат, но эти затраты неизбежно окупаются. Прежде чем продолжать, внимательно изучите схему на стр. 139:

Вы хотите определить свое предназначение, составить личную программу или пересмотреть существующую? В конце главы вы найдете раздел «Формулировка призвания», который поможет вам в этом. Постарайтесь ответить на все предложенные вопросы. Знание своего предназначения может изменить всю вашу жизнь, но, чтобы это произошло, вы должны найти время для размышлений и анализа. Только вы сами способны дать ответ на эти вопросы. Мы слишком часто склонны полагаться на чужие суждения в делах, от которых зависит наша жизнь. Мы слушаем других людей и не слышим голос своего «я»: Если вы хотите найти свое призвание, отгородитесь от внешних воздействий — только так вы сможете узнать собственные мысли и чувства. Не полагайтесь на мнение близких, друзей и коллег. Слушайте себя: Эти люди могут помочь вам, оказать поддержку, но источник идей находится не в них, а в вашем внутреннем, интуитивном «я».

 

Призвание дает применение нашим дарованиям и способствует их дальнейшему развитию. Призвание помогает нам выбрать правильный путь. Когда мы знаем свое предназначение," все наши цели становятся ступеньками, ведущими к его осуществлению. Призвание и цель — это не одно и то же. Цели ограничены во времени и сменяются новыми целями, а призвание неизменно. Человек, который следует своему предназначению, подчас продолжает жить даже после смерти, в своих трудах и творениях. Как мы уже говорили, призвание, или миссия, компании отражается в ее программе. Многие предприятия считают своей миссией первенство в отрасли. На самом деле это не призвание, а цель. Подлинное/призвание дается на всю жизнь — это смысл существования компании, то, для чего она была создана. Корпоративная миссия нередко становится объединяющим началом, невидимой силой, ведущей вперед.

Призвание помогает нам выбрать правильный путь. Мы должны делать то, к чему предназначены.

Подлинное призвание всегда связано с мечтой, или в и дением. Мечта — это то, к чему мы стремимся всей душой. Она рождается в сердце человека и не может быть навязана со стороны. Поиск призвания предполагает размышление, ответ на вопросы. Люди, которые делают это впервые, нередко ориентируются на своих близких, знакомых, друзей, неосознанно стараясь угодить им или произвести впечатление. И формулировка призвания превращается в простой план действий, который нужно запомнить. На уровне компании это происходит в том случае, если корпоративная программа спускается сверху, после предварительной обработки в отделе связей с общественностью. Такая программа неизбежно превращается в простой листок бумаги, висящий на стене. Она не лсивет в сердцах людей, от которых — прямо или косвенно — зависит ее выполнение.

Сотрудники не примут корпоративную программу, если она будет составлена без их участия. Однако вернемся к личному призванию и личной программе. Чтобы определить призвание, нужно, во-первых, найти свою мечту, или видение (желаемую картину будущего и представление о себе), и, во-вторых, уточнить свои ценности. Эти факторы очень важны. Процесс формулировки призвания и составления личной программы поможет вам в выявлении и осуществлении своих подлинных стремлений.

Воображение

Мечта рождается в нашем воображении. Все созданное человеком начиналось с мысли. Мы творим то, что представляем. Между тем мы нередко блокируем силу собственного воображения посредством негативных верований и установок сознания. Мы концентрируемся на том, что диктует сиюминутная необходимость и другие люди. Искаженное восприятие порождает соответствующие мысленные образы и представления о себе. Ориентация на общественные нормы в ущерб принципам не может дать счастья, к которому мы стремимся. Мы действуем по указке других людей и в результате теряем свои мечты, испытываем разочарование. Мы становимся скептиками, и наше воображение ослабевает.

Если мы хотим, чтобы наша мечта осуществилась, мы должны оставаться собой. Мечта — это мысленный образ, и, чтобы его увидеть, нужны не усилия, а готовность его воспринять. Не напрягайтесь и не старайтесь понять, что нужно делать,— напряжение только затормозит процесс. Идеи, как радиоволны, пронизывают пространство вокруг нас, носятся в воздухе. Те из них, которые совпадают с нашими желаниями, доступны нам в любой момент. Все, что нам нужно,— это принять их и развивать дальше. Чтобы повысить свою восприимчивость, мы должны уединиться и войти в состояние молчания, или покоя. (Подробнее об этом состоянии см. в моей книге «Рожден, чтобы побеждать».) Медитация устраняет внутренние помехи, которые возникают в сознании и блокируют восприятие. Только открытое сознание способно воспринимать свежие идеи. Нередко мы так уверены в непреложности существующего порядка, что не видим новых путей и возможностей.

