Может проявить все выше перечисленные черты эмоциональной неадекватности. Кроме того, ребёнок с органическим поражением мозга периодически неадекватно ситуации громко смеётся, плачет, поёт, заканчивая это делать так же неожиданно, как и начал. Его сильно впечатляют мелочи, незначимые детали.
1. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. – М., 1993.
2. Колодич Е.Н. Дифференциальный и функциональный диагноз в психологической практике // Материалы международного научно-практического семинара - Мн.: 1999.
3. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб., 2001.
4. Лэндрет Г., Хоумер Л. Игровая терапия как способ решения проблем ребёнка. - Москва-Воронеж, 2001.
5. Оклендер В. Окна в мир ребёнка. – М., 1997.
1 Средний дошкольный – младший школьный возраст. Мы придерживаемся мнения Д. Леви о том, что предпочтительный возраст детей для игровой терапии – до 10 лет, так как более поздние проблемы связаны со структурой личности.
Особенности установления контакта
| | Отношение к психологу
| |
Непринуждённо, естественно, легко
| | Смущение, застенчивость
| |
Смело
| | Равнодушие
| |
Робко, смущённо
| | Открытость, приветливость
| |
Равнодушно, пассивно
| | Инициативность в отношениях
| |
С интересом к психологу
| | Поиск эмоциональной поддержки
| |
С интересом к окружающей обстановке
| | Выжидательная позиция, пассивность
| |
Пристально наблюдая за реакцией психолога
| | Настороженность
| |
Избегание, уклонение от контакта
| | Агрессивность
| |
Отказ от контакта
| | Заискивание
| |
| | | |
Мимика, пантомимика
| | Настроение, общий эмоциональный фон
| |
Движения вялые, замедленные
| | Спокойный, уравновешенный
| |
Движения спокойные, плавные
| | Весёлый
| |
Движения резкие, несоразмерные усилию
| | Грустный
| |
Движения контролируемые, нет лишних
| | Серьёзный
| |
Движения целенаправленные, точные
| | Беззаботный
| |
Частые моменты неподвижности
| | Бодрый, жизнерадостный
| |
Позы удобные, непринуждённые
| | Подавленный
| |
Позы неудобные, частая их смена
| | Агрессивный
| |
Мышечная напряжённость
| | Робкий, застенчивый
| |
Двигательное беспокойство***
| | Капризный, ранимый
| |
Двигательная заторможенность***
| | Вспыльчивый
| |
Сжатые челюсти
| | Раздражительный
| |
Желваки на щёках
| | Тревожный, настороженный
| |
Закусывает губы
| | Беспокойный, суетливый
| |
Неуклюжая, «прыгающая» походка
| | Приветливый
| |
Гримасничает, паясничает***
| | Доброжелательный
| |
Избегает визуального контакта
| | Изменчивый без видимых причин
| |
Блуждающий взгляд
| | Изменчивый под влиянием внешних обстоятельств
| |
| | | |
Взаимодействие в ходе игры
| | Характеристики игры
| |
Понимает правила игры
| | Логичность, последовательность
| |
Не понимает правила игры
| | Отсутствие сюжета, однотипные манипуляции с игровым материалом
| |
Принимает правила игры
| | Обрывочность, нагромождение сюжетов
| |
Не принимает правила игры
| | Вариативность игровых действий
| |
Стремится к взаимодействию со взрослым
| | Символизм ролевых действий
| |
Стремится к взаимодействию с детьми
| | Творческий характер
| |
Отсутствие интереса к детям
| | Монотонность
| |
Отсутствие интереса к игре (-ам)
| | Динамичность
| |
Отсутствие интереса ко взрослым
| | Цикличность
| |
Способен играть в одиночку
| | Эмоциональная насыщенность***
| |
Предпочитает игры или занятия в одиночку
| | Один и тот же герой*
| |
Инициативен в выборе сюжета
| | Один и тот же сюжет*
| |
Инициативен в организации пространства
| | Воплощение фантазии***
| |
Инициативен в сочинении игровых действий
| | Проигрывание реальных событий***
| |
Инициативен в исполнении роли (-ей)
| | Завершённость
| |
Пассивный
| | Продолжительность***
| |
Безразличный ко всему, апатичный
| | | |
Любознательный
| | Сюжет игры
| |
Внушаемый
| | Физическая жестокость, насилие
| |
Самостоятельный
| | Эмоциональная жестокость, насилие
| |
Терпеливый
| | Сексуальное насилие
| |
Эгоистичный
| | Унижение
| |
Амбициозный***
| | Смерть
| |
Инфантильный
| | Одиночество
| |
Спонтанный, непосредственный
| | Идентичность
| |
Нерешительный***
| | Война, сражение
| |
Гиперактивный
| | Страх разлуки
| |
Повышенная отвлекаемость
| | Страх темноты
| |
Психомоторное возбуждение
| | Страх наказания
| |
Психомоторная заторможенность
| | Страх боли
| |
Аффективные проявления***
| | Проблемы детско-родительских отношений
| |
Переменчивость желаний
| | Проблемы отношений между детьми в семье
| |
Эмоциональная лабильность
| | Проблемы привязанности
| |
Эмоциональная сдержанность
| | Отверженность, игнорирование
| |
Выраженность эмоционального отношения к кому-то или чему-то***
| | Стереотипные фрагменты взаимодействия: «продавец-покупатель», «воспитательница-ребёнок», «кондуктор-пассажир» и т.п.
