Все это необходимо каждому ребенку для здорового развития.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ По дисциплине «Молодая семья – объект молодежной политики» Курс, 6 семестр
1. Понятия «семья», «брак». Юридически-правовой статус брака. I. Граница молодежного возраста 14-30 лет. Существует ряд подходов определения «семья»: · Ожегов: СЕМЬЯ – это группа, живущих вместе близких родственников. · Традиционное определение: СЕМЬЯ – это важнейшая форма организации личной жизни, вид социальной общности, малая группа, основанная на супружеском союзе, родственных связей или усыновлении, т.е на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами, др. родственников, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Малая социальная группа: 1. От 2 до 20-30 чел. 2. Общая цель 3. Деятельность 4. Непосредственное общение. · Харчев А. Г.: СЕМЬЯ – это исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родительскими отношениями, общностью, бытом и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлено потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семья является открытой, постоянно развивающейся системой, т.е изменение в одном из элементов сказывается на всей семье. Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основы составляет брак. БРАК – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужем и женой, посредством которого общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские, родительские права и обязанности (Харчев). Семья, основанная на браке, имеет правовой статус, который определяется законом. Государство контролирует деятельность семьи, защищает ее собственность и наказывает при нарушении законов о семье. (СК РФ 1995г.)
2. Типология семей. II. Типологию семей можно разделить на 3 группы: 1 группа: Типологии, учитывающие различие семейных структур. 1.1. Принадлежность супругов к определенной социальной общности. Энтогамия (гомогенная); Экзогамия (Гетерогенная) 1.2. Количество брачных партнеров. - Моногамия (1 муж, 1 жена) - Полигамия полигимия (многоженство); полиандрия (многомужество) - Сирийная моногамия. 1.3. Юридическое оформление брачных отношений. - официально зарегистрированный брак (гражданский) - фактический брак (сожительство). 1.4. Структура власти в семье. - традиционно-патриархальная (гл мужчина) - традиционно-матриархальная (гл женщина) - неопатриархальная (стратегический и деловой лидер мужчина, а тактический и эмоциональный лидер женщина) - неоматриархальная (наоборот) - эгалитарная (равноправие). 1.5. Состав семьи. - простая нуклеарная (супруги без детей или с детьми) - сложная расширенная семья - неполная (1 родитель с ребенком или с детьми) 1.6. Наличие родителей - полные семьи - неполные - искаженные (деформированные). 1.7. Количество детей в семье - бездетные - однодетные - малодетные - многодетные 2 группа: Типологии, учитывающие особенности функционирования семьи. 2.1. Качество выполнения семейных функций. - нормально-функциональная - дисфункциональная 2.2. Удовлетворение супругами браком - оба удовлетворены - 1 удовлетворен, другой нет - оба неудовлетворенны. 2.3. Семейный быт, уклад, направленность. - детоцентрические семьи - семья от-душена - семьи ЗОЖ - семья бивуачного типа
3. Функции семьи. Функции семейной деятельности \ Общественные функции \ Индивидуальные функции Репродуктивная \ Биологическое воспроизводство общества \ Удовлетворение потребности в детях
Воспитательная \ Социализация молодого поколения \ Удовлетворение потребности в родительстве, контактов с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
Хозяйственно-бытовая \ Поддержание физического здоровья членов семьи, уход за детьми и престарелыми членами семьи. \ Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.
Экономическая \ Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества \ Получение материальных средств одними членами семьи от других.
Первичный социальный контроль \ Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности. \ Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи.
Функция духовного общения \ Развитие личности члена семьи. \ Духовное взаимообогащения, укрепление дружеских основ брачного союза
Социально-статусная функция \ Предоставление определенного социального статуса члена семьи; воспроизводство социальной структуры. \ Удовлетворение потребности в социальном продвижении.
Досуговая \ Организация рационального досуга; социальный контроль в сфере досуга. \ Удовлетворение потребности в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов.
Эмоциональная \ Эмоциональная стабилизация индивидов и их психотерапия. \ Получение индивидом психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье.
Сексуальная \ Сексуальный контроль \ Удовлетворение сексуальных потребностей.
Каждый член семьи обладает функциональной ценностью, т.е выполняет определенные необходимые для поддержания баланса системные функции. Каждый аспект в семейной жизни обладает определенной значимостью для того или иного члена семьи, однако, какие либо функции семьи выходят на 1 план и становятся приоритетными. В общей мотивации супружеского союза можно выделить 4 побудителя: - хозяйственно-бытовой - нравственно-психологический - семейно-родительский - интимно-личностный. В историческом аспекте функции семьи с течение времени изменяются. В настоящее время на первый план выходят социально-психологическая функция, а не экономическая и репродуктивная как было ранее. Так же функции семьи меняются в зависимости от этапа развития, на котором она находится.