Многие из нас живут по сценарию, который составлен другими людьми и не отражает нашего подлинного «я». Иногда этот сценарий носит позитивный характер («Ты — прирожденный дипломат»), но подчас, напротив, несет в себе разрушительную силу («Почему ты не можешь быть таким, как твоя сестра?»). В любом случае он мешает нам стать собой и понять себя. Каждый день мы получаем массу информации из различных СМИ. Суть всех этих сообщений сводится к одной мысли: самые главные новости — это плохие новости.

Однажды я обедал с диктором британского телеканала Би-би-си Мартином Льюисом. Мартин — сторонник добрых новостей, и он рассказал мне следующий случай. Телеканал получил сообщение о пассажирском судне «Альтамира», затонувшем в Индийском океане. Благодаря самоотверженной работе спасателей около тысячи пассажиров (если не больше) были благополучно доставлены на берег. Погибли только два человека. И это притом, что спасателям пришлось работать в очень сложных погодных условиях. Мартин получил указания о том, как представить эту информацию: ни слова о спасателях, ни слова о сотнях спасенных людей — только о двух жертвах. Мартин убежден, что этот подход отражает определенную установку сознания. Журналисты не понимали, на чем делают акцент. Они видели только то, что хотели видеть. Цинизм, скептицизм, насилие, потворство своим желаниям, фатализм, материализм — это установки, которые подчас лежат в основе нашего представления о себе, нашего ведения. Можно ли удивляться, что столь многие из нас живут в разладе с собственным «я»?

Как рождаются мечты и возникают творческие образы? Говоря о новых идеях, мы должны помнить, что нет ничего нового под солнцем. Все идеи уже существуют — им нужно только проявиться, а для этого необходимо творческое воображение. Яблоко, упавшее с дерева, натолкнуло Ньютона на мысль о законе тяготения. Семнадцать лет спустя Ньютон сформулировал этот закон и сделал его достоянием науки. Закон тяготения существовал всегда, но люди смогли воспользоваться его преимуществами только после того, как осознали этот принцип.

Люди открыли энергию огня, но огонь существовал и до этого открытия. Люди изобрели электричество, научились использовать энергию газа но источники этой энергии всегда находились в нашем распоряжении. Леонардо да Винчи сделал свои чертежи подводной лодки и вертолета за четыреста лет ДО создания этих технических средств. Закон вытеснения действовал задолго до того, как Архимед принял свою знаменитую ванну. Если мы не знаем о природном законе, это вовсе не означает, что его нет

Если человек сделал открытие — маленькое или большое — и смог убедить людей в преимуществах своей идеи, о нем говорят: «Он оригинально мыслит», или «Он не боится быть собой», или «Она — настоящая личность». Человек, сохраняющий верность себе, восприимчив к новым идеям. При этом он удивляется своему открытию ничуть не меньше чем другие люди. «Эврика!», — восклицает он потому что нашел то, что искал. Верность себе и знание своего предназначения помогает нам не сбиться с пути и высвободить подсознание из-под гнета сознания. Это освобождение открывает дорогу к неиссякаемому источнику новых идей

Следующая схема отражает соотношение сферы всех идей и сферы общепринятых идей (усвоенных обществом). Первая — бесконечна, вторая — ограничена. Общепринятые идеи находятся в определенном соотношении со всеми известными идеями. Прежде чем новая мысль становится принятой, она подвергается насмешкам и вызывает споры. И это наблюдается не только в случае с открытиями в области физики, но и с понятиями общественного или духовного характера. Принятие и усвоение нового представляет собой постепенный

 

процесс. Все, что не вписывается в рамки традиционного мышления, воспринимается обществом как «культурная революция», таящая в себе угрозу существующему порядку (см. первую главу)1.

Только тот, кто верен себе, своей природе, может найти и реализовать свое предназначение.

А теперь представьте, что каждый из нас родился на свет со своим собственным, неповторимым призванием, которое дано только ему и никому другому. Представьте, что в природе все взаимосвязано и развивается по одним и тем же законам и эти законы распространяются на нас. Представьте, что человек — часть природы, и потому не может идти против нее. Это означает, что способности, заложенные в нас от рождения, помогут нам в осуществлении призвания. Следовательно, мы должны быть

1 Раздел «Смена парадигмы».

верны себе, своей природе — только так мы сможем реализовать свое предназначение.

