Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семья как важнейшая ячейка общества заслуживает внимания защиты и поддержки со стороны государства независимо от типов семей, многообразия индивидуальных предпочтений и социальных условии.




Необходимо поощрять права и свободы индивида в семье

Семейная политика должна быть направлена на поощрение равноправия между мужчинами и женщинами в разделении семейных обязанностей и закреплять их равные возможности, участвовать в трудовой и общественной жизни.

Все меры семейной политики должны укреплять самостоятельность и независимость семей обеспечивая помощь семье, выполнение присущих ей функций.

На основе анализа руководящих принципов по вопросам семьи, разработанных комитетом по вопросам семьи ООН, можно выделить наиболее важно положение отражающее приоритеты современной политики в современном мире.

· Утверждение ценности семьи, уважение и защита всех типов семей, независимо от их национальных, культурных, региональных различии, недопущение их дискриминации.

· Обеспечение лучших условий жизнедеятельности семьи, создание предпосылок, для здорового развития общества, социального и экономического прогресса в интересах семьи, перераспределения в этих целях ресурсов в пользу социальных программ.

· Разработка гибкого законодательства о семье, его развития с учетом изменяющихся условии жизни.

· Осуществление специальных мер социальной и экономической поддержки бедных семей, семей с особыми проблемами.

· Оказание семьям поддержки в гармоничном сочетании ее членами профессиональных и семейных обязанностей.

· Содействие семье в организации домашнего хозяйства производства продовольственной продукции для внутреннего потребления.

· Разработка систем налогообложения учитывающих интересы семей.

· Создание системы социальной помощи семьям: информационной, психологической, юридической.

· Осуществление программ планирования семьи, предоставление молодым людям комплекса информации необходимой для вступления в брак, и функционирования семьи

· Социальная медицинская защита материнства и детства до родовой и послеродовой периоды

· Содействие полноценному физическому и умственному развитию девушек подготовка к материнству.

· Предупреждение насилия злоупотребления и эксплуатации внутри семьи в отношении ее членов, предоставление соответствующей помощи семьям.

· Формирование позитивного для семьи информационного пространства

37. Сущность, цель, принципы, направления семейной политики в РФ.

 

В конце прошлого века в российской социологической литературе достаточно четко обозначились 2 концептуальных подхода, интерпретирующие семейные отношения и необходимость воздействия на них в рамках семейной политики.

Модернизационный (прогрессистский) – данный подход объяснял изменения семьи как позитивный в целом процесс, а негативные явления рассматривал как проявление его не полноты и не завершенности. Сторонники этого подхода считали семейно демограф. Политику не нужной, объявляя вмешательство в дела семьи, нарушение прав человека насилие над объективным развитием.

Кризисный подход – его сторонники рассматривали семейные отношения как выражение глобального кризиса, семейного образа жизни, упадка семьи как социального института. Отсюда следовала цель семейной политики: укрепление семьи как социального института. Разнообразие подходов к раскрытию сущности и целей семейной политики привели к ее пониманию как комплексной и межотраслевой. Семейная политика включает комплекс норм регулирующих как отношении между членами семьи (СК РФ), так отношение семьи и государства. В РФ государственной признание ценности семьи, ее роли в общественном развитии и воспитании грядущих поколений, закреплено в статье 7 и части 1 статьи 38 конституции РФ.

Статья 7

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

 

В России семейная политика получила государственное определение в 1996 году, в указе президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики» 14 мая 1996 года №712. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики РФ и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышения качества жизни семьи.

Структура гражданского общества:

- государственный (власть);

- коммерческий (общение);

- некоммерческий (помощь в решении социальных проблем).

В указе сформулированы цель, принципы, основные направления семейной политики, ее место в социальной политике государством. Цель государственной семейной политики: обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семей. Основные принципы гос. семейной политики см. в указе.

Уровни реализации государственной семейной политики:

Федеральный

 

Региональный

 

Местное самоуправление

 

Основными направлениями государственной семейной политики являются:

1) Обеспечение условий для преодоления негативных тенденции и стабилизации материального положения семей уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям;

2) Обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

3) Кардинальное улучшение охраны здоровья семьи;

4) Усиление помощи семье в воспитании детей.

Концепция семейной политики, лежащая в основе указом, является скорее не самостоятельной областью, а совокупностью мер, направленных на обеспечение благоприятной жизнедеятельности семьи. Кроме того, следует иметь ввиду, что данный документ разрабатывался в сложный для страны период, социальной-экономической трансформации, поэтому в указе отражаются цели и направления важные для того периода. Семья сегодня нуждается в более полном рассмотрении, она меняется и вслед за этим меняются ее потребности. В настоящее время, основные ориентиры семейной политики направлены на решение демографических проблем и поддержку государством нормативного типа семьи. В связи с этим 9 октября 2008 года указом президента РФ № 1351 утверждена «Концепция демографической политики РФ» на период до 2025 года. В соответствии с ней, решение задачи по повышению уровня рождаемости включает в себя создание условии для повышения доступности жилья для семей с детьми (для молодых семей с детьми) за счет: реализации региональных программ обеспечения жильем молодых семей, разработки системы дополнительных мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в жилых помещениях.

На сегодняшний день, российское семейное законодательство приведено в соответствие с международным нормами, однако его реализация сталкивается с определенными трудностями, в первую очередь это связано с тем, что на практике семейная политика сводится к социальной поддержке малообеспеченных семей, в результате существуют категории семей, которым уделяется чрезмерное внимание, и те, кому уделяется недостаточное внимание.

Государство обеспечивает единство реализации, цели и принципов семейной политики на федеральном, региональном и местном уровне. В области управления вопросами семейной политики государство реализует принцип межведомственного подхода.

 

38. Нормативно-правовая основа, понятие, направления реализации государственной политики в отношении молодых семей.