4. Жизненный цикл семьи. Семья изменяется с течением времени и для описания этих изменений используется понятие «жизненный цикл семьи». Существуют разные подходы в выделении стадий жизненного цикла семьи: Социология: Цикл семейной жизни рассматривают как организованный вокруг развития ребенка или по последовательности стадии родительства. П. Сорокин выделил 4 стадии: - брачная пара в момент образования - семья с маленькими зависимыми детьми - семья с 1 взрослым ребенком - стадия отделения всех детей. Л.И. Антонов выделил 5 планов семейных событий: - заключение брака - рождение первенца - рождение последнего ребенка - отделение от родителей взрослых детей (рождение первого внука) - смерть одного или другого супруга, прародителей. Эти события образуют 4 стадии семейного цикла: - предродительство (1,1 года) - стадия репродуктивного родительства (2,5 года) - стадия социализированного родительства – ограничивается достижением совершеннолетия детьми, либо моментом отделения последнего из взрослых детей - стадия прародительства (настает с наступлением первого внука) (19,9 года) Варианты стадий: - продолженная социализация - затяжная социализация. Психология: Критериями для деления жизненного цикла семьи на стадии являются изменения отдельных функций семьи, структуры, способов внутрисемейных коммуникаций. Обычно одновременные изменения всех названный показателей происходит при появлении в семье детей, поэтому чаще всего, выделяют следующие стадии развития семьи: - добрачное ухаживание - молодая брачная пара без детей - семья с маленьким ребенком - семья с ребенком-школьником - семья с ребенком подростком - отделение ребенка от родителей - супружество в позднем возрасте. В зарубежной психологии распространена периодизация Р.Хилла:
- монады - вступление в брак - стадия рождения ребенка - стадия проживания с ребенком до подросткового возраста - стадия «вылет детей из гнезда» - стадия смерти одного из супругов - стадия монады (1 человек) Американские исследователи: - молодые, одинокие - молодожены - полное гнездо 1 (появляются дети, младшему ребенку меньше 6 лет) - полное гнездо 2 (младшему ребенку более 6 лет) - полное гнездо 3 (пожилые супруги с детьми, находящиеся на их попечении) - пустое гнездо 1 (пожилые супруги, дети проживают отдельно) - пустое гнездо 2 (выход на пенсию одного из супруга) - вдовствующий супруг/супруга - вдовец/ва на пенсии. 5. Добрачный период. Мотивы вступления в брак. В период добрачного ухаживания молодые люди узнают друг друга, накапливают совместные впечатления и переживания, уточняют и проверяют принятые решения о возможности семейной жизни, проектируют будущее. Мотивы вступления в брак: 1. Любовь – избирательное отношение к представителю противоположного пола, как уникальной целостной личности. 2. Общность взглядов и интересов. 3. Боязнь одиночества. 4. Долженствование (вступление в брак из чувства долга,сострадания) 5. Бегство от родителей 6. Следование традиции 7. Престиж, поиск материальных благ 8. Месть 9. Уязвленное самолюбие 10. Психологическое соответствие 11. Сексуальный комфорт и др.
В современной психологий различают 3 мотивации на брак: 1)мотивация на сам факт брака 2)мотивация на определенный тип брака 3)мотивация на определенного человека
6. Симпатия; факторы, влияющие на ее возникновение. устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, их группам или социальным явлениям, проявляемое в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи и пр. Обычно возникает на основе общих взглядов, ценностей, интересов, нравственных идеалов. Иногда — как следствие избирательной положительной реакции на привлекательную внешность, поведение, черты характера другого человека (-> аттракция). В своей динамике симпатия может достигать напряженности, переходя в страстное увлечение либо прочную привязанность, а может закончиться охлаждением, разочарованием, даже перейти в антипатию и неприязнь. В отношениях межличностных симпатия — один из факторов интеграции людей и сохранения комфорта психологического. Возникновение симпатии
Здесь так же встает и другой вопрос: какие факторы определяют появление симпатии к другому, если человек не руководствуется никаким идеалом? Таких факторов несколько, это:
свойства объекта симпатии, свойства субъекта симпатии. соотношение свойств между субъектом и объектом, особенности взаимодействия людей,
Рассмотрим их по порядку.
1. На первых этапах общения заметнее всего будет воздействие наиболее открытых для наблюдения характеристик человека, не требующих для своего опознания сколько-нибудь длительного времени, таких как социально-демографическая принадлежность, социальный статус и т.д. Главной из таких характеристик является внешность, степень физической привлекательности. Большинство исследований свидетельствует о том, что именно красивые люди возбуждают симпатию окружающих.
Но следует отметить, что единого эталона красоты нет, представления о красоте человека многообразны, тем более для людей разных культур. Единственной характеристикой тела, связывающейся с физической привлекательностью во всех известных культурах является развитие мускулатуры и рост у мужчин. Столь же жестким правилом является требование того, чтобы мужчина был выше и физически сильнее женщины.
Но оказывается, что более высокий уровень физической привлекательности не обеспечивает стабильного успеха в долговременных отношениях. Например, в исследовании Н.Г. Шевцовой было показано, что физическая привлекательность супругов не влияет на взаимоотношения в семье и стабильность брака. Интересен и такой факт. Известно, что популярность женщин среди мужчин больше связана с красотой, чем популярность мужчин среди женщин (юноши почти всегда говорят, что жена должна быть красивой, девушки выбирают мужей, меньше ориентируясь на их красоту - "мужчине не обязательно быть красивым" или более просторечный вариант "мужчине достаточно быть чуть привлекательней обезьяны"). Но удовлетворенность общением, необходимая для продолжения контакта, коррелирует с физической привлекательностью партнера для женщин на уровне 0,60, а для мужчин - только на 0,39. То есть реально женщины больше ориентируются на внешние данные партнера, чем мужчины.
Наряду с тенденцией выбора наиболее красивых существует и иная: предпочтение партнеров того же, что и у себя самого, уровня физической привлекательности. Правда, эта тенденция выражена гораздо слабее, чем склонность к выбору наиболее красивых. Можно предположить, что в основе предпочтения красивых или некрасивых лежит не столько стремление выбрать себе "равного" или самого красивого партнера, сколько прогноз его реакций на себя. Как показал Т. Хастон, в случае уверенности испытуемого в отношении к себе со стороны партнера он выбирает наиболее красивого из всех возможных, при отсутствии такой уверенности - ориентируется на средний или даже низкий уровень физической привлекательности.
Помимо внешности на влечение к другому человеку влияют социальные характеристики человека, такие как статус, образование, профессия и т.д. В большинстве случаев симпатия положительно коррелирует с достоинствами объекта. Но у этого правила есть серьезные ограничения: "слишком" большая выраженность у человека положительных характеристик снижает симпатию к нему. Такие данные, в частности, получил Э. Арансон. Он провел следующий эксперимент. Четырем группам испытуемых предъявлялась магнитофонная запись интервью с одним и тем же человеком. Испытуемым первой группы интервьюируемый представлялся человеком весьма компетентным 82 % его ответов были правильными, он хорошо учился в школе и т.д. Для второй группы испытуемых то же самое сопровождалось другим текстом - интервьюируемый представлял человека невысокой компетентности, отвечая правильно на 30 % вопросов, средне учился в школе, работал не на престижной работе. Третья и четвертая группы получали информацию, идентичную первой и второй за тем исключением, что в конце беседы опрашиваемый проливал на себя чашечку кофе и восклицал при этом: "О, боже, я облил новый костюм". Это должно было снизить его компетентность в глазах наблюдателей. Испытуемые каждой группы должны были оценить насколько им понравился человек, беседу с которым они выслушали. Оказалось, что большую симпатию интервьюируемый вызвал в третьей группе испытуемых, меньшую в четвертой. Таким образом, пролитый высококомпетентным субъектом кофе повышал симпатию к нему, в случае низкокомпетентного субъекта пролитый кофе уменьшал и так невысокую симпатию к нему. Этот парадоксальный факт имеет ряд объяснений: Во-первых, слишком высокая компетентность человека может способствовать снижению самооценки его партнера, повышению тревожности и, следовательно, приводит к стремлению избегать общения с ним. Во-вторых, предельная выраженность у человека положительных свойств может ассоциироваться с рядом негативных личностных характеристик.
