Понятие мировоззрения, его основные элементы
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Миф, религия, философия: их общие и отличительные черты. Основными социально-историческими типами мировоззрения, предшествующими философии, являются мифология и религия. Мифологическое мировоззрение основано на системе мифов, которые не имеют конкретных авторов – их творцами является народ. Мифологизм присущ первобытному обществу, когда человек еще окончательно не выделился из природы. В мифе не существует осознанной границы между природным и социальным, объективным и субъективным, возможным и действительным, желаемым и существующим. Система мифов помогала человеку вписаться в окружающий мир. В мифах были предприняты первые попытки объяснить происхождение мира и человека. Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей. Близким к мифологическому является религиозное мировоззрение. Подобно мифу религия наполнена эмоционально-чувственными переживаниями, порождает фантазии, веру в чудеса. Как и мифология, религия также обращается к фантазии и чувствам, формирует ценностное отношение к миру, нравственные нормы образа жизни и поведения. На самых ранних ступенях общественного развития религия и мифология составляли одно целое. Но по мере дифференциации общественного сознания они стали существенным образом отличаться друг от друга, образуя различные мировоззренческие формы. Специфической особенностью религии является наличие культа, т.е. системы обрядовых действий и процедур, обуславливающих отношение со сверхъестественным существом – Богом. Религия – форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на естественный, воспринимаемый органами чувств и сверхъестественный мир, не доступный обычному познанию. На определенном этапе развития человека религиозное мировоззрение сменяется философским мировоззрением. Слово "философия" греческого происхождения и буквально означает "любовь к мудрости", "любомудрие" (греч. phileo — люблю, sophia — мудрость). В древнегреческой культуре это понятие имело различные значения. Так, историки V в. до н.э. Герадот и Фукидит обозначали им стремление к знанию, образованию, умственным занятиям. Согласно традиции впервые это слово произнес мыслитель и математик Пифагор (ок. 580-500 гг. до н.э.). В отличие от мифологического и религиозного миросозерцания, философия представляет собой тип миропонимания, основанный на позиции разума, интеллекта, логического вывода. Это рационально-теоретическая форма мировоззрения. Для нее характерно свободное, критическое осмысление действительности, основанное на принципах разума. Философия основывается на разуме, а не на вере и чувствах, она не дает готовые ответы, а требует непредвзятого размышления, критического анализа, строгого научного обоснования. В отличии от мифологии, философия занимается рациональным описанием действительности, стремится понять мир из его собственных, внутренних начал и основ. Время рождения философии - период рабовладельческого строя, появления классового общества. В этот период произошло разделения труда на умственный и физический. Первые философские учения появились более 2,5 тысячелетий назад. Возникновение философии происходило на историческом фоне перехода от железа к бронзе, развития товарно-денежных отношений, распада родоплеменного строя и образования первых государств, отделения умственного труда от физического и появления людей профессионально занимающихся интеллектуальной деятельностью.
Понятие мировоззрения, его основные элементы Термин "мировоззрение" прочно вошел в научный обиход, в повседневную речь. Впервые это понятие встречается в немецкой философии и культуре XVIII в. (Кант, Фихте, Гете). Мировоззрение возникает с появлением человека, с необходимостью осознания им самого себя, своего места в мире. Мировоззрение- это совокупность преобладающих в тот или иной период истории предельно общих взглядов на мир и человека. Именно мировоззрение определяет поведение, поступки, взгляды, моральные нормы человека. В мировоззрении можно выделить следующие моменты. Мировоззрение многомерно, то есть формируется под влиянием различных сфер человеческой деятельности. В нем присутствуют не только знания, но и чувства, оценки, настроения, воля, нормы, идеалы. В мировоззрение переплетены психологический, эмоциональный, познавательный факторы. Мировоззрение носит целостный характер. Взаимосвязь отдельных его элементов определяет целостность, духовный стержень личности. Не существует мировоззрения вообще. Оно всегда отражает своеобразие культурно-исторического бытия человека, его социальное положение, общественно-индивидуальный образ жизни, стиль мышления, сознания и т.п. Жизнь людей в обществе носит исторический характер. С течением времени происходят изменения практически во всех сферах жизни. Мировоззрение также подвержено историческим изменениям. Оно чутко улавливает и отражает различные процессы, происходящие в обществе. В каждую историческую эпоху можно выделить какое-либо доминирующее мировоззрение. Мировоззрение – это целостная совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения, действий людей.
