Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Утопический социализм Т. Мора и Т. Кампанелла




Утопический социализм (от греч. U не, нет и topos - место, букв. место, которого нет) - представления об обществе, основанном на соци­альном равенстве, в котором нет эксплуатации и люди получают возмож­ность всестороннего развития. Утопичность подобной идеологии заключа­ется в том, что ее невозможно в данной форме воплотить в действитель­ность.Утопический социализм можно интерпретировать как идеологию, в которой содержатся определенные ценности, на которые ориентированы ее носители, и технологии, к воплощению которых стремятся политики - но­сители данных ценностей. К ценностям утопического социализма относятся идеалы равенства, преодоления социального и политического отчуждения членов общества, уничтожение эксплуатации человека человеком, создание возможности для всестороннего развития, гармоничной социализации неза­висимо от пола и семейного положения, национальной и этнической при­надлежности и т. п. Данные идеалы носят общечеловеческий характер, к подобным отношениям, как надеются люди, движется общественное разви­тие, поэтому эти идеалы привлекательны для всех нормальных людей и есть большая доля вероятности, что рано или поздно они превратятся в формы реальной жизни. В такой идеологии социализма особого утопизма нет. В то же время подобные идеалы высказывались не только в социалис­тической идеологии, но и, например, в христианской евангелистке, и во многих других идеологиях.Первым крупным литературным выступлением с позиций социализма явился знаменитый памфлет английского писателя-гуманиста и государственного деятеля Томаса Мора (1478—1535) под названием “Золотая книга, столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем устройстве государства и новом острове Утопия”, опубликованный в 1516 г.
Корнем всех общественных неустройств, по мнению Т. Мора, являются частная собственность и деньги: “Повсюду, где есть частная собственность, где все измеряют деньгами, там едва ли когда-нибудь будет возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо”.И он нарисовал картину идеального общественного устройства, якобы существующего на острове Утопия: устранена частная собственность, земля принадлежит обществу, вместо торговли — обмен продуктами и между городом и деревней. Работают утопийцы по 6 часов в сути и, остальное время посвящают умственному труду, науке, искусству, литературе. Все жители получают одинаковое образование. Деньги устранены, из золота и серебра делают ночные горшки и посуду для грязных нужд. По государственному устройству Утопия приближается к республике. Сифогранты — выборные должностные лица — следят за тем, чтобы все занимались полезными делами. В Утопии нет богатых и бедных. Другая система раннего утопического социализма была разработана итальянским монахом-философом Томазо Кампанеллой (1568— 1639). Наиболее значительная его работа — утопия “Город Солнца”, где он также излагает идеал общественного порядка: отсутствие частной собственности на орудия труда, обязательность 4-часового физического труда для всех, нет нищеты, эксплуатации, невежества — осуществлено творческое содружество всех тружеников общества. Все добытые продукты распределяются по потребностям. Государственная власть имеет выборный характер. Во главе общества стоит выбираемый пожизненно самый крупный ученый, имеющий трех помощников в лице триумвиров, также выбираемых из выдающихся ученых и носящих символические названия: “Сила”, “Мудрость” и “Любовь”.Идеи Т. Мора и Т. Кампанеллы носили утопический характер грубо-уравнительного коммунизма, однако отражали поиски идеального справедливого общественного устройства, стремление трудящегося народа к уничтожению частной собственности и созданию новых общественных отношений.Обращает на себя внимание, что и выходец из зажиточной дворянской семьи, активный государственный деятель (достигший высшего в Англии поста лорда-канцлера) Т. Мор и монах Т. Кампанелла, проведший 27 лет в тюрьме, т. е. совершенно разные люди выступали против частной собственности, видя в ней причины неравенства и “неустройств”.

 

Эмпиризм Нового времени

Философское направление - эмпиризм (от греч. empiria опыт) утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений.
Родоначальником эмпиризма был англ. философ Бэкон (1561-1626), кот был убежден, что философия способна стать наукой и должна ею стать. Науку, знание он рассматривает как высшую ценность, обладающую практической значимостью. «Знание - сила». «Мы столько можем, сколько знаем».
Бэкон разработал классификацию наук. На памяти основывается история, на воображении – поэзия, литература и искусство вообще. Разум же лежит в основе теоретических наук или философии.
Гл. затруднение в познании природы – в уме человека. Для Бэкона правильный метод – наилучшее руководство на пути к открытиям и изобретениям, кратчайший путь к истине. Существует 4 препятствия для объективного познания мира, идолы (заблуждения разума, искажающее познание):
1. «призраки рода». Является следствием несовершенства органов чувств, которые обманывают, но сами же указывают на свои ошибки.
2. «призраки пещеры». Происходит не от природы, а от воспитания и бесед с другими.
3. «призраки рынка». От особенностей соц жизни человека, от ложной мудрости. Наиболее тяжкие из всех.
4. «призраки театра». Связаны со слепой верой в авторитеты, ложные теории, философские учения.
Очистив разум от призраков, нужно выбрать метод познания. Бэкон образно характеризует методы познания как пути паука, муравья и пчелы. Паук выводит истины из разума, а это ведет к пренебрежению фактами. Путь муравья – узкий эмпиризм, умение собирать факты, но не умение их обобщать. Путь пчелы – состоит в умственной переработке опытных данных. Путь истинного познания – индукция, т.е. движение познания от единичного к общему. Особенность индуктивного метода – анализ. Эмпирическая философия Бэкона оказала сильное влияние на становление экспериментального естествознания.
Дж. Беркли (1685-1753). Исходный пункт субъективно-идеалистической концепции становится критика учения Локка о первичных и вторичных качествах. Он считает ошибочным взгляд, согласно которому первичные качества объективны, а вторичные субъективны. По Беркли, все качества вторичны. Между первичными и вторичными качествами нет различия, и те и другие является ощущениями. Ощущений же вне разума нет. Поэтому вне сознания ничего нет.
Существование вещей означает, что они «должны быть воспринимаемыми». Отсюда центральный принцип его философии: «существовать значит быть воспринимаемым». Данное утверждение приводит Беркли к солипсизму – учение, признающее существование только данного субъекта. Беркли с позиции субъективной гносеологии переходит на позиции, на позиции объективного идеализма.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...