На симпатию к другому человеку влияют и некоторые особенности вербального и невербального поведения объекта. Так, большей популярностью пользуются люди, предпочитающие смотреть в глаза собеседнику. Резко повышает привлекательность человека улыбка. Немалую роль играет тембр голоса, конституциональный тип и т.д. Значимой детерминантой симпатии является склонность человека к самораскрытию. Откровенность, открытость человека повышают симпатию к нему, если только не повышают уровня, принятого в данной культуре. Излишняя душевная обнаженность перед незнакомым человеком вызывает антипатию. Еще одной особенностью объекта, влияющей на симпатию к нему, является характеристика, не столько действительно присущая человеку, сколько приписываемая ему - это удачливость, то есть представление о том, что даже в ситуации, не зависящей от собственной воли и поступков, его шансы на успех выше, чем у других. "Обладание" таким свойством нередко повышает симпатию к человеку. Недаром полководцы распространяли среди солдат легенды о своей неуязвимости и военном счастье.
Итак, на возникновение симпатии к человеку влияют такие его качества, как внешняя привлекательность, компетентность, склонность к самораскрытию, удачливость.
2.Фактор, влияющий на симпатию, это свойства самого субъекта (человека, у которого симпатия возникает). В обыденном, да и в научном сознании укоренилось представление о том, что возникновение симпатии между людьми мало зависит от внешних условий, а происходит спонтанно, как бы "изнутри", определяется особенностями людей, почувствовавших расположение к другому. Есть даже выражение "влюбчивый человек". Однако, исследования дали в целом неожиданный результат: подавляющее число личностных черт человека (экстраверсия, нейротизм, тревожность, авторитарность и т.д.) не оказывают сколько-нибудь значимого воздействия на возникновение симпатии к другому человеку. Зато серьезную роль в возникновении симпатии играют особенности самосознания субъекта, в частности его самооценка. В 1965 году Э. Уолстер провела на студентках серию личностных тестов и затем сообщила им фиктивные результаты, повышающие самооценку одних испытуемых и снижающие - других. После этого испытуемые знакомились с молодым человеком, который якобы ожидал своей очереди для участия в работе, а в действительности был партнером экспериментаторов. Молодой человек беседовал с девушками, брал у них номер телефона и всячески проявлял к ним свое расположение. Затем измерялся уровень симпатии к нему испытуемых. Оказалось, что испытуемым с заниженной самооценкой он понравился значимо больше, чем тем, самооценка которых была завышена. Можно сказать, что у человека с заниженной самооценкой симпатия в ответ на расположение другого возникает быстро.
И последнее: на влечение к другому человеку существенное влияние оказывает состояние субъекта влечения, причем оно может быть как положительным, так и отрицательным. Любое повышение настроения человека делает его более доброжелательным по отношению к другим людям, в том числе и к тем, которые никак не способствовали этому улучшению. Из отрицательных переживаний субъекта изучалось чувство страха. (Эксперимент С. Шехтера). Испытуемый, приглашенный для участия в психологическом эксперименте, узнавал, что работа будет сопряжена с болезненным воздействием электротока. Затем ему предлагали подождать начала эксперимента и спрашивали, предпочитает ли он ожидание в одиночестве или в компании с другим человеком. Оказалось, что страх способствовал усилению желания провести время до начала эксперимента вместе с другим, до того незнакомым человеком. При этом испытуемый испытывал симпатию к незнакомцу, если предполагал, что тот находится в таком же положении, что и он сам.
3. Теперь остановимся на соотношении свойств между субъектом и объектом, влияющем на симпатию. В наибольшей степени изучено влияние на влечение к другому человеку степени сходства или различия установок с ним. Полученная тем или иным способом информация о близости своих взглядов и взглядов другого человека способствует появлению симпатии к этому человеку. Предпочтение сходных по максимальному числу критериев может быть связано с желанием "гарантировать" себе хорошее отношение со стороны партнера. Большинство людей предполагает при этом, что чем больше сходство между ними и партнером, тем больше оснований ожидать с его стороны принятия и тем меньше соответственно оснований бояться его. Кроме того, похожий человек более понятен и, следовательно, предсказуем. Можно предположить, что предпочтение сходных людей связано со стремлением обеспечить себе психологическую безопасность и комфортность общения. Это подтверждают и исследования, показавшие, что в ситуации уверенности в положительной оценке со стороны других лиц резко увеличивается предпочтение общаться с представителями похожей социально-демографической группы. Следовательно, в ситуации психологической безопасности действенность принципа сходства снижается, увеличивается тенденция к общению с непохожими по взглядам людьми, что с точки зрения развития человека является безусловно предпочтительным.
4.Эмоциональные отношения также определяются характеристиками самого процесса взаимодействия, общения партнеров. Наибольшее влияние на развитие эмоциональных отношений оказывает пространственная близость между участниками общения. Огромный массив данных свидетельствует о том, что чем меньше расстояние между субъектом и объектом, с тем большей вероятностью возникает симпатия между ними. Показано, например, что взаимная симпатия между членами учебных групп (школьных, студенческих, курсантов военных училищ и т.д.) существенным образом зависит от того, насколько близко они сидят во время занятий, как расположены их койки в общежитии и т.д. Пространственная близость с другим человеком облегчает получение информации о нем и повышает вероятность взаимодействия с ним. Увеличение частоты взаимодействия повышает вероятность возникновения симпатии. Необходимо отметить, что фактор пространственной близости оказывает такое большое влияние на эмоциональные отношения лишь на самых первых этапах развития общения. Весьма важной особенностью взаимодействия людей является его конкурентный и кооперативный характер. Многочисленные данные убедительно свидетельствуют, что сотрудничество способствует росту, а конкуренция - снижению уровня симпатии. Здесь наиболее известен эксперимент М. Шериф и К. Шериф. Они поместили подростков в соперничающие отряды (эксперимент проходил в летнем лагере для мальчиков) и добились высокой сплоченности внутри каждой группы. Но одновременно они получили исключительно высокий уровень межгрупповой враждебности, причем, объектом негативного отношения выступала не только группа "противника " в целом, но и каждый из ее членов.
