Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие демографической ситуации, ее элементы





Демографическая ситуация – это комплексная количественная характеристика и качественная оценка демографических процессов (рождаемости, смертности, миграции, брачности, разводимости), протекающих на определенной территории: их тенденций, итогов к определенному периоду и последствий.

В соответствии с таким пониманием, характеристика демографической ситуации включает 3 группы элементов: статическую оценку численности, сложившейся возрастно-половой структуры населения и параметров его воспроизводства; анализ динамики демографических процессов, формирующих численность и структуры населения; прогноз тенденций и оценку их демографических последствий. Каждая из этих групп элементов описывается соответствующей системой показателей.

Для адекватной характеристики демографической ситуации важно учитывать несколько условий. Существенным является выбор временного периода, за который анализируется динамика демографических процессов. Он должен быть достаточно продолжительным с тем, чтобы выявить основные тенденции, которые на малом временном отрезке могут искажаться случайными годовыми колебаниями. Кроме того, необходимо учитывать периоды резких колебаний демографических процессов, обусловленных социально-экономическими сдвигами в обществе и государстве, иначе, взяв за точку отсчета годы резких подъемов или спадов показателей, можно получить искаженное представление о тенденциях (рост или сокращение рождаемости, смертности и т.д.). Так, например, аргументация двух противоборствующих точек зрения о ситуации со смертностью в России во многом базируется на избирательном выборе интерпретируемых временных рядов.

Сторонники той точки зрения, что российская смертность в период экономических реформ – есть лишь продолжение долгосрочного негативного тренда, искаженного последствиями антиалкогольной кампании – как правило, опираются на динамику 1965-1998 г., не беря в расчет данные последнего пятилетия, которые демонстрируют рост смертности очевидно не связанный с последствиями борьбы с алкоголизмом. Сторонники противоположной точки зрения, в соответствие с которой рост смертности в России – следствие исключительно непродуманных экономических реформ – в основном, рассматривают динамику за период конца 1980-х – середины 1990-х годов, не принимая во внимание тот факт, что в конце 1980-х годов в стране сложились минимальные уровни смертности в результате принятых антиалкогольных мер.

С целью объективизации качественной оценки ситуации необходимо провести сравнительный анализ основных демографических параметров в анализируемой территории с определенным стандартом. Для российских территорий в качестве такого стандарта может выступать ситуация по стране в целом или по тому федеральному округу, в который территория входит. Иногда полезно сравнить ситуацию с соседними регионами или с теми, которые характеризуются близостью демографических параметров. Такой подход позволяет выявить общие и специфические черты демографических процессов, оценить уникальность их на конкретной территории, определить те болевые точки, преодоление которых может стать предметом совместных усилий с другими территориями. Так, например, в большинстве российских территорий с начала 1990-х годов, отмечается сокращение численности населения, в основе которого – естественная убыль. Вместе с тем, как глубина депопуляции (масштабы ежегодной убыли), ее темпы, компоненты (соотношение естественного и миграционного прироста/убыли), факторы и т.д. могут заметно различаться.

Собственно качественная оценка демографической ситуации и ее отдельных элементов в решающей мере определяется целями демографического развития конкретной территории. Например, целью является стабилизация численности населения. Она может быть обеспечена при достижении нулевого естественного и миграционного прироста населения; при естественном приросте, компенсирующем миграционную убыль; при естественной убыли, компенсированной миграционным приростом. В свою очередь, нулевой естественный прирост населения может формироваться при разных сочетаниях процессов рождаемости и смертности с учетом особенностей возрастной структуры населения. Таким образом, если цель демографического развития не конкретизирует, за счет каких источников должна быть обеспечена стабилизация населения, то все варианты достижения этой цели могут быть оценены позитивно. Если же цель формулируется как – обеспечение стабилизации населения путем перехода на максимально экономичный режим его воспроизводства, то лишь рост рождаемости до соответствующих уровней при одновременном снижении смертности (издержек воспроизводства) и минимизации миграционного сальдо является единственным путем достижения поставленной цели. Все остальные варианты развития демографических процессов должны быть оценены негативно.

