Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина РФ
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» Рассмотрено Утверждено На педагогическом совете директор МБОУ ДОД ДДТ МБОУ ДОД ДДТ ___________ Л.И. Лопатина Протокол №1 «___» ___________ 2015 г. От 30.08.2015 г.
Дополнительная образовательная программа кружка раннего художественно-эстетического развития «Родничок» Возраст: 5-6 лет Срок реализации: 2 года
Составитель: Педагог дополнительного образования Савина Л.П.
пгт Приаргунск 2015 г
Пояснительная записка Формирование творческой личности начинается уже в дошкольном возрасте, поэтому воспитание творческих способностей – одна из задач дошкольной педагогики. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Через игру дети с раннего возраста включаются в процесс обучения навыком изобразительного и прикладного творчества, тем самым закладывается основа для их дальнейшего пребывания в объединении. В основе занятий – игровой сюжет, который каждый год может, меняться в зависимости от желания педагога. Игровые занятия заложены в основе каждого занятия. Последнее занятие проводится как подвижная игра путешествие, выставка детских работ, изготовленных в течение года. Творчество, его формирование и развитие, одна из интересных и талантливых проблем, привлекающее внимание исследователей разных специальностей. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. Ранее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Известный педагог В.Н. Шацкая, определяла творчество дошкольников, как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования творческой личности. Устойчивое сохранение у детей интереса к изобразительной деятельности, обуславливает более быстрое и глубокое усвоение знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, содействует расширению общего умственного кругозора.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивать у детей нестандартность мышления, свободу, раскрепощение, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах новизну и элементы сказочности. Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале декоративно-прикладного искусства – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его в художественных творческих способностей. Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником, но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребенок, и этот потенциал надо раскрыть. Важную роль народного декоративно-прикладного искусства воспитания детей изучили искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П. Усова, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова и другие). Они убедительно показывают, что ознакомления с произведениями декоративно-прикладного искусства пробуждают в детях первые яркие представления о родине, о ее культуре, способствуют воспитанию патриотических чувств, приобщают к миру прекрасного и поэтому их нужно включать в педагогический процесс. Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность.
Возрастные особенности дошкольного возраста.
Возрастная группа (5-6 лет) В возрасте около 5 лет в развитии ребенка происходит большой скачок. К пяти годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какого-либо признака или количества, от ситуаций, в которых количество (или признак) остались неизменными. Например, при переливании воды из широкого низкого сосуда в узкий и высокий количество ее не изменяется, хотя внешне может показаться, что в высоком сосуде воды больше. Аналогично, если ряд камешков сгрести в компактную кучку, камешки станут занимать меньше места, и может показаться, что их стало меньше по количеству. Ребенок после 5,5 года должен понимать, что количество камней при изменении их расположения осталось неизменным. Содействует общему психическому развитию активация воображения. В этом возрасте воображение является основой для решения простейших арифметических задач, а также устного счета в пределах десятка. Благодаря нему формируется геометрическая интуиция, появляется возможность решения простейших геометрических задач. Воображение – это важнейшая высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Сенситивный период развития воображения – это именно дошкольный возраст. Вместе с тем долгое время обучение детей строилось на основе действия ребенка по образцу, воспроизведения модели, предлагаемой взрослым. При этом подходе творческая сила воображения уже к 8 годам гаснет, и развитие творческого потенциала ребенка бывает очень затруднено. Поэтому взрослые должны научиться ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы, формировать замыслы и реализовать индивидуальное воображение во всех видах деятельности. Математика требует переводить абстрактные понятия в зрительные образы, визуализировать их. Развитию этой способности содействует, в частности, знакомство с беспредметным, абстрактным искусством, объектом внимания которого становятся линия, форма, цвет сами по себе. Занятия музыкой, в том числе и слушание музыкальных произведений, активизирует абстрактное мышление и воображение. С нашей точки зрения, предпочтение должно быть отдано выразительной и интеллектуальной музыке ΧΧ столетия перед более привычной для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, музыкой, в которой доминирует изобразительное начало.