7. Сущность любви. Стадии любви. Жизненный цикл семьи включает шесть стадий: добрачный период, заключение брака и образование новой семейной пары, семья с маленькими Стадия 1. Добрачный период (молодой взрослый вне брачного союза), или «время монады». Цель: формирование гибкой семейной системы с открытыми границами. 8. Типологии любви. •промискуитет (смешанность, всеобщность) — беспорядочная, социально нерегулируемая связь между полами, характерная для самого раннего этапа развития человеческого общества; •эндогамия — добрачная форма сожительства между полами внутри общности, не ограниченная социальными предписаниями; •экзогамия — социально регулируемая форма отношений между полами с ограничением сексуальных связей между кровными родственниками. "Типология любви" Т.Кемпера Модель Т. Кемпера основывается на двух незвисимых факторах, которые присутствуют в любых взаимоотношениях (не только межличностных, но и тех, субъектами которых выступают целые социальные системы, например государства). Таковыми по Кемперу являются: власть, т.е. способность силой заставить партнера сделать то, чего ты хочешь, и статус - желание партнера идти навстречу требованиям субъекта. Искомый результат во втором случае достигается таким образом не силой, а благодаря положительному отношению партнера. Базируясь на этих двух факторах, Т.Кемпер выделяет семь типов любовных отношений в паре: 1. романтическая любовь, в которой оба члена пары обладают и статусом, и, поскольку каждый из них может "наказать" другого, лишив его проявлений своей любви, властью по отношению к партнеру; 2. братская любовь, основывающаяся на взамном высоком статусе и характеризующаяся низкой властью - отсутствием возможности к принуждению; 3. харизматическая любовь, в которой один партнер обладает и статусом и властью, другой - только статусом. Примером таких отношений в ряде случаев могут быть отношения в паре учитель - ученик; 4. "измена", - один партнер обладает и властью и статусом, другой - только властью. Примером таких отношений, давшим название этому типу, может быть ситуация супружеской измены, когда для партнера, вступившего в новые отношения, супруг сохраняет власть, но уже не вызывает желания идти ему навстречу, т.е. теряет статус; 5. влюбленность, - один из партнеров обладает и власть и статусом, другой - не пользуется ни тем, ни другим. Иллюстрацией таких взаимоотношений может быть односторонняя, или "безответная" любовь; 6. "поклонение", - один партнер обладает статусом, не обладая властью, другой не обладает ни статусом, ни властью. Такая ситуация возникает при отсутствии реального взаимодействия между членами пары, например, при влюбленности в литературного героя или в актера, знакомого лишь по фильмам; 7. любовь между родителем и маленьким ребенком,. Один партнер здесь обладает высоким статусом, но низкой властью (ребенок), другой (родитель) - низким статусом, так как любовь к нему еще не сформировалась, но высоким уровнем власти.
9. Факторы семейного благополучия. II. Факторы семейного благополучия: На успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни на прочность брака и вероятность развода оказывает влияние ряд факторов: - Возраст будущей пары (в России средний возраст вступления в брак составляет 22.9 для женщин и 24.4 для мужчин, в США для женщин 23.3 мужчин 22.2, в Японии 25.1 для жен. 28.6. для мужчин) Наиболее оптимальный возраст для вступления в брак 20 – 24 года. Наиболее естественная разница в возрасте супругов 1- 4 года. - Продолжительность периода ухаживания.
Длительность, знакомство до брака. \ Показатель устойчивости брачных отношений
До 1 месяца \ 4 %. От 1-6 месяцев \ 14 %. От 6 мес до 1 года \ 22 %. От 1 года до 3 лет \ 42 %. Свыше 3 лет \ 18 %.
- Инициатор брачного предложения. Лучше, если инициатор мужчина. - Отношения родителей к браку своих детей. - Отношения между родителями в семье вступающего в брак. Существует концепция дублирования родительских свойств, согласно которой человек учится выполнять мужскую или женскую роль в значительной мере от своих родителей и неосознанно использует в своей семье модель отношении родителей. Он обучается супружеской роли на основе отождествления себя с родителем того же пола. На основании поведения родителя противоположного пола строится представление о том, как должен вести себя партнер. - Отношение в семье с братьями и сестрами. Существует концепция дублирования свойств братьев и сестер в соответствии с которой индивид старается создать семью в которой мог бы занять такое же положение, которое он занимал среди своих братье и сестер. Отношения между супругами будут тем стабильнее, чем больше положение партнера в браке напоминает положение в родительских семьях.