3. Сущность философского мировоззрения. Предмет философии. Философия - это самая древняя область знаний. Она возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры. Философия - уникальное и своеобразное явление человеческой культуры. Она реализует потребность человека в объективном знании, глубоком понимании мира и самого себя. Мы живем в эпоху, когда обострились проблемы, от решения которых зависит само существование человека и человечества. Поиск ответов на вопросы, касающихся взаимоотношения человека и природы, человека и общества, техносферы, биосферы и социосферы требует умения мыслить, иметь достаточно широкий взгляд на вещи в качестве условия осознанной, разумной ориентации в окружающей действительности. Способность к разумному мышлению не является врожденной, ее необходимо формировать и развивать, и один из лучших путей к этому - усвоение достижений философской культуры. Философия вовсе не является витающей в облаках чистой мыслью. Ее практическое назначение связано с осмыслением коренных вопросов жизни. В центре всякой философии стоят вопросы о человеке и его месте в мире, в обществе, о смысле его жизни. Смысл философии - помочь человеку ориентироваться в бесконечных сложностях жизни, ставить и решать проблемы, постоянно возникающие на его жизненном пути. Можно с полным правом сказать, что изучение философии - это школа, которая воспитывает культуру разумного мышления, умение мыслить, доказывать и опровергать. Каждый человек вольно или невольно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии: как устроен мир, существует ли мир вечно, или его кто сотворил, о смысле жизни, о человеческом предназначении. Смертен человек или бессмертен, может ли человек узнать о своем будущем, каковы познавательные способности человека, как отличить истину от заблуждения? Каждого человека волнуют и морально-нравственные проблемы, природа добра и зла. Что такое совесть, честь, справедливость? Все эти вопросы носят мировоззренческий характер. Термин "мировоззрение" прочно вошел в научный обиход, в повседневную речь. Впервые это понятие встречается в немецкой философии и культуре XVIII в. (Кант, Фихте, Гете). Мировоззрение возникает с появлением человека, с необходимостью осознания им самого себя, своего места в мире. Мировоззрение- это совокупность преобладающих в тот или иной период истории предельно общих взглядов на мир и человека. Именно мировоззрение определяет поведение, поступки, взгляды, моральные нормы человека. Мировоззрение – это целостная совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.
4. Основные функции философии. Роль философии в современном мире. Философия и наука Философия – это предельно обобщенное, теоретическое видение мира. Она отличается и от религиозного и от научного способа постижения действительности. От религиозного она отличается своей рациональностью, научностью построения и опорой на науку. От научного она отличается тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру. Философское мировоззрение – это теоретический взгляд на мир с позиций активного существа, осознающего как самого себя, так и то, с чем ему приходится взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных идей о человеке, мире и об отношении человека к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе, а также мотивировать свои поступки. Их специфика – в том, что они позволяют предельно широко, в рамках определенной цивилизации, воспринимать происходящие события и при этом руководствоваться в своих действиях краеугольными для данной цивилизации ценностями. Философия разрабатывается отдельными людьми, но не является их произволом и капризом. «Что касается отдельных людей, то уж, конечно, – отмечает Гегель, – каждый из них сын своего времени; и философия есть также время, постигнутое в мысли». Аристотель называл философию «главной и главенствующей наукой, которой все другие науки, словно рабыни, не смеют прекословить». Для Сенеки философия основное средство развития гражданских качеств личности, нравственно-духовной доблести и интеллектуальной силы. При всем преувеличении значимости философии в жизни общества и Аристотель, и Сенека правильно отмечали лидирующее положение философской мысли в духовной культуре, а замечания Сенеки о нравственной пользе философии сохраняют свое значение и по сей день. Не будучи оракулом, философия, постигая историческую эпоху, опережающе отражает направления и пути развития человечества, предупреждает о скрытых опасностях, Так было на всех крутых поворотах истории, во все переломные