В нашей стране отсутствует четкая и единая согласованная политика в отношении молодой семьи, а попытки ее выстраивания носят случайный характер. Современная государственная молодежная семейная политика складывалась почти одновременно как направление и государственной семейной политики и ГМП. Поэтому сегодня регулирование молодежной семейной сферы находится на стыке этих 2 направлений. Однако в рамках государственной молодежной политики статус молодой семьи более определен. Базовым документом в современном российском законодательстве о молодежи является постановления Верховного совета РФ от 3 июня 1993г № 59 – 1 «Об основных направлениях ГМП в РФ». В документе дается понятие молодая семья (семья в первые 3 года после заключения брака в с случае рождения детей без ограничения продолжительности брака, при условии что один из супругов не достиг 30 лет, а так же неполная семья с детьми в которой мать или отец не достигли 30 лет). В отдельном отделе отражены меры по государственной поддержке молодой семьи:

- Предусмотреть для молодых семей льготы в выделении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, при предоставлении долгосрочных кредитов на строительство и приобретение жилых домов (отдельных квартир) для уплаты вступительных паевых взносов жилищно-строительные кооперативы, обзаведение домашним хозяйством, приобретение предметов домашнего обихода длительного пользования, внесения платы за обучение переподготовку, в учебных заведениях действующих на коммерческой основе и на другие цели.

- Законодательно обеспечить порядок выкупа государством частично или полностью кредитных обязательств молодой семьи в зависимости от числа родившихся усыновленных, взятых под опеку и на попечительство детей

- Установить льготный порядок получения молодыми семьями земли для введения крестьянского хозяйства, а так же землепользования.

- Разработать и осуществить государственные программы поддержки молодых семей предусматривающие меры по решению острых бытовых проблем таких семей прежде всего в период строительства и приобретение собственного жилья, а так же по расширению ассортимента оборудования включая строительного ремонтного спортивного и туристического снаряжения предоставляемым молодым семьям по льготным ценам.

18 декабря 2006 года распоряжением Правительства РФ № 1760 – р была утверждена стратегия ГМП в РФ, в которой среди прочих предусмотрен проект молодая семья России.

Цели:

1. Укрепление института молодой семьи;

2. Увеличение количества Благополучных семей в России;

3. Пропаганда ответственного родительства.

Задачи:

1) Пропаганда семейных ценностей среди молодежи

2) Формирование механизмов поддержки молодой семьи в том числе создание стартовых возможностей для становления молодой семьи

3) Подготовка детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей к созданию благополучной семьи

4) Содействие в обеспечении жильем молодых семей(в целях реализации этого проекта планируется проведение и широкое освещение в СМИ мероприятии демонстрирующих и пропагандирующих ценности в семейной жизни для молодых людей а так же создание условии для стимулирования частичной занятости молодых родителей воспитывающих малолетних детей.

В настоящее время в Гос. Думе находится проект федерального закона о ГМП в РФ, внесенный 8 мая 2007 года, который пока не прошел даже процедуру первого чтения в статье 7 «Государственная поддержка и решение демографических проблем», предлагаются следующие направления ГМП в отношении молодой семьи:

· Оказание молодым семьям материальной и иной помощи в решении социально экономических, социально бытовых проблем

· Оказание соответствующих образовательных, социально медицинских, социальных, социально правовых, психолого-педагогических, информационных, консультативных и других услуг для молодой семьи

· Обеспечение охраны здоровья, образования воспитания и развития детей, социальной защиты, социальной адаптации и реабилитации молодых граждан находящихся в ТЖС.

8 мая 2008 года министром образования и науки РФ была утверждена концепция государственной политики в отношении молодой семьи. В документе выделены 2 блока наиболее актуальных с точки зрения молодых семей проблем:

1) Социально-экономические проблемы (проблемы материальной обеспеченности жилья и трудоустройства молодых супругов).

2) Социально-психологические проблемы. Проблема адаптации молодых супругов к друг другу, к новой ситуации и к новым родственникам. Впервые в государственном документе четко формулируются принципы, цель задачи, приоритеты и направления государственной политики в отношении молодой семьи (см документ). В качестве исходного ориентира для концептуальной модели молодой семьи принят тип благополучной семьи, определены показатели, уровни благополучия молодой семьи как социального института(см документ). Концепция является рамочным документом на основе которого разрабатываются и реализуются конкретные целевые программы по всему комплексу проблем молодой семьи, либо по отдельным аспектам ее становления и жизнедеятельности.

2008 год был объявлен в России годом семьи. В рамках мероприятий, посвященных году семьи, Министерство образования науки РФ разработало проект Фед закона «О государственной поддержке молодых семей в РФ». Основная идея законопроекта заключается в установлении правового статуса молодой семьи в РФ, систематизация существующих форм государственной поддержки молодых семей в России, а так же в разработке иных форм поддержке молодых семей.

В 2007 году в Гос.Думе был предложен в первом чтении законопроект по гос поддержке молодой семьи, имеющих детей (пособия, компенсационные выплаты для семей с детьми).

Работа над совершенствованием законодательства, относящегося к молодой семье продолжается, причем с участием не только органов законодательной, исполнительной власти разных уровней, но и широких кругов общественности, в том числе научного сообщества. В мае 2011 года состоялся форум «Молодая семья – стратегический ресурс России».

Не смотря на значительный блок нормативно-правовых актов, касающихся молодых семей или упоминающих их, государственная молодежная семейная политика урегулирована фрагментарно и сводится в основном к нормативному регулированию брачно-семейных отношений, социальной защиты материнства и детства, развитию ипотечного кредитования.

39. Социально-психологические причины неудовлетворенности молодых супругов браком.

40. Пути профилактики и преодоления конфликтов в молодой семье, обусловленных социально-психологическими причинами.

41. Характеристика репродуктивного здоровья молодежи. Факторы, влияющие на его состояние.

Рассматривая проблему наличия неблагоприятных факторов, влияющих на репродуктивное здоровье, необходимо отметить, что репродуктивный потенциал будущих родителей начинает формироваться с самого рождения, особенно девочки, которую необходимо рассматривать как потенциальную мать. Поэтому сохранение здоровья с детства, укрепление его в подростковом периоде у молодежи, вступающей в репродуктивный возраст, – одна из ключевых проблем рождения здорового поколения.