- Место и ситуация знакомства молодых людей. 60 % благополучных супругов познакомились на студенческой скамье или по месту работы. - Психологическая совместимость супругов. Психологическая совместимость - взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности основанное на оптимальном сочетании сходстве или взаимодополнительности ценностных ориентации, личностных и психофизиологических особенностей. Компоненты с семейной психологической совместимости: - Психофизиологическая совместимость (сексуальная совместимость). - Ценностная совместимость (любовь, нежность, взаимоуважение, верность, деликатность) -Личностная совместимость (наличие благоприятных качеств повышающих вероятность успешного брака - Социально демографические характеристики вступающих в брак (образование, близость уровня образования, социальный статус, трудовая стабильность - Время обдумывания брачного предложения. - Ситуация оформления брака. 10. Готовность молодежи к семейной жизни: сущность, структура. 11. Понятие, особенности молодой семьи. Понятие Молодая семья давно используется в демографической, социологической, педагогической литературе. Его происхождение связано с понятием молодожены. Использовалось в постановлении ЦК КПСС и совета министров СССР от 22 января 1981 г «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей». При этом молодоженами признавались лица, вступившие в 1 брак, если хотя бы один из супругов не достиг возраста 30 лет. Затем стало выделяться понятие студенческая семья(см. выше + обучение в высшем или специальном заведении по очной форме). Исходя из законодательных документов «Концепция государственной политики в отношении молодой семьи 2007 г». Молодая семья - возраст каждого из супругов которой не превышает 30 лет либо не полная семья состоящая из 1 молодого родителя возраст которого не превышает 30 и одного и более детей. «Подпрограмма обеспечения жильем молодых семей, федеральной целевой программой жилища на 2011 – 2015г(молодая семья – возраст в которой не превышает 35 лет, либо не полная семья и тд. См. выше). Закон кировской области о социальной поддержке отдельной категории граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования от 27. 03. 2007 молодая семья - это супруги, которые на день подачи заявления на получения социальной поддержки находятся в возрасте не старше 30 лет в том числе имеющие 1 и более детей. 1. Социально психологических позиций (Павленук) Молодая семья – семья в первые 3 года брака то 18 до 30 лет. 2. «Социальная работа с молодежью» Басов, Москва, 2003 год. Молодая семья – семья в первые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей без ограничения продолжительности брака), при условии, что ни один из супругов не достиг 30 летнего возраста. 3. Рабец выделяют следующие признаки молодой семьи - факт наличия брака зарегистрированного в органах ЗАГС, брак должен быть первым для лиц вступивших в него. Брак 5 лет, возраст до 35 лет, наличие детей. 4. Мустаева – молодая семья – семья на начальной стадии ее развития, на стадии реализации супружеского выбора, в ней проявляется феномен в другом более сложного человека и начинается притирка характеров. 5. Куликова выделяет 3 типа молодых семей. 1 тип. Ориентация супругов на семейные ценности. На двухдетную семью. Лидер в семье мужчина круг друзей общий. досуг совместный или закрытый. 2 тип. Семья как может быть открытой так и закрытой для микроокружения. 3 тип. Семьи в которых молодые супруги ориентированы преимущественно на развлечения. Установка на бездетную или малодетную семью лидерство может быть авторитарным так и демократическим. муж и жена имеют и общих друзей так и своих из числа общего окружения. Молодые семьи составляют значительную часть рос. семей каждая 6 семья молодая. Молодые семьи менее устойчивы, одна треть всех разводов приходятся на семьи существующие менее года. Одна треть с брачным стажем от 1 до 5 лет. Для современных молодых семей характерны следующие проблемы: Финансовые проблемы: среднедушевые доходы молодых семей в 1,5 меньше чем в среднем по стране. Больше половины молодых семей не удовлетворены своим материальным положением. Появление первенца в среднем на 30% снижает материальный уровень семьи и может стать основной причиной ее перехода в низшие социальные группы по материальной обеспеченности. Проблема трудоустройства: безработица молодежи. Низкая оплата труда молодых специалистов. Поиск работы в другом городе. Медицинские проблемы. Низкий уровень общего здоровья молодежи. Снижение уровня репродуктивного здоровья. Жилищные проблемы(свертывание практики, предоставления бесплатного жилья государством, жесткими условиями ипотечного кредитования, недоступность жилья для молодых семей из за его высокой стоимости). Психологические и психолого-педагогические проблемы. На первом месте среди причин разводов стоит психологическая и практическая неподготовленность супругов к семейной жизни(42%). Эта неподготовленность проявляется в грубости супругов взаимных оскорбления и унижениях невнимательном отношении к друг другу, не желание помогать в домашних делах и воспитании детей, неумении уступать друг другу, в отсутствии общих интересов, неумение сглаживать и предотвращать конфликты. Исходя из названных проблем, молодая семья нуждается в следующих видах помощи: · Предоставление кредитов на льготных условиях, социальные выплаты · Мед консультирование(организация системы полового воспитания). · Помощь в трудоустройстве · Развитие системы ипотечного кредитования, разработка программ по улучшению жилищных условий молодых семей на разных уровнях · Психологическое и педагогическое консультирование; развитие системы дошкольных учреждений.
12. Стадии создания и развития молодой семьи. 13. Психологическое содержание цели и задач начального этапа семейной жизни. Брачно-семейная адаптация. 14. Ролевая структура семьи. 15. Особенности межличностной коммуникации в молодой семье.
Межличностное общение в семье является ключевым моментом ее жизнедеятельности. Определяет эффективность её функционирования, ресурсы роста и развития. Задачи коммуникации:
Особенностью межличностной коммуникации в семье является высокая эмоциональная насыщенность и интенсивность общения. В работах Петровской, андреевой, Сатир, Роджерса, Гордона и других выделены условия эффективного межличностного общения в семье: 1) открытость 2) высокая активность, обеспечивающая интенсивное обсуждение значимых проблем 3) ритуалы 4) конгруэнтность общения – соответствие между произносимыми словами и другими составляющими коммуникативного процесса (мимика, позы, жесты) 5) согласованность представлений о семейном укладе 6) сензитивность (чувствительность) к высказываниям партнёра 7) безоценочность и эмпатическое принятие партнёра 8) проявления любви, уважения в кризис 9) формирование семейного языка, т.е. определение согласованных и легко управляемх семейных символов, традиций, норм
Нарушение межличностного общения является 1 из наиболее актуальных проблем семейного функционирования.
Виды нарушений межличн коммуникации в семье: 1) противоречивость вербальной и невербальной коммуникации (неконгруэнтность) 2) возникновение коммуникативных барьеров Типы неэффективных высказываний: приказание, предостережение, угрозы, нотация, прямая негативная оценка, высмеивание, допрос, уход от проблемы. 3) манипулирование партнёром в процессе коммуникации 4) нарушение и искажение передачи чувств (язык любви) 5) «отклонённая коммуникация» (диалог превращается в монолог) 6) Парадоксальная коммуникация (передача одновременно двух взаимоисключающих сообщений, каждое из которых должно быть воспринято партнёром как истинное) 7) «замаскированная» коммуникация (митификация), маскировка противоречийи конфликтов в отношениях 1 член семьи отвергает адекватную интерпретацию семейной ситуации своих чувств и переживаний, предложенных партнером 8) Борьба за коммун канал (последнее слово. решение)
Если трудности общение приобретают хронический характер, возникает «коммуникационная проблема», связанная с существованием актуальной потребности одного из членов семьи в помощи или содействии партнёра и неадекватностью способа передачи информации. Эйдемиллер выделяет 3 этапа развития коммуникационной проблемы:
Распределение ролей в семье и характер общения определяет типы взаимодействия супругов: (Ковалев СВ) 1) сотрудничество 2) паритетные отношения (взаимовыгода) 3) соревнования 4) конкуренция (1 стремится подавить другого) 5) антагонизм (хронический конфликт, несовместимость интересов, утрата эмоций)
Мишина ТМ дополняет классификацию Ковалева, но выделяет типа амбивалентнх супружеских отношений, характеризованных дисфункциональную семью: 1) соперничество 2) псевдосотрудничство 3) изоляция
16. Конфликты в семье.