Характеристика демографической ситуации не ограничивается количественным описанием и качественной оценкой демографических процессов. Изменение ситуации в желаемом направлении в соответствии с поставленной целью, что является темой демографической политики (см. главу 8), требует понимания факторов, породивших те или иные проблемы и их управляемости. Рассматривая эти факторы, их имеет смысл условно разделить на две группы. Первая, к которой относятся, так называемые эндогенные факторы, представлена характеристиками самого населения: его поло-возрастной структурой и параметрами воспроизводства. Вторая группа, к которой относятся так называемые экзогенные факторы, представлена внешними, преимущественно, социально-экономическими воздействиями.

Как правило, говоря о факторах демографических процессов, чаще всего касаются именно второй группы воздействий. Примерами подобных факторов являются, например, меры помощи семьям с детьми, принятые в первой половине 1980-х годов, в результате чего произошел значительный сдвиг в календаре рождений нескольких поколений женщин, в свою очередь, породивший существенный подъем рождаемости в середине 1980-х годов и столь же существенный спад ее в 1990-е годы. Аналогичный пример можно привести и в отношении смертности, когда в результате мер антиалкогольной политики в середине 1980-х годов произошел кратковременный и интенсивный рост продолжительности жизни населения, сменившийся в начале 1990-х годов ее стремительным падением. Чаще всего, в реальной динамике демографических процессов проявляется следствие не какого-либо одного, но комплексное результирующее влияние нескольких, зачастую разнонаправленных факторов, что затрудняет выделение роли каждого из них. Так, и в отношении рождаемости, и в отношении смертности на всем протяжении 1990-х годов прослеживалось влияние последствий политических решений середины 1980-х годов, на которые наслоился эффект проводимых социально-экономических преобразований.

Не менее существенную, хотя зачастую и скрытую роль играют параметры самого населения, прежде всего, его поло-возрастная структура. Так, в увеличении общего коэффициента рождаемости (как компонента естественного прироста населения) в России в начале наступившего столетия заметную роль играют факторы омоложения женских репродуктивных контингентов, связанные с вступлением в активные детородные возраста многочисленных поколений женщин, родившихся в первой половине 1980-х годов в результате принятия мер по стимулированию рождаемости. Если бы не этот чисто структурный фактор, то рост общего коэффициента рождаемости был бы меньше. Поскольку за кратковременным подъемом середины 1980-х годов последовал спад рождаемости, на смену наблюдающемуся в настоящее время эффекту омоложения, придет эффект старения женских репродуктивных контингентов, который будет оказывать негативное воздействие на общий коэффициент рождаемости, углубляя естественную убыль населения.

Еще один пример роли структурных факторов связан с оценкой естественной убыли населения в результате смертности. Несмотря на то, что российское население в соответствии с различными демографическими шкалами относится к демографически старому населению, уровень старения мог быть еще выше, если бы не происходило его искусственное омоложение в результате крайне высокой смертности в трудоспособных возрастах. В случае если удастся снизить смертность в основных группах риска, демографическое старение значительно ускорится и негативное влияние этого фактора приведет к тому, что общий коэффициент смертности, как компонент естественной убыли населения, практически не изменится.

Таким образом, демографическая ситуация с её количественной характеристикой и качественной оценкой – это, по сути, комплексное всестороннее представление о населении как факторе и критерии социально-экономического развития той или иной территории.

 

Демографические проблемы по оценке экспертов ООН являются наиболее актуальными, в мире среди глобальных проблем они занимают третье место, на первом месте – проблема сохранения мира, вопросы охраны окружающей среды занимают второе место. Казахстан прошел сложный путь суверенного развития, за прошедшие два десятилетия можно с уверенностью сказать, что имеются успехи, в то же время еще существуют и проблемы. В представленной работе автор рассматривает особенности демографической ситуации в современном Казахстане, анализируя достижения республики и отмечая нерешенные актуальные вопросы народонаселения. Для реализации поставленной цели были использованы официальные статистические данные [1]. Казахстан на постсоветском пространстве характеризуется как динамично развивающаяся страна, уверенно лидирующая по многим показателям. Успехи социально-экономического развития Казахстана были признаны всеми международными финансовыми и рейтинговыми агентствами. По оценкам казахстанского ученого А.Н.Алексеенко, 30-летний период экономического роста в Таиланде обернулся падением суммарного коэффициента рождаемости - в 2,4 раза, в Сингапуре - в 2,6 раза, в Гонконге - в 2,8 раза, в Малайзии - в 2,9 раз [2, 128]. Следовательно, успехи в экономической жизни могут оказали влияние на рождаемость населения, об этом свидетельствует и сложившаяся ситуация в ведущих государствах: Германии, Японии, где наблюдается сокращение рождаемости населения. Таким образом, экономический рост и вопросы народонаселения тесно взаимосвязаны, поэтому актуальность изучения проблем демографического развития современного Казахстана не вызывает сомнений. Можно ли рассчитывать на позитивные изменения воспроизводства населения РК в условиях экономического роста? Какие меры следует предпринять для улучшения ситуации в Казахстане. Ответы на эти вопросы автор попытается найти. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике численность населения страны на 1 января 2010 года составило 16 197 000 чел.,