Нельзя переоценить значение здорового образа жизни, как активно избираемого человеком стиля поведения, включающего рациональное питание, двигательную активность, гигиенические навыки, правильный режим труда и отдыха, культуру сексуальных отношений, отсутствие вредных привычек, медицинскую активность. Количество публикаций по этим вопросам практически необозримо, и рассматривать подробно в данной работе каждый из его аспектов не целесообразно.

К сожалению, необходимо отметить, что до сих пор большинству россиян свойственно потребительское отношение к собственному здоровью. Несбалансированное питание, в первую очередь дефицит белковой пищи, существенное ограничение рациона, может привести к расстройству менструальной функции и даже ановуляции у девочек и расстройству сперматогенеза у мальчиков. Недостаточная физическая активность в сочетании с высокими «гиподинамичными» школьными и внешкольными нагрузками также не способствует подготовке девочки к будущему вынашиванию беременности и родоразрешению, а юношу не сделает в перспективе «суперпроизводителем». Но это практически никак не учитывается родителями, максимум, о чем помнится, так это об осанке и проблемных зубах. В России мало по-настоящему здоровых или хотя бы «практически здоровых» граждан, но встретить в лечебно-профилактическом учреждении человека, который хочет узнать актуальное состояние своего здоровья при субъективном отсутствии болезненных проявлений, почти невозможно.

Как позитивный момент можно отметить, что все большее внимание стало уделяться дифференцированному подходу к сексуальному образованию детей и подростков. Поскольку интерес к сексу у детей возникает с раннего возраста (первые вопросы из этой области они начинают задавать в 3-5 лет), сексуальное воспитание должно начинаться с периода первых вопросов и длиться до тех пор, пока ребенок в нем нуждается. Причем сексуальное воспитание, которое касается взаимоотношения полов в самом широком смысле этого слова, наиболее продуктивно именно в семье. Между тем успех сексуального воспитания возможен лишь при комплексном воздействии на ребенка. Проблемами до настоящего времени остаются недостаточная грамотность самих родителей, отсутствие у населения практики обращения к психологам и малое количество школьных педагогов, готовых к обсуждению проблем секса с учениками. Нам далеко еще до практики зарубежных стран, где уроки сексуального воспитания начинаются с младших классов и ведутся на протяжении нескольких лет.

В подростковый период человеку свойственна гиперсексуальность. Формирование органов репродуктивной сферы и их функционирование часто опережает развитие интеллекта, а групповые формы поведения при недостаточном сформировании морально-этических норм, отсутствии понимания ответственности за свои действия могут спровоцировать раннее начало половой жизни с беспорядочной сменой половых партнеров (подростковый промискуитет), что приводит чаще всего к стойкому циркулированию в подростковых группах ЗППП и нежелательной беременности у неполовозрелых девушек.

Это особенно важно, поскольку при раннем вступлении в половую жизнь последствия для организма девушки могут быть крайне негативными. Девушки-подростки вступают в репродуктивный процесс зачастую анатомически и физиологически незрелыми, социально не адаптированными, что существенно снижает здоровье матерей и новорожденных. Тем более что репродуктивное здоровье девушек-подростков в настоящее время оценивается как крайне неудовлетворительное. Показатели заболеваемости девушек на 10-15 выше, чем у юношей. Расстройства менструальной функции возросли почти в 2 раза, в 1,3 раза – частота заболеваний воспалительного характера. Девушки-подростки при вступлении в репродуктивный процесс имеют очень высокий индекс инфекционных заболеваний, в том числе в 62,6 % случаев – перенесенные венерические болезни (2,2 % – сифилис), у 65,7 % отмечается экстрагенитальная патология органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, печени, почек, у 52,4 % – гинекологические заболевания (кольпиты, эрозии шейки матки, хронические воспаления придатков), у каждой шестой наблюдается нарушение менструального цикла.

При обследовании 1000 девушек-подростков (10-20 лет), вступивших в детородный процесс, большинство из которых (84,3 %) состояли в зарегистрированном или гражданском браке, и 1000 женщин благоприятного репродуктивного возраста (20-24 года), число незамужних среди которых было всего 7,5 %, и состояния здоровья их новорожденных было выявлено следующее. Осложненное течение родов отмечено у 80,4 % юных рожениц. Несколько чаще, чем в группе сравнения, использовалась родостимуляция, отмечался клинически узкий таз в родах. У юных родильниц достоверно чаще отмечалось гипотоническое кровотечение и в раннем послеродовом периоде проводилось ручное обследование полости матки. Только 0,6 % девушек-подростков отказались от ребенка в роддоме (все они не были замужем, половина из них употребляла наркотики).

В группе юных рожениц 60 детей (6,0 %) родились с никотиновой интоксикацией, 7 новорожденных (0,7 %) в состоянии наркотической зависимости. Поскольку состояние новорожденных связано с репродуктивным здоровьем матери, был разработан метод скрининговой оценки репродуктивного здоровья девушек-подростков, с помощью которого возможно оценить степень его нарушения, что позволяет активизировать мероприятия и сконцентрировать усилия врачей, социальных работников, педагогов, родителей на решении проблем каждой конкретной девушки-подростка и тем самым обеспечить перинатальную охрану плода.

Еще большей проблемой, чем физическая и психическая нагрузка родоразрешения в юном возрасте, является прерывание беременности. По данным Красноярского центра планирования семьи, количество абортов на тысячу подростков в 2002 году составило 54,8, причем среди девушек-подростков, родивших ребенка, у каждой пятой в анамнезе был аборт, у 4,2 % по 2 – 3 аборта. Аборт является серьёзным эндокринным стрессом для организма женщины, требует гормональной реабилитации, приводит к репродуктивным проблемам: воспалительным заболеваниям, бесплодию, нарушению менструального цикла, формированию гормонозависимых заболеваний (миом, эндометриоза, кист яичников, патологии молочных желёз), большинство из которых являются фоновыми в развитии онкологической патологии.