С точки зрения метафизики мы притягиваем волны, которые согласуются с нашими мыслями. Поэтому нам необходимо настраиваться на правильную волну и жить в гармонии со своим подлинным, а не обусловленным призванием. Колебания, происходящие в гармонии, наиболее высокоэнергетичны. Лазерный луч и электрическая лампочка обладают одной и той же энергоемкостью, но лазер способен резать сталь, потому что его энергия отличается высокой степенью концентрации. Этот принцип универсален.

Если мы пойдем против основополагающих законов жизни и будем механически заниматься тем, чем занимались всегда, если мы не найдем своего подлинного «я» и не определим своего призвания, наша личная энергия будет подобна энергии электрической лампочки. И напротив, если мы выберем другой, более разумный путь — даже если сейчас мы не готовы полностью принять эту истину,— она будет сходна с энергией лазерного луча.

Найдите свою мечту

В природе процесс развития происходит постепенно. Семя не может сразу же превратиться в деревце, а ручей — в море. Крохотное, хрупкое семя дает побег, который крепнет и набирается сил, чтобы однажды стать деревом. Тоненький ручей упорно движется по намеченному пути и становится частью огромной океанской стихии. Ручей не боится препятствий — он выходит на новый уровень, чтобы преодолеть их и выполнить свое предназначение. Постепенно разрастаясь, он превращается из ручья в реку, из реки — в море и/или океан, поднимаясь с более низкого уровня на более высокий, и никак иначе.

Непрерывный процесс развития — личности, семьи или компании — не терпит кратчайших путей и предполагает постепенность. Осуществление предназначения строится по тому же принципу. Не торопитесь. Каждый этап этого процесса требует внимания и заботы. Подлинная забота начинается с любви, в данном случае — с любви к своему призванию. Любовь — это великая сила, которая действует через нас. И мы можем воспользоваться ею для реализации того, к чему призваны. Любовь, понимание и успех тесно взаимосвязаны. То, какой будет наша жизнь, важно не только для нас и наших близких, но и в определенном смысле для мира в целом.

Не беспокойтесь о том, что подумают о вас люди. Это не должно вас интересовать.

Как найти свою мечту, свое в и дение? Как увидеть творческий образ, который уже существует в нас? Не пропустите минуту озарения — следите за своими мыслями и ощущениями, когда будете отвечать на вопросы (раздел «Формулировка призвания»). Двигайтесь постепенно, шаг за шагом. Слушайте голос своего «я» и действуйте в соответствии с ним. Тем самым вы укрепите веру в силу своего воображения. Мы нередко отбрасываем творческие идеи, способные дать нам необходимый толчок, а потом удивляемся, почему в нашей жизни нет места волшебству. Мы ощущали его в детстве, а теперь оно исчезло. Творческая идея дает толчок другим идеям и действиям, которые позволяют воплотить их в жизнь. Только постоянный поиск новых идей поддерживает и укрепляет изначальную, подчас нелепую мысль. Дети доверяют своему воображению и не боятся показаться смешными: самые лучшие и яркие идеи нередко представляются людям нелепыми в момент своего появления. Не беспокойтесь о том, что подумают о вас окружающие. Это не должно вас интересовать1.

Не исключено, что в вашей жизни уже были озарения, но вы прошли мимо них, потому что отбросили творческую идею. Подобные «изгнанники» редко возвращаются, поэтому я настоятельно рекомендую вам завести личный журнал и записывать свои мысли.

Творческая идея быстро ускользает из нашего сознания: мы нередко забываем, что за мысль осенила нас минуту назад. Мы силимся вспомнить, но не можем. Не сомневаюсь: вам знакомо подобное чувство. Но стоит нам записать изначальную идею, как в нашем сознании возникают новые мысли. Они выстраиваются, одна за другой, на фундаменте первой идеи. Не проходите мимо озарения. Фиксируйте свои мысли, и вы получите доступ к мощному источнику энергии, которым не пользовались до сих пор. Это поможет вам выразить свою глубинную, внутреннюю сущность.

На первой странице журнала запишите следующие слова: «Я открыт навстречу своему призванию и концентрируюсь на его выявлении. Чем больше я концентрируюсь, тем яснее вижу свои способности и дарования. Чем больше я концентрируюсь, тем сильнее они становятся». Эта установка подготовит ваше сознание к восприятию творческих идей. Теперь мы перейдем к ценностям и верованиям.

1 Ср. тезис даосизма и конфуцианства о необходимости сохранения «детского сердца», то есть чистоты и полноты восприятия, которое реализуется в должном действии.