 

Как свидетельствуют официальные статистические данные, начиная с 2002 г. в Казахстане наблюдается увеличение рождаемости населения. Особенно высокие уровни естественного прироста отмечаются в южном и юго-западном регионах Казахстана, где в основном преобладают коренные жители республики, в казахских семьях сохранились традиции многодетности. В то же время в условиях урбанизации, большой занятости женщин и их активного вовлечения в общественную деятельность, роста уровня образованности и в целом повышения качества жизни населения наблюдается ограниченная потребность семьи в количестве детей. В современных условиях возникают сложности и в воспитании детей – достойных членов общества. В Казахстане не хватает дошкольных учреждений, по разным оценкам, в стране порядка 38 - 40%

детей посещают детские сады, следовательно, больше половины детей дошкольного возраста вполне вероятно находятся дома с одним из родителей, что в свою очередь ограничивают им возможность участия в трудовой деятельности. Высокая оплата обучения в высших учебных заведений, отсутствие жилья, либо не вполне нормальные жилищные условия не позволяют многим семьям заводить детей, многие ограничивается рождением одного ребенка. Однако для простого воспроизводства населения коэффициент суммарной рождаемости должен составлять 2,1. Наряду с рождаемостью, важнейшей составляющей процесса воспроизводства населения является смертность. По мере развития человечества, устранения массовых эпидемий, улучшения работы системы здравоохранения, углубления медицинских знаний этот показатель претерпел существенные изменения в сторону снижения. Первое десятилетие суверенного развития характеризовалось тенденцией роста общей смертности. В 2006 г. по сравнению с 1990 г. этот показатель вырос с 7,7 до 10,27. В структуре причин смертности лидируют болезни системы кровообращения 50% от общего числа умерших (в 2000 г. на 100 000 чел – 500,5); несчастные случаи, отравления и травмы – 14% от общего числа умерших; от злокачественных новообразований – 13% [5, 150]. Особенно вызывает тревогу увеличение смертности среди мужчин в трудоспособном возрасте. В связи с тем, что с 1998 г. в РК функционирует новый Закон, в соответствии с которым произошло поэтапное увеличение возрастного ценза выхода на пенсию граждан: женщин - с 58 лет, мужчин – с 63 лет. В РК наблюдаются улучшения показателей и средней ожидаемой продолжительности жизни. Так, если в 2006 году в РК ожидаемая продолжительность жизни при рождении у мужчин составило 60,55 лет, у женщин – 72,3 года, то в 2009 году составил 63,62 лет, у женщин – 73,55 года соответственно.

Проблема снижения показателей смертности видится нам не только в улучшении системы здравоохранения, увеличения численности медицинских учреждений, прежде всего, сами граждане должны нести ответственность за свою судьбу. Кроме того, следует СМИ активно внедрять среди казахстанцев здоровый образ жизни. Алкоголь, курение способствует развитию многих заболеваний. Во многих странах Западной Европе существуют запреты на курение в общественных местах, следует внедрять этот опыт и в нашей республике. Низкий уровень рождаемости чреват демографическим старением населения. Если в 1996 году численность населения Казахстана в возрасте 65-69 лет составляло 3, 1% всего населения, то в 2007 году – 7,8% [7]. Сегодня аналитики акцентируют внимание на проблему демографического старения, которая становится одной из главных вопросов современности. По классификации экспертов ООН, если удельный вес населения 65 лет и старше во всем населении страны ниже 4%, оно считается молодым, если составляет от 4 до 7% - находящимся на пороге старости, а если равен 7% и более – постаревшим [8, 193]. По оценкам ООН, Казахстан относится к числу «постаревших» государств. Миграционные процессы, происходящие в РК – барометр социально-экономических изменений.