В связи с вышесказанным далее будут рассмотрены проблемы предупреждения нежелательной беременности, абортов, бесплодия и заболеваний, передающихся половым путем.

Грамотное предупреждение нежелательной беременности (контрацепция). В настоящее время существует немало способов предохранения от зачатия – контрацепции. Большой арсенал современных контрацептивных средств и способов, к сожалению, используется не столь часто, что связано, прежде всего, с недостатком полового воспитания и нежеланием обращаться по таким «постыдным» (в понимании российского обывателя) вопросам к специалисту.

Несмотря на то, что практически любой женщине врач может подобрать приемлемый именно для нее метод, отмечено, что «женщины более эффективно и продолжительно используют метод, который был выбран ими, а не рекомендован медицинскими работниками. И, наоборот, ограничение выбора может приводить к наступлению нежелательной беременности, потому что женщины могут прекратить использование метода, который может оказаться неприемлемым для них или для их партнеров».

Поскольку желание мужчин при выборе методов контрацепции учитывают большинство женщин, интересно исследование характера и особенностей контрацептивного поведения и информированности по этим вопросам юношей-подростков и мужчин (возраст 15-45 лет) – городских жителей, проведенное в ряде территорий Российской Федерации. Оказалось, что нынешнее изобилие контрацептивных средств для женщин снизило ответственность сексуального партнера за последствия близости. Несмотря на то, что большинство опрошенных мужчин (81,5 %) знают о противозачаточных средствах (80,6 % назвали презерватив, 59,9 % – ВМС, 49,6 % – гормональную контрацепцию), 43,6 % мужчин вообще не обсуждают, 51,2 % не советуются с женщиной в вопросах о предохранении от нежелательной беременности и только 4,9 % мужчин хотели бы взять на себя решение проблем контрацепции.

Хотя среди опрошенных мужчин 65,2 % применяют противозачаточные средства, к сожалению, только 18 % подростков используют методы и средства контрацепции, в то время как в других возрастных группах – около 80 % мужчин, независимо от семейного положения. Рейтинг эффективности контрацептивов, по мнению мужчин (с ним смогли определиться только 80 % из всех, а среди лиц старше 35 лет – 54,6 %), выглядит следующим образом: презерватив

(25 % опрошенных), ВМС (22,7 % мужчин), гормональные средства

(15,8 %), прерванный половой акт (9,4 %). Проблемой является то, что 20 % среди всех опрошенных, а среди мужчин, состоящих в браке, – почти половина выступили против применения женщиной гормональной и внутриматочной контрацепции, мотивируя это боязнью вредного влияния контрацептивов на здоровье женщин (95,0 %), сомнением в их эффективности (60,8 %) и нежеланием раскрепощать женщину в вопросах секса, особенно вне семьи (47,5 %).

Большинство мужчин (87,9 %) указали на отсутствие сексуального воспитания в семье и школе. Основными источниками информации для значительной части опрошенных явились друзья, знакомые и другие лица без медицинского образования, а также популярная литература. Многие понимают необходимость дополнительной подготовки по проблеме контрацепции и хотели бы получать такую информацию в центрах планирования семьи и в учебных заведениях (среди предпочтительных источников информации подростки назвали специальную литературу, лекции и беседы в учебных заведениях; мужчины – специальную литературу и консультации специалистов центров планирования семьи, а также других лечебно-профилактических учреждений). Такое желание похвально, поскольку сексуальная культура не должна отделяться от общей культуры человека и познания в сфере контрацепции, по сути, жизненно необходимы.

К сожалению, несмотря на то, что женщины в России стали активнее применять современные методы контрацепции (в конце 90-х годов ХХ века ими пользовались только 19 % россиянок, хотя даже в развивающихся странах этот показатель доходил до 79 %), до настоящего времени аборт, по мнению специалистов, остается для них «предпочтительным» средством регуляции рождаемости. Поскольку женщина может узнать о наступившей беременности более или менее достоверно по отсутствию очередного менструального кровотечения, а иногда такая мысль приходит к ней еще позднее, практически не остается выбора, кроме искусственного прерывания вынашивания.

Искусственное прерывание беременности. Россия – страна, первой разрешившая (в 1920 г.) производство абортов, и несомненный лидер по их количеству в настоящем. В соответствии с современным законодательством РФ (ст. 36 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан) «каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве». В 2002 году абсолютное число абортов составило 1 782 300 случаев. В среднем каждая российская женщина производит 2,5-3,0 аборта. Более 200 тыс. женщин в России ежегодно прерывают путем аборта первую беременность. Половина всех прерываний беременностей приходится на женщин в оптимальном репродуктивном возрасте 20-29 лет (51,7 %). Повышается удельный вес абортов по социальным показаниям в общем числе абортов (с 2,0 % в 1998 г. до 2,25 % в 2002 г.). Хотя абсолютное число криминальных абортов по сравнению с 1998 годом снизилось почти в 2,5 раза и составило в 2002 году менее двух тысяч – 1838 (1998 г. – 4537), в структуре причин материнской смертности аборт занимает одно из ведущих мест (в 2002 г. – 18,5 %), несмотря на то, что эта причина является наиболее предотвратимой. Эти показатели превышают показатели экономически развитых стран.

Значительная часть мужчин и женщин знают о вреде аборта. Однако 60 % мужчин, планирующих женитьбу, 78 % женатых и 50 % подростков не могут сказать, какие последствия имеет эта операция для женщины и ее потомства в будущем, хотя частота осложнений, по разным данным, доходит до 52 %.

Обстоятельством, провоцирующим решение о прерывании беременности, в ряде случаев служит социальная норма, которая диктует, что лучший возраст для рождения детей от 20 до 30, в крайнем случае до 40 лет. Если это происходит раньше или позже, то сами матери воспринимают свое родительство как отклонение от «правильного» поведения и зачастую принимают крайние меры.

В настоящий момент общественная и государственная поддержка женщины-матери минимальна, материнство стало практически полностью ее личным делом, осуществляемым на свой страх и риск. Только введение социальной и законодательной политики, предполагающей реальную, в том числе психологическую, помощь тем матерям, которые хотели бы сохранить беременность, могло бы поменять решение, принятое не в пользу ребенка. Тем более что в последующем бесплодие в браке может стать настоящей трагедией.