(По Петровской) Основания анализа конфликта: 1) структура конфликта Объект, субъект à конфликтная ситуация +инцидент = конликт 2) динамика конфликта (этапы) 1. возникновение объективной предконфликтой ситуации 2. осознание данной ситуации как конфликт 3. инцидент, развитие конфликта 4. завершение конфликта 5. послеконфликтная ситуация 3) функции конфликта: конструктивная, деструктивная 4) типология конфликтов По степени выраженности: открытые и скрытые По динамика: актуальные, прогрессирующие, привычные По последствиям: конструктивные, деструктивные
Причины семейных конфликтов по Петровской, Сысенко, Ковалеву, Эйдемиллеру и Юстицкой:
Наиболее проблемные области семейных отношений: - межличностная коммуникация - утрата любви - борьба за власть, главенство - нереалистические ожидание, предъявл к семье, супругу - зависимость - физическое насилие
В зависимости от частоты, глубины и характера выраженности конфликта выделяют 4 типа семей: 1) кризисные Противоречия во всех важных сферах жизнедеятельности сеьм, враждебность, не стремятся конструктивно разрешить конфликт 2) конфликтные Постоянные столкновения интересов, но стремятся разрешить 3) Проблемная Длительное сохранение ситуации депривации (неудовлетвоерния) потребностей членов семьи, что ведёт к высокой готовности к конфликту 4) невротические высокий уровень семейной тревоги, эмоциональная напряжённость, фрустрированность членов семьи
17. Сплоченность семьи. Сплоченность семьи как интегративная характристика её функионирования включает 2 момента: - степень эмоциональной близости и привязанности членов семьи друг к другу - сформированность семейного самосознания
В психологии семьи существуют различные подходы в определении сущности и механизмов формирования сплочённости семьи: 1) Балансовая концепция Использует понятия баланса просемейных и антисемейных сил. У каждого члена семьи есть центростремительные («за семью») и центробежные («против семьи») мотивы. Баланс этих сил определяет степень стабильности семьи. Возражения: - мотивы трудно оценить по критерию их центросмтремительности (центробежности, поэтому могут быть неправильные оценки) - каждый член семьи рассматривается как изолированный элемент, не учитывающий системный характер семьи
2) Концепция совместимости Ставит сплочённость семьи в зависимость от сходства и различий в мировоззрении, ценностно – смысловой сфере, компетентности её членов.
3) Коллективистская классификация как механизм семейной интеграции (Петровский) «социально-психол механизма, лежащих в основе сплоченности: 1. механизм эмоциональной идентификации с семьей. Степень сплоченности семьи в значительной сфере опрееляется преобладанием в ней отношений симпатии и положительных эмоций. 2. механизм «общности семейной судьбы». Личность связывает своё благополучие, свои жизненные планы и возможности личностного саморазвития семьёй 5) Циркулярная модель Д.Олсона 2 параметра оценки сплоченности семьи. Исходя из этих параметров выделяются различные виды сем ейной системы и отношения в них. 1))) пластичность, гибость в управлении семейной системой, распределении ролей, правил и норм, регулируюших отношения членов семьи. Виды: А. репидная (не поддаётся изменению) характеризуется жесткой централизованной функцией, единоличным главенством и иерархич системой управления, что не позволяет эффективно решать проблемы семьи Б. структурированная (скоординированная) семейная система характеризуется нарастанием демократических тенденций управлений, установление ролевой структуры и правил с учетом мнений членов семьи. Однако, данная система не обладает неоьходимой степенью гибкости и пластичности. В. гибкая с.с. основана на демократичном стиле руководства. В соответствии с возниновением новых задач и функций в семье легко меняются как роли, так и регулирующие их правила. Г. Хаотичная с.с. – неустойчивое руководство, неопределённость распределения ответственности и обязанностей между членами семьи. Хаотичность обычно возникает в кризисные переломные моменты развития семьи.
2))) эмоциональность взаимоотношений, степень эмоциональной близости партнера Виды: -->эмоц разобщённость – значит дистания между членами семьи, низкая заинтересованность друг в друге --> раздельность (дистантность) – наличие эмоц принятия, любви, при сохранении значит дистанции во взаимодействии и высокой степени эмоц автономии --> связанность – оптимальный уровень надёжно эмоц связи, кото характеризуется эмоц близостью, высокой степенью эмпатии по отношению к партнёру. При этом каждый выступает и воспринимается партнёром как автономные самостоятельный субъект --> чрезмерная эмоциональная вовлеченность (эмоц спутанность) – нет чётких границ личности в эмоц взаимодействии. Характерно наличие очень интенсивных часто невзаимных, пессимист отношений
Пересечеие двух этих параметров (х-ра эмоц связи и гибкости, упражнении сем системой) образует разные типа семей, различаются постепенной сплоченностью. На протядении жизненного цикла семьи уровень её сплоченности изменяется в связи с возникновением новых задач, необх принятия нов членов, изменения границ сем система.
18. Удовлетворенность браком и условия сохранения супружества. (Большой толковых психологический словарь) · Удовлетворённость – состояние удовлетворения, возник у человека после осознания того, что он достиг желанной цели.
· Субъективная удовлетворенность браком – отношение реальности выполнения партнером своих обязательств к ожидаемым.
Причины неудовлетворенности браком: - неудовлетворенность адекватных потребностей - нереалистич (чрезмерно завш) ожидания в отношении брала и партнера В иследованиях установили, что семейные люди, особенно те, кто участ в браке, ощущающие более высокую степень удовлетворенности. Но решающую роль играет не сам факи супрудества, а качество брака, которое зависит от наличия любви.