Особенность детей данного возраста – интерес и тяга к красивому, эстетически ценному. И с этим нельзя не считаться педагогу, выбирая методические приемы работы с дошкольниками. Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиции на занятии во многом определяет степень заинтересованности ребят самим предметом. Необходимо привить вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений. Научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде решения проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех. В методике работы с детьми данного возраста целесообразно сохранять упор на продуктивную деятельность и организацию интересного, проблемного или развивающего опыта в противовес умозрительным рассуждениям. В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей 5-6 лет: - ребенок может произвольно управлять своим поведением, а также процессам внимания и запоминания, эмоциональными реакциями; - в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса; - ведущее значение приобретает развитие воображения. Общая моторика: Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге, бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Зрительно-двигательная координация: Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры.
Речевое развитие: Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т.д.) К 6 годам знает и умеет писать печатные буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова). Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук, слог, слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы. Математические представления: Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из неравенства делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими знаками. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на листе бумаги. Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание. Психическое развитие: Особенности памяти: Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10. Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5 слов. Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии. Возрастные особенности развития детей 6-7 лет готовность к школе. Математические представления: Определяет время по часам. Называет цвета радуги. Называет дни недели, части суток, времена года, месяцы. Умеет писать числа от 0 до 10, решает примеры Память: Попросите ребенка запомнить ряд цифр на слух (например, 5 8 3 9 1 2 2 0). Нормой для детей 6-7 лет считается повторение 5-6 цифр. Запоминание 10 слов (например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын). Ребенок прослушивает этот ряд слов и повторяет те, которые он запомнил. После одного предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не менее 5 слов из 10, после 3-4 прочтений называет 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов. Мышление: Умеет классифицировать предметы, называть сходства и различия между предметами и явлениями. Речевое развитие: Самостоятельно читает текст и передает его содержание. Умеет записывать простые слова. Представления об окружающем мире: Хорошо, если ребенок имеет представления о природе – о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний – о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с профессиями людей, видами спорта.
Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако не менее важно, чтобы у него были развиты такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, мелкая моторика. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты: личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности. интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец), произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация. социально-психологическая готовность этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы.
Общие положения
Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина РФ В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на ее территории всеми правами и свободами, несет равные обязанности. Конституция Российской Федерации гласит: «Мы, многофункциональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственной единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. В России указанный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни. Несмотря на установленные российским законодательством общественные ценности и приоритеты, у российских граждан в то время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность. В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни. В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации было подчеркнуто, что «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений». Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, - утверждал Л.С. Выготский, - есть основной момент при переходе от возраста к возрасту»1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования (далее – Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации. Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Концепция определяет: характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции. Концепция формирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определенную систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач. Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними: Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку свое сознание, жизнь, саму систему общественных отношений. Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Духовно-нравстченное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Данная программа составлена в соответствии с нормативно правовыми документами, регламентирующими деятельность дополнительного образования детей: - Законом РФ «Об образовании»; - Межведомственной программой развития системы дополнительного образования детей; - Концепцией художественного образования; На основании типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, государственных требований и методических рекомендаций, предъявляемых к образовательным программам системы ДОД (М.:МО РФ, 1993.) - Уставом МБОУ ДОД ДДТ. Содержание программы направлено на сохранение исторического и культурного наследия, сбережение памятников истории и культуры региона. В программу входит следующее: рисование и лепка, аппликация, музыка, психолого-педагогическое сопровождение.
Цель программы: создать условия для развития творческих способностей личности ребенка, через обучение основам художественно-эстетического творчества в условиях дополнительного образования.