Бесплодный брак. Проблема бесплодия довольно серьёзна, однако целенаправленное изучение ее началось лишь в ХХ веке. По определению ВОЗ, бесплодным считается брак, в котором, несмотря на регулярную половую жизнь без применения противозачаточных средств, у жены не возникает беременности в течение одного года при условии, что супруги находятся в детородном возрасте, поскольку доказано, что в норме около 30 % зачатий происходит в течение первого месяца супружества, 60-90 % – первого года и 10 % – на протяжении полутора-двух лет.

Частота бесплодного брака в России, по данным разных авторов, колеблется от 10 % до 20 %, и количество случаев бесплодия постоянно увеличивается. Сейчас от него страдают более 10 млн. человек. Если учесть, что при частоте бесплодных браков от 15 % и выше возникает социально-демографическая проблема государственного масштаба, то становится понятным, почему в настоящее время бесплодие – серьезная проблема репродуктологии, при которой имеется сочетание социального, психического неблагополучия и практически всегда физического нездоровья в семье.

В структуре мотивов расторжения браков на бесплодие приходится 7,5 %. Причем 70 % бесплодных браков распадается по инициативе мужчин. На втором–четвертом годах брака уровень разводов среди бездетных супругов был в 2,1-4,2 раза выше, чем среди имеющих детей. 95 % опрошенных мужчин и женщин считали наличие детей необходимым условием стабильности брака. По статистике, 70 % бесплодных браков расторгаются, тогда как в семьях с детьми число разводов составляет 18 %.

Стандарты Всемирной организации здравоохранения выделяют 21 фактор женского и 19 факторов мужского бесплодия. Установлено, что 75 % бесплодия в браке обусловлено хроническими воспалительными процессами в гениталиях, вызванными простейшими (трихомониаз), бактериальной микрофлорой (стрептококки, стафилококки, кишечная палочка), хламидиями, а также плохо леченными венерическими заболеваниями (гонорея и другие специфические инфекции).

Только при комплексном подходе к проблеме профилактики и лечения бесплодия возможны позитивные сдвиги, поскольку при устранении выявленных причин бесплодия и предупреждении заболеваний, которые служат медицинскими показаниями к прерыванию беременности, можно было бы ожидать увеличения общего показателя рождаемости в пределах 7 %, а при ликвидации вторичного послеабортного бесплодия – до 30 %.

Заболевания, передающиеся половым путем. Венерические болезни – одна из серьезных социальных и психологических проблем современности. Социальное значение их определяется большой распространенностью, тяжестью последствий для здоровья заболевших, опасностью для общества, влиянием на воспроизводство потомства. По данным ВОЗ, сифилис, гонорея, хламидиоз являются наиболее часто встречающимися болезнями в мире, за исключением гриппа во время эпидемии и малярии. Ежегодно в мире регистрируется около 200 млн больных гонореей, 250 млн – хламидиозом и 50 млн – больных сифилисом.

В России с 1990 года заболеваемость сифилисом увеличилась более чем в 50 раз. И хотя погодовые темпы прироста числа заболевших сифилисом существенно уменьшились в 1997 году в сравнении с 1992-1995 годами, когда число вновь заболевших удваивалось болee, чем ежегодно, все же число заболевших, во-первых, продолжает расти, во-вторых, составляет заметный объем (277,3 на 100 000 населения), и, в-третьих, масштабы заболеваемости сифилисом близки к эпидемическому порогу. Статистические данные, указывающие на некоторое снижение заболеваемости гонореей с 1994 года, не отражают истинной пораженности населения этим заболеванием в связи с широким распространением самолечения, а также лечением частнопрактикующих врачей, не всегда имеющих лицензии и не регистрирующих заболевших. Показатели заболеваемости хламидиозом сравнительно низки, хотя обычно число больных хламидиозом превышает число больных гонореей в 2,0-2,5 раза. Особенности этого заболевания в том, что оно развивается с минимальными клиническими проявлениями, может длиться годами и вызывать глубокие изменения мочеполовой системы. Множество поражений вызвано вирусами. Вирус простого герпеса при внутриутробном заражении стимулирует выкидыши, преждевременные роды, врожденные уродства.

Новая вспышка заболеваний, передающихся половым путем, в начале-середине 1990-х годов отличается от предыдущих тем, что впервые этим болезням оказались подвержены дети и подростки, причем их заболеваемость растет более быстрыми темпами, чем у взрослых. По данным ВОЗ, ухудшение условий жизни и снижение стабильности в обществе способствуют увеличению стрессовых состояний в подростковой популяции больше, чем в других, что приводит к увеличению заболеваемости данной возрастной группы.

В целом регистрация инфекций так называемого нового поколения началась лишь в 1993 году и до сих пор осуществляется не в полном объеме. Особенности отношения советской системы здравоохранения к венерическим заболеваниям до сих пор в немалой мере влияют на ситуацию с распространением ЗППП в России. Так, государственная система борьбы с венерическими заболеваниями в СССР была избыточно жестокой по отношению к заболевшим людям. До 1970-х годов предусматривалось принудительное освидетельствование, принудительное лечение, уголовная ответственность. Последствия этого отношения не изжиты до сих пор. Именно это обусловливает нежелание заболевшего лечиться в медицинских учреждениях. Предпочтение отдается самолечению или обращению к частнопрактикующим врачам.

Таким образом, для молодых людей основными неблагоприятными факторами, влияющими на репродуктивное здоровье, факторами риска можно назвать, во-первых, раннее начало половой жизни у подростков, которое сопровождается восприятием ими сексуальной жизни в упрощенной форме, когда до 82 % юношей и до 45 % девушек не связывают половую жизнь с любовью и браком, во-вторых, самолечение и несвоевременное обращение в медицинские учреждения, которые являются результатом низкой санитарно-гигиенической культуры молодежи и психологически неверной модели профилактики ЗППП, построенной на запугивании. Кроме того, негативную роль играет низкая информированность о здоровьесберегающем поведении в сфере сексуальных отношений.