Удовлетворенность браком может быть: - полная - частичная
Эйдемиллер и Юстицкис различают неудовлетворительность 1) осознанная (сопровожд конфликтом) открывает признание супругом того, что сем отношения его неудовл, показательными при этом указание на глобальный х-р неудовлетворенности 2) плохо осознаваемая - монотонность, скука, бесцветность жизни - феномен «капля дёгтя» - в семье объективно второстепенная проблема разрастается до таких размеров, что способна серьёзно снизить удовлетворенность супругов семейными отношениями - нарастание фрустрации – супруг сообщает, что стали нервными, не указывая на объективные причины
19. Процесс принятия ребенка в семью. Социально-психологический аспект формирования материнской позиции. 20. Воспитательный потенциал семьи. 21. Принципы семейного воспитания. - пр.креативности -гуманизма -демократизма(открытости) -гражданственности -ретроспективности -приоритетности общечеловеческих норм -компетентности(системности -учета индивид.особ. -диалогизации -последовательности -научности -согласованности -целенаправленности
22. Направления семейного воспитания (физическое, трудовое, нравственное, умственное, эстетическое). Направление семейного воспитания \Цель, задачи, содержание (ЧТО воспитываем, формируем) \ Методы, формы реализации (КАК воспитываем, формируем) \ **Средства(С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО воспитываем, формируем)
Физическое: Цели задачи укрепление здоровья, содействие физическому развитию и закаливанию детей; совершенствование у детей умений и навыков в естественных видах движений; привитие интереса и привычки к занятиям физической культуры и спорта. Методы: 1)УГГ(утренняя гигиенич. гимнастика) 2)закаливание (воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание); 3)занятия в отрядах, кружках, командах, секциях. 4)экскурсии, походы с играми на местности; 5)спортивные соревнования, праздники. Среда: Физические упражнения Оздоровительные силы природы Гигиенические факторы
Трудовое Цели задачи: 1)осознание целей и задач труда; 2)воспитание мотивов трудовой деятельности; 3)формирование трудовых умений и навыков
Методы: 1)средства морального и материального поощрения; 2)представление широких возможностей для повышения своих способностей; 3)подготовка молодого поколения к труду методами семейного воспитания и в учебных заведениях; 4)использование средств массовой информации в целях трудового воспитания
Средства: 1)ознакомление с трудом взрослых; 2)обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности; 3)организация труда детей в доступном им содержании.
Нравственное Цели: 1. формирование нравственного сознания; 2. воспитание и развитие нравственных чувств; 3. выработка умений и привычек нравственного поведения. Методы: И.Г. Щукина выделяет три группы методов: - методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример); - методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); - методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание). Средства: 1.Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность. 2.Моральное принуждение как форма морального осуждения.
Умственное Цели: 1.Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, развитие познавательных интересов, потребности в самообразовании, чувство долга и ответственности 2. Формирование опыта познавательной деятельности, способность к творчеству, к принятию нестандартных решений и развитие мышления 3. Развитие эрудиции, помощь в овладении системой научных знаний, формирование мировоззрения и в освоении способов деятельности 4. Формирование эмоционального отношения к окружающему миру, знаниям, познавательной деятельности и к самому себе Методы воспитания – это конкретные способы формирования чувств, поведения в процессе решения педагогических задач в совместной деятельности воспитуемых с воспитателями. Это способ управления деятельностью, в процессе которого осуществляется самореализация и развитие личности. Методы воспитания: убеждение; упражнения; предъявление воспитаннику.социально-культурной нормы отношения и поведения; воспитывающие ситуации; стимулирование деятельности и поведения.
Эстетическое Цели: 1) развитие умения видеть и подвергать оценке красоту; 2) понимать прекрасное, гармоничное; 3) рассматривать свое поведение и собственные поступки с точки зрения эстетических представлений. Эстетическое воспитание можно подразделить на категории, называемые эстетическими: 1) прекрасное и безобразное; 2) трагическое и комическое; 3) высокое и низменное. Методы: — метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса; — метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения; — метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям; — метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.
23. Типы (стили) семейного воспитания.
- демократический (учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия”.)
24. Методы семейного воспитания. 25. Традиции семейного воспитания. «Традиция» (от лат. tratitio - передача) - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, следуя определенным образцам деятельности, без которых немыслимо само ее развитие. Разные сферы жизнедеятельности семьи строятся в соответствии с различными типами образцов, которые воспроизводятся каждым новым поколе-нием семьи и регламентируют создание новой семьи: супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и т.д. А поскольку и сама семья, и ее ценности представляют собой порождение культуры, то практически любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье. Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими, раз навсегда данными. Неизменным остается их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку. Часто понятия «традиция» и «обычай» используются как синонимы. Выявлено «родство» традиций и обычаев, а именно: их общие социальные функции, согласно которым они служат средством стабилизации утвердившихся в обществе отношений и осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений. Но эти функции обычаи и традиции осуществляют разными путями. Обычаи - детальное предписание определенных действий в конкретных ситуациях. Обычаи стабилизируют те или иные звенья семейных отношений и воспроизводят их в жизнедеятельности новых поколений. Таковы, например, обычаи ухода за детьми, поведения в общественном месте, приема гостей, ведения книги расходов-доходов семьи и многие другие. Обычай имеет свой смысл, но не выражается в форме идеала. Обычай подробно предписывает то, что следует или не следует делать, и не указывает, каким нужно быть. Основа традиций - ценность семьи, определяющая смысл традиционного поведения. Поэтому в традиции не дается детальная регламентация поступка, она не имеет конкретной «привязки» к определенной ситуации. Например, традиция гостеприимства, которой придерживаются многие современные семьи, воплощается по-разному: кто-то делает акцент на угощении, а для других главное - общение с гостем, необходимость найти в его лице эмоциональную поддержку или оказать ему таковую, а стол накрывается по принципу «чем богаты - тем и рады». В силу указанного различия, существующего между традициями и обычаями, ученые подчеркивают их неравнозначность в семейном воспитании ребенка. Обычаи формируют, главным образом, простые привычки. Простые привычки - стереотипно повторяющиеся