Задачи: Развивающая: - развить у детей индивидуальные способности, фантазию, наблюдательность и творчество в раннем возрасте. - развить образное и пространственное мышление, моторику рук, глазомер. - Развивать художественных, вокальных способностей, пробудить интерес к познанию. Обучающая: - обучить детей с правилами и нормами общения в коллективе; - научить работать с различными инструментами и материалами, помочь овладеть основами культуры труда. Воспитывающая: - воспитать доброту, любовь, уважение, патриотизм к общественному достижению и родной природе; - воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность. Программа модифицированная. Срок реализации два года. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа, 30 минут одно занятие, с перерывом между занятиями 10 минут. Возраст детей 5-6 лет. Система обучения строится на основных принципах дидактики. Принципы воспитывающего обучения; Принципы научности; Принципы наглядности; Принципы сознательности и активности учащихся; Принципы систематичности и последовательности; Принципы доступности и посильности; Принципы преемственности. Каждый принцип тесно связан с другими, и эффективность его зависит от всей системы обучения. Педагогические технологии Технология проблемного обучения; Технология развивающего обучения; Технология саморазвития; Технология творческой деятельности; Технология игрового обучения; Технология личностно-ориентированного обучения. Методы, применяемые в ходе реализации программы. - Объяснительно-иллюстративный (предлагается образец, который дети рассматривают, анализируют и работают над его изготовлением). - Исследовательско - поисковый (обучение поискам самостоятельного решения творческих замыслов, выбор соответствующих техник материала). - Игровой метод (набор игровых методик, развивающих социальную, коммуникативную, творческую деятельность детей). Формы обучения Одним из методов, способствующих достижений поставленных в ходе занятий декоративно-прикладным творчеством задач, является индивидуально-комплексный подход к учащимся, который заключается: - в создании разновозрастных групп (возраст 5-6 лет), когда дети младшего и среднего возраста, занимаясь одновременно, осваивают программу, выполняя задания разной степени сложности изделий (в зависимости от возраста и способностей); - в возможности освоения каждым участником детского коллектива нескольких видов декоративно-прикладного творчества, что значительно расширяет у детей диапазон их теоретических познаний и практических навыков. Техника безопасности на занятиях. Здоровье сберегающая технология. Занятия проводится в типовом хорошо освещаемом учебном кабинете. Одно из важнейших требований – соблюдение правил охраны труда людей, норм санитарной гигиены помещений и на рабочих местах, правила пожарной безопасности. Педагог постоянно знакомит обучающихся с правилами по технике безопасности, при работе с колющими и режущими инструментами, красками, клеем и другими материалами для работы. Регулярно в ходе занятий проводятся физкультминутки, с упражнениями по профилактике переутомления, зрительной системы обучающихся, мышечной системы, а так же упражнения на релаксацию. Сохранение здоровья это в первую очередь педагогическая проблема организации творческой деятельности педагога дополнительного образования. Содержание деятельности ребенка на занятии должно соответствовать доминирующей возрастной мотивации. Для этого необходимо использовать все возможности удовлетворения потребности в движении. Предпочтение отдается произвольным, плавным движениям в умеренном темпе, удовлетворить потребность в игровой деятельности; удовлетворить потребность, познавать, исследовать; удовлетворить потребность в общении; удовлетворить потребность мечтать, фантазировать; удовлетворить потребность творить, создавать; преобразовывать желание разрушать, подавлять и властвовать в умении лидировать и самореализоваться. Прогнозируемые результаты. К концу года обучения должны знать: - правила безопасности труда и личной гигиены; - правила пользования инструментами: ножницами, карандашом, линейкой, стекой; - различать материалы и инструменты, знать их название. Инструменты: ножницы, карандаш, линейка, кисточка, стека и т.д. Материалы: листья, семена растений, бумага, картон, пластилин, фольга, опилки и т.д. Должны уметь: - пользоваться инструментами; - выполнять разметку по шаблону; - выполнять операции по обработке бумаги (складывать, вырезать, склеивать); - составлять несложные сюжеты.
Учебный план декоративно-прикладного творчества
Учебно-тематический план. Аппликация. Первый год обучения.
Учебно-тематический план. Пластилинография. Второй год обучения.
Содержание тем программы: 1. Вводная беседа. Игровое занятие по рисованию. 2. Аппликация (лат. Fpplicatio – прикладывание) – один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для занятий с детьми дошкольного возраста, так как их деятельность, в этот период носит предметный характер, то есть, основана на активном взаимодействии с различными предметами. Традиционной технике обучения детей аппликации, а именно: 1. Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе. 2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет. 3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение, а также техникой прикрепления их к основе. 4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги и другими материалами доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. Значение совместной деятельности педагога с детьми аппликацией, в том числе и с использованием нетрадиционных техник, для образования дошкольников исторически и научно доказано. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию мног
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|