 

 

42. Половое воспитание в России: история и современное состояние.

В.Е. Колесов. Он утверждает, что «ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ – процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества отношение человека к представителям другого пола. Сферу полового воспитания составляют не только такие специфические отношения между мужчиной и женщиной, как супружеские, но также и любые другие отношения – в общественной жизни, в труде, в отдыхе, то есть любые взаимоотношения людей разного пола».

В нашей стране существовало несколько программ полового воспитания подрастающего поколения. В 1920-30-е годы ХХ века половое воспитание было направлено на выработку сознательного сексуального поведения и имело определенную связь с другим областями учебно-воспитательной работы. В это время активно разрабатывались проблемы сексологии, детской сексуальности и полового воспитания. Было доказано наличие ранних проявлений сексуальности у здоровых и больных детей, прослежены их возрастная динамика и вариации, изучено отклонение в сексуальном поведении детей.

Вопросам полового воспитания большое внимание уделял известный отечественный психолог П.П. Блонский. Опираясь на всесторонний анализ многочисленных фактов, он обосновал свой основной тезис, что при нормальных условиях половое влечение пробуждается только в период полового созревания. Основой правильного полового воспитания П.П. Блонский считал формирование у подрастающего поколения нравственного идеала семьянина. Эта концепция не потеряла своего значения и сейчас.

После Октябрьской революции половое воспитание разрабатывалось в рамках педологии. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода, с использованием психологических, анатомо-физиологических, социологических и др. знаний. Однако в 1936 году педология была объявлена «псевдонаукой» и прекратила свое существование. В связи с этим и половое воспитание детей стало закрытой темой.

В конце 60-х годов ХХ века в России после долгого перерыва в школьное образование вновь стали вводиться различные формы полового воспитания: курсы «Основы советской семьи и семейного воспитания», факультативные курсы, открывались кружки и клубы, освещающие в своей деятельности темы любви, брака, пола и сексуальности. Отдельные элементы подготовки учащихся к семейной жизни включали в свою работу учителя-предметники.

В 1982 году Министерством просвещения СССР и Академией педагогических наук СССР была выпущена типовая программа «Этика и психология семейной жизни» для старшеклассников. Она широко внедрялась в общеобразовательных школах в течение десяти лет и получила положительные отзывы у учащихся и педагогов.

Кроме того, по решению Министерства просвещения СССР с 1983 года в программы школ страны были введены обязательные курсы «Гигиеническое и половое воспитание» (8 кл.). В ходе осуществления данных программ целью ставилось подготовка к ответственному супружеству, формирование мужественности и женственности (то есть формирование полового самосознания). Однако реализация целей затруднялась тем, что отсутствовали специалисты-психологи, занятия проводились учителями-предметниками и нередко сводились к чтению сухих лекций.

В постсоветский период начинают распространяться различного рода программы сексуального просвещения. Одной из наиболее характерных для того времени разработок была программа учителя школы №203 г. Москвы В.Н. Гончарова по курсу «Сексология». Данная программа предполагала наличие у преподавателей большого объема знаний по различным аспектам заявленной проблемы: психологических, педагогических, медицинских, нравственных и др. Кроме того, в этой программе много культурологических и религиозных компонентов, вопросов из области астрологии и магии. Внедрение подобного рода программ в школы недопустимо.

В 2000 г. в журнале «Директор школы» были опубликованы методические рекомендации для директоров школ и работников органов самоуправления «О предупреждении внедрения нетрадиционных религиозных объединений и культов деструктивного направления в учебные заведения». В них в частности отмечалось, что «некоторые педагоги переносят свое личное увлечение оккультно-мистическими предметами – астрологией, кабалистикой, экстрасенсорикой и т.п. – в учебный процесс, пытаются формировать у учащихся оккультно-религиозное мировоззрение. Появляются всё новые и новые фантастические программы «оздоровления», «психического совершенствования», «эстетического развития» и т.д. на основе учений новых религиозных культов. Их использование в светских образовательных учреждениях не только нарушает законодательство о религии и школе... А главное – углубляется отрыв детей от ценностей национальной культуры».

По той же причине было крайне опасным внедрение курса «Валеология (индивидуальное здоровье человека)» Л.Г. Татарниковой, в рамках которой предусматривалось широкое половое просвещение подрастающего поколения. В 90-х годах ХХ века этот предмет был введен в ряде школ страны (Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова, Нижнего Новгорода и др.). Однако к курсу «Валеология» было предъявлено множество замечаний, так как в нем прослеживалось влияние некоторых деструктивных культов (например, Акбашевцев) и активно использовались оккультные знания. В настоящее время преподавание данного учебного курса в школах запрещено.

После выхода нового закона «Об образовании» в 1992 г. преподавание курса «Этика и психология семейной жизни» не было включено в учебные планы, хотя и не было отменено. Многие учителя продолжали вести по нему занятия. Возникла потребность в переработки программы 1982 года по данному предмету. Изменения и дополнения к программе были сделаны доктором психологических наук, старшим научным сотрудником Института психологии РАО Т.А. Флоренской с учетом современных духовно-нравственных и социальных проблем семьи.

Программа полового воспитания старшеклассников под редакцией Т.А. Флоренской, является, на наш взгляд, наиболее удачной отечественной программой, ставящей своей основной целью формирование психологической готовности ко вступлению в брак и направленной на повышение ценности семьи, включая ценности материнства и отцовства.

В начале 90-х годов Российской ассоциацией планирования семьи (РАПС) была разработана программа полового воспитания, которая стала реализовываться на государственном уровне. Официально эта программа шла как проект Министерства общего и профессионального образования РФ и Министерства здравоохранения РФ «Половое воспитание российских школьников». Она была разработана в рамках президентской программы «Дети России» и подписана Б. Ельциным. Инициатива исходила от президента партии «Женщины России» Е.А. Лаховой.