исторические эпохи. К этому сводится задача и современной философии. Исследуя мир в целом и положение человека в нем, философия выполняет мировоззренческую функцию, Общество требует от философии ответа на вопросы: Каким должен быть мир, чтобы он соответствовал человеку? Каким должен быть сам человек, чтобы соответствовать миру? Достоин ли мир того, чтобы в нем жить? Достоин ли сам человек того, чтобы выступать от имени жизни, понимает ли он ее ценность? Отвечая на эти вопросы, философия выступает как теоретическая основа мировоззрения, Она предлагает систему категорий, выражающих фундаментальные принципы бытия, в том числе и специфику существования человека. К таким мировоззренческим принципам относятся утверждения: Мир «не создан никем из богов, никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем»; «Мир не бессмыслен и абсурден, но находится в бессмысленном состоянии»; и т.д. Мировоззренческие принципы различаются как идеалистические и материалистические в зависимости оттого, что в них ставится на первое место: сознание или материя. Их же можно классифицировать как диалектические и антидиалектические в зависимости от того, признается в них развитие или отрицается. Мировоззренческие принципы тесно связаны с практической жизнью, с жизненными установками познающего человека. Так мировоззренческий принцип: «Бога нет, все дозволено» оправдывает бесчеловечность и аморализм, беззаконие и преступность. Утверждение «Ничто в мире не совершается помимо воли богов» порождает безволие, примиренческое отношение к происходящему. Леворадикальный лозунг: «Кто был никем, тот станет всем» опасен произволом в социально-культурном отношении. Овладение достижениями мировой культуры – длительный процесс, и чудес здесь не бывает. Несомненной заслугой современной философской мысли является выдвижение ее представителями новых ценностей. К ним относятся общегуманистические, экологические ценности и ценности качества жизни. Ценность качества жизни противопоставляется уровню жизни, массовому производству и потреблению. Для человека, его здоровья и счастья не так важен уровень жизни, как ее качество. Оно определяется не столько ее комфортом, сколько добрыми и гуманными отношениями в обществе, социальным равенством и близостью к природе.
Основной вопрос философии Существуют различные философские школы, направления, учения, которые по-своему ставят и решают традиционные мировоззренческие проблемы. Смысловым центром этого круга проблем, выражающим специфику того или иного конкретного учения, его способ понимания целей и задач философии выступает т.н. основной вопрос философии. С точки зрения марксизма основным вопросом всякой философии является вопрос об отношении мышления и бытия, сознания и материи. Такая формулировка основного вопроса философии дает возможность систематического и целостного обзора истории философии, определение сходных и отличительных черт философских систем, идей. Вместе с тем не следует абсолютизировать объяснительные возможности основного вопроса философии или придавать ему идеологическую форму. Основной вопрос имеет две стороны. Первая - что первично, материя или сознание; Различные решения первой стороны основного вопроса определяют деление философов на материалистов, и идеалистов. Позиция, согласно которой первичной считается материя, природа, бытие, объективная реальность, называется материализм, а позиция, утверждающая первичность сознания, духовного – идеализм. Идеализм разделяется на объективный (Платон и Гегель) и субъективный (Беркли, Юм). Так же и в материализме выделяются два направления, связанные с различием двух противоположных методов познания: диалектический и метафизический. Первый, основанный на диалектике, рассматривает явления во всеобщей связи и развитии. Второй — метафизический метод познания – вырывает рассматриваемые предметы и явления из всеобщей связи и рассматривает их изменения с позиций плоского эволюционизм, как накопление или уменьшение каких-либо признаков, качеств или свойств. Возникновение и существование диалектики и метафизики отражает объективный процесс развития человеческого мышления. Вторая сторона основного вопроса философии - как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир. В зависимости от ответа на этот вопрос философы разделились на тех кто признает принципиальную познаваемость мира и тех, кто отрицает это. Последних называю агностиками (Кант).
6. Основные принципы философской мысли Древней Индии, ее основные направления и школы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|