Ценности

Ценности делятся на универсальные (общечеловеческие), культурные1 и индивидуальные. Универсальные ценности не зависят от времени, места, языка и культуры. Они представляют собой константы, неизменные ориентиры и упоминаются во всех великих книгах человечества: в Библии, Упанишадах, Бхагавад-Гите, Коране, Талмуде, Дхаммападе. Эти ценности не утратили своей актуальности в наши дни. Человек по-прежнему разрешает моральные дилеммы, ищет разгадку тайны пирамид, испытывает благоговейный трепет перед средневековыми соборами, восхищается картинами и музыкой, отождествляет себя с шекспировскими героями. Все эти факты подтверждают существование общечеловеческих ценностей и свидетельствуют о них красноречивее слов. Универсальные ценности поднимаются над многообразием социальных ролей и открывают нам необозримое пространство бесконечной реальности. Единство, самопожертвование, мир, помощь, Бог, любовь и братство — это универсальные ценности, которым сейчас уделяется мало внимания, потому что мы слишком заняты погоней за материальными благами. Культурные ценности создаются для поддержания и укрепления существующего порядка. Они отражаются в законах и форме государственного управления, философских доктринах и образовании, языке, общественных системах, правилах и нормах. Если вы знаете только свою культуру, ваши знания

1 В русском языке, словосочетание «культурные ценности» обычно используется для обозначения предметов искусства. В данном случае оно употребляется в другом значении: «ценности (духовные, моральные) той или иной культуры (народа, страны и т. д.)».

ограничены. Культура — это система социальных норм, отражающих то, что приемлемо или неприемлемо, по мнению представителей данного общества. Когда мы ошибочно принимаем культурные ценности за универсальные и объявляем их «общепринятыми», мы ставим функциональные ценности на место абсолютных.

Если культурные ценности выполняют определенную функцию, это еще не означает, что они — единственно верные. Между тем мы нередко впадаем в подобное заблуждение. Мы полагаем, что наши ценности — самые правильные, и выстраиваем свои верования в соответствии с ними. Когда две различные культуры приходят в соприкосновение, происходит конфликт, потому что каждая из них считает свои ценности единственно верными. Между тем творческое взаимодействие двух культур приводит к взаимному обогащению. Пример тому — нынешнее сближение Востока и Запада. Изучение чужих культур углубляет самопознание, помогает нам ощутить себя частью человечества и приближает нас к пониманию принципа единства. Познавая другие культуры, мы яснее видим универсальные ценности, которые одинаковы для всех людей.

Индивидуальные ценности каждого человека отражаются в его целях. Цели — это индикаторы наших ценностных систем, знание которых имеет очень большое значение. Индивидуальные ценности проявляются в наших взаимоотношениях с людьми, в решениях, обещаниях и предпочтениях. Они представляют собой результат воспитания, внешних воздействий и опыта. Личная система ценностей — это мерка, индивидуальная шкала, с помощью которой мы оцениваем различные предметы, события, идеи и взаимоотношения.

Представим себе следующую ситуацию. Два человека получили приглашение на одно и то же престижное мероприятие. Каждый из них отреагирует на приглашение в соответствии с собственной системой ценностей. Человек, который стремится к признанию, воспользуется приглашением, даже если для этого ему придется пожертвовать семейным торжеством. Он не пропустит возможности свести знакомство с «важными людьми». Другой, напротив, может отказаться от престижного приема в пользу семейного торжества. Он не будет мучиться вопросом «пойти или не пойти?» и поступит в соответствии со своими ценностями. Не исключено, что он предложит близким перенести семейное торжество на другой день. Подобные обсуждения нередко заканчиваются тем, что вся семья идет на незапланированное мероприятие.

До тех пор пока мы не приложим сознательного усилия и не определим своих ценностей, мы будем действовать механически, по программе, сложившейся под воздействием прошлого опыта. В детстве родители делали нам замечания и отчитывали нас. Они поступали из наилучших побуждений, но теперь эти замечания приобрели для нас особое значение, и мы проецируем их в повседневную жизнь. Приведу пример. Клиент отказался от нашего предложения, и мы приняли его отказ близко к сердцу, потому что на подсознательном уровне он напомнил нам о неприятии со стороны одного из родителей (критическое отношение, постоянные упреки и т. д.).

Подумайте и напишите, какие ценности вы считаете самыми главными в жизни, и почему. Составьте список из пяти пунктов.

Ценность № 1................................................................

Почему?..........................................................

Ценность № 2.................................

Почему?......................................

Ценность № 3................................

Почему?......................................

Ценность № 4.................................

Почему?......................................

Ценность № 5.................................

Почему?......................................

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...