| |
Перепады активности***
| | Нападение и защита (от бандитов, монстров, пришельцев и т.п.)
| |
Агрессивность по отношению ко взрослым
| | Приготовление еды, кормление, чаепитие, купание, «Семья куклы Барби», «дочки-матери» и т.п.
| |
Агрессивность по отношению к детям
| | Поход на День рождения, в гости, поездка к родственникам и т.п.
| |
Кусается, царапается
| | Больница: осмотр врача, назначение лечения, анализы, процедуры**
| |
Задирается, особенно по отношению к слабым
| | Спасение от Бабы Яги, милиции, пьяницы и т.п.
| |
Применяет физическую силу
| | Телевизионный сюжет
| |
Создаёт конфликтные ситуации в игре
| | Сюжет компьютерной игры
| |
Критикует, делает замечания
| | «Хозяин-домашний любимец» (кормление, воспитание, уход, лечение домашнего животного)
| |
Острит***
| | Профессиональные сюжеты (кафе, парикмахерская, магазин, самолёт и т.д.)
| |
Хулиганит
| | Доминирующий сюжет***
| |
Вульгарность в поведении, речи, рисунках и пр.
| | Наиболее значимый эпизод***
| |
Проявляет негативизм***
| | | |
Деструктивное поведение
| | Физическое здоровье, внешний вид
| |
Антисоциальное поведение
| | Опрятный, аккуратный
| |
Гиперконтроль своего поведения
| | Неухожен, неряшлив
| |
Недостаток контроля поведения
| | Бледность кожных покровов
| |
Поведение адекватно ситуации
| | Очень холодные руки
| |
Страх по отношению к чему-то
| | Покраснение кожи лица
| |
Страх по отношению к кому-то
| | Резкое покраснение кожи лица и тела***
| |
Тревожность по отношению ко взрослым
| | Вялость, слабость
| |
Тревожность по отношению к детям
| | Сонливость, зевота
| |
Социальная фобия
| | Слезящиеся глаза
| |
Недоверяет новым людям, вещам, ситуациям
| | Болезненные, покрасневшие веки
| |
Наблюдает за реакциями взрослого
| | Косоглазие
| |
Играет для личной выгоды, хитрит, обманывает
| | Дышит ртом
| |
Социально одобряемое поведение
| | Разговаривает «в нос»
| |
Активно ищет контакты
| | Насморк
| |
Активно избегает контактов
| | Запах изо рта
| |
Дружелюбность по отношению ко взрослым
| | Частое, поверхностное дыхание
| |
Дружелюбность по отношению к детям
| | Ускоренное сексуальное развитие
| |
Проявляет сочувствие, заботу
| | Излишняя худоба или полнота
| |
Позитивно относится к себе
| | Слишком низкого или высокого для своего возраста роста
| |
Позитивно относится к другим
| | С какой-либо др. заметной окружающим особенностью внешности (родинка, веснушки, нетипичный цвет кожи или разрез глаз и т.д.)
| |
Адекватно реагирует на оценку
| | Жалуется на боли в желудке и тошноту
| |
Разыгрывает «героя»
| | Частые головные боли*
| |
Разыгрывает …
| | Утомляемость***
| |
Особенности поло-ролевой идентификации***
| | Физиологическое истощение
| |
Адекватность выбора персонажа возрасту
| | | |
Эмоциональное отношение к персонажу (-ам)***
| | Речь
| |
Предметное замещение
| | Замедленная речь
| |
Освоение пространства
| | Блокировка речи
| |
Не понимает смысл сказанного
| | Разговорчивость
| |
Чрезмерное фантазирование***
| | Неразговорчивость
| |
Чрезмерно громкий смех, плач***
| | Запинается, «трудно вытянуть из него слово»
| |
Чувствителен к дистанции во взаимодействии
| | Говорит беспорядочно, скороговоркой
| |
Слепо подчиняется установленным правилам
| | Слишком громкая речь
| |
Отказ от взаимодействия с кем-то из участников***
| | Слишком тихая речь
| |
Внезапный выход из игры
| | Наличие акцента
| |
Реакция на окончание игры***
| | Бедный словарный запас
| |
| | Богатый словарный запас
| |
Невротические проявления
| | Монотонная речь
| |
Кусание ногтей, одежды или предметов***
| | Выразительная речь
| |
Частое мигание глаз***
| | Вычурная речь***
| |
Непроизвольные движения головы***
| | Плохая артикуляция, «каша во рту»
| |
Подёргивание какой-либо частью тела***
| | Литературная, правильная речь
| |
Потение ладоней***
| | Заикание***
| |
| | | |
| | | |
3 – проявление сильно выражено.