Данная программа полового просвещения экспериментально была внедрена в 15 регионах страны и по ней работали 153 школы. В качестве официальных мотивов введения данной программы были заявлены: снижение подростковой беременности, венерических заболеваний, психических сбоев, снижение сексуальных извращений, профилактика СПИДа. Содержание курса рассчитано на 374 часа с 1 по 11 класс. Только на изучение физиологии полового акта отводится 26 часов. По данному курсу рекомендуется использование муляжей и ролевых игр. Предполагается снятие чувства «ложной стыдливости», выработки навыков «безопасного секса» и др. Обращаем ваше внимание на то, что впервые для России именно в данной программе родители называются «производителями», то есть вводится новая терминология, за которой стоит не просто новое слово, а новое отношение к родительству.

Следует помнить, что в основу отечественного варианта программы была взята аналогичная, прошедшая апробацию в других странах. В США с 1971 по 1975 гг. количество абортов возросло на 45%, а с 1996 г. – более чем на 100%. До этого уровень подростковой беременности снижался. В Швеции, где эта программа в школе является обязательной, самый высокий процент суицидов среди детей подросткового и юношеского возраста, растет количество случаев венерических заболеваний, наблюдается рост гомосексуализма, а также снижение рождаемости.

Не вызывает сомнения, что авторы и многочисленные зарубежные спонсоры (Фонд народонаселения ООН, Международная Федерация Планирования семьи и др.) данной программы были хорошо осведомлены о реальных последствиях её введения в рамках государственной программы полового воспитания в России.

В 1996 году внедрение данной программы в школы страны было приостановлено в связи с ростом возмущения со стороны родителей и общественных организаций.

Обращаем ваше внимание на то, что в последние годы половое воспитание в государственных школах нашей страны полностью заменено преподаванием предмета «Сексология». Иногда это называется «Основы здорового образа жизни», «Планирование семьи», «Уроки здоровья», «Гигиена», «Половое воспитание», «Лекции о СПИДе» и др. Зачастую по инициативе администратора школы дети посещают разного рода занятия, семинары, уроки в так называемых «Медико-педагогических школах», центрах «Планирования семьи» и пр.

С нашей точки зрения, следует особо отметить и тот факт, что наряду с отечественными разработками в России на уровне личной договоренности с руководителями образовательных учреждений стали активно внедряться всевозможные зарубежные программы, включающие в себя целые блоки по сексуальному просвещению, якобы прошедшие успешную апробацию за рубежом.

К ним относится, в частности, программа учебного курса «Жизнь на перепутье: жизненные навыки, воспитывающие характер», разработанная американскими психологами, педагогами и врачами и в настоящее время активно пропагандируемая в г. Кургане и других городах страны. Программа сексуального просвещения в рамках сохранения здоровья также включена в содержание данного учебного курса. Она преподносится очень заманчиво: как способ формирования ценности сохранения целомудрия до вступления в брак. (Подробную рецензию на данную программу можно получить в Центре защиты материнства «Колыбель» г. Екатеринбурга). В рамках данной статьи мы укажем только, что она в очередной раз низводится до уровня сексуального просвещения.

Возможны и другие варианты. Так, например, в г.Екатеринбурге в рамках муниципального Центра медико-психологической и социальной помощи населению «Холис» были разработаны образовательные программы, в пояснительных записках которых заявлялось, что они нацелены на проведение профилактической работы рискованных форм (наркозависимости, алкоголизма и др.) поведения на протяжении всего детства. Программы, разработанные авторским коллективом под руководством В.В.Лозового и Т.В.Лозовой, имеют общую идеологическую и методологическую основу и спонсированы Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ). Анализ данных методологических разработок позволяет нам сделать общий вывод о недопустимости их использования в образовательных и воспитательных учреждениях России вообще и г. Екатеринбурга, в частности, как имеющих подрывной, деструктивный характер, разрушающий традиционную для нашей культуры систему ценностей.

Учебные программы Центра «Холис» также имеют целые блоки по секспросвету, раскрывающими перед детьми школьного возраста все возможные подробности половых (гетеро- и гомосексуальных) отношений.

Учебные разработки составлены так, что с их помощью активно разрушаются традиционные ценности семьи, ведется растление молодежи. Ценность целомудрия, традиционная для нашей культуры, даже не рассматривается. Так, например, на занятии 4 (см. «Комплексную модульную обучающую программу в рамках проекта «Здоровое будущее детей»») «Непростые отношения» проигрывается ситуация вступления «в безопасную половую связь». Подростками обсуждается видео-спектакль с характерным названием «Кто следующий?», по сюжету которого девушка Синди на день рождение Гнома хочет «подарить себя», но затем передумывает. Гном растерян, обижен, разозлен. «На выручку приходит друг, который говорит, что вся проблема в неопытности и необходимости поучиться с опытной современной девушкой. Друг подбадривает Гнома, предлагает для храбрости немного выпить, даже учит, как пользоваться презервативом (демонстрация на пальцах)» (см. с.94).

Подобные варианты «сексуального раскрепощения» детей и подростков встречаются в анализируемых программах неоднократно и во всевозможных вариантах. Вместе с тем особо подчеркивается, что гражданский брак (т.е. блуд) — «это идеальный вариант, чтобы узнать друг друга» и что «многие женщины порой с удовольствием живут в гражданском браке…»(см. «Комплексную модульную обучающую программу в рамках проекта «Здоровое будущее детей»», с.174). Венчанный брак при этом рассматривается как один из возможных, но не выгодных с точки зрения законодательства (там же, с.172), вариантов оформления супружеских отношений.

Такие образовательные проекты в рамках проекта «Здоровое будущее России», спонсируемое ЮНИСЕФ, выглядят, по крайней мере, очень странно, учитывая то обстоятельство, что в самих Соединенных Штатах с 1996 г. прекращено бюджетное финансирование сексуального просвещения американских детей и подростков, а с 1997 г. на государственном уровне стала внедряться программа «Целомудрие в добрачных отношениях». Было провозглашено, что «брак – основа процветающего общества». На реализацию данного проекта в Америке в настоящее время из госбюджета ежегодно выделяется 150 млн. $.