Если в первые годы суверенного развития страны, постоянно наблюдалось отрицательное сальдо миграций, то начиная с 2004 года в Казахстане ситуация полностью изменилась: численность эмигрантов составило 65 530 чел., а иммигрантов – 68 319 чел, сальдо миграции впервые было положительным – 2789 чел. На 1 января 2010 г.положительное сальдо миграции составило 320. Активная работа со стороны государства осуществляется в отношении оралманов, проводится политика их социальной поддержки и адаптации. Казахстан становится привлекательным для трудовых мигрантов, главным образом из Узбекистана, Кыргызстана.

Демографические проблемы не раз становились объектом обсуждения на правительственном уровне. В 2000 году была принята «Концепция государственной демографической политики Республики Казахстан», в которой указано, что «демографическая политика выдвинута в ранг ведущих приоритетов национальной безопасности страны», целью которой является – «преодоление негативных тенденций в демографических процессах, предотвращение депопуляции, обеспечение количественного и качественного роста населения в соответствии с долгосрочной стратегией развития страны». В 2001 году - утверждается «Программа демографического развития Республики Казахстан на 2001-2005 годы» с целью «выработки и реализации комплексных решений для преодоления негативных тенденций в демографических процессах Республики Казахстан и на этой основе достижения роста численности населения» [9]. Для стимулирования рождаемости и улучшения демографической ситуации с 2010 года государство усиливает социальную поддержку многодетных семей. Единовременные пособия на рождение четвертого и более ребенка будут повышены до 50 месячных расчетных показателей. Ежемесячные пособия по уходу за ребенком по достижению им одного года увеличиваются в среднем в два с половиной раза [10, 3]. В 2010 году повысился размер ежемесячного государственного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1 года, введено пособие родителям, опекунам, воспитывающим детей-инвалидов, в размере одной минимальной заработной платы (14 952 тенге), изменены условия награждения многодетных матерей подвесками «Алтын алқа» и «Күміс алқа». Подвеской «Алтын алқа» будут награждаться матери, имеющие семь и более детей (ранее – десять и более); а подвеской «Күміс алқа» - матери шестерых детей (ранее восемь). Одновременно с 3,9 до 6,0 МРП (8 478 тенге) увеличится и размер выплачиваемого им специального государственного пособия [11]. В настоящее время насущной проблемой для государства является вопрос доступности дошкольными учреждений. В целях реализации Послания Президента Республики Казахстан 2009 г. «Новое десятилетие – Новый экономический подъём – новые возможности Казахстана «и в соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года была разработана программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан». Основной целью программы является обеспечение до 2015 года охвата дошкольным воспитанием и обучением детей дошкольного возраста на 70%, до 2020 года – на 100 % как в городской, так и в сельской местности [12]. Предпринимаемые властью мероприятия имеют ощутимые результаты, следует сохранять наметившуюся положительную динамику. Кроме того, государству необходимо продолжать конструктивное осуществление социальной политики с целью сохранения социальной стабильности в обществе. На фоне увеличения финансирования социальных сфер: продолжать политику по модернизации системы здравоохранения, обеспечению больничных учреждений высокотехническими медицинскими оборудованиями, систематически повышать квалификацию медицинских работников. В СМИ постоянно и всесторонне осуществлять пропаганду здорового образа жизни и культа семьи. Кроме того, необходимо расширять сеть детских, спортивных площадок. Вызовы, связанные с мировыми интеграционными процессами, старением населения и ростом конкуренции за квалифицированные трудовые ресурсы, привели к необходимости решения проблемы управления миграционными процессами. В этой связи местным исполнительным органам власти необходимо активно оказывать помощь иммигрантам в обустройстве и предоставлении работы. Если обратиться к Программам Правительства РК, Посланиям Президента Казахстана Н.А.Назарбаева [13], государственным социальным программа, то становится очевидным - власть обозначила социальную политику как приоритетное направление своей деятельности, реализация которой вероятнее всего позволит улучшить демографическую ситуацию в республике.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...