действия, которым присуща известная доля автоматизма (например, обычай колыбельной песни, обычай желать доброго утра, приятного аппетита, замечательный обычай сельских жителей - приветствовать любого человека, в том числе и незнакомого). Обычаи, будучи массовыми простыми привычками, регулируют те социальные отношения, которые уже прочно утвердились, повторяясь из поколение в поколение. Но в новых, меняющихся ситуациях обычаи как средство воспитания недостаточно эффективны. Другое дело - традиции, которые отличаются большим динамизмом в силу того, что быстрее реагируют на требования современной жизни, чем обычаи. Развивающие возможности традиций значительно выше, поскольку они формируют сложные привычки, способствуют становлению определенной направ-ленности поведения ребенка, в рамках которой он волен выбирать способы совершения конкретного поступка. Сложные привычки дают возможность импровизировать поведение. Представляя собой массовые сложные привычки, традиции ориентируют поведение ребенка не только в утвердившихся отношениях, но и в тех новых вариантах, которые возникают неожиданно, отличаются от тех ситуаций, которые были в его опыте. Традиции и обычаи - два канала социализации ребенка, причем традиции функционируют на основе обычаев. Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыще-ны, поэтому на их фоне социальное развитие ребенка идет более успешно. В традициях и обычаях отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность ее членов. Основа традиций - какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи. Сколь многофункциональны нормы, ценности каждой конкретной семьи, столь и разнообразны традиции по своей воспитательной сущности. В зависимости от ценностей, норм семьи, которые реализуются в той или иной традиции, можно говорить о созидательных и разрушительных, конструктивных и неконструктивных, стереотипных и нестереотипных, истинных и мнимых традициях. 26. Роль членов семьи (матери, отца, бабушек, дедушек) в воспитании ребенка. Мать – это человек, занимающий одно из главных мест в жизни. Никто не приходит в этот мир, не соприкасаясь с матерью. Поэтому феномен матери всегда был, есть и будет актуальным.Материнская любовь является по своей природе безусловной и поэтому очень важны взаимоотношения между младенцем и мамой. Безусловная любовь матери дает ребенку: - чувство защищенности; - безопасность; - убежище, преображает опасный и незнакомый мир в нормальную сферу обитания; - говорит о его важности и желанности в жизни; - дает прочное ощущение надежности; - питает не только физической, но и душевной пищей; - дарит способность доверять людям, миру, себе; - вкладывает чувство принадлежности к роду, нации… - устанавливает границы личностного пространства, что позволяет ребенку брать ответственность на себя по мере взросления; - помогает устанавливать и завязывать связи с другими людьми; Все это необходимо каждому ребенку для здорового развития. Также, все перечисленное, является важными компоненты счастливой жизни, которые может дать только мать, ведущая себя предсказуемо, последовательно, спокойно. Такой матери присущи в огромном количестве - забота, ласка, внимательность, чуткость. Материнская любовь выводит малыша в мир, пронизанный человеческими связями. Человек не может достичь ощущение своей нужности самостоятельным интеллектуальным усилием. Разум может подсказывать вам, что вы любимы, но если не получить достаточно любви от матери, всю жизнь человек будет терзаем мыслями, что его не любят и в нем нет никакой ценности. В начале жизни ребенок должен постоянно убеждаться в том, что он любим и желанен – только так он будет в состоянии вступить в длительные отношения, войти в любое сообщество. Если мать не сумеет в должной мере обеспечить любовь и границы личности, или если она даст что-то одно, то взрослый человек будет тратить огромные внутренние ресурсы чтобы найти способ компенсировать этот недостаток – любви и границ личностного пространства. (Это может быть причиной многих пагубных пристрастий и зависимостей)
Генри Клауд и Джон Таунсед (известные психологи из Калифорнии) выделили шесть составляющих успешного материнства: - не отсутствовать, а поддерживать эмоциональную связь с ребенком; - быть удерживающей, а не хрупкой (не быть манипулируемой); - способствовать отделению ребенка, а не препятствовать ему; - принимать недостатки ребенка, а не требовать от него совершенства во всем; - способствовать взрослению, а не удерживать в детском состоянии; - помочь ребенку выйти в самостоятельную жизнь, а не вести себя, как «наседка». Признаки хорошей матери: - Хорошая мать признает, что допускает ошибки в воспитании, и учитывает этот фактор в процессе своей жизни и легко исправляет их без вины и сожалений. Она знает, что у нее не может все получаться, но не теряется от собственных промахов, поскольку готова их исправить, учиться на своих ошибках и двигаться дальше. - Хорошая мать понимает, что является первым человеком, которого любит малыш, она - первый «объекто любви» сына или дочери. Для эмоционального, физического, интеллектуального и социального развития человек должен быть не только любимым, но и любить. Любовь питает душу, окрашивает красками человеческие отношения, наполняет жизнь надеждой. Потребность любить – одна из фундаментальных потребностей человека, для удовлетворения которой требуется определенная личность. Если мать соответствует этой потребности, любовь обращается на нее. Если нет – человек оказывается в одиночестве, либо начинает испытывать ненависть. Поэтому хорошая мать работает над собой и обеспечивает достойный объект любви для сына или дочери. Неправильные отношения с матерью порождают две группы проблем во взрослой жизни. Первый род проблем связан с чувствами, которые мы испытываем к матери, к нанесенным ею обидами и неудовлетворенными ею нашими потребностями. Эта группа проблем определяет наше отношение к прошлому своей жизни (детство). Второй род проблем - это схемы и динамика отношений с матерью, которым мы научились в детстве от нее же. Это задает поведенческие схемы, заложенные в прошлом, но воспроизводящиеся в настоящем. Первая группа проблем проявляет себя в том, что подавленные, невысказанные чувства гнева, возмущения против матери переносятся в личную семейную жизнь и на их основе могут строится взаимоотношения между супругами. Излишний контроль со стороны матери, безоговорочное исполнение ее команд формируют чувство недоверия к близким людям – жене или мужу. Происходит перенос отношений, что ведет к серьезным семейным проблемам. Второй ряд проблем, связанных с матерью, которые дают нам схему поведения при завязывании и развитии различных видов взаимоотношений. Какие негативные схемы поведения могут быть заложены: - нежелания близости или трудности в близких отношениях; - привычка угождать всем; - подавление чувств, невозможность открыться для партнера; - агрессивность во взаимоотношениях без видимой на то причины; - избыточный контроль других, членов семьи; - недоверие людям… Все это оплетает мозг человека, который создан как воспринимающее и воспроизводящее существо родительских схем. Ваш стиль воспитания и поведения с детьми сегодня закладывает схему того образа жизни, который они усвоят и будут воспроизводить в своей будущем, строи
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|