Замена полового воспитания курсом «Сексология», на наш взгляд, совершенно неоправданна. Дело в том, что «пол» – понятие гораздо более ёмкое, чем «сексуальность», а семья выполняет не только репродуктивную функцию, но и коммуникативную, воспитательную, хозяйственно-экономическую и др.

Каковы медицинские последствия замены полового воспитания в России сексуальным просвещением детей? Заведующий кафедрой детской психиатрии и психотерапии Российской медицинской академии последипломного образования профессор Ю.С. Шевченко утверждает, что при таком положении дел «нас ждёт повышение частоты и ухудшение протекания нервно-психических заболеваний, а также новая волна криминализации общества: в первую очередь рост преступлений на сексуальной почве. Подобное просвещение для одних обернется тем, что навсегда отвратит их от нормальной любви, с детства превратит их в импотентов или гомосексуалистов; для других – послужит причиной выпадения романтической стадии становления полового самосознания».

О том, к чему приводит выпадение романтической стадии в развитии человека, пишет крупный российский сексопатолог Г.С. Васильченко: «При анемнестическом обследовании таких пациентов прежде всего выявляется, что они не способны дифференцировать половое влечение от эрекции, отождествляя эти понятия. Их представления об истинной человеческой влюбленности крайне бедно, и половой акт сводится к механическому отреагированию».

Эксперты Фонда социально-психологической помощи семье и ребенку И.Я. Медведевой и Т.Я. Шишовой отмечают, что «растабуирование сокрального, пусть даже в угоду безупречной логике, к которой апеллируют поклонники либерализма, – не может пройти безнаказанно. При широком обсуждении традиционно запретных тем в общественном сознании происходят очень серьезные сдвиги. Самое страшное начинается тогда, когда постепенно стирается, размывается представление о норме. Это, может быть, очень демократично, но и очень взрывоопасно. Все равно как курить на бензоколонке». Если подобного рода программы, игнорирующие культурные особенности нашего менталитета внедряются, то «идет разрушение фундаментальных иерархических отношений, как отношения взрослого и ребенка. Это ведет к разрушению традиционных культурных норм. Итог подобного рода просвещения – формирование у ребенка непоправимо искаженной картины мира».

М. Гайдук и В.В. Абраменкова утверждают, что внедрение подобного рода программ – это продуманная последовательная политика, направленная на изменение ценностных ориентаций в нашем обществе. Цель преподавания во всех этих случаях одна – манипулирование психикой ребенка, перевод его внимания с высших, духовных ценностей на низшие, плотские удовольствия, их культивирование, когда человек рассматривается лишь как биологическая единица. Фактически эти программы направлены не на помощь в становлении психологического пола, а на формирование внесупружеских и антиродительских установок.

Мы посчитали нужным упомянуть о программе «Жизнь на перепутье» в данной статье потому, что она представляет собой новый (американский) вариант решения проблемы сексуального просвещения в рамках заявленной авторами глобальной цели данного учебного курса – изменения нравственных ориентиров в 21 веке (?!). В учебных разработках муниципального Центра медико-психологической и социальной помощи населению «Холис» г. Екатеринбурга такая цель открыто не заявляется, но, тем не менее, исподволь реализуется. (Рецензию на программы «Ресурсы здоровья: Профилактика рискованных видов поведения у детей дошкольного возраста» и «Комплексную модульную обучающую программу в рамках проекта «Здоровое будущее детей»» МЦ «ХОЛИС» также можно получить в Центре защиты материнства «Колыбель» г. Екатеринбурга)).

Насколько оправдано «изменение нравственных ориентиров» для русской культуры? Научные исследования, доказывающие определяющую роль национально-государственного и этнического факторов в культуре, были проведены еще в 60-80-х годах ХХ столетия. В исследованиях Г. Хофштеде, проведенного в 70-ти странах мира, было установлено, что индивид получает из своей национальной культуры в форме фундаментальных ценностей серию подсознательных установок, которые действуют во всех сферах личностной жизнедеятельности. Ценностные ориентации связываются с господством в данном обществе того или иного религиозного мироощущения. Например, ценностные ориентации в США чаще всего связывают с протестантской этикой, в Японии – с буддийской этикой, в России – с православной и т.д.

Наша культура опирается на систему высших ценностей (Н.О. Лосский и др.), а не прагматический рационализм. Именно это заложено в нас на уровне бессознательного национального архетипа.

М.С. Каган утверждает, что культура определяется как система, обеспечивающая устойчивые в историческом времени стратегии духовного выживания социальной организации. С точки зрения Ю.Хабермас, культура выполняет выполняющая цементирующую роль в обществе. Таким образом, корректируя традиционную культуру, предлагая ей «новые нравственные ориентиры», неизбежно разваливаем общество.

Мы полностью разделяем точку зрения И.Я. Медведевой и Т.И. Шишовой, которые утверждают, что «традиционная нравственность – это гранитные берега. Это устои, а устои для того и существуют, чтобы придавать устойчивость, стабильность человеку и обществу. И традиционные модели поведения необходимо воспитывать с самого раннего детства». Из этого и стоит исходить в разработке программ по половому воспитанию.

43. Репродуктивные установки и репродуктивное поведение молодежи и молодых семей.

 

Характеристика репродуктивного здоровья молодежи. Факторы, влияющие на его состояние.

Период юношества - период между половым созреванием и принятием молодыми людьми обязанностей и ответственности взрослых, является одним из последних социально-культурных новшеств. Ранняя половая зрелость и более позднее вступление в брак способствовали тому, что юность стала считаться отдельным этапом жизни.

Взрослая жизнь - это не только возрастной период, но и участие в труде и выполнение семейных обязанностей. Однако без надлежащей подготовки к взрослой жизни, в том числе семейной, или же в том случае, если сформировавшиеся позиции или модели поведения молодежи не могут быть адаптированы к изменяющимся социальным условиям, период юности может стать временем утраченных возможностей и повышенного, с медицинской точки зрения, риска.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...